Учебно-методический комплекс по дисциплине Финансовое право для студентов 4 курса дневного отделения международно-правового факультета

Бюджетное право Российской Федерации: понятие, предмет, система и источники. Принципы бюджетного права.

  • Бюджетные правоотношения, их особенности и виды. Субъекты бюджетного права, их права и обязанности.

  • Бюджет как звено финансовой системы государства. Значение бюджета для развития государства и муниципального образования.

  • Бюджетная политика современной России.

  • Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации. Принципы бюджетной системы Российской Федерации, их значение.

  • Место бюджетов государственных внебюджетных фондов в бюджетной системе Российской Федерации.

  • Понятие, значение и состав бюджетной классификации.

    Задания

    Задание 1.

    Раскройте основное содержание понятий:

    — федеральный бюджет;

    — государственный бюджет;

    — консолидированный бюджет;

    — чрезвычайный бюджет;

    — муниципальный бюджет;

    — бюджет государственного внебюджетного фонда;

    — бюджетная система Российской Федерации;

    — бюджет как экономическая категория;

    — бюджет как правовая категория.

    Задание 2.

    Могут ли органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления устанавливать формы бюджетной отчетности и документации для региональных и местных бюджетов соответственно? Обоснуйте свой ответ ссылками на законодательство. Каковы бюджетные полномочия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления?

    Задание 3.

    Выберите соответствующие определенному критерию определения бюджета:

    1) бюджет в материальном смысле

    1) совокупность денежных отношений, которые возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованного денежного фонда

    2) бюджет как экономическая категория

    2) правовой акт, представляющий собой основной финансовый план государственного или муниципального образования

    3) бюджет как юридическая категория

    3) централизованный в масштабах определенного государственного или муниципального образования денежный фонд

    4) баланс доходов и расходов государственного или муниципального образования

    Задание 4.

    Выберите соответствующие способу их образования виды бюджетов (в соответствии с БК РФ):

    1) годовой бюджет

    1) образуется как соотношение минимально необходимых расходов административно-территориального образования и его собственных доходов

    2) консолидированный бюджет

    2) образуется в составе бюджета за счет доходов целевого назначения, средства не могут использоваться на цели, не соответствующие назначению фонда

    3) целевой бюджет (фонд)

    3) составляется как свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории

    4) составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря

    Задание 5.

    Выберите соответствующие их направлениям классификации расходов бюджетной системы:

    1) функциональная

    1) расходы текущие и капитальные

    2) экономическая

    2) расходы коммерческих орга­низаций, относимые ими на се­бестоимость товаров, работ, услуг

    3) ведомственная

    3) расходы на содержание аппаратов государственного и местного управления, оборону, здра­воохранение, образование, науку, культуру

    4) расходы на деятельность го­сударственных органов — бюд­жетополучателей

    Задачи

    Задача 1.

    Представительный орган власти муниципального образования города N принял бюджет на очередной финансовый год. Решение о местном бюджете было опубликовано в городской газете за исключением двух приложений к данному решению. Через месяц было принято решение представительного органа власти муниципального образования о внесении изменения в одну из статей бюджета города, которое не было опубликовано в установленный срок.

    Какой принцип бюджетной системы был нарушен в данном случае?

    Задача 2.

    В бюджете города N на 2007 год Департаменту образования было выделено 2 миллиона рублей на ремонт школ города к началу учебного года. Однако в течение года администрация города приняла решение, что 1 миллион рублей из этих средств должен быть израсходован на ремонт больниц в городе в связи с недостаточностью средств, выделенных на эти цели.

    Соответствует ли это решение принципам бюджетной системы РФ? Если нет, то какой принцип нарушен?

    Задача 3.

    Выберите из числа студентов представителей Российской Федерации, ее субъекта, на территории которого расположены муниципальные образования, и непосредственно муниципальных образований — городского округа, поселения и района. Каждый участник должен определить круг своих бюджетных полномочий в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

    Задача 4.

    Администрация Н-ской области приняла решение об обязательном переводе обслуживания счетов всех распорядителей и получателей бюджетных средств из бюджета Н-ской области в избранный ею для этого коммерческий банк. Узнав об этом, одно из бюджетных учреждений обратилось с жалобой в прокуратуру, а прокуратура Н-ской области обратилась в суд с заявлением о признании недействительным данного решения.

    Правомерны ли действия администрации? Какое решение должен принять суд? Какова система исполнения бюджетов в Российской Федерации?

    Задача 5.

    Из бюджета N-ской области на 2006 год муниципальному образованию городу X была выделена субсидия на ремонт дорог. В 2007 году Счетная Палата N-ской области провела проверку целевого использования этих средств городом. Одновременно Счетная Палата N-ской области потребовала представить все документы по исполнению муниципального бюджета города на 2006 год, обосновав это требование тем, что в связи с предоставлением фи­нансовой помощи местному бюджету субъект Российской Федерации имеет право осуществлять контроль за исполнением муниципального бюджета в полном объеме.

    Правомерно ли это требование? Соответствует ли оно бюджетным полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации? Обоснуйте свой ответ ссылками на нормы Бюджетного кодекса РФ.

    Литература

    1. Акперов И.Г. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации: Учеб. пособие / И.А. Коноплева, С.П. Головач. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 352 с.

    2. Бюджетное право: учеб. пособие / под ред. Г.Б. Поляка, П.И. Кононова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008. – 271 с.

    3. Грачёва Е.Ю. Финансовое право. Схемы с комментариями. – М.: Проспект, 2009. – 110 с.

    4. Ржевская Т.Г. Финансовая система и пропорциональность российского бюджета (теория и практика формирования бюджетных пропорций): Монография. М.: Издательское объединение «Юнити», 2008. – 159 с.

    5. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко – М.: Проспект, 2009. – 520 с.

    6. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева – М: НОРМА, 2008. – 767 с.

    7. Улюкаев А.В. Проблемы государственной бюджетной политики. Науч.-практич. Пособие. – М.: Дело, 2004. – 544 с.

    Тема 7. Сбалансированность бюджетов.

    Межбюджетные отношения.

    1. Понятие и значение принципа сбалансированности бюджетов, принципа бюджетного федерализма.

    2. Понятие и виды дефицита бюджета. Источники финансирования дефицита бюджета.

    3. Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета: понятие, источники финансирования.

    4. Государственный и муниципальный долг: понятие, виды и формы. Понятие государственных заимствований.

    5. Профицит бюджета и порядок его использования. Правовой статус Резервного фонда РФ и Фонда национального благосостояния Российской Федерации.

    6. Бюджетный кредит: понятие и виды. Условия предоставления бюджетных кредитов.

    7. Межбюджетные отношения: понятие и принципы. Формы разграничения доходов и расходов между разными уровнями бюджетной системы.

    Задания

    Задание 1.

    Распределите между студентами роли таким образом, чтобы каждый оказался одним из участников бюджетного процесса.

    Каждый участник должен определить круг своих бюджетных полномочий: в каких стадиях бюджетного процесса он участвует и порядок своего вступления в бюджетный процесс. Разыграйте в соответствии с распределенными ролями все стадии бюджетного процесса, при этом каждый участник должен в соответствующей последовательности обозначить свое вступление в ту или иную стадию бюджетного процесса и круг своих прав и обязанностей на данной стадии.

    Задание 2.

    Выберите соответствующие их содержанию виды доходов бюджетной системы:

    1) налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, акцизы

    1) налоговые доходы

    2) доходы от деятельности ком­мерческих организаций при реа­лизации ими товаров, работ, услуг

    2) неналоговые доходы

    3) дотации, субвенции, субсидии,трансферты

    3) безвозмездные перечисления

    4) доходы от деятельности госу­дарственных и муниципальных организаций и учреждений, ад­министративные штрафы

    Задание 3.

    Выберите соответствующие их условиям (режиму) наименования видов бюджетного финансирования:

    1) дотации

    1) бюджетные средства, предоставляемые бюджету другой уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на без возмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов

    2) бюджетные средства, предос­тавляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе

    2) субвенции

    3) бюджетные средства, предос­тавляемые бюджету другого /ровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых

    3) субсидии

    4) бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ а возмездной и возвратной основах для финансирования текущих расходов

    Задание 4.

    Выберите виды государственных займов, соответствующие срокам их предоставления:

    1)от 1 года до 5 лет

    2) от 5 до 30 лет

    3) свыше 30 лет

    4) до 1 года

    1. Учебно-методический комплекс по дисциплине Финансовое право для студентов 4 курса дневного отделения международно-правового факультета (2)

      Учебно-методический комплекс
      Глубокие экономические и политические преобразования, затронувшие все стороны жизнедеятельности страны, связанные с переходом России к рыночной системе хозяйствования, свободному развитию всех форм собственности при утверждении равенства
    2. Учебно-методический комплекс по дисциплине административное право для студентов 2 и 3 курса дневного отделения

      Учебно-методический комплекс
      Учебно-методический комплекс по Административному праву России разработан для студентов, изучающих данную учебную дисциплину во Всероссийской академии внешней торговли на очном и вечернем отделении Международно-правового факультета.
    3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «хозяйственное право» для студентов специальности 060700 «Национальная экономика»

      Учебно-методический комплекс
      - показать весь спектр правового регулирования и обеспечения предпринимательской деятельности на основе сочетания частных интересов предпринимателя и публичных интересов общества;
    4. Программа по дисциплине Экологическое право для студентов 3 курса дневного отделения и слушателей 3 курса вечернего отделения международно-правового факультета

      Программа
      Программа дисциплины разработана на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Основным учебным пособием по дисциплине является учебник Дубовик О.
    5. Учебно-методические материалы по дисциплине «Административное право» для студентов дневного отделения

      Задача
      Задача 2. Определите, какой из перечисленных органов является субъектом административного права: областная дума, администрация края, управление образования мэрии города, Центральный совет Всероссийского общества автомобилистов, префектура, прокуратура?
    6. Учебно-методический комплекс по дисциплине «трудовое право» для специальности «юриспруденция» 030. 501. 62 Составители (1)

      Учебно-методический комплекс
      Трудовое право, являясь одной из ведущих отраслей российского права, регулирует общественные отношения в важнейшей сфере жизнедеятельности общества – в сфере труда, выступает в качестве одной из основных дисциплин, изучаемых в рамках
    7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «трудовое право» для специальности «юриспруденция» 030. 501. 62 Составители (2)

      Учебно-методический комплекс
    8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «трудовое право» для направления «бакалавр юриспруденции» 030. 500. 62 (3)

      Учебно-методический комплекс
      Специалист должен иметь представление о правовом регулировании трудовых и связанных с ними общественных отношений, знать действующее законодательство РФ и уметь применять полученные знания на практике.
    9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «трудовое право» Для направления «бакалавр юриспруденции» 030. 500. 62 (1)

      Учебно-методический комплекс
      Требования государственного образовательного стандарта (ГОС) для специальности 021100 – «юриспруденция» очная форма обучения; направления 521400 – «юриспруденция» (извлечение).

    Другие похожие документы..