Учебное пособие для специалистов по управлению образованием

С.В.Кривых, О.А.Абдуллаева,

И.Ю.Алексашина, Е.А.Марковская

Теория и методика

организации профильного обучения:

Санкт-Петербургский опыт

Учебное пособие для
специалистов по управлению

образованием

Под редакцией

И.Ю.Алексашиной

Кривых С.В., Абдуллаева О.А., Алексашина И.Ю., Марковская Е.А. Теория и методика организации профильного обучения: Санкт-Петербургский опыт. Учебное пособие для специалистов по управлению образованием / Под редакцией И.Ю.Алексашиной. – С Пб. – 195 с.

Издание посвящено изложению теоретических основ и практических рекомендаций по выработке и принятию оптимальных решений при организации системы предпрофильной подготовки и профильного обучения. В пособии излагаются ценностно-смысловые ориентиры и нормативно-правовые основания профильного обучения, рассматривается Санкт-Петербургский опыт подходов к организации содержания образования в профильной школе, способам осуществления образовательной деятельности, организации сетевого взаимодействия и другие аспекты обсуждаемой проблемы. Материалы пособия содержат как теоретические основания рассматриваемых вопросов, так и адреса практического опыта их реализации. Содержание этого опыта представлено в пособии «Методические рекомендации по внедрению в практику материалов по обобщению по проблеме «Развитие системы предпрофильной подготовки и профильного обучения» образовательных учреждений Санкт-Петербурга».

Пособие предназначено для специалистов по управлению образованием при проведении институциональных изменений в системе образования этих регионов и их стимулировании к внедрению инноваций в сфере управления системой образования, а также широкого круга педагогического общественности, интересующегося вопросами профильного обучения.

 Кривых С.В., Абдуллаева О.А., Алексашина И.Ю., Марковская Е.А., текст

БАЛТ-АУДИТ-ЭКСПЕРТ, оформление

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Основания профильного обучения

    1. Противоречия в современном образовании

1.2. Зарубежный опыт профильного обучения

1.3. Отечественный опыт профильного обучения

1.4. Новые возможности профильного обучения

Тема 2.Ценностно-смысловые ориентиры профильного обучения

2.1. Методологические основы профильного обучения

2.2. Цели профильного обучения

2.3. Стратегия развития профильного обучения

2.4. Требования к педагогу профильной школы

Тема 3. Нормативно-правовые основания профильного обучения

3.1. Закон «Об образовании»

3.2. Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.

3.3. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования

3.4. Стандартизация образования. Стандарты нового поколения

3.5. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования

3.6. Министерские и региональные документы, регламентирующие организацию профильного обучения

Тема 4. Содержание образования в профильной школе

4.1. Подходы к формированию содержания образования. Источники и факторы формирования содержания школьного образования. Структурные элементы содержания образования в профильной школе

4.2. Учебный план профильного класса. Базовые учебные предметы. Новые учебные предметы

4.3. Профильные учебные предметы

4.4. Элективные учебные предметы

4.5. Построение индивидуальныхобразовательных траекторий

4.6. Требования к программам.

Тема 5. Социальная направленность образовательной деятельности

5.1. Инновационные образовательные технологии

5.2. Учебные практики

5.3. Учебное проектирование

5.4. Учебно-исследовательская деятельность

Тема 6. Организация образовательной деятельности

6.1. Организация и управление педагогическим процессом

6.2. Целеполагание как важный элемент профильного обучения

6.3. Формы и методы обучения в профильной школе

6.4. Учебно-методическое, дидактическое, материально-техническое и информационное обеспечение профильного обучения

6.5. Методологические знания как необходимый элемент содержания образования в профильной школе

Тема 7. Открытое образовательное пространство. Организация сетевого взаимодействия

7.1. Использование открытого образовательного пространства при организации предпрофильной подготовки

7.2. Образовательная сеть. Возможности сетевого взаимодействия

7.3. Информационная работа в рамках образовательной сети

7.4. Курсы по выбору, профильная ориентация и профориентационная работа в открытом образовательном пространстве

7.5. Использование портфолио в аттестации девятиклассников и конкурсный прием в 10-ые профильные классы в условиях сетевого взаимодействия

Тема 8. Способы диагностики качества образовательной деятельности

8.1. Составляющие диагностики процесса и результатов обучения

8.2. Виды контроля и оценки. Формы, методы и средства контроля

8.3. Рейтинговая система оценивания и тестирование

Тема 9. Резервы дополнительного образования

9.1.Современное дополнительное образование

9.2.Возможности дополнительного образования в организации предпрофильной подготовки и профильного обучения.

9.3. Опыт реализации системы предпрофильной подготовки и профильного обучения в системе УДОД.

ВВЕДЕНИЕ

Правительство Российской Федерация в конце 2001 года утвердило «Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года». «Отечественная система образования, — отмечается в Концепции, — является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования».

Успешному практическому осуществлению этих глобальных задач призвано способствовать и введение в классах старшей ступени обучения профильной дифференциации образования, то есть организации в общеобразовательных школах обучения учащихся старшей ступени по разделенным учебным планам (уклонам: гуманитарному, физико-математическому и др.), предусматривающим право и возможность старшеклассникам самостоятельно выбирать различные профили обучения с учетом индивидуальных интересов, склонностей и способностей и позволяющих им сосредоточивать преимущественное внимание на углубленном изучении блока дисциплин, соответствующих избранному профилю образования.

Такая форма образования старшеклассников позволяет им получить по избранному профилю более глубокие и разносторонние теоретиче­ские и прикладные знания, умения и прочные практические навыки исследовательского характера, подготовить себя к успешному продолжению образования в среднем (высшем) профессиональном учебном заведении соответствующего направления или к труду в сфере материального производства. Из сказанного следует, что профильное образование по своим целям и содержанию занимает промежуточное положение между общим средним и профессиональным образованием.

Главной целью профильного обучения является обеспечение общедоступности для учащихся получения полноценного образования в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями, обеспечение профессиональной ориентации и самоопределения обучающихся, установление преемственности между общим и профессиональным образованием.

Организаторы учебного процесса в системе профильного обучения должны обеспечивать:

- вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса (проектирование индивидуальных образовательных траекторий);

- практическую ориентацию образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов (освоение проектно-исследовательских и коммуникативных методов);

  • завершение профильного самоопределения старшеклассников и формирование способностей и компетентностей, необходимых для продолжения образования в соответствующей сфере профессионального образования.

Целью настоящего пособия является создание необходимых условий для получения основных компетенций, необходимых для организации системы предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Для этого важно знать:

  • целевые установки профильного обучения

  • изменения в содержании образования в профильных классах;

  • изменения в образовательных технологиях,

  • нормативное обеспечение профильного обучения;

  • учебно-методическое обеспечение;

  • критерии оценки профильной подготовки учащихся.

Материалы учебного пособия прошли апробацию образовательных учреждениях Санкт-Петербурга. Содержание опыта представлено в пособии «Методические рекомендации по внедрению в практику материалов по обобщению по проблеме «Развитие системы предпрофильной подготовки и профильного обучения» образовательных учреждений Санкт-Петербурга».

  1. Учебно-методическое пособие для специалистов системы дошкольного образования по организации комплексной экспертизы образовательных ресурсов для дошкольников, в том числе электронных

    Учебно-методическое пособие
    Учебно-методическое пособие для специалистов системы дошкольного образования по организации комплексной экспертизы образовательных ресурсов для дошкольников,
  2. Пособие предназначено для специалистов органов управления образованием, руководителей образовательных учреждений и учителей-предметников. Автор-составитель

    Реферат
    В настоящем издании представлен анализ материалов о результатах научно-методической работы в рамках Договора о сотрудничестве между МОУ лицей № 29 и Институтом филологии ТГУ им.
  3. Учебное пособие для студентов среднего профессионального образования Санкт-Петербург 2009 (1)

    Учебное пособие
    Содержание пособия позволяет студенту самостоятельно изучить пропущенный учебный материал или познакомиться с дополнительным материалом, более успешно подготовиться к экзамену.
  4. Учебное пособие для студентов среднего профессионального образования Санкт-Петербург 2009 (2)

    Учебное пособие
    Учебное пособие дисциплины «Маркетинг» обсуждено на заседании методической комиссии экономических дисциплин (протокол № 1 от 27.08.2009) и одобрено методическим советом Санкт-Петербургского колледжа управления и экономики «Александровский
  5. Учебно-методическое пособие для специалистов по приготовлению мучных кондитерских изделий

    Учебно-методическое пособие
    Учебно-методическое пособие для подготовки специалистов по приготовлению мучных кондитерских изделий, и это актуально,т.к. структура кондитерского рынка России (см.
  6. Учебное пособие для студентов среднего профессионального образования специальности 030503 «Правоведение» Санкт-Петербург 2009 пояснительная записка

    Учебное пособие
    Учебное пособие разработано на основании государственного стандарта среднего профессионального образования для специальности 030503 «Правоведение» и рабочей программы по дисциплине «Теория государства и права».
  7. Учебное пособие для студентов среднего профессионального образования Специальность 1701 "Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)"

    Учебное пособие
    Учебное пособие ПП 01.02 содержит общие сведения о металлорежущих станках, основах обработки металлов резанием и применяемом режущем инструменте, конструкции, наладке и эксплуатации токарных, фрезерных, сверлильных, строгальных и шлифовальных станков.
  8. Учебное пособие для студентов среднего профессионального образования экономических специальностей Санкт-Петербург 2009 (1)

    Учебное пособие
    Учебное пособие дисциплины «Финансы и кредит» обсуждено на заседании методической комиссии экономических дисциплин (протокол № 1 от 27.08.2009) и одобрено методическим советом Санкт-Петербургского колледжа управления и экономики «Александровский
  9. Учебное пособие для студентов среднего профессионального образования экономических специальностей Санкт-Петербург 2009 (2)

    Учебное пособие
    Учебное пособие дисциплины «Государственное регулирование экономики» обсуждено на заседании методической комиссии экономических дисциплин (протокол № 1 от 27.

Другие похожие документы..