Итоги реализации приоритетного национального проекта «Образование» на территории Ульяновской области за Iполугодие 2009 года

ИТОГИ

реализации приоритетного национального проекта «Образование»

на территории Ульяновской области за I полугодие 2009 года

Докладчик: Балашова Ирина Владимировна – Министр образования

Ульяновской области

Приоритетный национальный проект «Образование» призван ускорить модернизацию образования, результатом которой станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям. В нацпроекте заложено два основных механизма стимулирования необходимых системных изменений в образовании. Во-первых, это выявление и приоритетная поддержка лидеров – «точек роста» нового качества образования. Во-вторых - внедрение в массовую практику элементов новых управленческих механизмов и подходов.

В I полугодии 2009 года в соответствии с программой развития приоритетного национального проекта «Образование» на 2009-2012 годы, в системе образования Ульяновской области были принципиальным образом пересмотрены приоритеты развития отрасли в связи с изменяющейся финансово-экономической ситуацией и разработкой новых стратегических документов на уровне Президента и Правительства Российской Федерации.

В современных условиях деятельность Министерства определяется основными направлениями национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», которая была рассмотрена на заседании Правительства РФ в апреле 2009 года и вынесена на обсуждение педагогической общественности.

Первое направление, предложенное Президентом РФ – это подготовка к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Данное направление реализуется в условиях постоянного обновления содержания образования. Помимо введения новых образовательных стандартов, для нас важнейшее значение здесь имеют такие приоритеты, как:

  • обеспечение непрерывности образования от дошкольной ступени до получения среднего и высшего профессионального образования;

  • обеспечение качества предоставляемых услуг в сфере образования и успешности выпускников при переходе от одной ступени к другой (поступление в школу, сдача ЕГЭ и поступление в ВУЗы и ССУЗы, трудоустройство на работу).

  • организация успешной социализации в современном обществе детей с ограниченными возможностями здоровья (в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий).

С целью обеспечения непрерывности образования, в сфере дошкольного образования действует сеть образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, которая насчитывает 516учреждений, из них:

  • дошкольных образовательных учреждений - 385, из них 376 – муниципальных, 9 – иных форм собственности;

  • образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста – 7;

  • 124 общеобразовательные школы со 140 дошкольными группами.

По сравнению с 2006 годом сеть учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, увеличилась на 52 учреждения. Общая численность детей, посещающих образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, составляет 39,6 тыс. человек, что по сравнению с 2008 годом на 1,2 тыс. человек больше, по сравнению с 2006 годом – на 3,4 тыс. человек больше.

Среднийпоказатель охвата детей в возрасте от 1 года до 6 лет дошкольными образовательными услугами от общей численности детей данного возраста в Ульяновской области составляет 59,1 %.

Наблюдается тенденция роста показателя охвата детей дошкольными образовательными учреждениями. По сравнению с 2006 годом данный показатель увеличился на 3,7 %.

Выполнение целевых индикаторов.

Охват детей дошкольным образованием.

По данному показателю мы приближаемся к среднероссийскому (63,5%), однако показатель Приволжского Федерального округа выше, и составляет 65 %.

Вместе с тем, увеличение рождаемости и дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях в настоящее время не позволяют в полной мере реализовывать запросы граждан на представление услуг дошкольного образования.

По результатам мониторинга обеспеченности местами детей в ДОУ, проведённого Министерством образования, прогнозируемая численность детей нуждающихся в ДОУ и не обеспеченных местами в период комплектования ДОУ составит 8574 человек (на 01.09.2009). В том числе, по муниципальным образованиям: г. Ульяновск - 6684 чел., г. Димитровград – 769 чел., Барышский район – 280 чел., Чердаклинский район – 247, Ульяновский – 223, г. Новоульяновск – 132, Инзенский район – 103, Тереньгульский – 56 человек и т.д. ( Всего зарегистрировано для определения в ДОУ - 21,5 тысяч человек, нуждаются в предоставлении мест в ДОУ (дети в возрасте от 1,5 до 6 лет) – 16,0 тысяч человек.

Численность детей, состоящих на учёте для определения в ДОУ.

Определив дошкольное образование региональным приоритетом, в целях обеспечения граждан общедоступным и качественным дошкольным образованием в области успешно реализуется областная целевая программа «Развитие дошкольного образования Ульяновской области» на 2007 – 2010 годы.

С целью обеспечения дошкольным образованием только в 2008 году было введено 3408 мест, в I полугодии 2009 года введено дополнительно 20 мест (дошкольная группа в МДОУ р.п. Старотимошкино Барышского района) до конца года будут введены ещё 935 мест. Всего 955 мест.

В настоящее время разрабатывается проект областной целевой программы «Развитие дошкольного образования Ульяновской области» на 2011-2012 годы. Кроме того, Министерством образования принимаются дополнительные меры по обеспечению доступности дошкольного образования. В области имеется опыт развития вариативных форм дошкольного образования.

В целях реализации задачи обеспечения равных стартовых возможностей при поступлении ребёнка в школу программу дошкольного образования реализуют 54 группы кратковременного пребывания детей на базе общеобразовательных учреждений. В Ульяновской области 2708 детей в возрасте от 3 до 7 лет посещают занятия в школах и студиях раннего развития, организованных на базе муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования.

В настоящее время продолжается работа по изучению вопросов создания частных детских садов и перевода ряда дошкольных образовательных учреждений в автономные дошкольные образовательные учреждения.

В негосударственном образовательном учреждении «Симбирская общеобразовательная гимназия «ДАР» функционируют 2 группы кратковременного пребывания для детей в возрасте от 4,5 до 7-ми лет в режиме пятидневной недели с 5-ти часовым пребывание детей и 2-х разовым питанием. Стоимость содержания ребёнка в месяц в данном учреждении составляет 6500 рублей.

В целях обеспечения равноправного доступа к услугам дошкольного образования, Ульяновская область реализует государственные полномочия, переданные субъекту Российской Федерацией по выплате компенсации части родительской платы и содержанию детей – инвалидов в муниципальных образовательных учреждениях.

За первое полугодие 2009 году из областного бюджета Ульяновской области бюджетам городских округов и муниципальных районов Ульяновской области предоставлены субвенции на реализацию государственных полномочий по выплате компенсации части родительской платы в общем объёме 31362,4 тыс. рублей, в том числе:

  • из федерального бюджета – 21041,3 тыс. рублей;

  • из областного бюджета Ульяновской области – 10321,1 тыс. рублей.

За отчётный период на содержание 488 детей-инвалидов в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования из областного бюджета профинансировано 18180,7 тыс. рублей.

На начало 2008-2009 учебного года в системе общего образования функционировало 566 образовательных учреждений. Из них: 547 общеобразовательных учреждения, 19 - для детей с отклонениями в развитии. По сравнению с началом прошлого года в Ульяновской области количество школ уменьшилось на 29. По предварительным данным, в связи с реорганизацией и ликвидацией общеобразовательных учреждений в течение 2009 года, их количество к 01.09.2009г. уменьшится ещё на 35 единиц.

Снижение количественного состава образовательных учреждений происходит из-за сокращения численности контингента обучающихся. Анализ полученных данных показал, что процесс сокращения численности контингента в нашей области замедляется. Так, если в 2006-2007 учебном году наблюдалось сокращение на 22 236 человек по сравнению с прошлым учебным годом, то в 2008-2009 происходит сокращение на 6 680 учащихся.

Тем не менее, результаты полученных данных позволяют сделать выводы, что сегодня наши школы заполнены на 56%. Неэффективно используются 44% площадей.

Более 50% школ Ульяновской области имеют в своём составе менее 100 учащихся (297), из них 99 полных средних школ (33%). Уровень образования детей в таких школах оставляет желать лучшего. По итогам ЕГЭ во многих малокомплектных школах сельских районов Ульяновской области отмечен уровень качества знаний ниже 20%, в некоторых школах он равен нулю.

Например:

  • Пятисотенная школа Чердаклинского района: из 9 выпускников 5 человек не справились с заданиями по обязательным предметам – русскому языку и математике;

  • Грибовская школа Старомайнского района: из 4 выпускников 2 человека (50 %) также не преодолели минимальный порог;

  • Новиковская школа Старомайнского района: 9 выпускников, 4 человека из которых не справились с заданиями, «принесли» школе только последнее место в районе и 309 из 335 возможных в области;

  • 6 выпускников Нагаевской школы Карсунского района по результатам ЕГЭ также поставили школу на последнее место в районе и 285-ое в области;

  • из 3 выпускников Игнатовской школы Майнского района 2 человека не сдали ЕГЭ по математике, 1 человек – по русскому языку.

Причина заключается в том, что в малокомплектных школах невозможно обеспечить преподавание предметов квалифицированными специалистами, создать необходимую базу для изучения отдельных предметов (физики, химии, информатики, биологии, географии и др.);

Тем не менее, в целом, по итогам сдачи единого государственного экзамена Ульяновская область оказалась в числе наиболее успешных регионов, где средняя доля выпускников, справившихся с ЕГЭ, составила 95% (в среднем по России 89,4%). Удельный вес лиц, сдавших единый государственный экзамен, вырос по сравнению с прошлым учебным годом с 77% до 97%, и составил 9 636 человек.

Результаты участия Ульяновской области в ЕГЭ позволили региону занять место в первой половине таблицы участия регионов России в ЕГЭ.

Результаты ЕГЭ наших выпускников, если и меньше общероссийских показателей, то не более чем на 0,5-0,8 %, а по таким предметам, как информатика, история, английский, немецкий, французский языки в 2 и более раз выше.

14 выпускников школ Ульяновской области показали 100-балльные результаты ЕГЭ. Среди них 7 «стобалльников» по русскому языку, 5 – по математике, 2 – по литературе. В числе «стобалльников» выпускники городской гимназии г. Димитровграда, гимназии № 33, лицеев №№ 20, 38, 90, при УлГТУ, общеобразовательных школ №№ 6, 9, 10, 81 г. Ульяновска, школы с. Студенец Кузоватовского района.

Мониторинг участия в ЕГЭ школ муниципальных образований позволил выявить, что 100 % выпускников школ Базарносызганского района преодолели минимальный порог и по русскому языку, и по математике. Также стопроцентно с заданиями по математике справились участники ЕГЭ Новомалыклинского, Старокулаткинского, Сурского районов.

Нижние строчки рейтинговой таблицы занимают такие районы, как Вешкаймский, Майнский, Барышский.

На особом контроле министерства категория выпускников, которые закончили школу со справкой. Их 310 человек (2,8 % от общего числа выпускников). Данный показатель соответствует общероссийскому показателю (2,6 %).

На подготовительном этапе к государственной (итоговой) аттестации 2009 года были предусмотрены варианты определения данных выпускников: в учреждения начального и среднего профессионального образования с аттестатами об основном общем образовании, в учреждения профессионального образования на курсы от 1 до 10 месяцев для получения рабочей профессии и последующим трудоустройством органами местного самоуправления. В настоящее время Министерством образования проводится еженедельный мониторинг жизнеустройства каждого из этих выпускников.

Несмотря на введение обязательного ЕГЭ по 13 предметам, по итогам окончания 2008-2009 года, наблюдается рост уровня качества знаний на 1,8%.

Анализ ситуации с профильным образованием показал, что оно реализуется в 352 (63,5%) школах по двум моделям – внутришкольной и сетевой профилизации. По первой модели работают 236 (87,3%) школ. Они расположены в городской местности. Остальные 98 (22,7%) - сельские школы.

Все перечисленные факты свидетельствуют о медленной модернизации системы образования в школах сельской местности. Тем не менее, процесс оптимизации в муниципальных образованиях проводится; получены уже определённые результаты.

Сравнительный анализ индикативных показателей состояния системы образования в муниципальных образованиях Ульяновской области, свидетельствует о положительной динамике:

  • по показателю «количество учащихся на одного учителя», в среднем по области с начала 2008-2009 учебного года, произошло увеличение с 9,6 до 10,6 человек. По муниципальным образованиям области: самый высокий показатель в городе Димитровград – 14,2, городе Барыш – 14,1, городе Ульяновск – 13,0, в Инзенском районе – 12,8. Самый низкий показатель в Старокулаткинском районе – 5,9, Сурском районе – 7,4, Вешкаймском, Кузоватовском районах – 7,5. В настоящий момент, данный показатель соответствует среднероссийскому - 10,7;

  • показатель наполняемости классов в городской местности остаётся стабильно высоким. Средний по области показатель – 23,2 человека. (По ПФО – 23,6, по России 23,8). По муниципальным образованиям: самый высокий показатель в городе Ульяновск – 24,1, в р.п. Тереньга – 24,1, в городе Барыш – 23,7. Самый низкий показатель в Базарном Сызгане – 17,6, городе Новоульяновск – 17,5;

  • в результате ликвидации малокомплектных школ, в области наблюдается существенное увеличение показателя наполняемости классов в сельской местности с 8,9 до 10,5 человек (По ПФО – 11,3, по России - 12,4). По муниципальным образованиям области: самый высокий показатель в Ульяновском районе – 14,0, Майнском районе – 13,4, , Чердаклинском районе – 13,3. Самый низкий показатель в Карсунском районе – 7,0, Сурском районе – 7,1, Базарносызганском – 7,7, Инзенском – 8,2. Именно в этих районах запланировано максимальное количество мероприятий по оптимизации и реструктуризации образовательной сети.

Оптимизация сети требует серьёзного решения проблемы безопасных перевозок школьников. Оптимизируем сеть – закладываем средства для приобретения школьных автобусов. Всего, до конца года в рамках реализации ПНПО подвоз учащихся сельских школ обеспечивали 127 новых школьных автобусов. В 2009 году в рамках ОЦП «Школьный автобус» запланирована закупка 54 школьных автобусов на 22 места и 41 автобуса на 11 мест (всего 95). В этих целях из бюджета Ульяновской области выделяется 29 700 тыс. руб. Соответствующий закон о внесении изменений в ОЦП «Школьный автобус» принят в ЗСО. Увеличение количества автобусов с 23 до 95 стало возможным благодаря привлечению федеральных субсидий на приобретение автотранспортных средств и коммунальной техники в пропорции 30% (областной бюджет) на 70% (федеральный бюджет). Общая сумма соглашения составляет 89 725 тыс. руб., в том числе за счёт федеральных средств 62 800 тыс. руб. и 26 925 тыс. руб. за счёт средств регионального софинансирования.

  1. Информационный бюллетень выпуск 7 Казань, 2009 Вбюллетене опубликованы материалы Общественной палаты Республики Татарстан за Iполугодие 2009 года

    Информационный бюллетень
    1.6. Список членов Общественной палаты РТ, рекомендуемых для привлечения в качестве экспертов для проведения оценки материалов участников конкурса «Поддержка лучших учителей».
  2. План работы Министерства образования Московской области на Iполугодие 2012 г. Январь

    Документ
    Постановление Правительства от 17 января 2012 №3854 «Об утверждении Перечня праздничных и культурно-массовых мероприятий регионального (Московской области) и межмуниципального значения в сфере образования, посвященных знаменательным
  3. Отчет о работе комиссии Общественной палаты рт по вопросам экономической политики и реализации приоритетных программ Республики Татарстан за Iполугодие 2009 года. Заседание Общественной палаты Республики Татарстан от 23 декабря 2009 года

    Содержательный отчет
    1.2. Резолюция Общественной палаты Республики Татарстан по итогам обсуждения статьи – обращения к нации Президента Российской Федерации Д.А.Медведева «Россия, вперед!».
  4. Информационный бюллетень выпуск 9 Казань, 2010 Вбюллетене опубликованы материалы Общественной палаты Республики Татарстан за Iполугодие 2010 года

    Информационный бюллетень
    2.1.2. Информация о выполнении Комплексного плана по реализации Послания Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан за 2009 год.
  5. Доклад об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения в Iполугодии 2010 года

    Доклад
    2. Исполнение полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации 7
  6. "Рынок мяса рф" получатель (2)

    Бюллетень
    Минэкономразвития РФ опубликовало заключение об оценке регулирующего воздействия на проект технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции"
  7. "Рынок мяса рф" получатель (8)

    Бюллетень
    В ходе встречи подписан ряд документов - соглашение, предусматривающее выделение федеральных средств на софинансирование экономически значимых региональных программ, и дополнительное соглашение о предоставлении республике субсидий

Другие похожие документы..