Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 Педагогическое образование, профиль Музыка

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

Кафедра МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В.П. Рябкова

Модуль ВВЕДЕНИЕ В ОСНОВЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МУЗЫКОЗНАНИЯ

дисциплины «Гармония и полифония»

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления подготовки 050100.62

Педагогическое образование, профиль Музыка,

очная форма обучения.

Тюменский государственный университет

2011

Рябкова В.П. Введение в основы теоретического музыкознания. Учебно-методический комплекс. Рабочая программадля студентов направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование, профиль Музыка, очная форма обучения. Тюмень, 2011, 16 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа модуля опубликована на сайте ТюмГУ: Введение в основы теоретического музыкознания [электронный ресурс] / Режим доступа: ., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой музыкального образования. Института психологии и педагогики. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой музыкального образования В.В. Емельянов, к.п.н., доцент.

© Тюменский государственный университет, 2011.

© Рябкова В.П., 2011 г.

Пояснительная записка

1.1. Цель ООП ВПО – обеспечение качественной подготовки студентов, готовых к практической деятельности в системе образования, развитие у них на этой основе личностных качеств, а также формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС по данному направлению подготовки.

Цель курса – освоение студентами основных музыковедческих понятий, соответствующих явлениям эволюционного характера в сфере формирования основных выразительных средств музыки, необходимых в обучении и профессиональной деятельности будущих учителей музыки. Модуль «Введение в основы теоретического музыкознания» связан с изучением таких разделов музыкознания как, метроритм, мелодия, фактура, гармония, полифония, симфонический оркестр. В рамках данного курса студентам предстоит изучить основные элементы музыкального языка дифференцированно и в совокупности. Все виды самостоятельной и аудиторной работы способствуют формированию общекультурных и профессиональных компетенций, успешно реализуемых в области музыкальной педагогики. Предусмотрено изучение основных содержательных аспектов курса на примере музыкальных произведений отечественной и зарубежной классики, а также многонационального фольклора народов России.

Задачи курса:

  1. освоение теоретических основ учений о метроритме, мелодии, фактуре, полифонии, гармонии; сведений из области инструментоведения;

  2. формирование практических умений построения (устно, письменно) и игры на фортепиано различных видов мажора и минора, старинных ладов, пентатоники, малообъемных ладов, хроматических гамм;

  3. формирование навыков в области анализа метроритмической и звуковысотной организации одноголосной и многоголосной музыкальной ткани;

  4. формирование ценностного отношения к содержательным аспектам дисциплины, являющегося основой общекультурной компетенции будущего специалиста;

  5. формирование представлений о роли дисциплины в контексте профессионального образования с точки зрения ценностных ориентиров профессии педагога-музыканта.

1.2. Место модуля в структуре ООП бакалавриата.

Модуль «Введение в основы теоретического музыкознания»дисциплины «Гармония и полифония» относится к вариативной части профессионального цикла (Б3.В.1.1). Изучение модуля «Введение в основы теоретического музыкознания» приходится на третий семестр бакалавриата. Базовыми для его освоения являются модуль «Теория музыки»дисциплины «История, теория, методика и технологии музыкального образования», а также дисциплины по выбору «Сольфеджио» и «Основы практического освоения теории музыки». Освоение модуля «Введение в основы теоретического музыкознания»является основойдля последующего изучения других модулей этой же дисциплины – гармонии и полифонии, а также дисциплин вариативной части профессионального цикла «Исполнительская подготовка» («Музыкальный инструмент», «Сольное пение», «Хоровое дирижирование»). Такие дисциплины как «Анализ музыкальных произведений», «Хоровой класс», используют достаточный объем знаний из курса введения в основы теоретического музыкознания. Изучение модуля «Введение в основы теоретического музыкознания»потребует установления междисциплинарных связей с такими дисциплинами, как «История зарубежной музыки», «История русской музыки». Знания, умения и навыки, приобретенные в результате освоения модуля, будут способствовать развитию у студента музыкального мышления, интереса к музицированию, как ценностного аспекта профессионального музыкального образования, осознание которого позволит будущему выпускнику стать высококвалифицированным специалистом.

1.3. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.

В результате освоения ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими компетенциями:

общекультурными (ОК)

  • владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

  • способен логически верно выстроить устную и письменную речь (ОК-6);

специальными (СК)

  • владеет системой знаний по истории и теории музыки (СК-1).

В результате освоения дисциплины студент должен:

  • знать ценностные основы музыкально-теоретической деятельности в контексте музыкально-педагогического образования; теоретические основы учений о метроритме, ладе, фактуре, гармонии, полифонии, инструментоведении;

  • уметь применять алгоритмы построения различных элементов музыкального языка, анализировать особенности строения музыкальной ткани многоголосной музыки, использовать интегративные связи, организовать самостоятельную работу под руководством педагога, в рамках отведенного количества времени;

  • владеть терминологией курса, навыками сочинения музыкальных построений в рамках содержательных аспектов дисциплины.

2. Структура и трудоёмкость дисциплины.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы. 72 часа, из них 18 – лекционных часов, 54 час – на самостоятельную работу в 3 семестре с точкой отчётности – экзамен и контрольная работа.

3. Тематический план

3 семестр

Таблица 2.

№ п/п

Тема

Недели семестра

Лекции

Сам. работа, час.

Итого часов по теме

Из них в интеракт. форме

Итого кол-во баллов

Модуль 1. Введение. Метр и ритм.

1.

Введение.

1-2

2

6

8

2

0-10

2.

Метр и ритм.

3-6

4

12

16

4

0-20

Всего:

6

6

18

24

6

0-30

М о д у л ь 2. Мелодия. Фактура.

3.

Мелодия.

7-10

4

12

16

4

0-20

4.

Фактура.

11-12

2

6

8

2

0-10

Всего:

6

6

18

24

6

0-30

М о д у л ь 3. Полифония. Гармония. Симфонический оркестр.

5.

Полифония.

13-14

2

6

8

2

0-10

6.

Гармония.

15-16

2

6

8

2

0-20

7.

Симфонический оркестр.

17-18

2

6

8

2

0-10

Всего:

6

6

18

24

6

0-40

Итого (часов, баллов)

18

18

54

72

18

0-100

Итого в интерактивной форме

18

  1. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 Педагогическое образование, профиль Музыка (2)

    Учебно-методический комплекс
    Рябкова В.П. Полифония. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование, профиль Музыка, очная форма обучения.
  2. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Коваленко Н. Д. История зарубежной музыки. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка», очная форма обучения.
  3. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Коваленко Н. Д. История русской музыки. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка», очная форма обучения.
  4. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка», очная форма обучения (1)

    Учебно-методический комплекс
    Глухих Л.Г., Тяглова С.А. Частные методики дополнительного музыкального образования. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100.
  5. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка», очная форма обучения (2)

    Учебно-методический комплекс
    Коваленко Н. Д. Музыкальный лекторий для детей. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка», очная форма обучения.
  6. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка», очная форма обучения (3)

    Учебно-методический комплекс
    Глухих Л. Г. Организация музыкально-эстетической деятельности в образовательном учреждении. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100.
  7. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения направления подготовки 050100. 62 Педагогическое образование, профиль Музыка, очная форма обучения

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка», очная форма обучения.
  8. Основная образовательная программа высшего профессионального образования (далее ооп) по направлению подготовки бакалавров 050100. 62 Педагогическое образование утверждено приказом Минобрнауки России от 17 сентября 2009 г. №337 (1)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа высшего профессионального образования (далее – ООП) по направлению подготовки бакалавров 050100.62 Педагогическое образование
  9. Основная образовательная программа высшего профессионального образования (далее ооп) по направлению подготовки бакалавров 050100. 62 Педагогическое образование утверждено приказом Минобрнауки России от 17 сентября 2009 г. №337 (2)

    Основная образовательная программа
    Данная ООП представляет собой систему документов, разработанную факультетом иностранных языков с учетом требований регионального рынка труда и традиций научно-педагогической школы КГПА на основе Федерального государственного образовательного

Другие похожие документы..