II. Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя физики.

Департамент образования, культуры и молодежной политики

Белгородской области

Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов

Инструктивно-методическое письмо

«О преподавании физики в общеобразовательных учреждениях области в 2010 / 2011 учебном году»

I. Введение

Физика ― наука, изучающая наиболее общие закономерности явлений природы, свойства и строение материи, законы ее движения. Основные понятия физики и ее законы используются во всех естественных науках.

Физика изучает количественные закономерности природных явлений и относится к точным наукам. Вместе с тем гуманитарный потенциал физики в формировании научной картины мира и влиянии на качество жизни человечества очень высок.

Физика ― экспериментальная наука, изучающая природные явления опытным путем. Построением теоретических моделей физика дает объяснение наблюдаемых явлений, формулирует физические законы, предсказывает новые явления, создает основу для применения открытых законов природы в человеческой практике. Физические законы лежат в основе химических, биологических, астрономических явлений. В силу отмеченных особенностей физики ее можно считать основой всех естественных наук.

В современном мире роль физики непрерывно возрастает, так как физика является основой научно-технического прогресса. Использование знаний по физике необходимо каждому для решения практических задач в повседневной жизни. Устройство и принцип действия большинства применяемых в быту и технике приборов и механизмов вполне могут стать хорошей иллюстрацией к изучаемым вопросам.

II. Нормативные документы, регламентирующие

деятельность учителя физики

Основными документами, регламентирующими деятельность учителя физики в 2010 / 2011 учебном году, являются:

- федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования;

- федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы основного и среднего (полного) общего образования по физике;

- примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по физике;

- требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Эти документы опубликованы в сборниках:

• Серия «Стандарты второго поколения». Примерные программы основного общего образования. Физика. Естествознание. – М.: Просвещение, 2009.

• Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2009.

• Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2009.

• Сборник нормативных документов. Физика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.

• Физика. Естествознание. Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2007.

Образовательные учреждения области осуществляют свою деятельность на основе:

• инструктивного письма департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области «Об использовании БУП в общеобразовательных учреждениях области в 2010-2011 учебном году»;

• федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях,
реализующих образовательные программы общего образования
и имеющих государственную аккредитацию, на 2010/2011 учебный год (приказМинистерства образования и науки РФ №822 от 23 декабря 2009 г.)

• положения орабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения(приказ №819 от 23 марта 2010 г. департамента образования, науки и молодежной политики Белгородской области).

III. Характеристика стандартов второго поколения по физике

Ключевое отличие нового образовательного стандарта от предшествующих разработок заключается в том, что суть его идеологии составляет переход от минимизационного подхода к конструированию образовательного пространства на основе принципа фундаментальности образования. Подобный переход принципиально изменяет не только организацию, но и суть образовательного процесса. В эпоху становления экономики знаний значение принципа фундаментальности образования не просто возрастает, а становится важнейшим фактором развития инновационных технологий, определяющих конкурентоспособность страны.

Наряду с фундаментальным знанием в стандарте второго поколения определены основные формы деятельности и соответствующие им классы задач, умение решать которые свидетельствует о функциональной грамотности.

Теоретической основой Фундаментального ядра содержания общего образования являются ранее сформулированные в отечественной педагогике идеи:

• «ядра» и «оболочек» школьных курсов (А. И. Маркушевич);

• выделения «объема знаний» по предмету (А. Н. Колмогоров);

• культурологического подхода к формированию содержания образования (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, В. В. Краевский);

• системно-деятельностного подхода (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин, Л. В. Занков, В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов, В. В. Рубцов).

Физика ― единая наука без четких граней между разными ее разделами, но в стандартах второго поколения в соответствии с традициями выделены разделы, соответствующие физическим теориям: «Механика», Молекулярная физика», «Электродинамика», «Квантовая физика». В отдельном разделе «Строение Вселенной» изучаются элементы астрономии и астрофизики.

Более подробная характеристика и программы стандарта второго поколения опубликованы в журналах: Физика в школе. – 2009, №2; – 2010, №3.

Содержание обучения физике в соответствии со стандартами второго поколения представлено в сборнике «Примерные программы основного общего образования. Физика. Естествознание» – М.: Просвещение, 2009.

IV.Программно-методическое обеспечение и контроль по физике

Региональным базисным учебным планом на изучение курса физики в 7 – 9 классах основной школы выделено по 2 часа в неделю (210 часов за 3 года). В 10 – 11 классах старшей школы преподавание физики ведётся на двух уровнях: базовом ипрофильном. На базовом уровне для изучения физики выделяется 2 часа в неделю (140 часов за 2 года); на профильномуровне – 5 часов в неделю (350 часов за 2 года обучения).

На базовом уровне физика изучается в классах химико-биологического, биолого-географического, информационно-технологического, агро-технологического профилей, а также в непрофильных классах, т.е. в классах универсального (общеобразовательного) профиля.

В классах социально-экономического профиля, филологического, социально-гуманитарного, оборонно-спортивного и в других профильных классах, где базовым учебным предметом является Естествознание, на изучение физики в 10-11 классах необходимо выделить 2 часа в неделю согласно программе базового уровня.

Обучение физики на профильном уровне осуществляется в классах физико-математического, физико-химического, индустриально-технологическо-го профилей.

При любом профиле обучения для учащихся, проявляющих повышенный интерес к предмету и его практическим приложениям, а также желающих сдавать ЕГЭ по физике образовательное учреждение может увеличить число часов на изучение физики путем предоставления возможности выбора элективных курсов.

Учителю предоставляется широкая возможность в отборе содержания физического образования в зависимости от условий функционирования образовательного учреждения и потенциальных возможностей и способностей обучаемых, а также особенностей своей методической системы.

Учебно-методическое обеспечение преподавания физики формируется на основе Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2010/2011 учебный год.

Информация об учебно-методических комплектах по физике для 7-11 классов, рекомендуемых для использования в общеобразовательных учреждениях области представлена ниже.

Основное общее образование. Изучение физики в основной школе реализуется в области на основе использования следующих УМК.

Линия А.В. Пёрышкина :

- Пёрышкин А.В. Физика. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2006-2009 гг.

- Пёрышкин А.В. Физика. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2006-2009 гг.

- Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2007-2009 гг.

Этим учебникам соответствует авторская программа Е.М. Гутник, А.В. Пёрышкина, опубликованная на стр. 104 – 115 в сборнике:

• Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2009.

В помощь учителю для каждого класса разработано тематическое и поурочное планирование, дидактические карточки-задания, дидактические материалы, тесты и рабочие тетради. Информацию об этих пособиях можно получить на сайте .

Линия Н.М. Шахмаева:

- Шахмаев Н.М. и др. Физика. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. Ю.И. Дика. – М.: Мнемозина, 2006.

- Шахмаев Н.М. Физика. 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.М. Шахмаев, А.В. Бунчук – М.: Мнемозина, 2007.

- Шахмаев Н.М. Физика. 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.М. Шахмаев, А.В. Бунчук. – М.: Мнемозина, 2008.

Этим учебникам соответствует программа (автор В.А. Коровин), опубликованная на стр. 53 – 61 в сборнике:

• Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2009.

Тематическое и поурочное планирования к учебникам Шахмаева Н.М. и др. имеются в пособии:

• Программа курса физики и поурочное планирование. 7 – 9 классы / сост. С.А. Тихомирова. – М.: Мнемозина, 2007.

• Матвеева Н.А. Методика преподавания физики. 7 класс: к учебнику Н.М. Шахмаева, Ю.И. Дика, А.В. Бунчука: пособие для учителя. – М.: Мнемозина, 2010.

• Матвеева Н.А. Методика преподавания физики. 8 класс: к учебнику Н.М. Шахмаева, А.В. Бунчука: пособие для учителя. – М.: Мнемозина, 2010.

• Матвеева Н.А. Методика преподавания физики. 9 класс: к учебнику Н.М. Шахмаева, А.В. Бунчука: пособие для учителя. – М.: Мнемозина, 2010.

Компоненты УМК представлены на сайте www. mnemozina. ru.

При изучении физики в основной школе рекомендуется использовать:

• Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2008. (см. ).

Анализ базы данных УМК по районам (городам) показывает, что в области наиболее востребованным является учебно-методический комплект для 7 – 9 классов Пёрышкина А.В., Гутник Е.М. (94 % от числа школ в области).

Среднее (полное) общее образование. Для изучения физики в 10 – 11 классах на базовом (2 часа в неделю) и профильном (5 часов в неделю) уровнях в 2010 – 2011 учебном году рекомендуется использовать учебники:

п/п

Авторы,

название учебника

уровень обучения

Класс

Издательство

1.

Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н.

Физика.

базовый

2 ч

10

Просвещение

профильный

5 ч

2.

Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М.

Физика.

базовый

2 ч

11

Просвещение

профильный

5 ч

3.

Тихомирова С.А., Яворский Б.М. Физика.

базовый

2 ч

10

Мнемозина

4.

Тихомирова С.А., Яворский Б.М. Физика.

базовый

2 ч

11

Мнемозина

5.

Кабардин О.Ф., Орлов В.А., Эвенчик Э.Е. и др.

Под ред. Пинского А.А., Кабардина О.Ф. Физика.

профильный

5 ч

10

Просвещение

6.

Глазунов А.Т., Кабардин О.Ф., Малинин А.Н. и др. Под ред. Пинского А.А.,
Кабардина О.Ф. Физика.

профильный

5 ч

11

Просвещение

Линия Мякишева Г.Я. обеспечена программой (авторы программы В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова) и учебно-тематическим планированием: ● Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 10-11 классы / Саенко П.Г. и др. – М.: Просвещение, 2009.

  1. II. нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя информатики.

    Документ
    «О преподавании предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» в общеобразовательных учреждениях Саратовской области в 2010-2011 учебном году»
  2. II. нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя-предметника. (1)

    Документ
    «О преподавании предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2010-2011 учебном году»
  3. II. нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя-предметника. (2)

    Документ
    Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающими определенной суммы знаний, но и на развитие его личности,
  4. Инструктивно-методическое письмо «О преподавании физики в общеобразовательных учреждениях области в 2010 / 2011 учебном году»

    Инструктивно-методическое письмо
    Физика изучает количественные закономерности природных явлений и относится к точным наукам. Вместе с тем гуманитарный потенциал физики в формировании научной картины мира и влиянии на качество жизни человечества очень высок.
  5. Инструктивно-методическое письмо «О преподавании физики в общеобразовательных учреждениях области в 2009 / 2010 учебном году» I (2)

    Инструктивно-методическое письмо
    Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электро- магнитные и квантовые явления.
  6. Инструктивно-методическое письмо «О преподавании физики в общеобразовательных учреждениях области в 2009 / 2010 учебном году» I (3)

    Инструктивно-методическое письмо
    Изучение физики по программам среднего (полно­го) общего образования, как на базовом, так и на профильном уровнях, осуществляется на основе физических теорий: механика, молекулярно-кинетическая теория, термодинамика, электродинами­ка, квантовая теория.
  7. Инструктивно-методическое письмо «О преподавании физики в общеобразовательных учреждениях области в 2009 / 2010 учебном году» I (1)

    Инструктивно-методическое письмо
    I. Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире.
  8. Коррекционно-развивающее обучение сборник нормативных документов и методических рекомендаций

    Реферат
    Коррекционно-развивающее обучение (Сборник нормативных документов и методических рекомендаций) /Составители Смолянская Т.В., Савельева И.Г. /-Томск, 2009.
  9. I. Документы, регламентирующие коррекционно-развивающую работу в специальных (коррекционных) классах, группах в условиях общеобразовательного учреждения Постановление

    Регламент
    Содержание методических рекомендаций направлено на организацию и создание комфортной развивающей среды в школьных и дошкольных образовательных учреждениях.

Другие похожие документы..