Книга диалог

КНИГА - ДИАЛОГ

ЛЕТНИЙ ВЫПУСК N2 

По существу единственная наука, которую осваивает человек на протяжении своей жизни, – наука быть человеком. Философы говорят: человек рождается вторым рождением. Именно в таком философском залоге разворачивается разговор об учении в первой части книги. Учение – не просто некий общественный стандарт, но всегда собственный выбор человека. И только так оно исполняет свою миссию – миссию развития человеческой личности и ее осуществления в культуре.
Вся жизнь есть процесс учения. Но не по учебникам. Учение продуктивно лишь тогда, когда пронизано увлечением, страстью, напряжением живой человеческой души.
А напряжение души создает диалог с временем. Время – самая жесткая граница, которая отмерена всем нам. Жизнь человека – это самоотверженное стремление преодолеть лимит времени. В остром противоречии между жизнью и временем – вечная драма человеческого существования.
Что же позволяет человеку жить вопреки времени, которое отмеривает ему свои неумолимые границы? Воля. Воля к такой жизни, которая насыщена смыслом. А значит, насыщена подлинной человеческой деятельностью. Той деятельностью, в которой обретается свобода.
Именно обсуждению этих четырех понятий – учения, увлечения, времени, воли – и того, как они проявляются в пространстве школьной жизни, были посвящены первые главы книги. Теперь мы продолжим наш разговор об учении с увлечением.

Симон СОЛОВЕЙЧИК,

Александр ЛОБОК

Наука ученичества, или Обратная сторона дидактики

Комментарии к роману Симона Соловейчика “Учение с увлечением“

ВЕРА В СЕБЯ

Глава пятая

1

Когда выходит из строя какой-нибудь механизм, является мастер и в первую очередь определяет, в чем же поломка. Потом он принимается за ремонт. И врач, придя к больному, не бросается тут же, с порога, лечить, а прежде пытается узнать, что болит и в чем причина болезни.

Так бы следовало поступать и в школе. Если не получается с уроками, то не может быть одной лечебной процедуры на всех: «Сиди и занимайся!» – и одной на всех пилюли – двойки. Надо сначала попытаться понять причины неуспеха.

Присмотримся к себе внимательнее: может быть, причина наших неудач кроется в том, что не хватает веры в себя? Восьмиклассник из Батуми написал: «Опытами “Учение с увлечением” я не занимаюсь, так как и без опыта знаю, что я человек слабый».

Но это представление о себе как о слабом человеке и есть, по всей видимости, главная причина слабости и сопутствующих ей неудач.

Один американский хирург прославился пластическими операциями на лице. Он делал чудеса и самых уродливых людей превращал в красавцев. Но вот что он заметил. Иные из его больных, несмотря на удачную операцию, приходили к нему и жаловались на то, что они по-прежнему некрасивы: мол, и операция не помогла, они чувствуют, что уродливы.

Тогда врач понял: дело не в том, какое у человека лицо, а в том, каким он видит себя сам.

Если человек видит себя красивым, он и вправду становится красив. Если же его не покидает мысль о том, что он безобразен, он становится угловатым, неуклюжим, глаза его смотрят тускло.

Человек не может быть красивым, если он не чувствует себя красивым, не может быть умным, если он не чувствует себя умным, не может быть добрым, если он не чувствует себя – хоть в самой глубине души! – добрым. Стоит ему внушить, что он красивый, добрый и умный, и он действительно становится таким, каким его хотят видеть.

Однажды психологи выбрали в группе студентов самую неумную и непривлекательную девушку и попросили ее товарищей изменить отношение к ней. В один прекрасный день все наперебой стали ухаживать за девушкой, добиваться ее внимания, провожать ее домой, уверять, что она красивая и умная. И что же? Не прошло и года, как эта девушка и вправду стала привлекательной, милой, и по-другому она держалась, и умнее отвечала; переродилась. Она не стала другой – в ней открылось то прекрасное, что есть в каждом человеке и что раскрывается только тогда, когда мы верим в себя и все окружающие верят в нас – любят нас.

Многие думают, что уверенность и неуверенность даны от природы, что это неизменные качества. Но это не так, природа тут ни при чем. Кого очень любили в детстве, тот создал в своем сознании представление о себе как о человеке, достойном любви, то есть добром и умном. Он всем своим поведением старается придерживаться этого образа. А кого не любили, кому внушали: «Ты глуп, ты неряха, лентяй, бездельник» – тот и вправду приобретает дурные качества, потому что поведение человека в основном зависит от того, каким он представляет себя. У каждого из нас есть некая модель себя самого, мы постоянно сравниваем свое поведение с этой моделью – и так и поступаем. Поэтому если мы хотим, чтобы какой-нибудь человек изменился в лучшую сторону, то мало ругать его – надо помочь ему создать лучшее представление о себе, «исправить» ту модель, которая заложена в его сознании. И если мы хотим измениться сами, воспитать себя в каком-то отношении, мы должны прежде всего менять представление о себе, иначе все наши попытки самовоспитания будут тщетными. Чтобы исправить мотор, нужно действовать на него непосредственно: что-то подвинтить, что-то заменить, что-то отшлифовать. Но человек – не машина, на человека непосредственно действовать невозможно, есть только один путь: действовать на внутренний мир человека. Внешние причины действуют только через внутренние – это один из основных законов человеческой психики.

Представление о самом себе как о хорошем, умном, добром человеке настолько важно для нас, что мы инстинктивно охраняем его всеми силами. Мы принимаем критику, но только доброжелательную и только от того человека, который – мы чувствуем это – верит в нас и любит нас. Но когда нас хотят унизить, то есть понизить в собственных глазах, внушить нам, что мы глупы или дурны, все в нас восстает против этого. Наша психика сама охраняет нас, охраняет самое дорогое в человеке – представление о самом себе, образ самого себя. Если кому-нибудь удастся это наше представление ухудшить, мы действительно станем хуже, наше стремление быть хорошим уменьшится.

Поэтому есть такой закон: в семье, в которой ребенка любят и где ребенок чувствует эту любовь, он растет более защищенным, более уверенным в себе и более в конечном счете успешным. Важно только, чтобы любовь была искренней. Потому что ребенок очень тонко чувствует фальшь и чувствует, когда его любят по-настоящему, а когда только делают вид, что любят.

Для выражения настоящей любви не нужно каких-то особых слов – ребенок чувствует любовь по нежности прикосновения, по искренности взгляда. Когда взрослые на самом деле радуются всему тому, что происходит с их взрослеющим ребенком. Когда любят не за достижения, не за успехи, а за сам факт существования.

Впрочем, что такое успех? Что такое достижения?

Жизнь любого ребенка, как бы она ни складывалась, – это обязательно череда успехов и достижений. Каждое мгновение своей жизни взрослеющий ребенок что-то понимает про эту жизнь, научается что-то в ней видеть, обретает новый опыт взаимодействия с ней. В нем просыпается богатство чувств и богатство воображения, богатство мысли и богатство деятельности. И это все – богатство, принадлежащее только ему. И это все – череда его личных успехов и достижений, которыми наполнен каждый час жизни.

Только чаще всего это такие успехи и достижения, на которые взрослые не очень обращают внимание. Потому что чаще всего озабочены теми успехами и достижениями, которые можно померить и… сравнить с успехами и достижениями других детей. А в результате все богатство, все напряжение каждодневной жизни ребенка проходит мимо них. Нередко взрослые даже не подозревают, насколько полна и насыщенна эта жизнь. Как много в ней оттенков индивидуального восприятия и воображения. Как много в ней тех успехов и достижений, из которых и ткется ткань становящейся детской души, становящегося детского сознания.

Так что любить ребенка за сам факт его существования, а не за успехи в учебе – это значит просто-напросто видеть и принимать индивидуальность детского существования, видеть и принимать то его каждодневное развитие, которое не поддается внешним промерам.

А когда дети видят, что взрослые их чувствуют и понимают, – это заставляет их открывать в себе все новые и новые достоинства, стимулирует к саморазвитию. Смотрясь в зеркало взрослого, ребенок все более тонко чувствует и понимает себя.

И очень важно, чтобы это зеркало не было кривым (искаженным собственными психологическими проблемами взрослого), чтобы взрослый не проецировал на ребенка своих страхов, агрессии, своего недовольства миром. А то бывает, что взрослый видит в ребенке одни недостатки, хотя на самом деле это его, взрослого, страхи перед миром. За плохую учебу больше ругают и наказывают те родители, что сами не слишком хорошо учились в школе. Так что, ругая ребенка, они «отыгрывают» на нем свои детские мучения. И самоутверждаются за счет этого. Или, к примеру, больше всего любят отчитывать за беспорядок те, у кого в детстве сформировали устойчивый страх по поводу беспорядка...

Впрочем, важно, чтобы зеркало взрослых не оказалось кривым и в другую сторону: чтобы оно не было слащаво-фальшивым, неискренним. А ведь всегда бывает так: взрослые уверяют ребенка, что любят его, а взгляды и интонации говорят о противоположном. Конечно, ребенок это прекрасно чувствует.

Вопрос-то ведь не в том, чтобы научиться хвалить ребенка, а в том, чтобы научиться видеть его. Научиться видеть в его реальном своеобразии и научиться ценить это

своеобразие. Чтобы мама и папа на самом деле увидели, насколько интересны, глубоки и ярки их дети, а учитель на самом деле увидел, насколько интересны и замечательны его ученики!

К сожалению, многие взрослые смотрят на детей – и не видят их. Родители не видят своих детей. Учителя не видят своих учеников. А все потому, что все время сравнивают их с другими. Постоянно меряют ребенка какой-то общей меркой. Выясняют, насколько ребенок успевает освоить тот или иной учебный материал или навык. Как будто скорость освоения того или иного учебного материала – главное достоинство, которым обладает человек! Учебная успеваемость становится едва ли не ведущей ценностью во взгляде на ребенка, подменяя и вытесняя все остальное – индивидуальность, гибкость, пластичность, способность чувствовать и переживать, эмоциональное богатство, оригинальность и независимость мышления…

И вот уже родители, подхлестываемые страхом будущей учебной неуспешности ребенка, не просто вслушиваются в первые слова, произносимые полуторагодовалым малышом, а… напряженно сравнивают эти слова с теми, которые в том же возрасте говорит соседский Ваня. Мол, у Вани-то вон уже какой словарный запас, а у нашего всего ничего! Неужели отстает в развитии?

А потом ребенок идет в школу и начинает выписывать свои первые каракули. В этих каракулях – его фантастический прорыв в совершенно новую деятельность, но взрослые, вместо того чтобы с изумлением вглядеться в абсолютную индивидуальность этих каракулей, озабочены только одним: как некрасив этот становящийся почерк, как он не похож на данные учителем каллиграфические образцы, как неряшлив и неровен… И снова доминирует жажда сравнивать с другими детьми – у тех-то вон уже какие успехи!

И снова – неявный страх: «Мой ребенок хуже! Он отстает в развитии!»

И ребенок тут же чувствует, тут же слышит эту родительскую неуверенность, которая подавляет его уверенность в себе, а стало быть, и его собственную активность. В результате развитие детского Я тормозится и подменяется формированием универсальных учебных навыков.

О, этот страх «отставания в развитии»! Как будто дети появляются на свет затем, чтобы принимать участие в бесконечном соревновании друг с другом по достижении какой-то общей цели…

Но ребенок появляется на свет не для соревнований, а для жизни.

Для своей собственной жизни.

И эта жизнь будет тем успешнее, чем больше он будет чувствовать: мир его понимает и принимает таким, каков он есть. Видя множество тех его реальных индивидуальных достоинств, которые вообще бессмысленно сравнивать с чьими-либо еще.

Конечно, сами родители думают, что ругают ребенка для его же собственного блага – мол, должен же он тянуться к лучшим образцам! А в результате эффект противоположный: ребенок постепенно теряет интерес к новой деятельности, поскольку начинает чувствовать себя неуспешным.

А ведь единственная оценка, которой эта деятельность заслуживает в момент своего появления, – оценка полного и безоговорочного восхищения.

Ребенок начал ходить, начал говорить, начал рисовать или писать – абсолютно бессмысленно в этот момент сравнивать его с кем-то другим.

Есть множество деятельностей, которые ребенок осваивает впервые, – и всякий раз это достойно безусловного и абсолютного восхищения. И те родители, которые чувствуют это, по-настоящему любят своих детей. А вот те, которые постоянно сравнивают их с другими (мол, кто «раньше», а кто «позже», кто «больше», а кто «меньше»), – те не столько любят, сколько пытаются с помощью своих детей удовлетворить собственное самолюбие. И любят не самих детей, а исключительно их внешние успехи. Естественно, что у таких детей постепенно развиваются неуверенность в себе, устойчивые неврозы, страх неуспешности.

Простой пример: если положить на землю узкую досочку, каждый из нас пройдет по этой досочке без всяких проблем. Но если ту же самую досочку закрепить где-нибудь на огромной высоте – едва ли человек, не имеющий навыков канатоходца, сумеет одолеть такое препятствие. Потому что в первом случае у нас есть уверенность: даже если мы оступимся, ничего страшного: земля нас поддержит. Отличие же второго случая только в одном: в нас нет этой уверенности. Нас пронизывает страх, и в результате мы не можем ступить и шагу. По той же самой досочке!

Вот почему человек всегда должен чувствовать любовь как безусловное принятие.

Любовь – та же самая земля, которая дает человеку уверенность в своих силах и позволяет идти вперед – даже в самых трудных ситуациях.

2

о, этот страх “отставания в развитии”!
как будто дети рождаются для того,
чтобы соревноваться друг с другом

Итак, представление о себе, «модель себя» очень важны для человека. Посмотрим, как строится эта модель, что на нее влияет. Без этого мы не сможем понять, что делать, если «модель» работает неисправно, мешает учиться с увлечением и вообще жить достойно.

Наше внутреннее представление о себе состоит из трех слагаемых, зависит от трех причин:

от того, насколько успешны все наши действия;

от того, как относятся к нам люди, чье отношение нам дорого;

от того, насколько мы сами умеем правильно оценивать свои успехи и отношение других людей к нам.

Если хотя бы с одной из этих трех взаимосвязанных причин что-то не в порядке, портится вся «модель себя», и мы начинаем испытывать огромные затруднения в жизни. С другой стороны, если хоть одна из этих трех причин благоприятна, то отрицательное действие двух других ослабевает.

  1. Книга «Диалог и толерантность»

    Книга
    Книга «Диалог и толерантность» открывает серию переводной турецкой литературы, в которую войдут произведения турецких писателей-классиков и современных.
  2. Книга Копылова А. Н. даёт развёрнутый экскурс в историю Католической Церкви на территории Российской Федерации: от времени зарождения Киевской Руси в IX веке, до начала века xxi-го.

    Книга
    Книга Копылова А.Н. даёт развёрнутый экскурс в историю Католической Церкви на территории Российской Федерации: от времени зарождения Киевской Руси в IX веке, до начала века XXI-го.
  3. Книга рассказывает о замечательных спортсменах и выдающихся тренерах, братьях Борисе и Виталии Аркадьевых

    Книга
    Поддавшись этому вечному искусу близнецов – искусу их сопоставления, – я подумала, что «турнир в честь братьев Аркадьевых», где с высказываниями о них «сразятся» их ученики, футболисты и фехтовальщики – кто более преуспеет в представлении
  4. Книга сновидений Предисловие Водной из статей "Зрителя" (сентябрь 1712 года) (1)

    Книга
    В одной из статей "Зрителя" (сентябрь 1712 года), включенной в эту книгу, Джозеф Аддисон пишет, что душа человеческая, во сне освободившись от тела, является одновременно театром, актерами и публикой.
  5. Книга сновидений Предисловие Водной из статей "Зрителя" (сентябрь 1712 года) (2)

    Книга
    Буквальное прочтение аддисоновой метафоры могло бы привести нас к опасно соблазнительному тезису, что сны представляют собой наиболее древний и отнюдь не наименее сложный из литературных жанров.
  6. Книга первая (62)

    Книга
    I. Порядок изложения. II. Определение войны и происхождение этого слова. III. Определение права по свойствам действия и деление его на право господства и на право равенства.
  7. И тогда мастер словно в попытке изгнать бесов, порождаемых слепотой рассудка, стал писать самую простую из своих историй… Эта книга называется “ Все имена

    Книга
    «И тогда мастер словно в попытке изгнать бесов, порождаемых слепотой рассудка, стал писать самую простую из своих историй… Эта книга называется “Все имена”.
  8. Книга предназначена для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальной школы, студентов педагогических колледжей и вузов, а также родителей (1)

    Книга
    Книга известного логопеда Е.А. Пожиленко включаете себя 24 лексические темы, в которых представлен дидактический материал по ознакомлению с окружа­ющим миром, развитию и коррекции речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  9. Книга предназначена для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальной школы, студентов педагогических колледжей и вузов, а также родителей (2)

    Книга
    Во введении дана схема построения разных типов занятий: познавательного цикла; итоговых занятий по развитию речи, проводимых логопедом и воспита­телем.

Другие похожие документы..