Учебно-методический комплекс по дисциплине История русской литературы XI-XVII веков Специальность

II.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

История русской литературы XI-XVII веков

  1. Цели и задачи изучения дисциплины

Курс «История русской литературы XI-XVII вв.» - первый среди курсов русской литературы в программе подготовки филологов, и это его положение создает ряд трудностей для преподавателей и студентов, которые приходится преодолевать в процессе изучения материала. Прежде всего, усвоенными, но слабоотработанными на практике оказываются теоретико-литературные понятия, связанные с анализом художественного текста. Студенты не знают древнерусского языка. У них нет представления об особенностях формирования и бытования средневековых текстов и специфики работы с ними. Мало знакомы с наиболее существенными сторонами историко-литературного процесса в России XVII столетия, когда складывается современный язык, силлабическая система стихосложения, система жанров.

Изучаемый курс является основополагающим звеном в историко-литературном образовании, поскольку рассматривает древнейший и новый этапы литературного письменного творчества, когда сформировалась национальная специфика всей русской литературы, система эстетических и нравственных ориентаций, явно или скрыто сохраняющаяся и в новое время. Кроме того, изучаемые произведения, небольшие по размерам и, как правило, ясные по содержанию, представляют собой благодатный материал для овладения основными навыками анализа художественных произведений.

Студенты должны осознать, что памятники ДРЛ наполнены богатейшими сведениями по истории, описаниями жизни, нравов и быта предков. Они позволяют приобщиться к высоким нравственным устремлениям людей.

При расположении материала в программе главным является принцип хронологической последовательности. Выделенные разделы и темы совпадают с наиболее важными историческими периодами развития русского государства.

Для повышения эффективности изучения русской литературы следует привести в целостную систему лекционные и практические занятия, а также организовать самостоятельную работу студентов над курсом.

В лекциях следует раскрывать в первую очередь наиболее существенные и трудные проблемы и, при возможности, некоторые спорные вопросы. Например, формирование жанровой системы в древний период, проблема авторства, формирование стилей и др. Следует показать большой воспитательный потенциал литературы XVII столетия, эстетические взгляды ряда писателей и их художественные открытия, своеобразие русского барокко и др.

Большую часть практических занятий целесообразно посвятить изучению художественных текстов, особенно таких, как «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», «Казанская история», углубляя у студентов навыки литературоведческого анализа и подчиняя работу над микроструктурой произведения выявлению его идейно-эстетического значения в целом. Некоторые практические занятия можно проводить по типу просеминаров, заслушивая заранее намеченные короткие доклады (сообщения) студентов, например, об истории изучения «Слова о полку Игореве», о проблеме жанра «Повести о житии Александра Невского» в современной науке и т.п. Информацию о новых работах по изучаемому курсу русской литературы может сделать сам преподаватель или поручить это наиболее подготовленным студентам.

Большую помощь в изучении истории русской литературы XVII в. может оказать участие студентов в олимпиаде, работе кружков.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения курса студенты должны:

  • приобрести навык чтения древнерусских текстов с помощью словаря, умение анализировать сюжет и композицию, систему образов, жанровую специфику, особенности словесно-стилистических средств;

  • уметь определять место произведения в литературной системе и истории развития древнерусских жанров, иметь представление о закономерностях и особенностях развития ДРЛ в целом и в отдельные периоды, о связях письменных произведений с фольклором и литературами других стран;

  • четко представлять себе процесс формирования и характер историко-литературного процесса того времени;

  • хорошо знать обязательные художественные тексты и учебные пособия, проявить достаточную осведомленность о научной литературе, углубить навыки литературоведческого анализа.

Умения и навыки отрабатываются на практических занятиях путем комментированного чтения, целостного анализа отдельных произведений, сравнительного анализа текстов одного жанра, сравнения по основным признакам произведений различных жанров, сопоставления системы изобразительно-выразительных средств произведений и выявления стилистических формул и индивидуальных приемов.

Одним из важнейших средств получения теоретических и историко-литературных знаний, наряду с освоением лекционного и практического курса, является самостоятельная работа студентов с учебниками, монографическими исследованиями и статьями, текстами.

Понимание студентами литературных явлений, входящих в программу, выявляется с помощью образцов оценочных и диагностических средств (тестов), проводимых в период внутрисеместровой и итоговой аттестации.

3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Форма обучения – очная

Семестр

Вид учебной работы

Количество часов

1(2)

Аудиторные занятия:

50 (54)

лекции

34 (36)

практические занятия

16 (18)

1(2)

Самостоятельная работа:

53 (45)

1(2)

Коллоквиум

3

Комментированное чтение «Слова о полку Игореве»

3

Контрольные вопросы и задания

47 (39)

Всего часов на дисциплину:

103 (99)

1(2)

Текущий контроль

Задания к ПЗ

1(2)

Виды контроля:

промежуточного

итогового

Тестирование

Экзамен

3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы

Форма обучения – очная

Названия разделов и тем

Всего часов

Виды учебных занятий

Аудиторные занятии, в том числе

Самостоятельная работа

ЛК

ПЗ

Раздел 1 Литературные памятники Киевской Руси (XI –XII в.)

1. Введение

3

2

1

2. Литература периода феодальной раздробленности

4 (6)

2 (4)2

2

3. Изображение человека в «Повести временных лет»

3

2

1

Раздел 2. «Слово о полку Игореве»

4. История открытия, публикации и изучения «Слова о полку Игореве»

4

2

2

5. «Слово о полку Игореве» как литературный памятник

3

2

1

6. Комментированное чтение «Слова о полку Игореве»

6

6

Раздел 3. Литература и национально-освободительная борьба

7. Литература XIII в.

4

2

2

8. Жития раннего периода (XII-XIII вв)

3

2

1

9. Развитие путевой литературы XIII-XV вв.

4

2

2

10. Творчество Епифания Премудрого

3

2

1

11. Агиография XIV-XV вв.

4

2

2

12. Развитие жанра воинской повести «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище»

4

2

2

13. Новгородская областная литература

4

2

2

Раздел 4. Литература образования единого Российского государства

14. Расцвет церковной и светской публицистики.

4

2

2

15. Переписка Грозного и Курбского

3

2

1

16. Обобщающие произведения

5

2

3

17. Беллетристические и бытовые повести XV-XVII в.

4

2

2

Раздел 5. Героический и национально-патриотический характер литературы Древней Руси

18. «Казанская история»

3

2

1

19. Литература «смутного» времени

4

2

2

Раздел 6. Поэтика древнерусской литературы

20. Эволюция жанровой системы

4

2

2

21. «Житие» протопопа Аввакума: проблема традиционного и нового

3

2

1

22. Барокко. Силлабическое стихотворство

4

2

2

23. Книжная поэзия. С. Полоцкий

4

2

2

24. Бытовая и сатирическая повесть

3

2

1

25. Антиклерикальная тема в русской сатире XVII века

3 (5)

2 (4)3

1

26. Развитие театра

4

2

2

27. Коллоквиум: Литература XVII века

6

6

Всего

103 (99)

34 (36)

16 (18)

53 (45)

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине история русской литературы XI (1)

    Учебно-методический комплекс
    Среди дисциплин, предусмотренных по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература», история русской литературы входит в цикл предметной подготовки.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине история русской литературы XI (2)

    Учебно-методический комплекс
    Русская литература XI – XVIII веков рассматривается как целостный историко-литературный процесс, в котором традиционно выделяется несколько этапов, обусловленных логикой и особенностями литературного развития.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы XIX века Iполовина» для студентов 2 курсов бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (1)

    Учебно-методический комплекс
    Актуальность дисциплины: Русская литература ХIХ века представляет собой важнейший период в русском литературном процессе, можно утверждать, кульминацию в развитии русской литературы в целом.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы XIX века Iполовина» для студентов 2 курсов бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (2)

    Учебно-методический комплекс
    В основу настоящей программы положены типовые программы для педагогических вузов: Программы пединститутов. Русская литература XIX века. Для специальности № 2101 «Русский язык и литература» с доп.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской культуры XVI xvii вв.» Для направления/специальности 050400 «социально-экономическое образование»

    Учебно-методический комплекс
    Архитектура 4 4 0 5. Музыка и театр 3 0 1 . Русское православие 5 3 3 0 ИТОГО: 7 17 17 0 10 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Обязательная литература Алпатов М.
  6. Кафедра русской и зарубежной литературы учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методическое обеспечение дисциплины: перечень основной и дополнительной литературы, методические рекомендации (материалы) преподавателю (средства, методы обучения, способы учебной деятельности и т.
  7. Кафедра русской и зарубежной литературы учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Цели изучения дисциплины, соотнесенные с общими целями образовательной программы, имеющие междисциплинарный характер и связанные с задачами Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов .
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История зарубежной литературы: XVII xviii вв.» Специальность (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «История зарубежной литературы: XVII-XVIII вв.» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, основной образовательной программы
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История зарубежной литературы: XVII xviii вв.» Специальность (2)

    Учебно-методический комплекс

Другие похожие документы..