Реферат курсовая работа: 47 с., 4 диаграммы, 22 источника

По составу уставного фонда банки можно подразделить на:

— банки, уставный фонд которых образован полностью за счет взносов бе­лорусских юридических и физических лиц-резидентов Респуб­лики Беларусь;

— банки с иностранными инвестициями (банки со стопроцентным иностранным капиталом (дочерние банки иностранных банков); банки с опре­деленной долей иностранного капитала, переданного нерезидента­ми в уставный фонд банка).

  1. В зависимости от размера уставного фонда банка, доли в банковской системе государства, размера размещен­ных банком средств и т.д. коммерческие банки делятся на крупные, средние и мелкие. Причем из-за отсутствия легального подхода для классификации критерии для такого деления предла­гаются весьма различные, в частности, в Республике Беларусь выделяют группу системообразующих банков, на долю которых приходится более 85% активов (пассивов) и около 80% капиталов банков [47, c. 60].

Среди системообразующих банков АСБ «Беларусбанк» является крупнейшим белорусским коммерческим банком. В конце декабря 2005 г. АСБ «Беларусбанк» за счет средств республиканского и местного бюджетов увеличен уставный фонд на 41,2% до Br1176,439 млрд. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2005 г. № 647, на увеличение уставного фонда АСБ «Беларусбанк» из республиканского бюджета выделено Br300 млрд. Кроме того, в качестве взноса в уставный фонд переоформлены Br43,6 млрд., которые были выделены банку в 2005 г. из местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов для кредитования льготного жилищного строительства.

  1. По сфере деятельности коммерческие банки подразделяются на:

— инвестиционные банки (в Великобритании — эмиссионные дома, во Франции — деловые банки) специализируются на эмиссионно-учредительных операциях. Организации этого типа гарантируют покупку выпущенных ценных бумаг, приобретая и продавая их за свой счет или организуя для этого банковские синдикаты, предоставляют покупателям акций и облигаций ссуды;

— сберегательные банки (в США — взаимосберегательные банки, в Германии — сберегательные кассы) — это, как правило, небольшие кредитные организации местного значения, которые объединяются в национальные ассоциации и обычно контролируются государством, а нередко и принадлежат ему. Пассивные операции сберегательных банков включают прием вкладов от населения на текущие и другие счета. Активные операции представлены потребительским и ипотечным кредитом, банковскими ссудами, покупкой частных и государственных ценных бумаг;

— ипотечные банки — организации, предоставляющие долгосрочный кредит под залог недвижимости (земли, зданий, сооружений). Пассивные операции этих банков состоят в выпуске ипотечных облигаций. Ипотечный кредит применяется главным образом в сельском хозяйстве, а также в жилищном и других видах строительства;

— банки потребительского кредита — тип банков, которые функционируют в основном, за счет кредитов, полученных в коммерческих банках, и выдачи краткосрочных и среднесрочных ссуд на приобретение дорогостоящих товаров длительного пользования и т.д.

Кроме того, выделяют инновационные, отраслевые и внутрипроизводственные банки.

Коммерческие банки должны работать на соответствующих прин­ципах:

  • работа в пределах реально имеющихся ресурсов — означает, что банк должен обеспечивать не только количественное соответствие между своими ресурсами и кредитными вложениями, но и добиваться соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсов;

  • экономическая само­стоятельность, подразумевающая и экономическую ответственность банка за результаты своей деятельности — предполагает свободу распоряжения собственными сред­ствами банка и привлеченными ресурсами, свободный выбор кли­ентов и вкладчиков, распоряжение доходами банка;

  • построение рыночных взаимоотношений коммерческого банка со своими клиентами (предоставляя ссуды, коммерческий банк исходит прежде всего из рыночных критериев прибыльности, риска, ликвидности);

  • регулирование деятельности коммерческого банка должно осуществляться только косвенными, экономическими, а не административными методами, а государство определяет лишь «правила игры» для коммерческих банков, но не отдает им приказов.

Коммерческие банки выполняют множество различных функ­ций, наиболее значимыми среди которых являются:

  • мобилизация и концентрация свободных денежных средств — это приоритетная функция и экономический базис деятельности коммерческих банков, от нее зависит количество средств, которые в основном путем кредита, а также других активных операций включают в процесс воспроизводства.

  • предоставление кредитов — это традиционный вид банковских услуг и основной источник прибыли банков, представляет собой движение ссудного капитала, предоставляемого банками взаймы за плату на условиях обеспеченности, возвратности, срочности, связанный с аккумулированием временно свободных денежных средств и их перераспределением на условиях возвратности, а также с эмиссией денежных знаков в обращение через систему кредитования;

  • денежные расчеты и платежи по хозяйственным сделкам — проведение расчетов между субъектами хозяйствования имеет огромное значение для функционирования экономики, так как своевременное проведение расчетных операций позволяет без остановок осуществлять процесс расширенного воспроизводства, что возлагает на банки огромную ответственность;

  • выпуск кредитных средств обращения — это кредитование банками клиентуры не только за счет аккумулированных временно свободных капиталов, но и путем депозитно-чековой эмиссии, они сами создают вклады в процессе выдачи ссуды (открывая кредит, банк зачисляет деньги на вклад с правом выписки чеков в пределах остатка на счете);

  • консультации и предоставление экономической и финансовой информации. Банки концентрируют у себя сведения общеэкономического и финансового характера, представляющие интерес для хозяйствующих субъектов. Они предоставляют разнообразную коммерческую информацию, в том числе конфиденциального характера, в первую очередь хозорганам, связанным с ними общностью интересов, финансовыми узами.

На основе вышеизложенного можно констатировать, что банкам второго уровня присущи следующие основные функции:

    • образование (аккумуляция) средств;

    • предоставление кредита;

    • содействие платежному обороту.

Национальный банк и иные государственные органы не вправе требовать от банков выполнения не свойственных им функций, в частности, контроля за осуществлением клиентами лицензируемых видов деятельности; своевременностью и правильностью уплаты клиентами налогов; соблюдением клиентами сроков выплаты заработной платы, а также соблюдением ими и другими лицами условий заключенных между ними договоров. Однако в случаях, ука­занных Банковским кодексом, они выполняют функции агентов валют­ного контроля.

Следует отметить, что перечень контрольных функций банков довольно широкий. Банк перестает быть финансовым институтом, главной задачей которого является осуществление расчетно-кассового обслуживания клиентов и получение прибыли, а становится контролирующим органом. Целесообразно предусмотреть в нормативных правовых актах Национального банка и в Законе Республики Беларусь о валютном регулировании и валютном контроле от 22 июля 2003 г. виды банков, которые должны осуществлять контроль за осуществлением клиентами валютных операций и закрепить перечень функций этих банков, как агентов валютного контроля.

Выводы: Подводя промежуточный итог, отметим, что коммерческие банки образуют второй уровень банковской системы. Основная цель их деятельности заключается в предоставлении широкого спектра банковских услуг хозяйственным субъектам и народному хозяйству в целом. Коммерческие банки могут создаваться на основе различных форм собственности и в настоящее время различаются по многим признакам.

2. Становление и развитие коммерческих банков в Беларуси

Белорусская банковская система, являясь практически ровесницей Беларуси как госу­дарственного образования, прошла вместе со своей страной через все периоды ее не­простой истории. Как специфический сектор экономики, она пережила годы почти полно­го отрицания роли денег в народном хозяйст­ве и господства натурального обмена; дли­тельное время существовала в условиях, ко­гда деньги и банки использовались как учетно-распределительные инструменты в пла­новом хозяйстве и, наконец, дождалась их признания в качестве всеобщего эквивалента и универсального платежного средства в по­следние годы.

Датой рождения банковской системы Бела­руси принято считать 3 января 1922 года — начало работы Белорусской конторы Госу­дарственного банка при Наркомфине БССР. Исторически это совпало с началом реализа­ции новой экономической политики (НЭПа), основанной на сочетании плановых и ры­ночных подходов к управлению экономикой. После образования конторы Госбанка были открыты местные отделения в Витебске, Борисове, Бобруйске, Могилеве, агентства — в Слуцке, Мозыре, Орше, Климовичах, Полоцке.

Банковская система тех лет известна актив­ными усилиями по стабилизации денежного обращения и ликвидации дефицита госбюд­жета. Денежная реформа 1922—1924 годов, проведенная без иностранной помощи, соз­дала прочную основу для восстановления и развития страны. Этот период в отечествен­ной экономической истории характеризует­ся снижением цен на товарном рынке, повы­шением доходности крестьянских хозяйств, ростом реальной заработной платы. В 1925 году кредитные вложения по секторам эко­номики были распределены следующим об­разом: промышленность — 44,4%, сельское хозяйство — 14,5%, торговля — 40,4%, час­тный сектор — 0,7%.

В 1923 г. в связи с образованием СССР Гос­банк РСФСР был преобразован в Госбанк СССР, в состав которого вошла и Белорус­ская контора, подчинявшаяся ранее Наркомфину БССР.

В 1923—25 гг. были открыты филиалы обще­союзных акционерных банков — Промбан­ка, Всесоюзного кооперативного, — а с 1936 г. — Торгбанка. В эти годы сформиро­валась система местных банков. В 1923 г. был открыт Гомельский рабочий банк, пре­образованный в 1924 г. в местный комму­нальный банк; в 1925 г. был создан Белкоммунбанк.

С целью концентрации свободных средств для кредитования сельского хозяйства были организованы окружные товарищества сель­скохозяйственного кредита: Белорусское и Гомельское — в 1923 г.. Витебское и Оршан­ское — в 1924 г., Калининское — в 1925 г., Бобруйское и Могилевское — в 1926 г., Мозырское и Полоцкое — в 1927 г. Систему сельскохозяйственного кредитования воз­главил Бепсельбанк, организованный в 1924 г. Представителям частного капитала было разрешено открывать товарищества взаим­ного кредита [4, с.8].

В соответствии с вышедшим в 1927 г. поста­новлением ЦИК и СНК СССР "О принципах построения кредитной системы". Госбанк стал играть доминирующую роль. А после кредитной реформы 1930—32 гг. акционер­ные банки, сельскохозяйственные кредит­ные учреждения и товарищества взаимного кредита были ликвидированы.

В 1930-1932 годах в стране была проведена кредитная реформа, суть которой сводилась к полной замене коммерческого кредитова­ния прямыми банковскими кредитами с од­новременным внедрением принципов хоз­расчета и контроля рублем. В совокупности это позволило банкам увеличить объемы краткосрочного кредитования за последую­щие десять лет в 23 раза, причем на долю промышленности в предвоенном 1940 году приходилось 58% всех кредитов. К этому го­ду в банковской системе Беларуси труди­лось уже свыше 4 тысяч человек. В послевоенные годы банки Беларуси реша­ли задачи, связанные с восстановлением раз­рушенного хозяйства, включая проведение в 1947 году денежной реформы.

С 1932 г. до 1959 г. в Белоруссии функциони­ровали Коммунальный банк, филиалы Гос­банка СССР, Промбанка СССР, Сельхозбан­ка СССР и до 1957 г. — Торгбанка СССР [4, с.7].

В 1959 году была реорганизована и сама банковская сис­тема — упразднены специализированные банки, а их функции сосредоточены в Гос­банке и Стройбанке. Весь послевоенный пе­риод банки работали в условиях жесткого централизованного планирования и их дея­тельность была направлена на решение за­дач своего времени — создание мощного промышленного и научного потенциала, раз­витие отраслей, определяющих технический прогресс. В 1981 году кредитные ресурсы банковской системы были распределены следующим образом: промышленность — 33,4%, сельское хозяйство — 23,4%, тор­говля и заготовки — 21,8%, прочие — 21,4%.

В 1987 г. были учреждены белорусские рес­публиканские банки, ставшие филиалами Госбанка, Внешэкономбанка, Сберегатель­ного банка, Промстройбанка, Агропром­банка, Жилсоцбанка СССР. После объявле­ния суверенитета Беларуси все банковские учреждения на территории страны были объявлены собственностью Республики Беларусь. На базе Бе­лорусского республиканского банка Госбан­ка СССР был создан Национальный банк Бе­лорусской ССР.

С этого момента началась новейшая история белорусской банковской системы.

В декабре 1990 г. были приняты законы "О Национальном банке Белорусской ССР" и "О банках и банковской деятельности в Бело­русской ССР", то есть было положено начало формированию двухуровневой бан­ковской системы страны: первый уровень — Национальный банк Белоруссии, второй — коммерческие банки. Специализирован­ные государственные банки были преобра­зованы в акционерные коммерческие, стали создаваться новые универсальные банки, у истоков которых стоял уже частный капитал. Среди них — Беларусбанк, Приорбанк, Бресткомбанк, Комплексбанк и другие.

В конце 2000 года положения перечисленных законов были объединены в принятом на смену им Банковском кодексе Республики Беларусь.

Согласно ст. 69 Банковского кодекса Республики Беларусь, банк является коммерческой организацией, зарегистрированной в порядке, установленном законодательством, и имеющей на основании лицензии, выданной Национальным банком, исключительное право осуществлять в совокупности банковские операции [2].

Банк может создаваться в форме акционерного общества или унитарного предприятия.

В Республике Беларусь могут создаваться в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь либо нормативными правовыми актами Национального банка универсальные банки, имеющие лицензию на осуществление всех видов банковских операций, а также специализированные банки, деятельность которых направлена на осуществление отдельных банковских операций.

Банк имеет устав, утверждаемый в порядке, определенном законодательством Республики Беларусь для юридического лица соответствующей организационно-правовой формы. В уставе банка должны содержаться:

  1. Реферат курсовая работа: 47 с., 4 диаграммы, 22 источника (2)

    Реферат
    Автор работы подтверждает, что в приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические
  2. Методические рекомендации по подготовке рефератов, курсовых работ и дипломных работ для всех специальностей

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по подготовке рефератов, курсовых работ и дипломных работ (для всех специальностей) / сост. Г.М. Бахаева, Т.Н. Бахаева. - Набережные Челны: Филиал Московского государственного университета культуры и искусств в г.
  3. Методические указания и требования к оформлению курсовой работы по учебной дисциплине для студентов направления 040100 и специальности 040101

    Методические указания
    Занятость населения: Требования к оформлению курсовой работы по учебной дисциплине для студентов ИДО направления 040100 «Социальная работа». – Томск: Изд-во ТПУ, 2008.
  4. Методические рекомендации по подготовке рефератов, курсовых работ и дипломных проектов для психологических факультетов москва 2003г

    Методические рекомендации
    Предлагаемые методические рекомендации разработаны на кафедре теоретических основ социальной психологии факультета социальной психологии МГППУ зав. кафедрой О.
  5. Реферат 2 Курсовая работа 8

    Реферат
    «Настольная книга студента Института искусств и культуры» посвящена студенческой научно-исследовательской работе. В ней рассказывается о видах, формах научной продукции, даны указания, с чего начинать, как писать и оформлять научные
  6. Курсовой работы выбирается сту­дентом из перечня предложенных тем. Взависимости от ее особенностей возможны некоторые отступления от приведен­ного плана работы по согласованию с преподавателем

    Курсовая работа
    Методика преподавания дисциплины строится на основе со­четания лекций и лабораторных занятий с самостоятельной на­учной работой студентов. Важное место в обучении отводится выполнению студентами курсовой работы.
  7. Курсовая работа (10)

    Курсовая работа
    Предмет исследования: природные ресурсы, население и трудовой потенциал, комплексная экономгеографическая характеристика, проблемы и перспективы развития Архангельской области.
  8. Курсовая работа (172)

    Курсовая работа
    Задачами курсовой работы являются: рассмотреть экономгеографическое положение, природные ресурсы, население и трудовой потенциал, комплексную экономгеографическую характеристику, проблемы и перспективы развития Архангельской области.
  9. Методические указания к курсовой работе (1)

    Методические указания
    1.1.Курсовая работа по курсу “Информатика” позволяет лучше закрепить и углубить знания, усвоенные студентами при изучении курса, а также получить навыки практического проектирования элементов экономических систем с использованием цифровой

Другие похожие документы..