Примерная программа русский язык и культура речи для всех специальностей среднего медицинского и фармацевтического образования Базовый уровень

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Всероссийский учебно-научно-методический центр

по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Для всех специальностей среднего медицинского и
фармацевтического образования
Базовый уровень подготовки

Москва

2002

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Всероссийский учебно-научно-методический центр

по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель Департамента

образовательных медицинских

учреждений и кадровой политики

Н.Н. Володин

_______________________

____” _________2002 г.

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Для всех специальностей среднего медицинского и
фармацевтического образования
Базовый уровень подготовки

Москва

ВУНМЦ

2002

Авторы: директор Арзамасского медицинского училища Трофимова Г.А., заместитель директора Арзамасского медицинского училища по научно-методической работе, доктор медицинских наук Лавровский С.Н., преподаватель русского языка и культуры речи Арзамасского медицинского училища Александрова Ж.С.

Рецензент: профессор кафедры русского языка Арзамасского Государ-ственного педагогического института им. А.П. Гайдара, доктор филологических наук Климкова Л.А.

Примерная программа составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников для всех специальностей.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Примерная типовая программа предназначена для реализации требований Государственного образовательного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки студентов средних специальных медицинских и фармацевтических учебных заведений по русскому языку и культуре речи.

В соответствии с ГОСТом в области русского языка и культуры речи студент должен знать:

  • различия между языком и речью;

  • функции языка как средства формирования и трансляции мысли;

  • нормы русского литературного языка;

  • специфику устной и письменной речи;

  • правила продуцирования текстов разных деловых жанров;

студент должен уметь:

  • строить свою речь в соответствии с языковыми и этическими нормами;

  • анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности;

  • устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;

  • пользоваться словарями русского языка.

Настоящая программа ставит следующие цели:

  1. Закрепить и углубить знания, развить умения студентов по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию, культуре речи.

  2. Совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность студентов, а также расширить знания по культуре речи.

  3. Закрепить и расширить знания студентов о тексте, функциональных стилях, совершенствуя методы общения среднего медицинского работника.

  4. Способствовать развитию речи и мышления студентов на межпредметной основе.

Изучение курса русского языка завершается в 9 классе общеобразовательной средней школы, но продолжение работы по русскому языку и культуре речи на первом году обучения в медицинских училищах, колледжах необходимо потому, что, во-первых, на данном этапе происходит изучение различных предметов, в которых родной язык используется в форме особых разновидностей научного стиля, а, во-вторых, потому, что на занятиях по специальным предметам студенты сталкиваются с необходимостью оформлять свои работы в соответствии с нормами русского литературного языка.

Вместе с тем специальная работа по русскому языку необходима для поддержания всех типов и видов языковых и речевых умений на должном уровне и для осознания родного языка как необходимого элемента культуры человека.

Программа состоит из двух разделов.

Раздел I содержит несколько частей: «Фонетика и орфоэпия», «Графика и орфография», «Лексика и фразеология», «Морфемика», «Грамматика и правописание». Все эти части изучаются применительно к культуре речи.

Целью Раздела Iявляется повторение и углубление знаний, полученных студентами в неполной средней общеобразовательной школе, а также обучение студентов русскому языку на качественно новом уровне, предполагающем ориентацию на формирование базовых профессиональных знаний, умений, необходимых для деятельности средних медицинских работников.

Рекомендуется включать в занятия профессиональную терминологию, синтаксические конструкции, позволяющие студентам грамотно использовать их в своей деятельности, что является неотъемлемой частью культуры человека.

Раздел II является главным в программе. Цель данного раздела – рассмотрение функциональных стилей речи русского языка, специфики и жанра каждого стиля. Особое внимание уделяется научному, официально-деловому и публицистическому стилю. Это диктуется социальной значимостью названных стилей, требованиями, предъявляемыми к обучаемым с точки зрения современных задач общества, практическими потребностями, возникающими у студентов в связи с окончанием учебных заведений и вступлением в самостоятельную жизнь.

Кроме того, целью раздела является практическое овладение научным, официально-деловым, публицистическим и разговорными стилями речи, а также их основополагающими элементами. Изучение научного стиля позволяет студентам овладеть умениями работы с такими жанрами как реферат, статья, обзор, что позволит использовать эти знания на межпредметной основе: восприятие и переработка текстов, учебных пособий по спецпредметам. Овладение официально-деловым стилем речи предполагает использование знаний при составлении специфических документов, грамотном заполнении бланков, необходимых в медицинской практике. Работа по изучению публицистического и разговорного стилей ставит своей целью научить студента приемам грамотного общения с пациентом или аудиторией, развивать и совершенствовать коммуникативные способности среднего медработника.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

п/п

Наименование разделов и тем

Минимальное количество часов при очной форме обучения

всего

в том числе практич.

занятий

I.

1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

1.5.

1.6.

1.7.

1.8.

1.9.

II.

2.1.

2.2.

2.2.1.

2.2.2.

2.2.3.

2.2.4.

2.3.

Основные разделы русского языка. Культура речи. Нормы русского литературного языка.

Цели изучения русского языка. Понятие культуры речи. Понятие о нормах русского литературного языка. Виды норм.

Фонетика и орфоэпия. Фонетические средства языковой выразительности. Орфоэпические нормы русского литературного языка. Основные правила русского литературного произношения.

Графика и орфография. Позиционный принцип русской графики. Принципы русской орфографии. Основные типы орфограмм.

Лексика. Нормативное использование в речи профессиональной лексики. Лексические нормы. Лексические ошибки и способы их устранения. Основные типы словарей.

Фразеология. Типы фразеологических единиц, их использование в речи. Профессиональная медицинская фразеология.

Морфемика. Словообразовательные нормы русского языка. Словообразовательные ошибки и способы их устранения.

Морфология. Морфологические нормы. Ошибки в употреблении различных частей речи и способы их устранения.

Синтаксис. Употребление в речи синтаксических конструкций. Типичные ошибки в управлении и построении синтаксических конструкций. Способы их исправления.

Пунктуация. Основные правила употребления знаков препинания.

ИТОГО по разделу

Лингвистика текста. Практическая стилистика. Культура речи и общения.

Текст. Основные виды работы с текстом.

Функциональные стили речи. Специфика и жанры каждого стиля.

Научный стиль речи. Жанры. Виды работ с научным текстом.

Официально-деловой стиль речи. Жанры. Элементы общения, деловое общение. Оформление документов, используемых в медицинской практике

Публицистический стиль речи. Жанры. Элементы общения. Общение с аудиторией.

Разговорный стиль речи. Общение с пациентом.

Итоговое занятие.

ИТОГО по разделу

2

4

2

4

2

2

6

4

2

28

6

20

2

28

2

4

2

4

2

2

6

4

2

28

6

20

2

28

ИТОГО: 56 часов, из них 56 – практика.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел I

Основные разделы русского языка. Культура речи. Нормы русского

литературного языка

    1. Цели изучения русского языка. Понятие культуры речи. Понятие о нормах русского литературного языка. Виды норм:

  • уровни языковой системы; единицы уровней языка и их функции;

  • разделы науки о языке и его единицах; две формы существования русского языка (устная и письменная);

  • универсальность общения и хранения информации с помощью языка;

  • какую речь называют культурной (логичность, точность, ясность, чистота, уместность, правильность, образность, выразительность, благозвучие);

  • орфоэпические и акцентологические, грамматические и стилистические нормы русского языка;

  • понятие о речевых ошибках (логические, фактические, лексические).

    1. Фонетика и орфоэпия. Фонетические средства языковой выразительности. Орфоэпические нормы русского литературного языка. Основные правила русского литературного произношения:

  • функции звуков в языке и речи;

  • что создает благозвучие речи;

  • звукопись как фонетическое средство языковой выразительности;

  • темп, тембр, сила голоса;

  • орфоэпические и акцентологические нормы русского языка, орфоэпические словари;

  • основные правила русского литературного произношения.

1.3. Графика и орфография. Позиционный принцип русской графики. Принципы русской орфографии. Основные типы орфограмм:

  • обозначение звонких и глухих согласных;

  • обозначение мягкости согласных;

  • правила произношения и правописания согласных звуков;

  • способы изображения гласных звуков на письме;

  • принципы русской орфографии.

    1. Лексика. Нормативное использование в речи профессиональной лексики. Лексические нормы. Лексические ошибки и способы их устранения. Основные типы словарей:

  • лексическое и грамматическое, прямое и переносное значение слов;

  • однозначные и многозначные слова;

  • синонимы, антонимы, омонимы, паронимы;

  • профессионализмы и термины;

  • использование в речи разных лексических групп слов;

  • формулы речевого этикета, их использование в речи;

  • основные типы толковых словарей.

1.5. Фразеология. Типы фразеологических единиц, их использование в речи. Профессиональная медицинская фразеология:

  • фразеологические единицы русского языка: идиомы, фразеологические сочетания, пословицы и поговорки, крылатые выражения;

  • профессиональная медицинская фразеология;

  • формула речевого этикета, употребление в речи фразеологических единиц.

1.6. Морфемика. Словообразовательные нормы русского языка. Словообразовательные ошибки и способы их устранения:

  • морфемы и их функции в слове;

  • трудные вопросы правописания суффиксов различных частей речи;

  • трудные вопросы правописания окончаний различных частей речи;

  • гласные о-ё после шипящих в различных морфемах;

  • словообразовательные нормы русского языка.

1.7. Морфология. Морфологические нормы. Ошибки в употреблении различных частей речи и способы их устранения:

  • изменяемые и неизменяемые слова, склоняемые и спрягаемые слова;

  • парадигмы склоняемых слов (системы форм изменения);

  • склонение существительных;

  • склонение прилагательных и других слов, склоняемых по их типу;

  • склонение имен числительных и местоимений;

  • несклоняемые имена существительные, имена прилагательные, местоимения;

  • неполные парадигмы имен числительных;

  • парадигма спрягаемых слов, типы спряжения глаголов, особенности спряжения глаголов в будущем времени, неполные парадигмы у глаголов;

  • трудные вопросы правописания различных частей речи;

  • слитные, дефисные и раздельные написания;

  • стилистическое использование разных частей речи и их форм;

  • правила употребления в речи различных частей речи.

1.8. Синтаксис. Употребление в речи синтаксических конструкций. Типичные ошибки в управлении и построении синтаксических конструкций. Способы их исправления:

  • словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса;

  • разные части речи в роли главного и зависимого слова;

  • литературная норма сочетаемости слов;

  • словосочетание в причастном и деепричастном оборотах, в обособленных членах предложения;

  • особенности русского управления;

  • согласование членов предложения между собой;

  • правила употребления однородных членов предложения;

  • правила построения сложных предложений;

  • правила употребления обособленных членов предложения.

1.9. Пунктуация. Основные правила употребления знаков препинания:

  • основы русской пунктуации;

  • типы знаков препинания в русском языке;

  • основные правила употребления знаков препинания.

Раздел II

Лингвистика текста. Практическая стилистика.

Культура речи и общения

  1. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (базовый уровень подготовки) 2002 г по специальности: 0402 Акушерское дело базовый уровень

    Образовательный стандарт
    носитель 480, . 0404 Стоматология базовый уровень магн. носитель 480, . 0405 Фармация базовый уровень магн. носитель 480, . 040 Сестринское дело базовый уровень магн.
  2. Учебное пособие для преподавателей и студентов образовательных учреждений среднего профессионального

    Учебное пособие
    санитарно-эпидемиологической службы и старшим научным сотрудником в институтах эпидемиологического профиля, кандидат медицинских наук, преподаватель дисциплины «Гигиена и экология человека» Московского медицинского колледжа имени Клары Цеткин.
  3. Примерный учебный план подготовки бакалавров Примерные программы дисциплин > Требования к итоговой государственной аттестации выпускников бакалавриата

    Документ
    Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования (ПООП ВПО) по направлению подготовки 020100-химия (бакалавр химии) является системой учебно-методических документов, сформированной на основе положений
  4. Вузовская наука программы методики Графика дизайн фото мультимедиа игры Диссертации авторефераты

    Автореферат диссертации
    мы создаем новый проект в который войдут более 500 тыс. публикаций, аналогично представленным в этом каталоге. Вы всегда можете пожертвовать на развитие некоммерческого проекта Реквизиты: Яндекс-деньги 41001185 3 89 Библиотечное дело\
  5. Предлагаем Вашему вниманию новый каталог медицинской литературы для среднего про­фессионального медицинского и фармацевтического образования

    Документ
    Основа каталога — наиболее современные учебники и учебные пособия издательской груп­пы «ГЭОТАР-Медиа» для студентов, обучающихся в медицинских и фармацевтических коллед­жах, училищах и техникумах.
  6. Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов

    Учебное пособие
    Учебное пособие раскрывает возникновение и принципы биомедицинской этики, содержание основных биоэтических проблем, возникающих в различных областях современной медицинской практики (реаниматология, трансплантология, психиатрия, репродуктивная
  7. Комплексная программа научно-исследовательских работ уро рао «образование в уральском регионе: научные основы развития и инноваций»

    Программа
    Те­ма­ти­ка про­ек­тной де­ятель­нос­ти по прог­рам­ме «Об­ра­зо­ва­ние в Уральском ре­ги­оне: на­уч­ные ос­но­вы раз­ви­тия и ин­но­ва­ций» 2011–2013 гг.
  8. Отчет по итогам самообследования Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Ростовской области

    Содержательный отчет
    Самообследование образовательной деятельности Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Ростовской области «Новочеркасский медицинский колледж» (ГОУ СПО РО НМК) проведено с целью определения
  9. Спецкурс для негуманитарных специальностей вузов Учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    Требования Государственных образовательных стандартов ВПО к профессиональной подготовленности специалистов и бакалавров негуманитарных специальностей определяют, что выпускник вуза должен уметь решать задачи, связанные с анализом научной

Другие похожие документы..