История школы как средство формирования ценностных ориентаций обучающихся на уроках английского языка

ИСТОРИЯ ШКОЛЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

(выступление на четвёртых краеведческих чтениях)

Учитель МОУ «Гимназия №19»

Алексеева Виктория Николаевна

Воспитание духовно богатой личности подразумевает приоритет духовных ценностей над материальными.

Проблемой всех общественных институтов, занимающихся воспитанием, является формирование здорового баланса между духовными и материальными ценностями у сегодняшнего подрастающего поколения. Одним из важнейших компонентов, участвующих в формировании и развитии необходимых ценностных ориентаций у обучающихся в школе, является содержание учебного материала. Добавление к материалу учебника краеведческого компонента придает большую убедительность и значимость в глазах обучающихся тех ценностей, воспитание которых учитель ставит своей целью.

Но задача воспитания данных ценностей не может быть решена одним объявлением о них. Коммуникативный и деятельностный подход, основа которого была заложена А. Н. Леонтьевым, могут помочь в формировании и развитии необходимых ценностных ориентаций у обучающихся на уроках английского языка при изучении определённых тем.

На протяжении 11 лет ребенок постигает окружающее пространство, окунаясь в жизнь, заботы и радости школы. На полдня шесть раз в неделю она становится его домом и относиться к ней прагматично – только как к источнику получения знаний, – значит намеренно обеднять себя. Поэтому воспитание ценностного отношения к школе мы считаем одной из целей на уроках английского языка в нашей гимназии.

Ученик должен получать на уроках не только классические знания по предмету, но и то, что способствует развитию духовной личности - научиться чувствовать благодарность, уважение к школе. Факт, что история нашей школы тесно связана с историей города, вызывает чувство гордости в каждом нашем ученике. Но не всегда это чувство перерастает в уважение и благодарность, оставаясь формальным. И задача учителя – вырастить, воспитать трепетное, осознанное чувство к своей школе в каждом ребёнке.

Тема истории гимназии, ее традиций непременно затрагивается учителем как при обучении теме “Образование”, так и в те дни, которые для нас являются особенными – дни рождения, юбилейные даты.

Таким образом, для реализации нашей цели мы ставим следующие задачи:

  1. мотивировать интерес к истории школы;

  2. находить эффективные приемы, формы работы над этой темой;

  3. использовать данную тему для развития коммуникативной компетенции обучающихся.

Данные задачи могут быть реализованы в условиях систематичности, учета возрастных особенностей и интересов детей, активного вовлечения детей во все виды речевой деятельности и через использование различных технологий.

Гордостью МОУ “Гимназия №19” является музей истории. Информация об истории школы представлена также в экспозициях в рекреациях: старинные фотографии, портреты легендарных преподавателей и директоров, наших выдающихся современников, прославивших гимназию, свою страну, имена ‘золотого фонда’ гимназии. Бесценная, интереснейшая информация может остаться просто украшением интерьеров школы, а может стать хорошим воспитательным фактором, если время от времени обращаться к ней в процессе обучения.

Во время проведения тематических бесед, речевых зарядок выясняется, что информация, представленная на стендах, далеко не всегда работает, становясь привычной, она просто не привлекают внимание ребёнка. Задача учителя – заинтересовать ей детей, используя для этого различные формы работы.

В V классе ученики знакомятся с названиями предметов на иностранном языке в российской и английской школах. Можно познакомить их и с названиями школьных предметов в России в XIX веке предложив следующие проблемные задания:

1) идентифицировать школы по наличию в них этих предметов:

Latin Science Russian

Greek English Literature Physical Education

Russian French History of Arts

Natural History Drama Algebra

Ethics Maths English

2) Учитель предлагает прослушать текст, в котором даётся описание прежнего здания гимназии и места, где оно находилось, затем демонстрирует несколько старинных фотографий, на одной из которых ученики находят описанное здание, аргументируя свой ответ.

3) Учитель предлагает ещё одно фото - современной гимназии, и даёт задание - сравнить обе школы. Кто найдет больше различий? Что изменилось? Эти задания могут быть использованы при закреплении таких грамматических тем как: сравнительные степени прилагательных, настоящее законченное время.

В VI классе, где не отведены специальные часы на изучение школьной тематики, можно поддерживать интерес и компетентность школьников с помощью викторин, кроссвордов, предложить им самим создать путеводитель по школе для первоклассников, приурочив эти мероприятия ко Дню рождения гимназии.

В VII классе используются проектные технологии, когда группы школьников работают самостоятельно по поиску информации о родной школе: ее истории, жизни её замечательных выпускников, любимые места в школе. Результатом работы каждой группы является создание и презентация буклетов.

Можно даже попытаться совершить «Путешествие во времени», увидеть свою школу глазами школьников из будущего и узнать, что же детям хотелось бы изменить в школе, чтобы она была идеальным местом обучения и общения; или же совершить путешествие в прошлое своей школы (в рамках изучения придаточных предложений условия в VIII классе или сослагательного наклонения).

В IX классе перед учениками ставиться вопрос выбора будущей профессии. В рамках изучения этой темы обучающимся будет интересна информация о выдающихся людях самых разных профессий, вышедших из стен нашей гимназии. Можно предложить пофантазировать на эту тему в ролевой игре: от имени бывших учеников рассказать об их школьных годах и как они пришли к выбору своей профессии, где можно эффективно использовать интерактивные формы работы: интервью с этими людьми, встреча выпускников и т.д.

В старших классах, когда обучающиеся владеют достаточной информацией об истории школы, им будет интересна такая форма работы, как “Своя игра” (Jeopardy Game). Играют две команды. Каждая из них по очереди выбирает категорию из предложенных другой командой и ее ценовое значение. Ведущий читает соответствующий вопрос и дает одну минуту на обдумывание ответа. Если команда отвечает правильно, она зарабатывает обозначенную сумму. Если ответ неверен, вторая команда получает шанс ответить на вопрос. Побеждает команда, заработавшая наибольшую сумму, эквивалентом которой могут быть как сладкие призы, так и другие сувениры, которые обговариваются заранее.

History

$10: Name the street the old building of the gymnasium was in.

$20: What is the origin of the word ‘gymnasium’?

$30: Find the gymnasium building on one of the photos.

$40: What foreign language has been studied from the foundation of the gymnasium till now?

$50: What school subjects from the list weren’t studied in the old gymnasium: Latin, Greek, History of Arts, Natural History, Italian, Russian, Labour Training, German, French, Information Technology, Ethics?

$60: Who was the first Head Teacher of the gymnasium?

Nowadays

$10: How many pupils are taught in the gymnasium now?

$20: Name the teacher (according to the given description).

$30: What famous artist, who was a student of the gymnasium, painted this picture?

$40: Город! Город! Ты огромен

И как будто бы бескраен,

И всегда твои мы дети,

Где бы ни были на свете.

These lines belong to a famous Soviet poet studied in the gymnasium. Name him.

$50: What year was the status of gymnasium returned to school #19?

Creativity

$10: Describe the building of the gymnasium in the future.

$20: What school subjects will there be in the future?

$30: Famous people studied in the gymnasium.

$40: Roleplay an anecdote from our school life.

Имеет ли такая систематическая работа свой результат мы видим, читая эссе наших учеников “За что я благодарен своей школе?”, где они вспоминают свои счастливые школьные моменты и выражают пожелания родной школе.

Приведенные в данной работе примеры форм, приемов и принципов обучения, являются довольно эффективными при формировании ценностного отношения к школе, так как не только повышают интерес к ее истории, уважение к ней, но и вызывают чувство причастности к её истории и ответственности за ее честь. Кроме того, тема способствует мотивации к изучению предмета ‘английский язык’, т.к. стимулирует и развивает умения и навыки во всех видах речевой деятельности.

Таким образом, даже обращаясь к одним и тем же фактам, связанным с жизнью и историей нашей гимназии, но обыгрывая их по-новому, усложняя формы работы, мы поощряем обучающихся к поиску новых сведений, исследовательской работе; а также используем дополнительный материал для развития языковой компетенции обучающихся на уроках английского языка.

  1. Программа VII педагогического марафона омск 2010 4 октября (1)

    Программа
    БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области»; ул. Тарская, д. 2, актовый зал (ауд. №101). Проезд всеми видами транспорта до остановки «Главпочтамт».
  2. Программа VII педагогического марафона омск 2010 4 октября (2)

    Программа
    Место проведения: БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области»; ул. Тарская, д. 2, актовый зал (ауд. №101). Проезд всеми видами транспорта до остановки «Главпочтамт».
  3. Творческий отчёт формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка реализуется на базе Морткинской средней школы

    Урок
    Проблема формирования коммуникативной компетенции учащихся является наиболее важной в связи с тем, что в мире происходит значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, когда факторы коммуникабельности и толерантности
  4. Формирование этических ценностей школьников средствами информационно-коммуникационных технологий в учреждении дополнительного образования (на материале английского языка)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «31» октября 2008 г. в 9 часов на заседании диссертационного совета Д 212.306.02 при ФАО ГОУ ВПО «Якутский государственный университет имени М.
  5. Формирование ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие в условиях непрерывного образования (1)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 24.11.2011 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.081.02 при Федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный
  6. Формирование ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие в условиях непрерывного образования (2)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 24.11.2011 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.081.02 при Федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный
  7. «Использование краеведческого материала на уроках английского языка»

    Урок
    Методическая разработка урока по теме «Животные в нашей жизни» по учебнику М.З. Биболетовой «Enjoy EnglisH4» для 6 классов образовательных учреждений 13
  8. Доклад по теме самообразования: «Повышение коммуникативности на уроках английского языка. Применение нетрадиционных форм урока» Разработал: Клевцов О. А

    Доклад
    В настоящее время проблема преподавания иностранного языка в школе является актуальной. Перед преподавателями иностранного языка стоит задача сформировать личность, которая будет способна участвовать в межкультурной коммуникации.
  9. Актуальность использования приемов здоровьесберегающих технологий на уроке английского языка

    Урок
    Здоровьесберегающая организация обучения и воспитания предполагает реализацию принципов здорового образа жизни, базирующегося на психолого-педагогических и санитарно-гигиенических основах, направленных на сохранение духовного и физического

Другие похожие документы..