Пособие адресовано студентам средних специальных учебных заведений и педагогических колледжей, будет полезно учителям, методистам и родителям. Ббк74. 3я723

ББК

74.3я723 П44

Подласый И.П.

П44 Курс лекций по коррекционной педагогике: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб, заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 352 с. — (Коррекционная педагогика).

18ВК 5-691-00933-8.

В учебном пособии рассмотрены причины возникновения отклонений поведения у детей, определены типичные признаки и особенности отклонений, представлены практические методики коррекции различных видов школьных и социальных аномалий. Студенты и учителя-практики найдут в пособии конкретные советы по организации и осуществлению коррекционного воспитания детей с неорганическими расстройствами, обучающимися в обыч­ных школах.

Пособие адресовано студентам средних специальных учебных заведений и педагогических колледжей, будет полезно учителям, методистам и родителям.

ББК74.3я723

18ВМ 5-691-00933-8

Подласый И.П., 2002 «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2002 Серийное оформление обложки. «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2002

ОГЛАВЛЕНИЕ

К студентам.....................з

Глава 1

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ . . 7

Жизнь, общество, школа, дети...................8

Задачи коррекционнои педагогики.................13

Из истории коррекционнои педагогики..............18

Понятие «норма» в воспитании..................22

Как изучать ребенка........................32

Комплексная диагностическая программа.............42

Глава 2

ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ. 49

Авторитаризм — источник отклоняющегося поведения.......50

Гуманистическая основа воспитания................54

Общие методы коррекционнои работы...............65

Специальные методы педагогической коррекции..........80

Отношения между учителем и учениками.............91

Глава 3

СНИЖЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ ... 99

Эмоциональные состояния школьника.............. ЮО

Коррекция тревожности..................... Ю7

Импульсивный ребенок ..................... цз

Помощь депрессивным детям................... 121

Преодоление депривации и фрустрации.............. 127

Профилактика эмоциональных перегрузок............ 139

Глава 4

КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ..... 149

Причины и следствия аномального поведения........... 150

Классификация отклоняющегося поведения............ 155

Формы и уровни отклоняющегося поведения........... 165

«Кризис-7»: поведение учителя.................. 171

Проблемы адаптации детей к школе................ 178

Коррекция группового поведения................. 185

349 Глава 5

СОЦИАЛЬНО ЗАПУЩЕННЫЕ ДЕТИ..........191

Асоциальное поведение школьника................192

Выявление и коррекция нечестности...............203

Преодоление грубости и сквернословия..............209

Борьба с курением........................214

Профилактика алкоголизма и наркомании............217

Аффективные дети........................224

Дети из неполных семей.....................227

Глава 6

ПОМОЩЬ НЕУСПЕВАЮЩИМ ШКОЛЬНИКАМ......235

Почему они плохо учатся..................... 236

Какие бывают отстающие ученики................ 244

О школьной зрелости....................... 251

Коррекция неуспеваемости.................... 259

Помощь в обычном классе.................... 264

Инфантильные дети....................... 274

Глава 7

КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ... 281

Причины детской агрессивности................. 282

Агрессивное поведение педагогов................. 289

Диагностика агрессивного поведения............... 292

Ослабление агрессивности.................... 296

Глава 8

УЧИТЕЛЬ И СЕМЬЯ ШКОЛЬНИКА..........309

Труд и ответственность учителя.................. 310

Советы учителю......................... 320

Воспитание детей в семье..................... 329

Виды семейного воспитания................... 331

Содержание и методы...................... 333

Педагогическая поддержка семьи................. 337

Учебное издание Подласый Иван Павлович

К студентам

Отклоняющееся поведение большинства детей — вызов наше­го времени, разорвавший долгую тишину благополучия..

Писать книгу о детях с отклонениями в развитии и поведе­нии нелегко, слишком много отрицательных эмоций ложится на душу. Нелегко и вам будет изучать эту проблему — за ней всегда трудные судьбы, искалеченные жизни. Но что делать, если число детей с отклонениями в поведении, тревожных, эмо­ционально неустойчивых, неуравновешенных и агрессивных растет. Каждый день школьные учителя озабочены вопросом, как поступать с детьми, поведение которых вышло из общепри­нятых норм.

Картины школьного насилия нового века ужаснули людей во всем мире.

Коллегия Министерства образования РФ (1997), рассмотрев проблемы школьной дезадаптации, воспитания детей с отклоне­ниями в развитии и поведении, констатировала:

— от 15 до 50 % здоровых детей испытывают различные трудно­сти в школе;

— 40 % детей подвергаются насилию в семьях и столько же — в школах; •

— 95 % социально дезадаптированных детей имеют психические отклонения;

— лишь 10 % детей, нуждающихся в психокоррекционной помо­щи, могут ее получить;

— около миллиона детей школьного возраста в РФ оказались вне образовательной системы; возвратиться в нормальное русло и стать полноценными гражданами они смогут лишь после эф­фективной педагогической реабилитации.

Всем нашим детям, каждому даже благополучному ребенку, не совершившего пока ничего предосудительного, нужна немедлен­ная и квалифицированная педагогическая помощь. Не поможет ему врач. Он наблюдает больного, страдающего физически и ду­шевно ребенка в специфических условиях больничной палаты.

3 Его приборы скажут о содержании гемоглобина в крови, темпера­туре тела и подвижности нервных процессов. О состоянии души они ничего не скажут, равно как и об отношениях с людьми, по­ведении в этом сложном мире.

Не поможет ребенку психолог. Своими тестами он распознает нарушения речи, внимания, памяти или мышления. И в его на­блюдениях ребенок будет вырван из своей среды, из нормальной жизни. Он нервничает и ошибается, снижая свои показатели. Об истинной сущности ребенка, мотивах его деятельности и поведе­ния тесты ничего не скажут. Нет пока тестов для целостного, жи­вого, деятельного в естественной ситуации ребенка.

Увы, мало помогают ребенку и родители. Видели ли вы, как изменяется поведение ребенка в их присутствии? Ребенок на глазах демонстрирует двойные стандарты поведения. Семья вы­рабатывает свои правила поведения, создает свою атмосферу, рождает и воспитывает особые отношения. Ребенок здесь не та­кой, какой он в реальной жизни, вне дома, в окружении других людей.

Только учитель видит ребенка в реальной обстановке и его на­стоящих отношениях — в обыденных заботах, труде, поведении, контактах со сверстниками, старшими и младшими. Только учи­тель видит, как трудится ребенок, как он думает и переживает, как ходит, стоит, бегает, дружит, как выражает свою внутреннюю позицию. Только учитель видит настоящего ребенка в реальных жизненных ситуациях. Он ближе всех стоит к ребенку в процессе его повседневной деятельности. И следовательно, только учитель может составить наиболее правильное и, главное, целостное суж­дение о нем. А поняв, он может предотвратить неблагоприятное развитие событий.

Не всякий учитель сможет помочь ребенку, но только тот, кто хорошо овладел необходимыми знаниями специальной психоло­гии, специальной педагогики, а также практическими навыками. Многим специалистам видится выход в необходимости дать педа­гогу второе специальное образование, чтобы он умел работать и с проблемными, исключительными детьми.

Нельзя не согласиться и с тем, что не дети виноваты, а наша несовершенная и неоперативная образовательная систе­ма, которая неспособна помочь им преодолеть эти трудности. Как подтверждает практика, школа по причине недостаточной педагогической грамотности учителей зачастую не только не может помочь ребенку выйти из тупика тревожного, эмоцио­нально неустойчивого состояния, но- иногда даже усугубляет его душевный дискомфорт, подталкивает его к отклоняющему-

4

ся поведению. Да и сам характер школьных отношений в том виде, в каком они имеют место, содержит целый набор факто­ров, способных вызвать, развить и углубить девиантное поведе­ние.

Уже на студенческой скамье будущий педагог должен усвоить, что главная ценность школы — дети, их жизнь. Ребенок не сред­ство, а цель воспитания, поэтому не ребенка следует приспосаб­ливать к школе, а наоборот — школа, учителя будут приспосабли­ваться к нему, чтобы, не ломая природу ребенка, поднимать его на максимально доступный для него уровень.

Сегодня остро стоит проблема развития особой педагогики — педагогики помощи, защиты детей, так называемая коррекционная педагогика, наука педагогической заботы и доброты, которая раскрывает общие и конкретные зависимости между причинами возникновения отклоняющегося поведения, его следствиями, способами преодоления. Она объясняет, почему возникают те или иные проблемы, указывает пути преодоления типичных за­труднений.

Учебное пособие поможет вам, будущим учителям, научиться распознавать проявления действительно отклоняющегося пове­дения ребенка, чтобы не ругать его за то, за что нужно пожалеть, не требовать того, чего ребенок не в состоянии выполнить. Опи­раясь на коррекционную педагогику, вы будете осуществлять по-настоящему индивидуальный подход к каждому ученику, смо­жете реализовать на практике гуманное личностно-ориентиро-ванное воспитание.

В пособие вы найдете основные теоретические положения, не­обходимые для понимания сущности, содержания, организации многотрудного процесса помощи детям. Главное внимание в нем уделено практическим вопросам коррекционного воспитания в обычном школьном классе. Каждая глава завершается вопросами для самопроверки, списком литературы для дополнительного изучения. Краткие выводы по каждой главе подытожены в опор­ных конспектах. Они служат основой для сознательного воспро­изведения главных понятий и терминов, позволяют вам быстро вспоминать основные положения и структуру изученного мате­риала, облегчают понимание сложных зависимостей, системати­зируют и закрепляют их.

Успеха вам!

ГЛАВА 1

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ

КОРРЕКЦИОННОЙ

  1. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений

    Учебное пособие
    ПЕДАГОГИКА. Учебное пособие для студентов педаго гических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998.
  2. Е. О. Дзюба тенденции просветительства в области современного ху

    Документ
    В предлагаемом читателю сборнике представлены материалы седьмой Всероссийской c международным участием студенческой научно-практической конференции «Человек.
  3. Вопросы и задания (9)

    Учебное пособие
    Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.И.Сели­верстова. — М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

Другие похожие документы..