Учебно-методический комплекс по дисциплине История русской литературы XI-XVII веков Специальность

III. Материалы для аудиторной работы

1. Содержание курса

1.1 Темы лекций

Раздел 1. Литературные памятники Киевской Руси (XIXII в.)

Тема 1. Введение

Периодизация, своеобразие художественного метода. Особенности ДРЛ и книжности. Формирование системы жанров ДРЛ: церковные и светские жанры. Связь мировоззрения и метода с жанровым составом литературы. Своеобразие проявления принципов историзма и правдивости, публицистичность и дидактизм памятников. Единство нравственного и эстетического в литературе. Поэтика средневековых текстов как поэтика традиции. Своеобразие бытования древнерусских текстов. Рукописный характер и анонимность древнерусской книжности. Основные понятия истории древнерусского текста. Типы письма, оформление рукописей. Проблема границ и периодизации ДРЛ.

Соотношение переводных и оригинальных памятников. Место и значение произведений переводной литературы, их связь с жанрами византийской литературы. Древнейшая русская агиография. «Житие Феодосия Печерского». «Сказание о Борисе и Глебе».

Тема 2. Литература периода феодальной раздробленности

Торжественное и дидактическое красноречие. Жанр поучения в литературе Киевской Руси и его разновидности. Время возникновения и публицистическая направленность «Слова о законе и благодати» митрополита Илариона. Личность и судьба Илариона. Религиозное и политическое начало в «Слове». Произведение Илариона как памятник торжественного красноречия: композиция, поэтические и риторические средства, ритмическая организация. Литературное значение «Слова о законе и благодати».

Рукописная судьба и проблема датировки «Поучения детям своим» Владимира Мономаха. Состав текста «Поучения» и его замысел. Образ идеального князя в произведении. Автобиографическое начало в памятнике. Композиция и своеобразие стилистики. Идейная связь «Поучения» с «Посланием Олегу Святославовичу». Эмоционально-лирическое начало и средства его выражения в «Поучении». Образ идеального князя в «Поучении» Владимира Мономаха.

Возникновение и развитие древнейшего летописания. Формирование объединяющего жанра летописи. История ранних русских летописных сводов. История создания «Повести временных лет». Язык и поэтические средства в летописи. Значение «Повести временных лет» как памятника истории, литературы и языка Киевской Руси.

Развитие культуры русских княжеств. Возникновение областных стилей в литературе и искусстве. Развитие жанра летописи в различных русских княжеств. Киевская летопись XIIв., владимиро-суздальское, новгородское, галицко-волынское летописание. Формирование основных типов воинских повестей в летописях эпохи.

Раздел 2. «Слово о полку Игореве»

Тема 3. История открытия, публикации и изучения «Слова о полку Игореве». «Слово» и летописные повести о походе Игоря. Скептическая школа. Проблема времени создания произведения. «Слово» и летописные повести о походе Игоря. Сюжет, композиция, изображение героев. Язык и поэтические средства произведения. Проблемы ритмического строя и жанра. Гипотезы об авторе «Слова». «Слово» и литература XII-XIIвв., их типы и особенности. «Слово» и русская культура XIX-XX столетий. Переводы «Слова» в XIX – XX веках, их типы и особенности.

Раздел 3. Литература и национально-освободительная борьба

Тема 4. Литература XIII века

История создания и редакции «Киево-Печерского патерика». Внутрижанровый состав патерика, своеобразие жанра патерикового жития. Отражение русской жизни, бытовых деталей в рассказах патерика. Образ иконописца и своеобразие восприятия художественного творчества в патерике. Своеобразие стиля произведения.

«Моление» Даниила Заточника. Проблема истории текста. Образ автора в двух редакциях памятника. Представление Даниила о сущности княжеской власти и отношения князя с подданными. Обличительные и сатирические элементы в произведении. Сочетание книжной и фольклорной традиции в стиле памятника. Проблема происхождения стиля «Моления «Слова» Серапиона Владимирского.

Воинская повесть начального периода татаро-монгольского нашествия. «Повесть о битве на реке Калке». Особенности трактовки исторических событий. Художественное своеобразие разных редакций повести. История формирования текста «Повести о разорении Рязани Батыем». Сюжетно-композиционное своеобразие, способы изображения персонажей, стилистика повести. Новые тенденции в развитии жанра воинской повести, проявившиеся в произведении.

Развитие жанра житий в эпоху монголо-татарского нашествия. Своеобразие отражения исторических событий в произведениях агиографического жанра. «Житие Меркурия Смоленского».

Традиция мученических княжеских житий и новые черты в «Повести об убиении в Одре Михаила Черниговского и боярина его Федора».

Возникновение новой разновидности княжеских житий в «Житии Александра Невского». Соединение элементов жития и воинской повести.

Проблема жанровой принадлежности «Слова о погибели Русской земли». Русская земля и русская история в трактовке автора «Слова». «Слово о погибели Русской земли» и «Слово о полку Игореве».

Тема 5. Развитие путевой литературы XIII-XV вв.

Возникновение жанра «хождений» в Киевской Руси. «Хождение игумена Даниила». Развитие жанра хождений в XVв., возникновение купеческого хождения. История создания «Хождения за три моря» Афанасия Никитина. Изображение Индии в хождении. Историческое и легендарное в произведении. Путешественник, его взгляды и размышления. Своеобразие стиля.

Тема 6. Агиография XIV- XV вв.

Жанр жития в период «второго южно-славянского влияния». Епифаний Премудрый. Стиль «плетения словес». «Слово о житии великого князя Дмитрия Ивановича». Риторическое начало в стиле памятника. Памятники «Куликовского цикла». «Задонщина». Связь памятника со «Словом о полку Игореве».

Тема 7. Новгородская областная литература

Жанр легендарной повести в новгородской литературе XVв. «Повесть о путешествии Иоанна на бесе в Иерусалим» и «Повесть о посаднике Щиле». Фольклорные и агиографические элементы в произведениях.

Раздел 4. Литература образования единого Российского государства

Тема 8. Расцвет церковной и светской публицистики. Светские публицисты: М. Грек, Иван Пересветов, Ермолай–Еразм. Развитие беллетристической повести. «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Повесть о Дракуле», «Сказание о Магмете салтане».

Тема 9. Формирование идеологии Московского государства. Послания Грозного.

Публицистические послания Ивана Грозного. Своеобразие стиля послания в Кирилло-Белозерский монастырь игумену Козьме с братией.

Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского. Политическая и литературная полемика в посланиях. Происхождение и особенности стиля посланий Ивана Грозного.

Тема 10. Обобщающие» произведения («Домострой», «Стоглав» и другие).

Обобщающие литературные произведения середины XVIв. Решения Стоглавого собора о книжном и иконописном деле. Значение и литературное своеобразие Великих Четьих Миней митрополита Макария. «Домострой» как памятник русской жизни XVI столетия. Развитие исторического повествования в XVIв. Жанровый синтез в Никоновском летописном своде и «Степенной книге». Своеобразие стиля произведений.

Раздел 5. Героический и национально-патриотический характер литературы Древней Руси

Тема 11. «История о Казанском царстве»

Время написания и проблема авторства «Истории о Казанском царстве». Изображение героев в произведении и его связь со взглядами автора. Летописное начало и традиция воинской повести в «Истории». Своеобразие стиля произведения. Вопрос о жанре памятника.

Тема 12. Литература «смутного времени»

Публицистика «смутного времени»: «Повесть об азовском осадном сидении донских казаков», «Новая повесть о преславном Российском царстве», идейный замысел и своеобразие построения и др. Историческая основа и фольклорные связи «Повести о преставлении и погребении князя М.В. Скопина-Шуйского». Своеобразие жанра. История создания, идейная направленность «Истории в память предыдущим родам» Авраамия Палицына

Раздел 6. Поэтика древнерусской литературы.

Тема 13. Эволюция жанровой системы

Литература второй половины XVII века. Новые явления в жанре воинской повести XVII в. «Повесть об азовском осадном сидении донских казаков», ее историческая основа и авторство. Изображение персонажей, роль деловой письменности и фольклора в формировании стиля произведения.

Эволюция житийного жанра. Житийные и бытовые элементы, изменение облика главного героя, своеобразие композиции и стилистики «Повести о Юлиании Лазаревской». «Житие» протопопа Аввакума.

Тема 14. Барокко. Силлабическое стихотворство. Стилистика и жанр. Возникновение сатирической и бытовой повести. Памятники демократической сатиры. Традиционное и новое в системе персонажей, жанре и композиции. Проблема авторской позиции.

Тема 15. Книжная поэзия. С. Полоцкий.

Возникновение силлабического стихосложения. Поэтическое творчество Симеона Полоцкого. «Рифмологион» и «Вертоград многоцветный» как сборники, закладывающие основу панегирической и дидактической линии русской поэзии. Своеобразие стиля поэзии Полоцкого. Вопрос о русском барокко XVIIв. Поэзия последователей Симеона Полоцкого – Сильвестра Медведева и Кариона Истомина.

Тема16. Бытовая и сатирическая повесть.

Возникновение сатирической литературы. Тематика и основные формы сатирических повестей («Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Карпе Сутулове», «Повесть о Шемякинском суде», «Калязинская челобитная», «Повесть о бражнике»). Использование фольклора и форм деловой письменности в повестях.

Проблематика бытовых повестей XVIIв. Жизненный выбор молодого человека и его судьба в «Повести о Горе-Злоточастии». Фольклорное начало в поэтике повести. Образ главного героя и символическое значение образа Горя-Злоточастия. Своеобразие стилистики и стиха произведения.

Тема 17. Развитие театра

Возникновение русского придворного театра. Репертуар и своеобразие пьес. Историческое и вымышленное, героическое и комическое, своеобразие стиля в пьесе «Юдифь». Восточнославянская традиция школьного театра и пьесы Симеона Полоцкого. Публицистический смысл и своеобразие формы «Комедии притчи о блудном сыне» Полоцкого. Итоги развития ДРЛ

1.2. Темы практических занятий

Раздел 1. Литературные памятники Киевской Руси (XI –XII в.)

Тема № 1. Изображение человека в «Повести временных лет»

Вопросы к теме:

  1. Основные особенности средневекового мировоззрения. Человек в системе религиозного символизма (место человека в мире, сущность его жизни, проблема «самовласти»).

  2. Какие события из жизни и черты русских князей изображает летописец? Своеобразие подхода летописца к личности князя. Типы изображения князей в тексте. Как они связаны с идейным содержанием произведения?

  3. Изображение взаимоотношений князя и дружины в рассказе о гибели Игоря от древлян, в отрывке «Пиры Владимира», в «Повести о восстании в Киеве» в 1068 г. Какую роль играет дружина в летописном повествовании?

  4. Какие общие черты характеризуют изображение событий и героев в «Сказании о белгородском киселе» и в «Повести об осаде Киева печенегами»? Чем различается подход летописца к людям в «Сказании о Кожемяке» и в повествовании «О единоборстве Мстислава с Редедею»? Сделайте вывод об изображении летописцем героев из народа.

  5. Как выражается позиция летописца? Проанализируйте приведенные летописцами пословицы, прямые высказывания о лицах и событиях, библейские цитаты и аналогии.

Литература

Тексты

Повесть временных лет. – М., 1950

Памятники литературы Древней Руси. ХI – начало XII века. – М., 1978.

Исследования

Алешковский М.Х. Повесть временных лет: Судьба литературного произведения в Древней Руси. - М., 1971.

Демин А.С. Семантика «Повести временных лет» // Демин А.С. О древнерусском литературном творчестве: Опыт типологии с XI по середину XVIII в. от Иллариона до Ломоносова. – М., 2003. – С.15-66.

Еремин И.П. Лекции и статьи по истории древней русской литературы. – Л., 1987. – С. 38-66.

Кузьмин А.Г. Начальные этапы древнерусского летописания. – М.., 1977.

Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. – М., 1970. – С. 25-71.

Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X-XVII веков: Эпохи и стили. – Л., 1973. – С. 49-62.

Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. – М., 1979. – С. 55-79.

Лихачев Д.С. Великое наследие: Классические произведения литературы Древней Руси. - М., 1975. – С. 22-61.

Пауткин А.А. Беседы с летописцем: Поэтика раннего русского летописания. – М., 2002.

Рыбаков Б.А. Древняя Русь: Сказания. Былины. Летописи. – М., 1963. – С.215-300.

Творогов О.В. Сюжетное повествование в летописях XI-XIII вв. // Истоки русской беллетристики. Возникновение жанров сюжетного повествования в древнерусской литературе. – Л., 1970. – С. 31-66.

Шайкин А.А. Эпические герои и персонажи в «Повести временных лет» и способы их изображения // Русская литература. – Л., 1986. - № 3. – С. 89-108.

Раздел 2. «Слово о полку Игореве»

Тема № 2. «Слово о полку Игореве» как литературный памятник

Вопросы к теме:

    1. Время создания и историческая основа произведения. Основная идея произведения.

    2. Персонажи «Слова» и способы их изображения.

    3. Сюжет и композиция. Проблема перестановок в тексте памятника.

    4. Своеобразие и типы пейзажа в «слове». Назначение природных образов.

    5. Связь текста с устным народным творчеством.

    6. Изобразительно-выразительные средства в «Слове». Выписать примеры сравнений, эпитетов, метафор, образов-символов, рассказать об их функциональной нагрузке в тексте.

    7. Подготовьте сообщение на одну из предложенных тем: «Проблема ритмического строя «Слова», «Проблема авторства «Слова», «Проблема жанра «Слова».

Литература

Тексты

Летописные повести о походе князя Игоря. Слово о полку Игореве / Подгот. Текста и коммент. О.В. Творогова // Памятники литературы Древней Руси: XII век. – М., 1980. С. 344-371, 372-387; Слово о полку Игореве // Древняя русская литература: Хрестоматия. – М., 1988. С. 95-117; Древнерусская литература: Книга для чтения. 5-9-е классы. – М., 1996. С.167-262; Слово о полку Игореве: 800 лет. Древнерусский текст. Переводы и переложения. Поэтические вариации / Подг. текста Л.А. Дмитриева. – М., 1986.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине история русской литературы XI (1)

    Учебно-методический комплекс
    Среди дисциплин, предусмотренных по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература», история русской литературы входит в цикл предметной подготовки.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине история русской литературы XI (2)

    Учебно-методический комплекс
    Русская литература XI – XVIII веков рассматривается как целостный историко-литературный процесс, в котором традиционно выделяется несколько этапов, обусловленных логикой и особенностями литературного развития.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы XIX века Iполовина» для студентов 2 курсов бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (1)

    Учебно-методический комплекс
    Актуальность дисциплины: Русская литература ХIХ века представляет собой важнейший период в русском литературном процессе, можно утверждать, кульминацию в развитии русской литературы в целом.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы XIX века Iполовина» для студентов 2 курсов бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (2)

    Учебно-методический комплекс
    В основу настоящей программы положены типовые программы для педагогических вузов: Программы пединститутов. Русская литература XIX века. Для специальности № 2101 «Русский язык и литература» с доп.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской культуры XVI xvii вв.» Для направления/специальности 050400 «социально-экономическое образование»

    Учебно-методический комплекс
    Архитектура 4 4 0 5. Музыка и театр 3 0 1 . Русское православие 5 3 3 0 ИТОГО: 7 17 17 0 10 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Обязательная литература Алпатов М.
  6. Кафедра русской и зарубежной литературы учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методическое обеспечение дисциплины: перечень основной и дополнительной литературы, методические рекомендации (материалы) преподавателю (средства, методы обучения, способы учебной деятельности и т.
  7. Кафедра русской и зарубежной литературы учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Цели изучения дисциплины, соотнесенные с общими целями образовательной программы, имеющие междисциплинарный характер и связанные с задачами Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов .
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История зарубежной литературы: XVII xviii вв.» Специальность (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «История зарубежной литературы: XVII-XVIII вв.» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, основной образовательной программы
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История зарубежной литературы: XVII xviii вв.» Специальность (2)

    Учебно-методический комплекс

Другие похожие документы..