Учебно-методический комплекс по дисциплине История русской литературы XI-XVII веков Специальность

Тексты лучше всего брать по авторитетным изданиям, снабженным научным аппаратом (комментариями, словарями мифологических имен, устаревших слов и т. п.). Лишь при отсутствии в библиотеках таких изданий используются хрестоматии, указанные в списке общей литературы.

От изучения отдельного произведения следует перейти к изучению творчества писателя в целом. Необходимо знать фактический материал: основные даты биографии писателя; перечень важнейших его произведений, дату появления в печати и время создания; принадлежность к определенному идейному течению, позицию автора в литературной и общественной борьбе, объединение в группы, школы, участие в журнальной полемике и т.п.

Работа с литературоведческими источниками. Глубоко освоить тему вам помогут научные статьи и монографии (книги, посвященные творчеству одного автора или одной проблеме), рекомендуемые к каждой теме. Из литературно-критических источников также необходимо делать выписки, точно документируя их. Студент должен четко определять специфику идейного содержания и художественной формы произведений изучаемых авторов, уметь полно охарактеризовать идейно-образный мир и жанровую систему писателя. Своеобразие эволюции его мировоззрения, метода и стиля, принадлежность к литературному направлению. Осмыслив на основе этого место и значение каждого писателя, студент приходит к основному итогу университетского курса – к глубокому и всестороннему пониманию общей картины развития литературного процесса в рамках изучаемой эпохи, своеобразия творческой манеры ведущих писателей. Он умеет вскрыть закономерности перехода от средневековой литературы к литературе нового времени, закономерности становления русской литературы как выразительницы идей и настроений всей нации.

Самостоятельная работа над текстами XI-XVII веков требует больших усилий, так как художественная речь той эпохи представляет собой сложный сплав исторически различных стилистических пластов. Лексика, синтаксис, а нередко и морфологические формы могут быть осмыслены лишь с помощью специальных лингвистических комментариев. Поэтому предполагается обязательное обращение к словарям и энциклопедиям разного типа, чтобы не только уяснить значение архаизмов, неологизмов, галлицизмов (или иных иноязычных заимствований), «крылатых слов», каламбуров, фразеологизмов, но и определить их художественную функцию в тексте.

Составление плана. Он необходим, чтобы достичь последовательности в раскрытии темы. Наброски плана следует сделать уже при обдумывании темы, конкретизируя его в процессе изучения текстов и критической литературы и, особенно, при систематизации конспектов и выписок. Определенную помощь в составлении плана окажут методические указания к теме. Форма его произвольная, но пункты его должны точно отвечать раскрытию темы. План помещается перед текстом работы. Принято выделять три части: введение, основная часть и заключение.

Во введении обосновывается выбор темы, формулируются цель и задачи курсовой работы, дается аналитический обзор научной литературы по проблеме. В этом обзоре студент использует те собственные замечания, которые оставлял на полях конспектируемой литературы. Здесь должно кратко, в хронологической последовательности рассмотреть, кто из литературоведов и как решал научные проблемы, касающиеся темы курсовой работы. Эта часть работы важна, так как показывает, насколько студент начитан в научной литературе и как понимает ее.

Основная часть представляет собой содержание курсовой работы (в плане она озаглавливается формулировкой темы и членится на несколько пунктов и подпунктов, которым также даются конкретные названия). Логичность, последовательность, аргументированность, самостоятельность – основные требования к этой части работы.

Заключение достаточно кратко, содержит вытекающие из содержания работы выводы.

Написание работы и ее оформление. Когда весь доступный по теме материал изучен, можно приступить к ее написанию. Основное достоинство ее — самостоятельность. Материал должен быть осмыслен и переработан в соответствии с темой и изложен своими словами. Цитаты, кроме стихотворных строк, заключаются в кавычки. Стихи цитируются стихотворными строчками, причем каждая начинается с заглавной буквы. Все цитаты строго документируются в сносках: после кавычек ставится отсылочный знак (цифра или звездочка), этот же знак повторяется в нижней части страницы под чертой, отделяющей текст работы от сносок.

1. Сноска на текст

1. Тредиаковский, В.К. Избранные произведения / В.К. Тредиаковский. – М., 1963. – С. 336. Далее тексты Тредиаковского цитируются по этому изданию с указанием страницы в скобках.

2. Сноска на цитату

1. Литературные манифесты западноевропейских классицистов. – М., 1980. – С. 425-426.

3. Сноска на несколько источников

1. Об этом см.: Серман, И.З. Русский классицизм: Поэзия. Драма. Сатира / И.З. Серман. – Л., 1973. – С. 5-25; Кочеткова, Н.Д. Ораторская проза Феофана Прокоповича и пути формирования литературы классицизма // XVIII век. – Сб. 9. – Л., 1974. – С. 69-78 и др.

4. Сноска на источник, цитируемый несколько раз последовательно

Первый раз – см. раздел 2 настоящей таблицы. Далее: 1. Тынянов, Ю.Н. Ода как ораторский жанр. – С. 236-242.

В цитировании надо соблюдать меру, не превращая всю работу в переписывание какого-либо критического источника или же в компиляцию цитат из нескольких источников, подчас без кавычек. Дословно списанные с источников работы не могут быть зачтены.

Следует предостеречь и от такой типичной ошибки, как отклонение от темы. Например, изложение темы «Слово о полку Игореве как литературный памятник» заменяется общим материалом по истории изучения вопроса, характеристикой исторического времени. На анализ поэтики текста отводится менее одной трети объема работы. При раскрытии темы необходимо строго следовать плану, соблюдать соразмерность его частей, продумывать логический переход от одного пункта к другому, заключительные выводы.

В конце помещается список использованной литературы (пособия из рекомендательного перечня к теме, не использованные в работе, в список не включаются).

Объем работы строго не регламентирован, главное, чтобы тема была раскрыта. Не следует стремиться к увеличению объема, наоборот, краткость при четкости выраженных в работе мыслей и доказательности примеров предпочтительнее.

Необходимо оставить поля (для замечаний педагога), страницы пронумеровать.

На первом листе или на обложке следует написать:

Сахалинский государственный университет

Кафедра русской и зарубежной литературы

Дисциплина «История русской литературы XI-XVII веков»

Тема с указанием названия

Курсовая работа

Кем выполнена (студент ... курс, ... группа, указывается фамилия, имя, отчество).

Кем проверена (указывается фамилия и инициалы преподавателя)

Рекомендуемая литература приводится после методических указаний к каждой теме. Во избежание повторений общая для всех тем литература там не указывается.

Тематика курсовых работ

по «Истории русской литературы XI-XVII вв.»:

  1. Отражение событий татаро-монгольского нашествия в произведениях XII-XIV вв.

  2. Традиционное и новое в развитии жанра «слова» в XII-XIV вв.

  3. Проблема «отцов и детей» и особенности ее решения в бытовой повести XVII в. и «гисториях» начала XVIII века

  4. Образ просвещенного монарха в ранней русской литературе XVII – начала XVIII века ( «Иудифь», «Артаксерксово действо» и др.)

  5. Роль Симеона Полоцкого в развитии русского барокко

Тематика дипломных работ

по «Истории русской литературы XI-XVII вв.»:

  1. Традиционное и новое в развитии жанра повести в XVII веке

  2. Развитие русского стихосложения в XVII веке

  3. Своеобразие русского барокко

Предложенные темы могут быть использованы студентами очной, заочной, вечерней форм обучения, экстерната. При выборе необходимо предварительно уточнить тему с научным руководителем.

Методические указания преподавателям

В данном учебно-методическом комплексе представлены самые различные материалы. Преподаватель найдет рекомендации: от планирования курса до организации самостоятельной работы студентов и различных форм контроля полученных знаний. Предстоит обсудить серьезные проблемы в развитии русской литературы XI-XVII веков.

Материал, вынесенный на лекции, представляет собой важные этапы развития литературы Древней Руси. При планировании лекционного курса определяются не только темы лекций, но и их основные проблемы (литературная преемственность, эволюция жанров и т.п.). Этого требует современный уровень развития науки, при котором от описательности необходимо переходить к теоретическому осмыслению литературных явлений. Необходимо помнить о принципе межпредметных связей в процессе обучения филолога, когда знания по теории литературы необходимо соединять с практикой литературоведческого анализа, с приемами работы смежных дисциплин (философия, история, искусствоведение, языкознание).

Цель лекционных занятий заключается не столько в обобщении материала учебной и научно-исследовательской литературы по теме, сколько в стремлении поднять студента над фактом, заставить задуматься над причинно-следственными связями в развитии литературы, сложностью и противоречивостью идейно-художественных исканий писателей того или иного времени. В плане представлены лекции разных типов: обзорные и проблемные, посвященные творчеству отдельного писателя, или развитию жанра. Подобный подход к планированию позволит выделить нерешенные и дискуссионные, актуальные и перспективные вопросы современного литературоведения, что поможет студенту в определении специализации, в выборе темы научного исследования.

Основная задача, которую ставит перед собой преподаватель, состоит в том, чтобы научить студентов-первокурсников первым навыкам чтения древнерусских текстов как художественных произведений. Поэтому кроме сообщения необходимой информации информационно-справочного характера обязательно дается материал о художественном своеобразии текста. При этом особое внимание обращается на разбор основных образов, обзор тропов, повторяющихся мотивов, особенностей авторского стиля, использования топосов («общих мест») средневековой литературы и цитат.

Датировка древнерусских памятников в большинстве случаев устанавливается приблизительно. Поэтому для удобства восприятия большая часть текстов разделяется на тематические группы. Определение места того или иного памятника во многом зависит от исторических событий, которым он посвящен.

Тексты памятников цитируются по книгам серии «Памятники литературы Древней Руси». Это издание с формальной стороны не является хрестоматией. Однако на сегодняшний день указанная серия является наиболее полной подборкой древнерусских текстов, удовлетворяющих требованиям, как специалистов, так и широкого круга читателей. На сегодняшний день она остается самой доступной. В учебных целях дается ссылка на хрестоматии, имеющиеся в наличии в научной библиотеке вуза.

Практические занятия ориентированы более узко и конкретно с целью наиболее плодотворной исследовательской работы над отдельными произведениями. По своей форме и приемам практические занятия различаются в зависимости от характера материала. Жанровый диапазон практических занятий широк. В него вошли, во-первых, занятия, позволяющие осуществить опыт целостного анализа художественного текста («Слово о полку Игореве»), во-вторых, занятия, где текст исследуется под углом зрения одной проблемы, например, жанрового своеобразия «Повести о Петре и Февронии Муромских». Один из самых интересных для студентов типов занятий - сопоставительный анализ произведений, близких по жанру или теме. Мы предлагаем сопоставление нескольких произведений Куликовского цикла. Здесь решение героической темы зависит от жанровой принадлежности произведения. Кроме того, мы предлагаем посвятить занятие изучению эволюции отдельных жанров русской литературы, например, «Житие» протопопа Аввакума.

Методическая разработка каждого практического занятия содержит план с перечнем контрольных вопросов, задания для самостоятельной работы, список литературы, включающий произведения художественного, критического, научно-исследовательского характера. Ввиду огромного числа разноаспектных исследовательских материалов количество ссылок на работы отдельных ученых сведено к минимуму. При необходимости студентов, проявивших особый интерес к теме, можно отослать к конкретным статьям и материалам монографий, имеющимся в библиотеке вуза или областной научной библиотеке г. Южно-Сахалинска. А также наиболее полному на сегодняшний день справочному изданию – «Словарю книжников и книжности Древней Руси».

Подготовка к практическому занятию потребует отработки теоретических и историко-литературных понятий. Кроме того, необходимо найти материал об основных исторических событиях времени изучаемого памятника, а также о наиболее заметных культурных событиях, памятниках архитектуры, живописи. Это позволит расширить освоение материала за счет межпредметных связей.

Список литературы к практическому занятию имеет два раздела: основной и дополнительный. Введение второго раздела продиктовано тем, что научная литература по курсу выходит небольшими тиражами, ее не всегда можно найти в библиотеках разного уровня. Расширенный список литературы позволит преподавателю скорректировать задание с учетом местных условий. Студент, кроме того, получает возможность проследить историю изучения вопроса, выявить степень его научного освоения.

Знакомство с критической литературой важно в методологическом и историко-литературном плане. Изучение основополагающих работ известных ученых способствует выработке литературного вкуса, принципов и навыков критики источника. Задача преподавателя – прокомментировать случаи расхождения во взглядах критиков и литературоведов, объяснить причины неоднозначного толкования текста.

В качестве формы контроля самостоятельной работы студентов предлагается комментированное чтение одного из известных и хорошо изученных художественных текстов – «Слова о полку Игореве». Это позволяет студентам воспользоваться методом «медленного» филологического чтения. Вопросы сформулированы таким образом, чтобы осуществить выявление идейно-эстетического уровня произведения через историко-культурный комментарий. Студенты должны ответить на все поставленные вопросы письменно.

В качестве форм контроля самостоятельной работы студентов предлагается:

  • провести комментированное чтение одного из известных и хорошо изученных художественных текстов – «Слова о полку Игореве». Это позволяет студентам воспользоваться методом «медленного» филологического чтения. Вопросы сформулированы таким образом, чтобы осуществить выявление идейно-эстетического уровня произведения через историко-культурный комментарий;

  • подготовить ответы на контрольные вопросы и выполнить задания.

VI. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения

промежуточных и итоговых аттестаций

1. Программа экзамена

Формой итоговой аттестации знаний, умений и навыков студентов является экзамен.

Студентам предлагаются 20 экзаменационных билетов, утвержденных на заседании кафедры русской и зарубежной литературы до начала сессии.

Экзаменационные билеты состоят из двух теоретических вопросов: 1) по истории русской литературы XI-XIV вв., 2) по истории русской литературы XV-XVII века.

Вопросы для самоподготовки к экзамену:

  1. Краткая характеристика основных этапов развития древнерусской литературы.

  2. Особенности древнерусской литературы и ее художественного метода. Система жанров древнерусской литературы.

  3. «Житие Феодосия Печерского» как классический образец преподобнического жития.

  4. Жанр торжественного поучения в литературе XI - XIII вв. Содержание и стилистическое своеобразие «Слова о Законе и Благодати» Илариона.

  5. Дидактические поучения в древнерусской литературе. Идейно-художественное своеобразие произведения Владимира Мономаха «Поучение».

  6. История создания «Повести временных лет». Гипотезы о начале русского летописания. «Повесть временных лет» как литературный памятник XII в.

  7. История текста, проблематика и стилевое своеобразие «Моления» Данила Заточника.

  8. Время создания и историческая основа «Слова о полку Игореве». Идея «Слова о полку Игореве». Особенности изображения исторических лиц. Споры об авторе «Слова о полку Игореве».

  9. Жанр торжественного поучения в литературе начала татаро-монгольского нашествия. «Слово погибели Русской земли».

  10. Сюжет и композиция «Слова о полку Игореве». Поэтический язык и ритмическая организация речи в «Слове о полку Игореве».

  11. Произведения Куликовского цикла. Идейно-художественное своеобразие «Задонщины».

  12. «Задонщина» и «Слово о полку Игореве». Споры о взаимоотношении произведений.

  13. Развитие жанра воинской повести в эпоху начала татаро-монгольского нашествия на Русь. Историческая основа, сюжет и композиция, жанр «Повести о разорении Рязани Батыем».

  14. Развитие житий в эпоху Куликовской битвы («Житие Стефана Пермского», «Житие Сергия Радонежского»). Своеобразие стиля «плетения словес».

  15. Особенности содержания и формы «Жития Александра Невского».

  16. Житийный цикл произведений о Борисе и Глебе.

  17. Содержание и стиль «Хождения за три моря» Афанасия Никитина.

  18. Своеобразие жанра беллетристической «Повести о Петре и Февронии Муромских».

  19. Общая характеристика публицистики XVI в. Обобщающие литературные произведения середины XVI в. «Великие Минеи-Четьи», «Домострой».

  20. Творчество Максима Грека. Обобщающие литературные произведения середины XVI в. «Домострой».

  21. Воинская повесть в XV в. «Повесть о взятии Царьграда турками».

  22. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Стиль посланий Грозного.

  23. Легендарная повесть в литературе XV-XVI вв. «Повесть о путешествии Иоанна на бесе в Иерусалим», «Повесть о мутьянском воеводе Дракуле».

  24. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Идейно-художественное своеобразие.

  25. «История о Казанском царстве» как новый тип исторической повести.

  26. Основные особенности развития литературы в XVII веке. Жанровая система.

  27. Объекты, формы и язык русской демократической сатиры XVII в. Содержание, композиция, язык «Повести о Шемякином суде», «Повести о Ерше Ершовиче».

  28. Бытовая повесть. Новый тип героя в «Повести о Фроле Скобееве».

  29. Отражение событий «смуты» в литературе первой трети XVII в. «Иное сказание».

  30. Содержание, композиция, связь с фольклором в «Повести о преставлении и погребении М.В. Скопина-Шуйского».

  31. Жанровое своеобразие «Жития» протопопа Аввакума.

  32. Объекты, формы и язык русской демократической сатиры XVII в. «Повесть о бражнике».

  33. Содержание, композиция, язык «Повести о Шемякином суде».

  34. «Повесть о Фроле Скобееве» как образец плутовской новеллы.

  35. Проблематика и художественное своеобразие «Повести о Горе-Злочастии». Различные трактовки образа Горя в литературоведении.

  36. Бытовая повесть в литературе XVII в. «Повесть о Горе-Злочастии».

  37. История возникновения и репертуар придворного театра XVII в.

  38. «Комедия притчи о блудном сыне» Симеона Полоцкого как образец школьной драматургии. Тематика и художественное своеобразие поэзии Симеона Полоцкого.

  39. Особенности силлабического стихосложения. Стиль барокко в литературе второй половины XVII в.

  40. Сатирическая повесть. «Повесть о Карпе Сутулове».

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭКЗАМЕНА

Оценка и определение уровня знаний и практических профессиональных умений и навыков (компетенций) студентов производится по 100-балльной шкале, что соответствует следующим оценкам в баллах: 0-40 - «неудовлетворительно», 41-66 -«удовлетворительно», 67-80 - «хорошо», 81-100 - «отлично».

«Отлично»

  1. Всестороннее систематическое и глубокое представление знаний программного материала.

  2. Приведены точные примеры, иллюстрирующие теоретические положения, дана их адекватная интерпретация.

  3. Материал изложен последовательно, точно, логично и в полном объеме.

4. Научная терминология использована правильно.

5. Проявлен творческий и научный подход к пониманию и изложению
программного материала.

6. Отсутствуют неточности и ошибки.

«Хорошо»

Полное представление знаний программного материала.

Приведены примеры, иллюстрирующие теоретические положения.

Материал изложен последовательно, точно, логично и в полном объеме.

Научная терминология использована правильно.

Допускаются одна-две несущественные ошибки.

«Удовлетворительно»

Достаточно полное представление знаний программного материала.

Приведены примеры, иллюстрирующие теоретические положения.

Материал изложен.

Допускаются три-четыре несущественные ошибки.

«Неудовлетворительно»

Отсутствие знаний по основным вопросам учебного программного материал.

Неумение привести примеры, иллюстрирующие теоретические положения.

Допущены ошибки, которые искажают суть излагаемого материала.

1 ДРЛ - В дальнейшем в тексте будет использоваться данное сокращение.

2 Для специальности «филология»

3 Для специальности «филология»

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине история русской литературы XI (1)

    Учебно-методический комплекс
    Среди дисциплин, предусмотренных по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература», история русской литературы входит в цикл предметной подготовки.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине история русской литературы XI (2)

    Учебно-методический комплекс
    Русская литература XI – XVIII веков рассматривается как целостный историко-литературный процесс, в котором традиционно выделяется несколько этапов, обусловленных логикой и особенностями литературного развития.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы XIX века Iполовина» для студентов 2 курсов бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (1)

    Учебно-методический комплекс
    Актуальность дисциплины: Русская литература ХIХ века представляет собой важнейший период в русском литературном процессе, можно утверждать, кульминацию в развитии русской литературы в целом.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы XIX века Iполовина» для студентов 2 курсов бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (2)

    Учебно-методический комплекс
    В основу настоящей программы положены типовые программы для педагогических вузов: Программы пединститутов. Русская литература XIX века. Для специальности № 2101 «Русский язык и литература» с доп.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской культуры XVI xvii вв.» Для направления/специальности 050400 «социально-экономическое образование»

    Учебно-методический комплекс
    Архитектура 4 4 0 5. Музыка и театр 3 0 1 . Русское православие 5 3 3 0 ИТОГО: 7 17 17 0 10 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Обязательная литература Алпатов М.
  6. Кафедра русской и зарубежной литературы учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методическое обеспечение дисциплины: перечень основной и дополнительной литературы, методические рекомендации (материалы) преподавателю (средства, методы обучения, способы учебной деятельности и т.
  7. Кафедра русской и зарубежной литературы учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Цели изучения дисциплины, соотнесенные с общими целями образовательной программы, имеющие междисциплинарный характер и связанные с задачами Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов .
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История зарубежной литературы: XVII xviii вв.» Специальность (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «История зарубежной литературы: XVII-XVIII вв.» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, основной образовательной программы
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История зарубежной литературы: XVII xviii вв.» Специальность (2)

    Учебно-методический комплекс

Другие похожие документы..