Учебно-методический комплекс по дисциплине История русской литературы XI-XVII веков Специальность

Исследования

Адрианова-Перетц В.П. «Слово о полку Игореве» и устная народная поэзия // Адрианова-Перетц В.П. Древнерусская литература и фольклор. – Л., 1974. – С. 99-120.

Ворт Д.С. Лирический элемент в «Слове о полку Игореве» // «Слово о полку Игореве»: Комплексные исследования. – М., 1988. – С. 38-45.

Дмитриев Л.А. К вопросу об авторе «Слова о полку Игореве» // Русская литература. № 4. 1986. – С. 3-24.

Еремин И.П. Лекции и статьи по истории древней русской литературы. – Л., 1987. – С. 99-132.

Колесов В.В. Ритмика «Слова о полку Игореве» // Труды отдела древнерусской литературы. – Т. 37. – Л., 1983. – С. 14-24.

Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве»: Историко-литературный очерк. – М., 1982.

Ржига В.Ф. Композиция «Слова о полку Игореве» // Древнерусская литература в исследованиях: Хрестоматия. – М., 1986. – С. 205-222.

Робинсон А.Н. Солнечная символика в «Слове о полку Игореве» // «Слово о полку Игореве». Памятники литературы и искусства XI-XVII веков. – М., 1978.

Рыбаков Б.А. Петр Бориславич. Поиск автора «Слова о полку Игореве». – М., 1991. – Ч. 1. (Историческое осмысление «Слова о полку Игореве»).

Раздел 3. Литература и национально-освободительная борьба

Тема № 3. Творчество Епифания Премудрого

Вопросы к теме:

  1. Общая характеристика жанра жития в конце XIV-начале XV в. Основные виды.

  2. Своеобразие житий, созданных Епифанием Премудрым.

  3. «Житие Стефана Пермского»:

  • что нового в изображении главного героя в сравнении с более ранними житиями

  • специфика сюжета и композиции, новые элементы композиции

  • образ повествователя и способы его отношения к герою

  • стиль «плетения словес». Причины и условия появления этого стиля

  1. «Житие Сергия Радонежского»:

  • история создания текста,

  • образ Сергия – сочетание элементов жития и биографической повести,

  • сюжетно-композиционная организация текста,

  • стилевая характеристика текста, авторское решение в использовании стиля «плетения словес».

    1. Сопоставьте анализируемые тексты Е. Премудрого для выявления эволюции его творчества.

Литература

Тексты

«Житие Стефана Пермского», «Житие Сергия Радонежского» Епифания Премудрого // Древняя русская литература: Хрестоматия. –М., 1988. С. 185-200; - М., 2000. – С. 229-245; Древнерусская литература: Книга для чтения. 5-9-е классы. – М., 1996. С.325-355.

Исследования:

Антонова М.Ф. Некоторые особенности стиля Жития Стефана Пермского // Труды отдела древнерусской литературы. – Л. 1979. Т. 34. – С. 127-133.

Грихин В.А. Проблемы стиля древнерусской агиографии XIV-XV вв. – М., 1974.

Истоки русской беллетристики: Возникновение жанров сюжетного повествования в древнерусской литературе. – Л., 1970. – С. 67-107, 208-262.

Клосс Б.М. Житие Сергия Радонежского // Клосс Б.М. Избранные труды. – М., 1998. – Т. 1.

Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. – М., 1988. – С. 78-112.

Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси // Лихачев Д.С. Избр. работы: В 3 т. – Т. 3. – Л., 1987. – С. 77-97, 104-108, 130-140.

Прохоров Г.М. Памятники переводной и русской литературы XIV-XV вв. Л., 1987. – С. 92-154.

Прохоров Г.М. Епифаний Премудрый // Литература Древней Руси: Биобиблиографический словарь. – М., 1996. – С. 47-51.

Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. – М., 1998. – Т. II. – С. 303-681.

Федотов Г.П. Святые Древней Руси. – М., 1990. – С. 131-153.

Раздел 3. Литература и национально-освободительная борьба

Тема № 4. Развитие жанра воинской повести. «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище»

Вопросы к теме:

1. Характеристика жанра воинской повести. Основные типы воинского повествования.

2. Развитие жанра воинской повести в эпоху монголо-татарского нашествия. «Повесть о разорении Рязани Батыем»:

    • Своеобразие сюжета и композиции «Повесть о разорении Рязани Батыем».

    • Особенности изображения героев.

    • Стилистика повести. Описание битв, «воинские формулы».

  1. Почему «Повесть» заканчивается «Похвалой рязанским князьям»? Значение образа «единой смертной чаши» в произведении.

  2. Новые черты в памятниках Куликовского цикла («Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище»):

    • Принцип построения, композиционные элементы. Лирическое и эпическое начало.

    • Изображение персонажей, элементы портрета.

    • Пейзаж и его функции.

    • Жанр произведений.

  3. Проблема литературной преемственности: «Задонщина» и «Слово о полку Игореве».

  4. Произведения Куликовского цикла как источник поэтического вдохновения для писателей нового времени.

Литература

Тексты

Повесть о разорении Рязани Батыем // Древняя русская литература: Хрестоматия. –М., 1988. С. 137-145; Древнерусская литература: Книга для чтения. 5-9-е классы. –М., 1996. С. 289-305;

Задонщина // Древняя русская литература: Хрестоматия. –М., 1988. С. 162-169; Древнерусская литература: Книга для чтения. 5-9-е классы. –М., 1996. С. 306-316; Сказание о Мамаевом побоище // Древняя русская литература: Хрестоматия. –М., 1988. С. 169-179.

Исследования

Дмитриев Л.А. За землю Русскую // Воинские повести Древней Руси. – Л. 1985. – С. 3-16; Литературная история памятников Куликовского цикла // Сказания и повести о Куликовской битве. – Л., 1982. – С. 306-359.

Кузьмин А.И. Героическая тема в русской литературе. – М., 1974. – С. 8-12.

Лихачев Д.С. Исследования по древнерусской литературе. – Л., 1986. – С. 259-185; Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси. – М.. 1975. – С. 239-257.

Прохоров Г.М. Памятники переводной и русской литературы XIV-XV веков. – Л., 1987. – С. 88-122.

Робинсон А.Н. Эволюция героических образов в повестях о Куликовской битве // Куликовская битва в литературе и искусстве. – М., 1980. – С. 10-38.

Раздел 4. Литература образования единого Российского государства

Тема № 5. Беллетристические и бытовые повести XV-XVII в.

Вопросы к теме:

1. Время возникновения и характерные черты жанра беллетристической повести. Отличия этого жанра от других жанров древнерусской литературы.

    1. «Повесть о Петре и Февронии Муромских»:

    • Автор произведения Ермолай-Еразм и его взгляды.

    • Основная мысль, сюжет и композиция произведения.

    • Система образов и способы изображения персонажей.

    • Связь произведения с фольклором.

    1. Причины и условия возникновения новых жанров в XVII веке. Бытовая повесть – жанр демократической литературы.

    2. Определите сходные и различные черты «Повести о Горе-Злочастии» и «Повести о Карпе Сутулове» ( проблематика и идея, способы мотивировки событий, способы и приемы изображения героев, особенности изображения места и времени действия, сюжет и композиция, жанровые традиции и стилистика).

    3. Чем отличается от предыдущих произведений «Повесть о Фроле Скобееве»? Как проявляется в ней авторская позиция?

Литература

Тексты

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма // Древняя русская литература: Хрестоматия. – М., 1988. С. 275-281; Древнерусская литература: Книга для чтения. 5-9-е классы. – М., 1996. С.356-370; Повесть о Горе-Злочастии // Древняя русская литература: Хрестоматия. –М., 1988. С. 442-452; Древнерусская литература: Книга для чтения. 5-9-е классы. –М., 1996. С.439-453; Повесть о Фроле Скобееве // Древняя русская литература: Хрестоматия. –М., 1988. С. 452-460; Повесть о Карпе Сутулове // Древняя русская литература: Хрестоматия. –М., 1988. С. 415-419.

Исследования

Буслаев Ф.И. О литературе: Исследования. Статьи. – М., 1990. – С. 132-163.

Дмитриева Р.П. Повесть о Петре и Февронии. – Л., 1982.

Лихачев Д.С. Предпосылки возникновения жанра романа в русской литературе // Лихачев Д.С. Исследования по древнерусской литературе. – Л. 1986. – С. 96-112; Великое наследие: Классические произведения литературы Древней Руси. – М., 1975. – С. 253-258.

Маркелова Л.Г. Повесть о Горе-Злочастии в работах дореволюционных и советских литературоведов // Литература Древней Руси. – М., 1983. – С. 100-107.

Ужанков А.Н. Истоки русской художественной прозы // Русская бытовая повесть XV-XVI вв. – М., 1991. – С. 5-18.

Раздел 6. Поэтика древнерусской литературы

Тема 6. «Житие» протопопа Аввакума: проблема традиционного и нового.

Вопросы к теме:

  1. Дайте общественно-политическую характеристику России XVII века. Роль раскола в изменении социально-политических сил.

  2. Система взглядов протопопа Аввакума: религия, политика, литература.

  3. «Житие» протопопа Аввакума: проблема традиционного и нового:

    • новое в сюжетно-композиционном оформлении текста,

    • оригинальное решении образа главного героя («святой грешник»)

    • новаторство автора в создании системы образов (сподвижники – враги),

    • особая роль бытовых подробностей,

    • особенности пейзажа в тексте,

    • своеобразие стиля протопопа Аввакума

  1. Вопрос о жанре «Жития» в современном литературоведении.

Литература

Тексты

«Житие протопопа Аввакума» // Древняя русская литература: Хрестоматия. – М., 1988. С. 393-409; - М., 2000. – С. 475-494.

Исследования

Демкова Н.С. Житие протопопа Аввакума (творческая история произведения). – Л., 1974.

Демкова Н.С. Драматизация повествования в сочинениях протопопа Аввакума // Труды отдела древнерусской литературы. – Л., 1988. – Т. 41. – С. 302-316.

Елеонская А.С. Русская публицистика второй половины XVII века. – М., 1978. – С. 79-181.

Истоки русской беллетристики: Возникновение жанров сюжетного повествования в древнерусской литературе. – Л., 1970. – С. 457-475.

Лихачев Д.С. Великое наследие: Классические произведения литературы Древней Руси. – М., 1975. – С. 299-311.

Малышев В.И. Материалы к «Летописи жизни протопопа Аввакума» // Древнерусская книжность: По материалам Пушкинского дома. – Л., 1975. – С. 277-322.

Понырко Н.В. Узники Пустозерской земляной тюрьмы // Древнерусская книжность: По материалам Пушкинского дома. – Л., 1985. – С. 243-253.

Понырко Н.В. Житие протопопа Аввакума как духовное завещание // Труды отдела древнерусской литературы. – Л., 1985. – Т. 39. – С. 379-387.

Робинсон А.Н. Жизнеописания Аввакума и Епифания: Исследование и тексты. – М., 1963. – С. 63-86.

Робинсон А.Н. Борьба идей в русской литературе XVII века. – М., 1974.

Раздел 6. Поэтика древнерусской литературы

Тема 7. Антиклерикальная тема в русской сатире XVII века («Калязинская челобитная», «Повесть о бражнике» и др.)

Вопросы к теме:

1. Каковы причины активизации интереса русских писателей к антиклерикальной теме в XVII веке?

2. Определите идейно-тематическое содержание произведений, объекты сатирического обличения. Докажите развитие сатиры от общечеловеческих пороков у духовенства к обличению основных догматов христианства.

3. Каков характер пародии в произведениях? Определите причины обращения к библейским текстам, принципы их использования, а также жанров деловой письменности.

4. Каково соотношение трагического и комического в произведениях? Каков характер иронии.

5. Почему герои лишены индивидуальных черт, являются собирательными образами? Докажите, что антитеза – ведущий прием создания системы образов. Какова роль речевой характеристики в создании сатирического образа? Определите позицию автора и способы ее проявления. Как решается проблема положительного героя в сатирических произведениях?

6. Какую роль играет фольклорное начало в повестях, уровни его проявления (идейно-тематический, жанровый, композиционный, стилевой и т.п.).

Варианты заданий:

***Сравните «Калязинскую челобитную» с виршами Симеона Полоцкого «Монах» и «Пиянство». В чем различие авторской позиции в решении религиозно-нравственных проблем современности?

Литература

Тексты

«Калязинская челобитная», «Повесть о бражнике» // Русская демократическая сатира XVII века. - М., 1977.

«Повесть о бражнике» // Древнерусская литература. Хрестоматия. – М., 2002.

Симеон Полоцкий Избранные сочинения. – СПб., 2004; Древнерусская литература. Хрестоматия. – М., 2002. – С. 441-451.

Исследования

Адрианова-Перетц В.П. У истоков русской сатиры // Русская демократическая сатира XVII века. - М., 1977.

Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в древней Руси. – Л., 1984.

Пономарева И.Г. О возможной исторической основе сюжета «Калязинской челобитной» // ТОДРЛ. – СПб., 1993. – Т. XLVII.

Семячко С.А. К интерпретации «Повести о бражнике» // ТОДРЛ. – СПб., 1996. – Т. XLIХ. – С. 405-409.

  1. Учебно-методическое обеспечение

2.1. Литература

Основная:

Архангельская А.В., Пауткин А.А. Русская литература XI-XVII вв. – М., 2003.

Гудзий Н.К. История древней русской литературы. – 8-е изд. – М., 2003.

Древнерусская литература в исследованиях: Хрестоматия / Сост. В.В. Кусков. – М., 1986.

Древнерусская литература XI-XVII вв. Под редакцией В.И. Коровина. – М., 2003.

Кусков В.В. История древнерусской литературы. – 7-е изд. – М., 2002.

Ларин Б.А. Лекции по истории русского литературного языка (X – середина XVIII в.). СПб., 2005.

Менделеева Д.С. История литературы древней Руси. – М., 2008.

Травников С.Н., Ольшевская Л.А. История русской литературы. Древнерусская литература. – М., 2007.

Хрестоматия по древней русской литературе / Сост. Н.К. Гудзий. – 8-е изд. – М., 1973.

Хрестоматия по древней русской литературе / Сост. Н.И. Прокофьев. – 2-е изд. – М., 2003.

Дополнительная:

Демин А.С. О древнерусском литературном творчестве: Опыт типологии с XI по середину XVIII в. от Илариона до Ломоносова. – М., 2003.

Лихачев Д.С. Введение к чтению памятников древнерусской литературы. – М., 2004.

Пауткин А.А. Беседы с летописцем: Поэтика раннего русского летописания. М., 2002.

Энциклопедия «Слова о полку Игореве». – Т. 1 – 5. – СПб., 1995.

    1. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине история русской литературы XI (1)

    Учебно-методический комплекс
    Среди дисциплин, предусмотренных по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература», история русской литературы входит в цикл предметной подготовки.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине история русской литературы XI (2)

    Учебно-методический комплекс
    Русская литература XI – XVIII веков рассматривается как целостный историко-литературный процесс, в котором традиционно выделяется несколько этапов, обусловленных логикой и особенностями литературного развития.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы XIX века Iполовина» для студентов 2 курсов бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (1)

    Учебно-методический комплекс
    Актуальность дисциплины: Русская литература ХIХ века представляет собой важнейший период в русском литературном процессе, можно утверждать, кульминацию в развитии русской литературы в целом.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы XIX века Iполовина» для студентов 2 курсов бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (2)

    Учебно-методический комплекс
    В основу настоящей программы положены типовые программы для педагогических вузов: Программы пединститутов. Русская литература XIX века. Для специальности № 2101 «Русский язык и литература» с доп.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской культуры XVI xvii вв.» Для направления/специальности 050400 «социально-экономическое образование»

    Учебно-методический комплекс
    Архитектура 4 4 0 5. Музыка и театр 3 0 1 . Русское православие 5 3 3 0 ИТОГО: 7 17 17 0 10 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Обязательная литература Алпатов М.
  6. Кафедра русской и зарубежной литературы учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методическое обеспечение дисциплины: перечень основной и дополнительной литературы, методические рекомендации (материалы) преподавателю (средства, методы обучения, способы учебной деятельности и т.
  7. Кафедра русской и зарубежной литературы учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Цели изучения дисциплины, соотнесенные с общими целями образовательной программы, имеющие междисциплинарный характер и связанные с задачами Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов .
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История зарубежной литературы: XVII xviii вв.» Специальность (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «История зарубежной литературы: XVII-XVIII вв.» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, основной образовательной программы
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История зарубежной литературы: XVII xviii вв.» Специальность (2)

    Учебно-методический комплекс

Другие похожие документы..