Программа пленарного заседания 3 Тихонова А. Ю., доктор культурологи

Деятельностный подход направлен на создание экспериментальной модели жизненных ситуаций личностного выбора в совместной деятельности детей. Смена позиции в процессе совместной деятельности предоставляет ребенку возможность освоения различных моделей поведения в зависимости от ситуации и «упражняет» его в таком поведении по отношению к значимому другому, как будто этим другим является он сам.

Антропологический подход был разработан еще К.Д.Ушинским. В его понимании он означал системное использование данных всех наук о человеке как предмете воспитания и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» - это положение К.Д.Ушинского было и остается неизменной истиной для современной педагогики.

Стандарт воспитания детей дошкольного возраста опирается на научно выверенную стратегию модернизации дошкольного образования, которая связывает воедино его социальные, организационные, финансово-экономические, программно-методические и другие приоритеты, определяя продуманную программу действий в системе дошкольного образования.

На социальном уровне — трансформация статуса «общественное дошкольное образование» в неоднородный институт, избирательно удовлетворяющий образовательные потребности разных слоев общества, развитие сети негосударственных ДОУ, превращение дошкольного воспитания в открытую систему. Под открытостью в широком смысле понимается стремление идти навстречу изменившимся и особым потребностям семей; готовность к новым формам взаимодействия с семьей, к установлению прочных связей с социумом и интеграцией в его структуру; к демократизации педагогического процесса и к установлению открытых отношений в коллективе педагогов и детей.

На финансово-экономическом уровне:

- введение многоканальной системы финансирования дошкольного образования;

- использование внутренних резервов ДО, позволяющих снизить расходы на содержание детей.

На организационном уровне:

- появление новых видов дошкольных организаций способствующих повышению охвата детей дошкольного образованием:

- д/с компенсирующего типа;

- д/с присмотра и оздоровления;

- центров развития;

- мини-садов;

- групп кратковременного пребывания;

- смешанные возрастные группы;

- прогулочных групп;

- инклюзивные группы и т.д.

На программно-методическом уровне:

- широкое использование новых вариантов программного и методического обеспечения старшего дошкольного возраста;

- интенсификация психологического сопровождения образовательного процесса детей старшего дошкольного возраста.

Реконструкция существующих методологических традиций в практике дошкольного образования в свете указанных подходов способствует реализации основных идей стандарта дошкольного возраста:

Природа – это богатый мир, в котором живет и развивается человек. Человек должен беречь природу, приумножать ее богатства. От благосостояния природы зависит благополучие человека и человечества;

Человек – наивысшая ценность в мире. Человек – неразрывная часть природы, обладающая уникальными возможностями и способностями. Каждый человек неповторим от природы. Человек обладает широкими правами и свободами. Необходимо уважать права и свободы человека, быть терпимым к другому человеку;

Здоровье – важнейшая ценность человеческого бытия. Человек должен беречь свое здоровье, заботиться о нем, не растрачивать силы, закаливать свой организм. Физическое здоровье – основа психического и духовного здоровья человека;

Семья – это мир, в котором живут самые близкие и дорогие люди. Надо любить и беречь свою семью, заботиться о родных и близких. Семья – это надежная опора и защита человека в самых разных ситуациях;

Родина – это страна, где родился и живет человек. Родина – это город, поселок, улица, дом, семья, родные, друзья, детский сад и многое другое. Родина бывает только одна и ее надо любить. Наша Родина – Россия. Юные россияне должны расти здоровыми, счастливыми, образованными.

Эти ключевые идеи – суть современной образовательной политики в отношении детства, которые должны стать основой содержания воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Майданкина Н.Ю.,

доцент кафедры дошкольного образования, к.п.н.

Альтернативные и вариативные модели дошкольного

образования

Система дошкольного образования в нашей стране по-прежнему остается мощным институтом развития ребенка дошкольного возраста. В то же время в сфере дошкольного образования обозначились тенденции свертывания социальной поддержки населения (перевод финансирования дошкольных учреждений с федерального на региональный уровень), уменьшения комплекса социальных услуг (низкий процент охвата детей услугами ДОУ), растущей потребности в новых формах организации детей дошкольного возраста (ДОУ с «полным пансионом» не в полной мере удовлетворяют общественным условиям). В настоящее время важной проблемой для дошкольных работников является сохранение сети дошкольных организаций и развитие новых низко затратных моделей дошкольного воспитания.

Вышеназванные тенденции вызвали серьезные изменения в системе дошкольного образования и привели к появлению новых вариативных моделей воспитания детей дошкольного возраста: разнообразные типы и виды образовательных учреждений, группы кратковременного пребывания, организация работы с детьми старшего дошкольного возраста, что на практике получило название «предшкольное образование». Не останавливаясь на корректности термина «предшкольное образование», выделение данного направления в дошкольной педагогике и практике свидетельствует об особом внимании образовательных структур к организации деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Целью образовательной политики Ульяновской области в сфере дошкольного образования является обеспечение государственных гарантий доступного и качественного дошкольного образования, обеспечивающего равные стартовые условия для последующего успешного обучения ребёнка в школе. Для реализации этой цели в регионе последовательно были разработаны две областные целевые программы «Развитие дошкольного образования Ульяновской области» на 2007 – 2010 годы, «Развитие дошкольного образования в Ульяновской области» на 2011-2012 годы.

Важным направлением Целевой программы развития дошкольного образования в Ульяновской области является разработка, защита и внедрение проектов в сфере дошкольного образования, направленных на развитие вариативных и альтернативных форм дошкольного образования.

В целях оптимизации системы дошкольного образования предлагаются ряд альтернативных и вариативных форм дошкольного образования:

  • особый интерес для практических работников представляет введение такой вариативной формы, как автономные некоммерческие образования (АНО).

Сущность АНО состоит в переводе дошкольного образовательного учреждения в новую организационную форму – в автономную некоммерческую организацию, приобретая статус хозяйствующего субъекта. У АНО появляется возможность привлекать для своего развития средства из различных источников, как государственных, так и коммерческих;

  • одной из форм может стать семейный детский сад, открываемый на квартире воспитателя.Разработаны методические рекомендации по организации семейного детского сада (к.п.н., доцент М.А.Ковардакова) и учебная программа " Воспитание детей в семейном детском саду";

  • близок по форме - частный детский сад;

  • реанимируется забытая форма дошкольного образования - корпоративный детский сад;

  • при большой занятости современных родителей пользуется спросом образовательная услуга - группа выходного дня;

  • группа кратковременного пребывания;

  • центр (служба) поддержки раннего семейного воспитания. Разработано научно-методическое сопровождение раннего семейного воспитания, положение о службе раннего семейного воспитания на базе ДОУ № 229. Опыт организации представлен в журнале «Управление ДОУ» № 3, 2011.

  • гувернерская служба;

  • детские социально-игровые комнаты;

  • центр игровой поддержки детей от 2м. до 1,5 лет и от 1,5 лет до 6 лет;

  • прогулочные группы;

  • группы здоровья;

  • группы раннего развития;

  • группы для детей, имеющих особенности в развитии.

И.А. Анохина,

заведующая кафедрой дошкольного образования,

доцент, к.б.н.

Диссеминация инновационного опыта

регионального дошкольного образования

В Приказе Министерства образования и науки «О порядке аттестации педагогических работников» № 209 от 24 марта 2010 г. рекомендовано присвоение высшей категории с учетом личного вклада в повышение качества образования на основе инновационной деятельности и активного распространения собственного опыта в области повышения качества образования и воспитания.

«Программа развития дошкольного образования Ульяновской области на 2011-2012 гг.» предполагает, что доля ДОУ, реализующих инновационные проекты к концу 2012 года составит 25 % и 20 % педагогов Ульяновской области. В настоящее время в разных районах области функционирует 5 научно-методических центров и 23 экспериментальные площадки, что составляет 7,3 % от общего количества ДОУ.

Чтобы создать базу для вовлечения в инновационные процессы новых участников преподавателями кафедры по своим направлениям по оздоровительному - Анохиной И.А., по социально-личностному - Майданкиной Н.Ю., по познавательно-речевому - Сидорчук Т.А., по художественно-эстетическому - Котляковой Т.А. организованы и работают творческие группы из представителей ДОУ, которые выезжают в ДОУ для знакомства с инновациями и обмена опытом.

В системе дошкольного образования Ульяновской области с начала 90-х годов накоплен уникальный инновационный опыт по вышеназванным направлениям. Важным показателем инновационной работы является продвижение опыта в педагогический процесс дошкольных образовательных учреждений.

Обобщенный опыт работы инновационных ДОУ был опубликован в сборниках материалов региональной научно-практической конференции «Педагогические инновации в образовательных учреждениях региона» ИПКПРО «Дошкольное образование в инновационном поле» (2005), «Инновационная деятельность в дошкольных учреждениях региона: состояние и перспективы» (2008), «Дошкольник. Образование. Инновации» (2008) и др. Готовятся методические рекомендации «Инновации – дошкольному образованию» с материалами экспериментальных ДОУ Ульяновской области.

Большой вклад в продвижение инновационных идей с практику дошкольного образования, обобщение и распространение опыта инновационных учреждений внести бывшие руководители нашей кафедры Бочкарева Людмила Петровна, по инициативе которой с 1993 года ДОУ нашей области начали заниматься инновационной деятельностью, Качкова Тамара Юрьевна, Ковардакова Маргарита Анатольевна.

Однако на сегодняшний день возникает необходимость транслирования опыта работы творческих коллективов и педагогов на более высоком уровне - региональном, Всероссийском и Международном.

На кафедре дошкольного образования организован временный научно-исследовательский коллектив (ВНИК) «Территория счастливого детства» целью которого является не только разработка, внедрение, но и диссеминация инновационных идей и подходов на всех уровнях.

Пути диссеминации:

  1. Программа пленарного заседания 10: 00 13: 00 (1)

    Программа
    Фойе актового зала ЧГПУ. Выставка научно-издательской продукции профессорско-преподавательского состава, докторантов, аспирантов и студентов ЧГПУ за 2011 год (ответственный за проведение – зав.
  2. Программа пленарного заседания 10: 00 13: 00 (2)

    Программа
    Доклад «Реформы и реформаторы: как выбирали путь развития России» (доктор исторических наук, доцент кафедры истории, культурологии, социологии права ФГБОУ ВПО «ЧГПУ», Н.
  3. Программа региональной межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых пятигорск 2012

    Программа
    Кондуш А.В., Институт переводоведения и многоязычия, 3 курс, Клепалко А.О., Стехова Т.А., Высшая школа политического управления и менеджмента, 1 курс.
  4. Программа XIV межрегиональной конференции-фестиваля научного творчества учащейся молодёжи «Юность Большой Волги»

    Программа
    Машиностроение и машиноведение; Транспортное, горное и строительное машиностроение. Процессы и машины агроинженерных систем. Металлургическое и химическое машиностроение.
  5. Программа II евразийского научного форума «геополитика и экономическая динамика евразии: история, современность, перспективы» (1)

    Программа
    1. Хоменко Вадим Васильевич (Казань, Россия), заместитель министра образования и науки Республики Татарстан, директор НИИ региональных социально-экономических исследований Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета,
  6. Программа II евразийского научного форума «геополитика и экономическая динамика евразии: история, современность, перспективы» (2)

    Программа
    4. Тагиров Индус Ризакович (Казань, Россия), заведующий кафедрой современной отечественной истории Казанского государственного университета, академик Академии наук Республики Татарстан,
  7. Программа научных мероприятий 16-30 апреля 2007 года Волгоград 2007 Ответственный за выпуск доктор технических наук, профессор Б. Н. Сипливый Приглашаем Вас

    Программа
    - Научная конференция студентов, являющаяся I туром Всероссийского открытого конкурса на лучшую работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам;
  8. Программа Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 24 26 мая 2012 года

    Программа
    Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессинального образования Калининградской области «художественно-промышленный техникум»
  9. Программа 2 1-2 2 октября 2010 г. Музей «Симбирская классическая гимназия» г. Ульяновск

    Программа
    Суперанская Александра Васильевна, доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник Института языкознания Российской Академии наук, г.

Другие похожие документы..