Программа пленарного заседания 3 Тихонова А. Ю., доктор культурологи

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

УЛЬЯНОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ

ОБЛАСТНОЙ НАУЧНО–ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УЛЬЯНОВСК 24 мая 2011 года

В сборнике представлены материалы, касающиеся разных аспектов управления ДОУ: научно-методологических, организационных, содержательных. Материалы имеют научную и практическую направленность и могут представлять интерес для руководителей ДОУ.

Ответственный редактор: Анохина И.А., заведующая кафедрой дошкольного образования ОГБОУ ДПО УИПКПРО, доцент, к.б.н.

Рецензент: Данилов С.В., проректор по научно-методический работе ОГБОУ ДПО УИПКПРО, доцент, к.п.н.

Содержание: Стр.

Программа пленарного заседания 3

Тихонова А.Ю., доктор культурологи,

профессор кафедры дошкольного образования

Научно-методологические основы современного 5

дошкольного образования

Майданкина Н.Ю.,

доцент кафедры дошкольного образования, к.п.н.

Альтернативные и вариативные модели дошкольного

образования 9

И.А. Анохина,

заведующая кафедрой дошкольного образования,

доцент, к.б.н.

Диссеминация инновационного опыта

регионального дошкольного образования 11

Игнатьева Н.В.,

заведующая МДОУ д/с № 257 г. Ульяновск

Самостоятельная финансово–хозяйственная

деятельность МДОУ в современных условиях 19

Иванова Т.В.,

заведующая МДОУ д/с № 128 г. Ульяновск

Мониторинг качества дошкольного образования

в современном ДОУ 29

Романова Н.М., воспитатель МДОУ

Детский сад «Золотая рыбка» г. Новоульяновск

Формирование культуры здоровья у детей

дошкольного возраста 33

Суворова Галина Валентиновна, старший воспитатель

МДОУ№ 5 «Теремок» р.п. Майна, Майнского района

Нравственно-эстетическое развитие дошкольников

в условиях сельского ДОУ 37

Трубачева Елена Сергеевна, заведующая МДОУ

«Ромашка» р.п. Ишеевка Ульяновского района

Формирование социальных навыков дошкольников

в процессе игровой деятельности 40

Шагарова Наталья Генриховна, заведующая МДОУ

«Василек» р.п. Октябрьский Чердаклинского района

Интеграция эколого-художественного образования

детей дошкольного возраста 47

Программа пленарного заседания по теме:

«Современные научно-методологические

подходы к организации дошкольного образования»

Дата проведения: 24 мая 2011 года, 11.00-13.00

Место проведения: актовый зал ОГБОУ ДПО УИПКПРО

10.00-11.00 – Регистрация участников конференции (фойе УИПКПРО)

Выставка-продажа научно-методической литературы (кабинет № 5,

фойе УИПКПРО)

11.00-11.15 – Открытие конференции, приветствие участников

(актовый зал УИПКПРО)

Козлова Наталья Александровна, заместитель начальника отдела обеспечения общего образования Министерства образования Ульяновской области.

Есенкова Татьяна Федоровна, ректор Ульяновского ИПКПРО, кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент МАНПО

Данилов Сергей Вячеславович, проректор по научно-методической работе, кандидат психологических наук, доцент.

11.15-12.15 Выступления:

1. Современные научно-методологические подходы к организации дошкольного образования.

Тихонова Анна Юрьевна, профессор кафедры дошкольного образования, доктор культурологии, кандидат педагогических наук, доцент.

2. Альтернативные и вариативные модели дошкольного образования.

Майданкина Наталья Юрьевна, доцент кафедры дошкольного образования, кандидат педагогических наук, доцент.

3. Диссеминация инновационного опыта регионального дошкольного образования.

Анохина Ирина Анатольевна, заведующая кафедрой дошкольного образования УИПКПРО, кандидат биологических наук, доцент

4. Организационно-педагогические основы инновационного управления развивающимся дошкольным образовательным учреждением.

Наумова Любовь Ивановна, заслуженный учитель РФ.

5. Научно-методическое обеспечение современного дошкольного образования.

Никулина Елена Борисовна, заведующая кафедрой педагогики Самарского филиала ГОУ ВПО МГПУ, к.п.н., доцент, сотрудник Издательского Дома «Федоров».

12.15-12.30Презентация опыта МДОУ по организации дошкольного образования:

  1. Организация самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности и переход на автономное ДОУ.

Игнатьева Наталья Владиленовна, заведующая МДОУ № 257 г. Ульяновска.

  1. Мониторинг качества дошкольного образования в современном ДОУ.

Иванова Татьяна Владимировна, заведующая МДОУ ЦРР № 128 г. Ульяновска.

  1. Содержательные аспекты современной системы дошкольного образования:

- физическое развитие: «Формирование культуры здоровья дошкольников» Романова Нина Михайловна, воспитатель МДОУ «Золотая рыбка» г. Новоульяновск;

- социально-личностное развитие «Формирование социальных навыков дошкольников в процессе игровой деятельности» Трубачева Елена Сергеевна, заведующая МДОУ «Ромашка» р.п «Ишеевка» Ульяновского района;

- художественно-эстетическое развитие «Нравственно-эстетическое развитие дошкольников в условиях сельского ДОУ», Суворова Галина Валентиновна, старший воспитатель МДОУ № 5 «Теремок» р.п. Майна, Майнского района;

- познавательно-речевое развитие «Интеграция эколого-художественного образования детей дошкольного возраста» Шагарова Наталья Генриховна, заведующая МДОУ «Василек» р.п. «Октябрьский Чердаклинского района.

12.30 -12.50 Открытая трибуна:

Организация конкурсов детских проектов.

Ведущий: Сидорчук Татьяна Александровна, доцент кафедры дошкольного образования УИПКПРО, кандидат педагогических наук.

12.50. – Награждение участников II Всероссийского конкурса «К здоровой семье через детский сад».

13.00. - Подведение итогов конференции.

Тихонова А.Ю., доктор культурологии

профессор кафедры дошкольного образования

Научно-методологические основы современного дошкольного

образования

Изменения, происходящие в дошкольном образовании XIX века, инициируют поиск новых педагогических подходов, которые были бы ориентированы на применения новых форм организации образовательного процесса и новых технологий обучения, воспитания. По свидетельству В.В.Абраменковой «специфика «познавательной ситуации» анализа детства как целостности в системе его многообразных связей с миром в настоящее время характеризуется все увеличивающимся разрывом между богатством эмпирических фактов о ребенке в рамках естественнонаучных и гуманитарных дисциплин и отсутствием общего, методологического представления о феномене детства в культуре и обществе». Именно поэтому современные образовательные технологии, основанные на научно-методологических подходах, должны быть нацелены на свободное развитие человека, на формирование творческой инициативы, самостоятельности, конкурентоспособности и мобильности личности.

Методология – это учение об организации деятельности. Такое определение однозначно детерминирует и предмет методологии – организация деятельности. При таком приведенном выше определении методологии ее можно рассматривать очень широко – как учение об организации любой человеческой деятельности: и научной, и любой практической профессиональной деятельности, и художественной, и игровой и т.д. – с одной стороны. С другой стороны – и индивидуальной, и коллективной деятельности. (Новиков А.М., Новиков Д.А.)

По мнению А.Г.Бермуса, гуманитарная методология образования есть многоаспектная установка на одновременное внешнее понимание и реконструкцию существующих методологических традиций, основанную на имманентной потребности в «следующем шаге развития». Методология является основанием для воспитания дошкольников, подготовки специалистов для детских садов, разработки программ развития ДОУ.

В связи с этим возникает необходимость рассмотрения научно-методологических подходов современного дошкольного образования, которые обеспечат его стратегический анализ и прогнозирование:

  • комплексный,

  • акмеологический,

  • инновационный,

  • системно-синергетический,

  • субъектно-средовый,

  • компетентностный,

  • коммуникативный,

  • ситуационный,

  • вариативно-модельный,

  • социокультурный,

  • парадигмальный,

  • индивидуально-личностный,

  • полисубъектный (диалогический),

  • культурологический,

  • этнопедагогический,

  • антропологический.

Комплексный, системно-синергетический подход предполагает рассматривать детство как результат социогенеза детско-взрослых отношений. В центре внимания находятся социальные группы – большие и малые, реальные и идеальные (существующие в воображении ребенка), референтные (личностно значимые для него) и группы принадлежности, в которые включен ребенок или с которыми он себя отождествляет: это семья и школьный класс, детские игровые сообщества, большие социальные группы (региона, населенного пункта, страны), к которым ребенок считает себя принадлежащим, и т.д.

Субъектно-средовый подход определяет, что детская картина мира представляет собой расширяющееся с возрастом ребенка физическое пространство: от размеров вытянутой руки до космических расстояний, от изображения маленькой комнаты до планетарного масштаба. Посредством системы значений в сознании ребенка предстает модель мира, которая включает Мир вещей и предметов, Мир людей, Мир самого себя.

Ситуационный подход подтверждает, что смена социальной позиции ребенка проявляется, в частности, в приеме постановки себя на место другого в ситуации личностного выбора. Важную роль играет создание взрослым ситуации успеха для дошкольника.

Вариативно-модельный подход учит конструировать деятельность таким образом, чтобы отдельные ее компоненты сравнительно легко заменялись, подвергались корректировке и модернизации; необходимо строить модели, проекты, конструкции таким образом, чтобы их можно было легко приспосабливать, адаптировать к изменяющимся условиям.

Индивидуально-личностный подход характеризуется тем, что, во-первых, личность должна ориентироваться на самопознание и самоопределение, во-вторых, реализация индивидуальных потребностей должна быть соотнесена с социальными и общекультурными нормами

Полисубъектный (диалогический) вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность. Она не исчерпывается ею, не может быть к ней сведена и отождествлена (Л. П. Буева). В этой связи необходимо акцентировать внимание на микросоциуме и отношениях между субъектами образовательного процесса как на важнейших источниках духовного развития.

Коммуникативный подход определяет, что организация совместного общения с представителями разного возраста, позволяющего ребенку увидеть в партнере личность, учитывающей его желания, считающейся с его интересами, и помогающей переносить в ситуации общения со сверстниками образцы деятельности и поведения взрослых. Коммуникативная деятельность (общение) как вид деятельности обусловлена социальной природой человека и является условием познания, условием труда, условием выработки системы ценностей. Коммуникативный потенциал личности определяется мерой и формами общительности личности, характером, формой и прочностью контактов, устанавливаемых ею с другими людьми.

Культурологический подход как конкретно-научная методология познания и преобразования педагогической реальности имеет три взаимосвязанных аспекта действия: аксиологический (ценностный) - оценки, критерии (цели, нормы, стандарты и т.д.) и способы оценивания, технологический (социально-гуманистическую программу и предопределяет направленность того или иного вида деятельности, ее ценностных типологических особенностей и результатов (Н.Р.Ставская, Э.И.Комарова, И. И. Булычев).) и личностно-творческий - связью индивида и культуры (И.Ф.Исаев).

Этнопедагогический подход связан с пониманием межнациональных и межкультурных различий, но, что не менее важно, включает эмоциональность и эмпатию, креативность, поведенческую адекватность. Национальная культура придает специфический колорит среде, в которой функционируют различные образовательные учреждения. Задача педагогов в связи с этим состоит в том, чтобы, с одной стороны, изучать, формировать эту среду, а с другой - максимально использовать ее воспитательные возможности.

  1. Программа пленарного заседания 10: 00 13: 00 (1)

    Программа
    Фойе актового зала ЧГПУ. Выставка научно-издательской продукции профессорско-преподавательского состава, докторантов, аспирантов и студентов ЧГПУ за 2011 год (ответственный за проведение – зав.
  2. Программа пленарного заседания 10: 00 13: 00 (2)

    Программа
    Доклад «Реформы и реформаторы: как выбирали путь развития России» (доктор исторических наук, доцент кафедры истории, культурологии, социологии права ФГБОУ ВПО «ЧГПУ», Н.
  3. Программа региональной межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых пятигорск 2012

    Программа
    Кондуш А.В., Институт переводоведения и многоязычия, 3 курс, Клепалко А.О., Стехова Т.А., Высшая школа политического управления и менеджмента, 1 курс.
  4. Программа XIV межрегиональной конференции-фестиваля научного творчества учащейся молодёжи «Юность Большой Волги»

    Программа
    Машиностроение и машиноведение; Транспортное, горное и строительное машиностроение. Процессы и машины агроинженерных систем. Металлургическое и химическое машиностроение.
  5. Программа II евразийского научного форума «геополитика и экономическая динамика евразии: история, современность, перспективы» (1)

    Программа
    1. Хоменко Вадим Васильевич (Казань, Россия), заместитель министра образования и науки Республики Татарстан, директор НИИ региональных социально-экономических исследований Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета,
  6. Программа II евразийского научного форума «геополитика и экономическая динамика евразии: история, современность, перспективы» (2)

    Программа
    4. Тагиров Индус Ризакович (Казань, Россия), заведующий кафедрой современной отечественной истории Казанского государственного университета, академик Академии наук Республики Татарстан,
  7. Программа научных мероприятий 16-30 апреля 2007 года Волгоград 2007 Ответственный за выпуск доктор технических наук, профессор Б. Н. Сипливый Приглашаем Вас

    Программа
    - Научная конференция студентов, являющаяся I туром Всероссийского открытого конкурса на лучшую работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам;
  8. Программа Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 24 26 мая 2012 года

    Программа
    Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессинального образования Калининградской области «художественно-промышленный техникум»
  9. Программа 2 1-2 2 октября 2010 г. Музей «Симбирская классическая гимназия» г. Ульяновск

    Программа
    Суперанская Александра Васильевна, доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник Института языкознания Российской Академии наук, г.

Другие похожие документы..