Материалы межрегиональной научно-практической конференции

Министерство культуры Свердловской области

Свердловская областная межнациональная библиотека


Материалы межрегиональной

научно-практической

конференции

Екатеринбург

2008

Министерство культуры Свердловской области

Свердловская областная межнациональная библиотека

Толерантность и библиотеки:
информация и пользователи

Материалы межрегиональной научно-практической конференции

Екатеринбург

2008

66.3я1

Т52

Толерантность и библиотеки: информация и пользователи: материалы межрегиональной конференции (17–18 апреля 2008 г.). – Екатеринбург: СОМБ, 2008. – 170 с.

ВСТУПЛЕНИЕ

В XXI век мировое сообщество вошло с Декларацией принципов толерантности, утвержденной резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года. В статье 1 этого документа понятие толерантности определяется как «уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности… Толерантность – это гармония в многообразии».

Библиотека – территория толерантности.

В самом деле, разве не тут самое место для терпимости, готовности жить в мире и согласии, принимая непохожие взгляды и чужие культурные традиции. На библиотечной полке преспокойно соседствуют, подчиняясь причудам алфавита, скажем А. Приставкин и А. Проханов, И. Бунин и И. Бунич…

И уместно вспомнить слова Я. Шрайберга: «Где процветают библиотеки, там мир, благодать, успешное решение труднейших социальных проблем, уважение к человеку».

Действительно – территория толерантности.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Плясунова Марина Юрьевна,

Консультант Департамента внутренней политики

Губернатора Свердловской области,

г. Екатеринбург

Свердловская область — один из немногих регионов Российской Федерации, где исторически сосуществуют различные этнические группы и имеется богатейший опыт построения межкультурных и межэтнических отношений.

Общая характеристика состояния проблемы межэтнической толерантности в Свердловской области. Ситуацию в сфере межэтнических отношений в Свердловской области можно в целом характеризовать как благоприятную и неполитизированную. Свердловская область была и остается регионом со стабильной обстановкой в сфере межэтнических отношений.

Органы государственной власти Свердловской области традиционно уделяют достаточно внимания межкультурным и межэтническим отношениям в регионе. В тесном взаимодействии с организациями гражданского общества они ориентированы на решение задачи гармонизации и оптимизации отношений в межэтнической сфере, на помощь в реализации проектов национальных объединений в области культуры, образования, просвещения, межэтнического взаимодействия. Фактически можно вести речь о ставшей традиционной политике толерантности на Среднем Урале.

И причин тому несколько.

Первый фактор — исторический. Ряд причин — особенности государственной и народной колонизации Урала, начавшейся в XVII в., советской индустриализации, эвакуации на Урал во время Великой Отечественной войны - привели к интенсификации межэтнических отношений на Урале. Оформилась особая общность — «уральцы» как характеристика населения, имеющего поликультурную идентичность.

Второй фактор — экономический. Свердловская область — один из наиболее динамично развивающихся регионов России и субъектов РФ на протяжении уже не одного столетия. Динамика экономического развития позитивно стимулирует динамику развития этнической толерантности в процессе решения общих задач социально-экономического развития региона.

Третий фактор — политический. Позицию власти и институтов гражданского общества на Урале скорее можно характеризовать в большей мере как основанную на консенсусе, чем на конфронтации, что и послужило сложению весьма прочных демократических традиций.

На сегодняшний день в межэтническом и культурном взаимодействии можно выделить две тенденции. Традиционно доминирует относительная автономия интересов этнических групп, отличающихся разными языковыми и жизненно-стилевыми навыками и специализирующихся в различных сферах занятости. Однако все чаще в последнее время можно наблюдать и конкуренцию интересов, когда различные этнические группы претендуют на одни и те же рабочие места (и сферы занятости). Это относится прежде всего к таджикам, китайцам и другим трудовым мигрантам. Если первая тенденция характеризует в большей мере отношения между группами коренных жителей Урала разной этнической принадлежности (насколько, конечно, можно говорить об их укорененности на Урале, где каждая из этнических групп имеет сравнительно непродолжительную историю), то вторая - между различными этническими группами коренных жителей и новыми мигрантами, а также внутри групп новой волны миграции.

В Свердловской области. отношения между коренными этническими группами строятся относительно благополучно. Наиболее проблемным представляется отношение коренного населения к трудовым мигрантам последних лет.

Политика органов государственной власти. Политику органов государственной власти в сфере межэтнических отношений определяет федеральная концепция, принятые законы, образованные федеральные государственные структуры, реализующие государственную национальную политику в Российской Федерации в целом. Среди таких основополагающих документов: Концепция государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 15 июня 1996 г. №909; Федеральный закон от 17 июня 1996 г. №74-ФЗ «О национально-культурной автономии» с внесенными в него в последующем поправками; Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. №82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации».

Несмотря на это, очевидно несовершенство данных политических механизмов в решении межэтнических проблем. Федеральная политика в области межэтнических отношений носит скорее характер временного реагирования на уже сложившуюся межэтническую ситуацию. И решения федеральной власти зачастую слабо отражают потребности насущной национальной политики в регионах, где межэтническая ситуация существенно различается.

Поэтому многие субъекты РФ, где вопрос межэтнических отношений является одним из основных, в рамках Концепции государственной национальной политики РФ формулируют свои собственные подходы, определяющие этнополитическую стратегию региона с учетом его специфики. Свердловская область в этом отношении — один из немногих регионов, где выработан свой подход.

Субъектом проведения толерантной этнической политики являются органы власти Свердловской области. Их деятельность направлена на укрепление социально-экономического и культурного сотрудничества этнических групп и организаций, на удовлетворение этнокультурных потребностей, на предотвращение этнических конфликтов, преодоление этнической нетерпимости и препятствованию разжиганию этнической вражды.

Широко известно позиционирование Свердловской области как этнически толерантного региона, где отношения между различными этническими группами строятся на взаимном уважении и признании. Субъект такого позиционирования -властные структуры Свердловской области, в особенности Губернатор Э.Э. Россель, который постоянно подчеркивает особую межэтническую толерантность жителей области, оценивает полиэтничность как выгодное преимущество региона, а не как «головную боль» для органов власти. Аналогичную позицию занимает Уполномоченный по правам человека Свердловской области Т.Г. Мерзлякова. Средства массовой информации в свою очередь транслируют принцип межэтнической толерантности как один из базовых принципов региональной политики.

Реализация Концепции государственной национальной политики РФ в Свердловской области осуществлялась по следующим основным направлениям:

  • разработка предложений по совершенствованию нормативной правовой базы в сфере этнических отношений и исполнение уже действующих законов;

  • создание информационного пространства межэтнического общения, формирование общественного мнения в духе сотрудничества;

  • защита прав человека;

  • осуществление государственной поддержки сохранения и развития культур и языков этнических меньшинств Свердловской области;

  • взаимодействие органов государственной власти всех уровней в разработке и реализации программ и мероприятий этнокультурного развития народов и межэтнического сотрудничества;

  • содействие социально-экономическому и культурному развитию национальных общественных объединений;

  • активное привлечение общественных объединений к осуществлению государственной национальной политики.

Законодательная и нормативная правовая база Свердловской области по этнической политике определяется следующими нормативными документами:

  • Указ Губернатора Свердловской области от 3 сентября 1996 г. №335 «Об утверждении Основных направлений национальной политики в Свердловской области»;

  • Указ Губернатора Свердловской области от 23 сентября 2002 г. №618-УГ «О мерах по реализации национальной политики Свердловской области»;

В целях повышения эффективности этнической политики Свердловской области согласно Указу Губернатора Свердловской области от 23 сентября 2002 г. №618-УГ «О мерах по реализации национальной политики Свердловской области» создан Консультативный совет по делам национальностей Свердловской области. В состав совета вошли представители исполнительной и законодательной власти, руководители национальных объединений. Основными задачами совета являются: обсуждение и участие в подготовке проектов программ, затрагивающих права и законные интересы граждан, относящих себя к определенным этническим общностям, стимулирование поддержания на территории области стабильной обстановки в сфере межэтнических отношений, обеспечение учета предложений и требований национально-культурных объединений.

В рамках совета созданы рабочие группы по направлениям. Координацию деятельности Консультативного совета осуществляет Департамент внутренней политики Губернатора Свердловской области. Здесь на постоянной основе осуществляется политико-правовое, управленческое консультирование и оказывается практическая методическая помощь всем национальным общественным объединениям по вопросам организации их текущей деятельности. На постоянной основе работает Совет руководителей национальных общественных организаций.

Существенным результатом совместной деятельности властных и общественных структур, по инициативе последних и при их непосредственном участии, явилось создание ГУП «Свердловский областной миграционный центр», призванного решать проблемы адаптации трудовых мигрантов, прибываю­щих в Свердловскую область из стран СНГ.

Важными субъектами межэтнических отношений являются национальные общественные объединения. В области сложились конструктивные отношения между органами государственной власти и национальными НКО. Сегодня это подтверждается совместными действиями. Потенциал национальных общественных организаций Свердловской области достаточно высок — и по степени организованности, и по степени готовности к сотрудничеству с органами власти, и по степени позитивного взаимодействия между самими организациями.

125 этносов и этнических групп проживают на территории Свердловской области. По данным, предоставленным ГУ МЮ РФ, здесь официально зарегистрированы 76 национально-культурных общественных организаций. Из них 32 национально-культурные автономии. Наибольшей активностью в создании национальных общественных объединений в Свердловской области отличаются татары (25 организаций), евреи (15 организаций), российские немцы (6 организаций), башкиры (5 организаций). Имеют свои организации украинцы, русские, белорусы, таджики, корейцы, цыгане, армяне, казахи, киргизы и другие этносы.

Координации и осуществлению их взаимодействия способствует работа Дома мира и дружбы, где реализуются гуманитарные программы в сфере межэтнических отношений и культурных международных связей. На его базе проводятся «круглые столы», семинары, конференции, творческие встречи, пресс-конференции, выставки.

Для реализации политики межэтнической толерантности в Свердловской области созданы соответствующие информационные ресурсы. Среди них — Свердловская областная межнациональная библиотека. В библиотеке идет комплектование фондов национальной литературы (сегодня фонд библиотеки насчитывает более 80 тыс. экземпляров книг). Библиотекой создан Банк электронной информации «Народы России», размещенный на веб-сайте СОМБ.

На телевизионном канале «Областное телевидение» еженедельно выходят 3 программы: «Национальное измерение»; «Минем илем» на татарском языке (продолжительностью 30 мин.) и передача «Наследники Урарту», рассказывающая об армянской культуре и жизни армянской общины (продолжительностью 15 мин.). Последние 2 программы полностью финансируются национальными организациями.

На Свердловской государственной телерадиокомпании (СГТРК) были реализованы следующие проекты:

— на радио выходило ежемесячное приложение к программе «Искусство, культура, современность» (ИКС) «В Доме мира и дружбы;

- на ТВ вопросы межнациональных отношений, деятельности НКО освещались на русском языке в программах «Время новое», «Этажи»,«Вести—Урал».

  1. Материалы межрегиональной научно-практической конференции (2)

    Документ
    Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Информационная поддержка реализации программы демографического развития Рязанской области средствами библиотек».
  2. Материалы межрегиональной научно-практической конференции (3)

    Документ
    Библиотеки содействуют укреплению института семьи, возрождению и сохранению духовно-нравственных традиций семейных отношений, созданию предпосылок для повышения рождаемости.
  3. Материалы межрегиональной научно-практической конференции 21 февраля 2011 года Российская академия правосудия Западно-Сибирский филиал (г. Томск) ббк 67

    Документ
    Уже более десяти лет прошло с момента вступления в силу действующего Уголовного кодекса Российской Федерации, семь лет действует Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.
  4. Сборник статей и аналитических материалов Межрегиональной научно-практической конференции

    Сборник статей
    Сборник статей и аналитических материалов Межрегиональной научно-практической конференции «Опыт и перспективы вовлечения населения в добровольческую деятельность НКО социальной сферы и пропаганды здорового образа жизни», 2009.
  5. Межрегиональная научно-практическая конференция «Одаренность: стратегия инновационного развития»

    Документ
    К участию в конференции приглашаются руководители образовательных учреждений, научные сотрудники, преподаватели, учителя, психологи и педагоги дополнительного образования, а также представители общественных организаций и творческих
  6. Межрегиональная научно-практическая конференция с международным участием (2)

    Документ
    К участию в конференции приглашаются руководители образовательных учреждений, научные сотрудники, преподаватели, учителя, психологи и педагоги дополнительного образования, а также представители общественных организаций и творческих
  7. Институт усовершенствования врачей современные аспекты организации медицинской помощи населению материалы межрегиональной научно-практической конференции чебоксары 2009

    Документ
    Начиная с 2 года в системе предоставления медицинской помощи населению Чувашской Республики проводятся значительные преобразования, целью которых является повышение ее эффективности, достижение экономичности и сбалансированности работы,
  8. Забайкальского края: оценка и перспективы развития Материалы межрегиональной научно-практической конференции Часть I иркутск Издательство бгуэп 2010 (1)

    Документ
    Под редакцией канд. экон. наук, проф. Ф.Ф. Бигзаева, д-р экон. наук, проф. Т.Д. Макаренко, канд. соц. наук, Р.Н. Каргиной, канд. экон. наук Н.В. Солдатовой, канд.
  9. Забайкальского края: оценка и перспективы развития Материалы межрегиональной научно-практической конференции Часть I иркутск Издательство бгуэп 2010 (2)

    Документ
    Д 31 Демографическая политика Забайкальского края: оценка и перспективы развития: материалы межрегион. науч.-практ. конф.: в 2 ч. /под ред. проф. Ф.Ф.

Другие похожие документы..