Реферат курсовая работа: 47 с., 4 диаграммы, 22 источника

Банки продолжают оптимизи­ровать филиальную сеть. Если на конец 1999г. в банковской сети Беларуси насчитывалось 545 филиалов, то на конец 2006г. — 472. В том числе Бела-русбанк — 152, Белагропром-банк — 132, Белпромсройбанк — 56, Белинвестбанк — 50, Бел-внешэкономбанк — 26, Приор-банк — 20, Белгазпромбанк — 7, Белорусский индустриальный банк — 6, Славнефтебанк и Минский транзитный банк — по 5, Абсолютбанк, Золотой талер, РРБ-банк — по 2, Межторгбанк, Технобанк, BelSwissBank — по одному филиалу [22].

На конец года Концепцией развития банковской системы планировалась структура ресурсов банков, представленная в таблице 2.2 (все цифры в долях ВВП). Анализ по­казывает, что ресурсы не дос­тигли плановой цифры в 32,1% только из-за нехватки средств у предприятий. Ресурсная база банков на 1.01.2007г. должна была достигнуть 32,1% ВВП, а достигла лишь 27,9% .

Проведенное курсовое исследование позволяет утверждать, что финансовое оздоровление банковского сектора должно проводится по двум направлениям:

реструктуризация задолженности предприятий реального сектора экономики перед банками;

рекапитализация самих банков через привлечение дополнительных финансовых средств в банковскую систему.

Реструктуризация сомнительной к погашению задолженности предприятий банкам может проводиться двумя способами: путем осуществления согласительных процедур и принудительным путем.

В случае отказа предприятия от заключения мирового соглашения, банк имеет право инициировать начало процедуры банкротства независимо от формы собственности предприятия согласно действующему законодательству (Закону о банкротстве).

Рекапитализация самих банков в период общего оздоровления экономики может включать в себя следующие мероприятия.

В целях оперативной безопасности привлеченных средств во всех коммерческих банках предпринять чрезвычайные временные меры по восстановлению общей ликвидности банковской системы.

Существенно повысить суммарный собственный капитал белорусских банков в течение первых двух лет после перехода к радикальным реформам.

Расширить спектр кредитно-финансовых учреждений за счет создания специализированных небанковских кредитно-финансовых учреждений (инвестиционных, ипотечных, лизинговых компаний, создания обществ взаимного кредитования и т.п.), предполагая переход в это качество банков, не имеющих возможности нарастить собственный капитал.

Стимулировать первоочередное признание группы ведущих белорусских банков на международных финансовых рынках, в том числе путем присвоения им соответствующих кредитных рейтингов.

Обеспечить переход белорусских банков на международные правила бухгалтерского учета и предоставление основной статистики по коммерческим банкам независимым аналитическим центрам для систематической разработки и публикации внутреннего банковского рейтинга.

Ограничить операции по активным счетам банков, не создавших резервов по сомнительным кредитам.

Предложить всем банкам, просроченная задолженность которых по выданным кредитам превышает 5% от суммы всех выданных кредитов, предоставить план собственного оздоровления, включая график заключения предполагаемых мировых соглашений с заемщиками и инициирования процедур банкротства.

Помимо этого, принять комплекс мер по побуждению банков к собственному финансовому оздоровлению:

в течение 2-3 лет перейти к сохранению генеральных лицензий только у банков, имеющих международный рейтинг;

разработать механизм принудительной продажи контрольного пакета банков, регулярно не соблюдающих пруденциальные нормативы и ставящих под угрозу безопасность всей банковской системы, закрепив это право за органом надзора за банковской деятельностью (либо Агентством по реструктуризации банков);

установить предельный удельный вес акций предприятий в активах банков с целью побуждения их к скорейшему восстановлению денежной ликвидности.

Кроме того, государству в лице Правительства и Нацбанка следует осуществить определенные действия по сокращению государственного вмешательства в банковскую деятельность. В частности следует провести следующие мероприятия:

Вывод средств государства и Национального банка из уставных капиталов коммерческих банков, в первую очередь - Беларусбанка, Белагропромбанка, с последующей продажей их на свободных аукционах. Это необходимо, во-первых, для создания равных условий для всех банков, во-вторых, для исключения возможности нерыночного давления органов власти и Национального банка на денежный рынок через зависимые от него банки.

Восстановление специализированного Сберегательного банка, работающего исключительно с населением и на денежном рынке. Это даст возможность повысить степень сохранности сбережений населения и укрепить рынок долгосрочных денежных ресурсов. Кроме того, чрезмерная концентра­ция вкладов населения в одном банке — АСБ "Беларусбанк" – крайне опасна. Малейшая паника сре­ди его вкладчиков может при­вести к системному банковско­му кризису.

Реорганизация Белагропромбанка путем его раздела на шесть (по числу областей) местных земельных банков, передав контрольные пакеты акций местным органам власти. Это позволит сформировать в будущем вокруг местных земельных банков региональные финансовые рынки.

Создание третьего уровня кредитно-финансовых учреждений - специализированных небанковских кредитно-финансовых учреждений с ограниченными лицензионными полномочиями и без права ведения расчетных счетов юридических и физических лиц (инвестиционные, трастовые, ипотечные и т.д. компании, общества взаимного кредита, кредитные союзы и т.п.). В результате произойдет привлечение дополнительных средств на денежный рынок, в том числе из "серой" экономики, специализация и повышение качества предоставляемых кредитно-финансовых услуг.

Учреждение специального негосударственного фонда страхования вкладов физических лиц и срочных депозитов юридических лиц в форме акционерного общества, пополняемого за счет пропорциональных безвозвратных отчислений банков и небанковских кредитно-финансовых учреждений и предназначенный для возмещения указанных выше вкладов в случае банкротства кредитных учреждений - членов фонда. Это повысит степень доверия к банкам и тем самым позволит увеличить их ресурсную базу.

Ограничение операций по активным счетам банков, не создавших резервов по сомнительным кредитам.

Разработка механизма ускоренного судебного разбирательства с предприятиями-заемщиками, не способными погасить полученный банковский кредит, их банкротство и передача имущества во временное управление по рекомендации банков-кредиторов.

Разработка и принятие механизма принудительной продажи контрольных пакетов акций банков, не обеспечивающих соблюдение пруденциальных нормативов и создающих угрозу ликвидности всей банковской системы. Это позволит ускорить процедуры смены собственника у неэффективных банков без их банкротства и социальных потрясений, привлечение более профессионального менеджмента и снижение доли проблемных банков в банковской системе.

Инициирование создания союза коммерческих банков, который примет на себя солидарную ответственность за финансовое состояние банков-членов данного союза, вплоть до учреждения специальной негосударственной компании, страхующей депозитные риски вкладчиков и кредиторов "банков-союзников", с одной стороны, и предоставления рекомендации органу, осуществляющему надзор за банками, о принудительной продаже контрольного пакета акций банков, испытывающих финансовые проблемы, с другой стороны. Это должно предотвратить неожиданные банкротства банков.

Переход к расчету всех пруденциальных нормативов, исходя из собственного капитала банков, а не их уставных капиталов, что позволит отказаться от искусственного привлечения новых акционеров и повысить капитализацию уже выпущенных акций и их рыночную стоимость.

Привлечение на территорию страны филиалов надежных иностранных банков, поощрение их участия в капитале уже действующих белорусских банков, в том числе через выпуск американских и европейских депозитарных расписок. Это позволит привлечь дополнительные средства в банковскую систему и повысить конкуренцию между коммерческими банками.

Переход к международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) для белорусских банков с целью их скорейшей адаптации к мировым финансовым рынкам и получения соответствующих банковских рейтингов.

Обеспечение необходимого алгоритма действий для получения Беларусью кредитного рейтинга, а коммерческими банками - соответствующего банковского рейтинга. У банков, не имеющих соответствующего общепризнанного международного рейтинга, будут ограничены валютные лицензии. Кроме того, у банков, не имеющих внутреннего национального рейтинга, будет ограничена внутренняя лицензия по работе с населением.

Пересмотр всего действующего банковского законодательства страны в направлении:

четкого разграничения правомочий субъектов денежно-кредитных отношений;

конкуренции субъектов денежно-кредитных отношений;

главенства закона о регулировании денежно-кредитных отношений;

рассмотрения спорных вопросов в судебном порядке;

материальной, административной и иной ответственности любого субъекта, в том числе органов государственной власти и управления, за ущерб, причиненный неправомерными действиями;

прозрачности взаимоотношений субъектов;

информирования общественности о политике Банка Беларуси и состоянии кредитных учреждений.

Выводы: В заключение главы следует отметить, что предложенные мероприятия направлены на финансовое укрепление белорусской банковской системы, придание ей динамичности, прозрачности и выход на мировые финансовые рынки в качестве полноправного их участника. В отличие от монетарной политики, их реализация не требует комплексности и может быть осуществлена в разные сроки по мере подготовки соответствующих экономических и политических условий.




3. Деятельность коммерческих банков как необходимое условие создания рыночно механизма в Республике Беларусь

Для большинства промышленно развитых зарубежных стран характерна многоуровневая структура кредитной системы. В нашей же республике многоуровневая кредитная система только начинает развиваться и носит переходный характер. Проблема состоит в том, что необходимо завершить переход от жестко централизованной кредитной системы к рыночной модели организации кредитной системы. Важно то, что этот переход должен идти параллельно с движением к рыночной организации всей экономики в целом. Но сегодня экономика Беларуси остаётся в значительной мере огосударствленной. Поэтому и сохраняются многие элементы централизованной кредитной системы, обеспечивающей обслуживание государственного сектора экономики: льготное кредитование убыточных малорентабельных государственных предприятий, производящих не пользующуюся спросом продукцию, малоэффективного аграрного сектора. Вместе с тем, руководству страны вряд ли стоит рассчитывать на то, что банки взвалят на себя основную нагрузку по кредитованию сельского хозяйства, потому что, кредитуя сельскохозяйственные предприятия, банки вынуждены забывать не только про доходность, но и про возвратность. Банкиры считают, что государство должно гарантировать по крайний мере безубыточность этих вложений.

Также следует отметить, что большинство небанковских кредитно-финансовых институтов не получило развития в нашей республике.

Всё это свидетельствует о том, что развитие кредитной системы в республики нуждается в дальнейшем совершенствовании.

Однако, в банковской системе наблюдаются и положительные тенденции. Так, например, одним из наиболее существенных достижений банковской системы явилась нормализация валютного рынка. Кроме того, осуществлен комплекс мер по повышению надежности и устойчивости функционирования банков, росту их финансового потенциала. Увеличились уставные фонды, на 17,5 процента возрос собственный капитал банков, хотя его рост планировался в 10 процентов [13, с.25].

Проводимая политика по поддержанию положительного уровня реальных процентных ставок повысила доверие к белорусскому рублю, отметили специалисты. Субъекты хозяйствования и особенно население стали отдавать предпочтение сбережениям в национальной валюте.

Главная цель реформирования и реструктуризации системы отечественных коммерческих банков - это формирование сообщества кредитно-финансовых учреждений, способных к аккумуляции свободных внутренних и внешних финансовых ресурсов, их прибыльному размещению, а также к оказанию всего комплекса банковских услуг внутренним и внешним клиентам.

Основными проблемами банковской системы Беларуси является ее общая финансовая слабость. Почти половина всех активов банковской системы размещена в форме кредитов юридическим лицам, большинство из которых представляют собой низкорентабельные и убыточные предприятия государственного сектора. Банковская система Беларуси практически не имеет финансовых инструментов, позволяющих обеспечивать накопление денежных ресурсов в реальном исчислении.

Особенностью белорусской банковской системы, является преобладание нескольких крупных банков, обслуживающих государственные программы и государственные предприятия: на 6 крупнейших системообразующих банков, которые вынуждены работать по государственным программам, связанным с кредитованием низкоэффективного АПК и жилищного строительства, приходится около 90% всего объема активных операций. Этот параметр близок к 90% на протяжении нескольких последних лет. В будущем ситуация должна измениться, и в Концепции развития белорусской банковской системы до 2010 г. предусмотрено снижение доли указанных банков до 50%. Представляемые данным банкам взамен льготы по обязательному резервированию и процентным ставкам не позволяют эффективно регулировать денежный рынок рыночными инструментами и вызывают определенные искажения в его работе [24].

Проведенное курсовое исследование позволяет утверждать, что финансовое оздоровление банковского сектора должно проводится по двум направлениям:

реструктуризация задолженности предприятий реального сектора экономики перед банками;

рекапитализация самих банков через привлечение дополнительных финансовых средств в банковскую систему.

Реструктуризация сомнительной к погашению задолженности предприятий банкам может проводиться двумя способами: путем осуществления согласительных процедур и принудительным путем.

В случае отказа предприятия от заключения мирового соглашения, банк имеет право инициировать начало процедуры банкротства независимо от формы собственности предприятия согласно действующему законодательству (Закону о банкротстве).

  1. Реферат курсовая работа: 47 с., 4 диаграммы, 22 источника (2)

    Реферат
    Автор работы подтверждает, что в приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические
  2. Методические рекомендации по подготовке рефератов, курсовых работ и дипломных работ для всех специальностей

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по подготовке рефератов, курсовых работ и дипломных работ (для всех специальностей) / сост. Г.М. Бахаева, Т.Н. Бахаева. - Набережные Челны: Филиал Московского государственного университета культуры и искусств в г.
  3. Методические указания и требования к оформлению курсовой работы по учебной дисциплине для студентов направления 040100 и специальности 040101

    Методические указания
    Занятость населения: Требования к оформлению курсовой работы по учебной дисциплине для студентов ИДО направления 040100 «Социальная работа». – Томск: Изд-во ТПУ, 2008.
  4. Методические рекомендации по подготовке рефератов, курсовых работ и дипломных проектов для психологических факультетов москва 2003г

    Методические рекомендации
    Предлагаемые методические рекомендации разработаны на кафедре теоретических основ социальной психологии факультета социальной психологии МГППУ зав. кафедрой О.
  5. Реферат 2 Курсовая работа 8

    Реферат
    «Настольная книга студента Института искусств и культуры» посвящена студенческой научно-исследовательской работе. В ней рассказывается о видах, формах научной продукции, даны указания, с чего начинать, как писать и оформлять научные
  6. Курсовой работы выбирается сту­дентом из перечня предложенных тем. Взависимости от ее особенностей возможны некоторые отступления от приведен­ного плана работы по согласованию с преподавателем

    Курсовая работа
    Методика преподавания дисциплины строится на основе со­четания лекций и лабораторных занятий с самостоятельной на­учной работой студентов. Важное место в обучении отводится выполнению студентами курсовой работы.
  7. Курсовая работа (10)

    Курсовая работа
    Предмет исследования: природные ресурсы, население и трудовой потенциал, комплексная экономгеографическая характеристика, проблемы и перспективы развития Архангельской области.
  8. Курсовая работа (172)

    Курсовая работа
    Задачами курсовой работы являются: рассмотреть экономгеографическое положение, природные ресурсы, население и трудовой потенциал, комплексную экономгеографическую характеристику, проблемы и перспективы развития Архангельской области.
  9. Методические указания к курсовой работе (1)

    Методические указания
    1.1.Курсовая работа по курсу “Информатика” позволяет лучше закрепить и углубить знания, усвоенные студентами при изучении курса, а также получить навыки практического проектирования элементов экономических систем с использованием цифровой

Другие похожие документы..