Рабочая программа социальная антропология наименование дисциплины по учебному плану Код дисциплины по учебному плану

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Иркутский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «ИГУ»)

«Утверждаю»

_____________________

Первый проректор,

проректор по учебной работе,

проф. И. Н. Гутник

«____»_____________20____г.

Институт социальных наук

факультет (институт)

Кафедра регионоведения и социальной экономики

кафедра

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

наименование дисциплины по учебному плану

Код дисциплины по учебному плану

Б1.ДВ.2

Для студентов направления

080200.62 – «Менеджмент», профиль - «Государственное управление»

код и наименование специальности

г. Иркутск

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Обеспечиваемые компетенции:

Общекультурные компетенции: (ОК- 4), (ОК-13), (ОК-15).

Цель курса – сформировать представление студентов опредмете социальной антропологии, рассмотрение этапов формирования антропологического знания, его методов, форм, основных понятий и представителей; исследование взаимосвязей «общество-социальные механизмы-история-язык-человек» в условия повседневного существования.

Задачи курса:

  • Сформировать представление студентов об основной специфике антропологической парадигмы и многообразием применения этой парадигмы в истории;

  • Дать систематизированное представление относительно основных предметных областей социальной антропологии;

  • Показать студентам принципиальные различия в использовании качественной и количественной методологии в современных социогуманитарных науках;

  • Научить сопряженному использованию качественных и количественных методов в зависимости от объекта исследования и постановки научных задач;

  • Показать возможности комплексного использования методов на разных этапах изучения объекта;

  • Научить применению конкретных методов и техник качественного исследования в социальной антропологии;

  • Ознакомить студентов с опытом полевых этнографических и антропологических исследований в России и зарубежной антропологии.

  • Изучить разные стороны жизненного мира как пространства исследований социальной антропологии;

  • Выделить основные теоретические направления, сложившиеся в истории развития антропологической науки;

  • Сформировать нормативно-ценностные установки, основанные на признании многообразия и равенства культур;

  • Совершенствовать коммуникативные навыки, необходимые для практической работы социального антрополога.

Место курса в процессе подготовки бакалавра

Данный курс является базовым курсом формирования бакалавра. Он позволит сформировать менеджера, умеющего анализировать происходящие антропологические изменения в окружающей реальности, выявлять ключевые закономерности и навыки их анализировать и использовать в управленческой деятельности.

2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ

для студентов очного отделения

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных ед., 144 часа

Тема, раздел

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа студентов

Зачет

лекции

семин.

лабор.

СРС

КСР

Вид КСР

1

Социальная антропология в системе наук об обществе

6

6

-

18

2

Реферат

2

Методы и подходы социальной антропологии

12

12

-

20

2

Реферирование книги

3

Предметные области социальной антропологии

18

18

-

28

2

Творческий проект

Всего

часов

144

36

36

-

66

6

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3.1. Общее содержание

РАЗДЕЛ 1. СОЦИАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУК ОБ ОБЩЕСТВЕ

Тема 1. Антропология в системе социогуманитарного знания

Предмет социальной и культурной антропологии. История развития представлений о вариантивности и изменчивости человечества. Человек в системе гуманитарного и социального знания. Социальная антропология, культурная антропология, этнология, этнография: соотношение понятий и предметных областей в отечественной (Россия), европейской, североамериканской традиции. Современное развитие социально-антропологических и культурных исследований, сравнительной социологии, соотношение их предметных областей. Значение метода в антропологии. Полевые этнографические исследования.

Тема 2. Методологические принципы исследования социкультурного процесса в рамках антропологического подхода

Социокультурный процесс как объект социологического анализа. Сущность антропологического подхода к исследованию социокультурного процесса. Особенности социолого-антропологического исследования социокультурного процесса. Возможности исследования социокультурного процесса в науке. Формирование и развитие социокультурной антропологии в образовательном пространстве страны.

Тема 3. Объект и предмет социальной антропологии: проблема выбора методологии исследования.

Антропологическое изучение малых сообществ: культурных и этнических общностей, локальных групп населения, профессиональных сообществ, фирм: возможности, продуктивность и перспективы применения качественных и количественных методов исследования. Требования к выбору объекта исследования Основные характеристики объекта исследования, изучаемого качественными методами.

Конкретно-научная методология социальной антропологии. Систематизация конкретных методов и приемов социально-антропологического исследования. Количественные и качественные методы. Исторические предпосылки применения качественных методов в антропологии (английские социальные исследования, Чикагская школа, этнографическая программа В.Н. Тенишева и др.) Современные интерпретации качественных методов (символический интеракционизм, антропология и социология повседневности, этнометодология и др.). Методы программирования исследования. Методы сбора информации. Наблюдение. Опрос. Анализ письменных источников. «Понимающие» и интерпретативные методы. Методы анализа и обобщения данных. Методы «смежных» и родственных наук, используемые в социальной антропологии (социологические методы, методы истории и этнографии, методы статистики и демографии).

РАЗДЕЛ 2. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ

Тема 4. Эволюционный подход в социальной антропологии

Становление эволюционной методологии социально-антропологических исследований. Основоположники эволюционного подхода в социальной антропологии (Э. Тайлор, Л. Морган, Дж. Фрезер и др.). Принципы эволюционного метода Э. Тайлора. Метод «пережитков» и «эволюционные ряды». Эволюционный подход Г.Спенсера и его значение для развития антропологии. Эволюционная методология социальной антропологии второй половины XX века. Критическое переосмысление методологического наследия классического эволюционизма. Эволюционный подход Л.Уайта.

Особенности культурологического анализа. Идеи энергетизма в антропологии. Неоэволюционизм и его методологические ориентации: многолинейный эволюционизм (Дж. Стьюард), культурный материализм (М. Харрис), современный социал-дарвинизм (Р. Нэролл), историческое направление (Э. Сервис, Р. Карнейро, Дж. Ленски и др.). Экологический подход в социальной антропологии. Методы «культурной экологии» Дж. Стьюарда и М. Салинса. Методы «экологии религии» О. Хульткранца. Экосистемная и «популяционные» парадигмы в американской антропологии (Э. Вайда, Р. Раппопорт и др.). Биосферный подход Л.Н. Гумилева.

Тема 5. Диффузионизм и сравнительно-исторический подходы к изучению культур

Методы диффузионизма в антропологии. Диффузионизм как концептуальная альтернатива эволюционизма. Идеи философского историцизма в теоретической концепции диффузионизма.

Исторический метод в культурной антропологии и его основные представители. Принципы исторического подхода Ф.Боаса (историзм, эмпиризм и пр.). Ф.Боас о возможностях и границах сравнительного метода в антропологии. Эволюция Боаса: от поисков универсалий к психологии личности. Использование сравнительного метода в исследованиях А.Радклифф-Брауна, Э.Эванса-Причарда и представителей других методологических течений и направлений.

Диффузионизм в этнологии Германии. Антропогеография Ф. Ратцеля. Морфология культуры Л. Фробениуса. Теоретическое обоснование диффузионистской концепции. Теория культурных кругов Ф. Гребнера: понятия «культурного круга» и «культурного элемента». В. Шмидт: теория прамонотеизма и эволюция культурных кругов.

Британская историческая школа. У. Риверс. Гипердиффузионизм Г. Элиота-Смита и У. Перри. Теория единого культурного центра.

  1. Учебый план общеобразовательного учреждения 25 кадровое обеспечение образовательного процесса 44

    Документ
    Публичный доклад муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 города Людиново в 2008-2009 учебном году содержит информацию об основных результатах и проблемах образовательного учреждения.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Этносоциология (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
    1.2 Требования государственного образовательного стандарта для специальности 020300 к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по дисциплине ОПД.
  3. Рабочая программа социология наименование дисциплины по учебному плану Код дисциплины по учебному плану

    Рабочая программа
    умением применять количественные и качественные методы анализа при принятии экономических решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели (ПК-31).
  4. Программы высшего профессионального образования (2)

    Реферат
    Программы дополнительного профессионального образования (программы, завершающиеся присвоением дополнительной квалификации, программы повышения квалификации,
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины Часть II бийск (2)

    Учебно-методический комплекс
    Д Дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины: методические рекомендации для преподавателей / Сост.: Н.А. Кочергина, Бийский пед. гос.
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Р. Элитология (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
    Программа дисциплины “Элитология” является дисциплиной цикла ОПД., компонент учебного плана – региональный, для специальности 140201 - “Социология”. Курс «Элитология» является дисциплиной специализации, изучается в 9 семестре на пятом курсе обучения.
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины огсэ. Ф. Политология (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
    Для специальности 040201Социология, 030501 Юриспруденция, 080502 Экономика управления на предприятии (промышленность), 080502 Экономика управления на предприятии (городское хозяйство),
  8. Программа 300 лучших учебников для высшей школы в честь

    Программа
    Первый в СНГ учебник по психологической диагностике написан одним из известных и ведущих не только сегодня, но и в доперестроечное время специалистов в этой области.
  9. Отчет о результатах самообследования федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «волгоградский государственный социально-педагогический университет»

    Содержательный отчет
    Самообследование федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» проведено в соответствии с подготовкой

Другие похожие документы..