Учебно-методический комплекс по дисциплине История русской литературы XI-XVII веков Специальность

IV. Материалы для самостоятельной работы

1. Методические указания студентам

Материал, вынесенный на лекции, представляет собой важные этапы в развитии ДРЛ, обсуждаются серьезные проблемы в изучении русской литературы XI-XVII веков. Основная задача, которую ставит перед собой преподаватель, состоит в том, чтобы научить студентов-первокурсников первым навыкам чтения древнерусских текстов как художественных произведений. Поэтому кроме сообщения необходимой информации информационно-справочного характера обязательно дается материал о художественном своеобразии текста. При этом особое внимание обращается на разбор основных образов, обзор тропов, повторяющихся мотивов, особенностей авторского стиля, использования топосов («общих мест») средневековой литературы и цитат.

Практические занятия ориентированы более узко и конкретно с целью наиболее плодотворной исследовательской работы над отдельными произведениями. По своей форме и приемам практические занятия различаются в зависимости от характера материала. Жанровый диапазон практических занятий широк. В него вошли, во-первых, занятия, позволяющие осуществить опыт целостного анализа художественного текста («Слово о полку Игореве»), во-вторых, занятия, где текст исследуется под углом зрения одной проблемы, например, жанрового своеобразия «Повести о Петре и Февронии Муромских». Один из самых интересных для студентов типов занятий - сопоставительный анализ произведений, близких по жанру или теме. Мы предлагаем сопоставление нескольких произведений Куликовского цикла. Здесь решение героической темы зависит от жанровой принадлежности произведения. Кроме того, мы предлагаем посвятить занятие изучению эволюции отдельных жанров русской литературы, например, «Житие» протопопа Аввакума.

Методическая разработка каждого практического занятия содержит план с перечнем контрольных вопросов, задания для самостоятельной работы, список литературы, включающий произведения художественного, критического, научно-исследовательского характера. Подготовка к практическому занятию потребует отработки теоретических и историко-литературных понятий. Кроме того, необходимо найти материал об основных исторических событиях времени изучаемого памятника, а также о наиболее заметных культурных событиях, памятниках архитектуры, живописи. Это позволит расширить освоение материала за счет межпредметных связей.

В качестве форм контроля самостоятельной работы студентов предлагается:

  • провести комментированное чтение одного из известных и хорошо изученных художественных текстов – «Слова о полку Игореве». Это позволяет студентам воспользоваться методом «медленного» филологического чтения. Вопросы сформулированы таким образом, чтобы осуществить выявление идейно-эстетического уровня произведения через историко-культурный комментарий;

  • подготовить ответы на контрольные вопросы и выполнить задания.

1.2. Тематика коллоквиума

Тема Литература XVII века

Вопросы и задания к теме:

XVII век – один из самых сложных и противоречивых периодов в истории русской литературы. Назовите особенности и направления развития литературы в указанный период.

Уже в первой половине века новое содержание проникло в самые традиционные древнерусские жанры. Покажите развитие биографического начала в «Повести о Юлиании Лазаревской», светский характер традиционного жития об основании монастыря в «Повести о Тверском отроче монастыре». Проанализируйте «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков» с точки зрения обновления жанра воинской повести.

Проанализируйте основные особенности формы и содержания исторического повествования Смутного времени. Докажите на примере «Повести о преставлении и погребении М.В. Скопина-Шуйского», что обновление шло по пути сближения с документальной прозой и фольклором.

Начавшийся в эпоху Смуты процесс демократизации литературы и усиления личностного начала способствовал разрушению такого традиционного жанра как житие. Примером может служить «Житие протопопа Аввакума». Рассмотрите текст с точки зрения замысла, стиля, жанра.

Во второй половине XVII века решительно заявили о себе новые жанровые формы (бытовая и сатирическая повести, образцы книжной поэзии, школьной и придворной драматургии, переводной роман). Охарактеризуйте содержание и форму таких памятников демократической сатиры как «Повесть о Шемякином суде», «Калязинская челобитная», «Повесть о бражнике» и др.

На примере повестей о Горе-Злочастии, о Савве Грудцыне, о Фроле Скобееве докажите, что в литературе появился новый герой – обычный, заурядный человек, в котором читатель легко узнавал самого себя. Каким образом учительная функция литературы сменяется функцией развлекательной?

В последнюю треть столетия в литературе появляется первый общеевропейский литературный стиль – барокко. Обратитесь к произведениям Симеона Полоцкого и его учеников Сильвестра Медведева и Кариона Истомина, проанализируйте содержание и стилистические особенности их текстов. Что вы знаете о спорах, которые до сих пор ведутся о природе русского барокко?

Варианты заданий

***Выпишите примеры использования автором «Повести об Азовском осадном сидении донских казаков» разных стилей (делового, просторечного, устно-поэтического, стиля ораторской прозы). Определите причины изменения стиля в произведении. Сравните изображение исторических событий и лиц в «поэтической» повести и в песнях об Азовских походах. Какие изменения во взаимоотношениях литературы и фольклора происходят в XVII веке?

***Сравните «Калязинскую челобитную» с виршами Симеона Полоцкого «Монах» и «Пиянство». В чем различие авторской позиции в решении религиозно-нравственных проблем современности?

Тексты

Калязинская челобитная и др. // Русская демократическая сатира XVII века. – М., 1977. («Литературные памятники»).

Симеон Полоцкий Избранные сочинения. – СПб., 2004; Древнерусская литература. Хрестоматия. – М., 2002. – С. 441-451.

Повесть об Азовском осадном сидении… // Древняя русская литература: Хрестоматия / Сост. Н.И. Прокофьев. – М., 1980. – С. 283-297; Повесть об Азовском осадном сидении…/ Подг. текста Н.В. Понырко // Воинские повести Древней Руси. – Л., 1985. – С. 430-467, 491-493; Песни об Азове // Русская историческая песня. – Л., 1987. – С. 137-140 («Б-ка поэта». Большая серия).

Повесть о преставлении и погребении князя М.В. Скопина-Шуйского // Древняя русская литература: Хрестоматия. –М., 1988. С. 307-313.

Повесть о Юлиании Лазаревской // Древняя русская литература: Хрестоматия. – М., 1988. С. 331-336.

Повесть о Тверском отроче монастыре // Изборник. Повести Древней Руси. – М., 1986. – С. 300-309.

Литература

Адрианова-Перетц В.П. У истоков русской сатиры // Русская демократическая 39Атира XVII века. – М., 1977.

Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. – Л., 1984. – С. 35-59.

Лихачев Д.С. Великое наследие: Классические произведения литературы Древней Руси. - М., 1975. – С. 330-341.

Семячко С.А. «Повесть о Тверском отроче монастыре». Исследование и тексты. – СПб., 1994.

1.3. Список произведений, обязательных для текстуального изучения

  1. Повесть временных лет // Древняя русская литература: Хрестоматия. –М., 1988. С. 6-30.

  2. «Слово о Законе и Благодати» Илариона // Древняя русская литература: Хрестоматия. –М., 1988. С. 30-34; Древнерусская литература: Книга для чтения. 5-9-е классы. –М., 1996. С. 26-93.

  3. Житие Феодосия Печерского // Древняя русская литература: Хрестоматия. –М., 1988.

  4. Хождение Богородицы по мукам // Древняя русская литература: Хрестоматия. –М., 1988.

  5. «Слово в новую неделю по пасце» Кирилла Туровского // Древняя русская литература: Хрестоматия. –М., 1988.

  6. Повесть об убиении Андрея Боголюбского // Древняя русская литература: Хрестоматия. –М., 1988.

  7. Сказание о Борисе и Глебе // Древняя русская литература: Хрестоматия. –М., 1988. С. 39-47; Древнерусская литература: Книга для чтения. 5-9-е классы. –М., 1996. С.111-131.

  8. «Поучение» Владимира Мономаха // Древняя русская литература: Хрестоматия. –М., 1988. С. 52-57; Древнерусская литература: Книга для чтения. 5-9-е классы. –М., 1996. С.94-110.

  9. Слово о полку Игореве // Древняя русская литература: Хрестоматия. –М., 1988. С. 95-117; Древнерусская литература: Книга для чтения. 5-9-е классы. –М., 1996. С.167-262.

  10. Слово о погибели Русской земли // Древняя русская литература: Хрестоматия. –М., 1988.

  11. «Моление» Даниила Заточника // Древняя русская литература: Хрестоматия. –М., 1988. С. 117-128; Древнерусская литература: Книга для чтения. 5-9-е классы. –М., 1996. С. 263-272.

  12. Повесть о разорении Рязани Батыем // Древняя русская литература: Хрестоматия. –М., 1988. С. 137-145; Древнерусская литература: Книга для чтения. 5-9-е классы. –М., 1996. С. 289-305.

  13. Повесть о житии Александра Невского // Древняя русская литература: Хрестоматия. –М., 1988. С. 146-152; Древнерусская литература: Книга для чтения. 5-9-е классы. –М., 1996. С.276-288.

  14. «Поучения» Серапиона Владимирского // Древняя русская литература: Хрестоматия. –М., 1988.

  15. Повесть об убиении в Орде Михаила Черниговского боярина его Федора // Древняя русская литература: Хрестоматия. –М., 1988.

  16. Галицко-Волынская летопись // Древняя русская литература: Хрестоматия. –М., 1988.

  17. Задонщина // Древняя русская литература: Хрестоматия. –М., 1988. С. 162-169; Древнерусская литература: Книга для чтения. 5-9-е классы. –М., 1996. С. 306-316.

  18. Сказание о Мамаевом побоище // Древняя русская литература: Хрестоматия. –М., 1988. С. 169-179.

  19. «Житие Стефана Пермского», «Житие Сергия Радонежского» Епифания Премудрого // Древняя русская литература: Хрестоматия. –М., 1988. С. 185-200; Древнерусская литература: Книга для чтения. 5-9-е классы. –М., 1996. С.325-355.

  20. Слово о житии и преставлении Димитрия Ивановича, царя русского // Древняя русская литература: Хрестоматия. –М., 1988.

  21. Повесть о путешествии Иоанна Новгородского на бесе в Иерусалим // Древняя русская литература: Хрестоматия. – М., 1988.

  22. Повесть о посаднике Щиле // Древняя русская литература: Хрестоматия. –М., 1988.

  23. Повесть Нестора Искандера о взятии Царьграда // Древняя русская литература: Хрестоматия. – М., 1988.

  24. Сказание о князьях Владимирских // Древняя русская литература: Хрестоматия. –М., 1988.

  25. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина // Древняя русская литература: Хрестоматия. – М., 1988. С. 216-223;

  26. Сказание о Дракуле // Древняя русская литература: Хрестоматия. –М., 1988.

  27. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма // Древняя русская литература: Хрестоматия. –М., 1988. С. 275-281; Древнерусская литература: Книга для чтения. 5-9-е классы. –М., 1996. С.356-370.

  28. Домострой // Древнерусская литература: Книга для чтения. 5-9-е классы. –М., 1996. С. 383-414.

  29. «Сказание о Магмет-салтане» Ивана Пересветова // Древняя русская литература: Хрестоматия. –М., 1988. С. 251-258.

  30. Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского. Послание грозного в Кирилло-Белозерский монастырь // Древняя русская литература: Хрестоматия. –М., 1988. С. 258-275; Древнерусская литература: Книга для чтения. 5-9-е классы. –М., 1996. С.371-382.

  31. История о Казанском царстве // Древняя русская литература: Хрестоматия. –М., 1988.

  32. Степенная книга // Древняя русская литература: Хрестоматия. –М., 1988.

  33. Стоглав // Древняя русская литература: Хрестоматия. –М., 1988.

  34. Повесть о преставлении и погребении князя М.В. Скопина-Шуйского // Древняя русская литература: Хрестоматия. –М., 1988. С. 307-313.

  35. Повесть об Ульянии Осорьиной // Древняя русская литература: Хрестоматия. –М., 1988.

  36. Повесть о бражнике // Древняя русская литература: Хрестоматия. –М., 1988.

  37. Повесть о Горе-Злочастии // Древняя русская литература: Хрестоматия. –М., 1988. С. 442-452; Древнерусская литература: Книга для чтения. 5-9-е классы. –М., 1996. С.439-453.

  38. Повесть о Фроле Скобееве // Древняя русская литература: Хрестоматия. –М., 1988. С. 452-460.

  39. Повесть о Карпе Сутулове // Древняя русская литература: Хрестоматия. –М., 1988. С. 415-419.

  40. Повесть о Ерше Ершовиче // Древняя русская литература: Хрестоматия. –М., 1988. С. 410-415; Древнерусская литература: Книга для чтения. 5-9-е классы. –М., 1996. С.416-422.

  41. Повесть о Шемякином суде // Древняя русская литература: Хрестоматия. –М., 1988. С. 419-421; Древнерусская литература: Книга для чтения. 5-9-е классы. –М., 1996. С.423-425.

  42. Симеон Полоцкий. «Вирши», «Комедия притчи о блудном сыне» // Древняя русская литература: Хрестоматия. –М., 1988. С. 364-372; 384-390; Древнерусская литература: Книга для чтения. 5-9-е классы. –М., 1996. С. 475-484.

  43. Житие протопопа Аввакума. Челобитная царю Федору Алексеевичу. Письма боярыне Морозовой и Урусовой // Древняя русская литература: Хрестоматия. –М., 1988. С. 392-407; Древнерусская литература: Книга для чтения. 5-9-е классы. –М., 1996. С.454-473.

1.4. Методические рекомендации к написанию курсовых, дипломных работ

Курсовые работы по истории русской литературы XI-XVII веков – составная часть филологической подготовки в вузе. Цель данных методических рекомендаций – помочь студентам организовать самостоятельную работу по изучению курса истории русской литературы XI-XVII веков. Система подготовки филолога отводит большое место самостоятельной работе студента, одной из основных форм которой является курсовая работа.

Курсовая работа по русской литературе XI-XVII вв. выявляет умение применять теоретические знания на практике, помогает проверить усвоение курса перед экзаменом. Причем проверяется не столько сумма знаний (ведь в работе раскрывается лишь одна тема или вопрос), сколько умение анализировать художественные тексты, осваивать критическую литературу, грамотно, логически последовательно, выразительно и доказательно излагать свои мысли. Вот почему важны методические советы по ее написанию. Выполняется она на III (IV) курсе, представляется в указанные преподавателем сроки (у заочников - до начала сессии), чтобы преподаватель имел время на проверку, а студент, при необходимости, на доработку материала.

Тема обычно закрепляется за студентом еще на летней сессии II (III) курса, менять ее без согласия преподавателя (или методиста) не разрешается.

Предлагаемые темы предусматривают: ответ на один из узловых вопросов курса, показывающий понимание специфики изучаемого раздела литературы. Например, отличие «новой» литературы от средневековой, целостный или проблемный анализ одного или нескольких художественных текстов, анализ одной из ведущих тем в творчестве писателя, освещение вопросов поэтики, направления и метода в литературе XI-XVII веков. Формулировка некоторых тем предполагают знакомство с материалами научных дискуссий, аргументированный выбор той или иной концепции.

Написание курсовой работы включает ряд этапов: чтение художественного текста, изучение учебной и критической литературы, самостоятельная работа с учебником, конспектами лекций и материалами практических занятий. Это поможет уяснить связь темы с общей проблематикой курса, выделить материал, непосредственно относящийся к теме, сделать выписки. Каждый художественный текст должен быть проанализирован на основе тех знаний по теории литературы, которые студент получил в курсе «Введение в литературоведение», «Теория литературы».

Освоение текста. Это — центральное звено всей работы. Художественный текст — первооснова для всех последующих наблюдений и выводов. Даже если тема не предусматривает непосредственного его анализа, а касается общетеоретических проблем или спорных вопросов изучения литературы XI-XVII веков, доказательное их изложение возможно лишь при знании текстов и свободном оперировании примерами из них. Для литературоведческого анализа недостаточно единичного прочтения, дающего общее восприятие, нужна работа с текстом. При неоднократном перечитывании обращается внимание на нужные по теме аспекты содержания или элементы формы. Выписки лучше всего делать на отдельных листочках (карточках), на одной стороне, что поможет потом быстро расположить их в нужном порядке. Полезно в верхнем правом углу ставить гриф с указанием темы и раздела, для которого подбирается материал. Каждая выписка должна быть документирована: указана фамилия автора и его инициалы, название цитируемого текста, место и год издания книги, страница. Эти сведения пригодятся при переносе цитат в работу.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине история русской литературы XI (1)

    Учебно-методический комплекс
    Среди дисциплин, предусмотренных по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература», история русской литературы входит в цикл предметной подготовки.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине история русской литературы XI (2)

    Учебно-методический комплекс
    Русская литература XI – XVIII веков рассматривается как целостный историко-литературный процесс, в котором традиционно выделяется несколько этапов, обусловленных логикой и особенностями литературного развития.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы XIX века Iполовина» для студентов 2 курсов бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (1)

    Учебно-методический комплекс
    Актуальность дисциплины: Русская литература ХIХ века представляет собой важнейший период в русском литературном процессе, можно утверждать, кульминацию в развитии русской литературы в целом.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы XIX века Iполовина» для студентов 2 курсов бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (2)

    Учебно-методический комплекс
    В основу настоящей программы положены типовые программы для педагогических вузов: Программы пединститутов. Русская литература XIX века. Для специальности № 2101 «Русский язык и литература» с доп.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской культуры XVI xvii вв.» Для направления/специальности 050400 «социально-экономическое образование»

    Учебно-методический комплекс
    Архитектура 4 4 0 5. Музыка и театр 3 0 1 . Русское православие 5 3 3 0 ИТОГО: 7 17 17 0 10 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Обязательная литература Алпатов М.
  6. Кафедра русской и зарубежной литературы учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методическое обеспечение дисциплины: перечень основной и дополнительной литературы, методические рекомендации (материалы) преподавателю (средства, методы обучения, способы учебной деятельности и т.
  7. Кафедра русской и зарубежной литературы учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Цели изучения дисциплины, соотнесенные с общими целями образовательной программы, имеющие междисциплинарный характер и связанные с задачами Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов .
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История зарубежной литературы: XVII xviii вв.» Специальность (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «История зарубежной литературы: XVII-XVIII вв.» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, основной образовательной программы
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История зарубежной литературы: XVII xviii вв.» Специальность (2)

    Учебно-методический комплекс

Другие похожие документы..