Учебно-методический комплекс по дисциплине История русской литературы XI-XVII веков Специальность

I.Программа учебного курса

1. Литературные памятники Киевской Руси (XIXII в.)

Введение

Возникновение русской средневековой письменной литературы. Роль русского фольклора, византийской и южнославянской литературы в формировании древнерусской книжности. Своеобразие художественного метод древнерусской литературы (ДРЛ)1, связь мировоззрения и метода с системой жанров. Художественно-публицистические жанры ДРЛ и их связи с системами жанров фольклора, богослужебной и деловой письменности.

Основные особенности ДРЛ. Своеобразие проявления принципов историзма и правдивости, публицистичность и дидактизм памятников. Единство нравственного и эстетического в литературе. Поэтика средневековых текстов как поэтика традиции. Своеобразие бытования древнерусских текстов. Рукописный характер и анонимность древнерусской книжности. Основные понятия истории древнерусского текста. Типы письма, оформление рукописей. Проблема границ и периодизации ДРЛ.

Литература периода феодальной раздробленности

Исторические условия формирования ДРЛ. Общегосударственная и религиозная проблематика произведений. Темы независимости и единства Русской земли, осуждения княжеских распрей.

Жанровый состав литературы. Соотношение переводных и оригинальных памятников. Место и значение произведений переводной литературы и их связь с жанрами византийской литературы.

Жанр поучения в литературе Киевской Руси и его разновидности. Время возникновения и публицистическая направленность «Слова о законе и благодати» митрополита Илариона. Личность и судьба Илариона. Религиозное и политическое начала в «Слове». Произведение Илариона как памятник торжественного красноречия: композиция, поэтические и риторические средства, ритмическая организация. Литературное значение «Слова о законе и благодати».

Рукописная судьба и проблема датировки «Поучения детям своим» Владимира Мономаха. Состав текста «Поучения» и его замысел. Образ идеального князя в произведении. Автобиографическое начало в памятнике. Композиция и своеобразие стилистики. Идейная связь «Поучения» с «Посланием Олегу Святославовичу». Эмоционально-лирическое начало и средства его выражения в «Поучении».

Формирование житийного жанра в литературе Киевской Руси. Житие Бориса и Глеба и проблема соотношения редакций жития. «Сказание о Борисе и Глебе» как мученическое житие. Психологические характеристики и приемы их введения в текст произведения. Элементы литературного портрета.

«Житие Феодосия Печерского» Нестора как первый образец преподобнического жития. Способ идеализации в изображении главного героя и приемы его воплощения. Своеобразие композиции и языка жития. Литературное значение произведения.

Жанр хождений в ДРЛ. История и цель написания «Хождения» игумена Даниила. Личность повествователя в произведении. Композиция, состав путевых очерков, поэтика пейзажных и архитектурных описаний в хождении. Язык произведения.

Формирование объединяющего жанра летописи. История ранних русских летописных сводов. История создания «Повести временных лет». Язык и поэтические средства в летописи. Значение «Повести временных лет» как памятника истории, литературы и языка Киевской Руси.

Развитие культуры русских княжеств. Возникновение областных стилей в литературе и искусстве. Развитие жанра летописи в различных русских княжеств. Киевская летопись XIIв., владимиро-суздальское, новгородское, галицко-волынское летописание. Формирование основных типов воинских повестей в летописях эпохи.

История создания и редакции «Киево-Печерского патерика». Внутрижанровый состав патерика, своеобразие жанра патерикового жития. Отражение русской жизни, бытовых деталей в рассказах патерика. Образ иконописца и своеобразие восприятия художественного творчества в патерике. Своеобразие стиля произведения.

«Моление» Даниила Заточника. Проблема истории текста. Образ автора в двух редакциях памятника. Представление Даниила о сущности княжеской власти и отношения князя с подданными. Обличительные и сатирические элементы в произведении. Сочетание книжной и фольклорной традиции в стиле памятника. Проблема происхождения стиля «Моления». Черты владимиро-суздальской литературной традиции в «Молении».

2. «Слово о полку Игореве»

История открытия, публикации и изучения «Слова о полку Игореве». Скептическая школа в изучении памятника. Проблема времени создания произведения. «Слово» и летописные повести о походе Игоря. Сюжет, композиция, изображение героев. Язык и поэтические средства произведения. Проблемы ритмического строя и жанра. Гипотезы об авторе «Слова». «Слово» и литература XII-XIIвв., их типы и особенности. «Слово» и русская культура XIX-XX столетий.

3. Литература и национально-освободительная борьба

Исторические условия существования Руси. Идейное единство художественных произведений эпохи в оценке исторических событий. Жанровое развитие литературы эпохи.

Жанр воинской повести в эпоху начала монголо-татарского ига. «Повесть о битве на реке Калке». Особенности трактовки исторических событий. Художественное своеобразие разных редакций повести.

История формирования текста «Повести о разорении Рязани Батыем». Сюжетно-композиционное своеобразие, способы изображения персонажей, стилистика повести. Новые тенденции в развитии жанра воинской повести, проявившиеся в произведении.

Развитие жанра житий в эпоху монголо-татарского нашествия. Своеобразие отражения исторических событий в произведениях агиографического жанра. «Житие Меркурия Смоленского».

Традиция мученических княжеских житий и новые черты в «Повести об убиении в Одре Михаила Черниговского и боярина его Федора».

Возникновение новой разновидности княжеских житий в «Житии Александра Невского». Своеобразие княжеского идеала в произведении. Соединение элементов жития и воинской повести.

Проблема жанровой принадлежности «Слова о погибели Русской земли». Русская земля и русская история в трактовке автора «Слова». «Слово о погибели Русской земли» и «Слово о полку Игореве».

Жанр торжественного поучения в эпоху монголо-татарской нашествия. Поэтическое своеобразие отражения событий начала нашествия в «Словах» Серапиона Владимирского. Традиция торжественного красноречия домонгольской эпохи в творениях Серапиона.

Тема народной борьбы с завоевателями в летописной «Повести о творческом восстании 1327г.». своеобразие отражения событий в повести и в народной песне о Щелкане Дудентьевиче.

Историческое и нравственное значение Куликовской битвы. Подъем национального самосознания, расцвет литературы и искусства. Творчество Андрея Рублева как выражение гуманистической направленности культуры эпохи. Усиление интереса к домонгольской литературе и укрепление связей с южнославянскими литературами.

Развитие жанра воинской повести в произведениях Куликовского цикла. Краткая и пространная летописные повести как источник более поздних произведений цикла.

Идейный пафос эпохи и его художественное воплощение в «Задонщине». Связь «Задонщины» со «Словом о полку Игореве». Общие и различные черты двух памятников. Проблема жанра и авторства «Задонщины».

«Сказание о Мамаевом побоище» как новый этап развития жанра воинской повести. Внимание к человеку как основа создания новых принципов построения сюжета. Композиция, приемы характеристики персонажей, своеобразие и функции пейзажа, стилистические особенности произведения.

«Слово о житии и преставлении Дмитрия Ивановича, царя русского» как произведение житийного жанра. Риторическое начало в стиле памятника.

«Житие Стефана Пермского», написанное Епифанием Премудрым. Своеобразие типа житийного героя в произведении. Традиционное и новое в композиции жития. Создание житийного стиля «плетения словес», его назначение, основные художественные приемы, связь со стилем южнославянской агиографии, значение для дальнейшего развития ДРЛ.

«Житие Сергея Радонежского». Развитие типа преподобнического жития. История текста. Отражение исторической жизни Руси в «Житии». Суждение Епифания о литературном стиле и своеобразие использования стиля «плетения словес» в произведении.

Взгляды Епифания Премудрого на художественное творчество в послании Кириллу Тверскому о Феофане Греке.

Развитие жанра хождений в XVв., возникновение купеческого хождения. История создания «Хождения за три моря» Афанасия Никитина. Изображение Индии в хождении. Историческое и легендарное в произведении. Путешественник, его взгляды и размышления. Своеобразие стиля.

Воинская повесть во второй половине XVв. Традиционное и новое в повести Нестора-Искандера о взятии Царьграда турками. Публицистическое значение произведения.

Жанр легендарной повести в новгородской литературе XVв. «Повесть о путешествии Иоанна на бесе в Иерусалим» и «Повесть о посаднике Щиле». Фольклорные и агиографические элементы в произведениях.

Возникновение и основные особенности жанра беллетристической повести. Фольклорные и «бродячие» сюжеты в повестях о мутьянском воеводе Дракуле, о Дмитрии Басарге, о Вавилонском царстве.

Характер и значение переводной литературы XVв. Нравоучительный смысл и аллегорическая форма книги «Стефанит и Ихнилат». Историческое повествование в «Повести о Троянской войне».

4. Литература образования единого Российского государства

Историческая основа расцвета публицистики в конце XV – XVIв. Московско-новгородская ересь и связанная с ней публицистика.

Полемика «стяжателей» и «нестяжателей», отражение в ней проблем исторической жизни и ее литературное значение.

Возникновение теории «Москва – третий Рим», ее литературное выражение («Послание на звездочетцев» Филофея, «Сказание о князьях Владимирских»). Своеобразие отражения политической и церковной истории Руси в памятниках, значение их для формирования идеологии Московского государства.

Светская публицистика XVIв. Проблемы царской власти, роли различных сословий в обществе в публицистике Максима Грека, Ивана Пересветова, Ермолая-Еразма. Жанровое своеобразие и стилистические особенности произведений.

Публицистические послания Ивана Грозного. Своеобразие стиля послания в Кирилло-Белозерский монастырь игумену Козьме с братией.

Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского. Политическая и литературная полемика в посланиях. Происхождение и особенности стиля посланий Ивана Грозного.

Развитие традиций беллетристической повести в XVIв. «Повесть о Петре и Февронии» Ермолая-Еразма, ее связь с публицистическим творчеством автора. Своеобразие композиции, системы образов, стиля повести. Фольклорное начало в произведении. Житийные мотивы в повести.

Обобщающие литературные произведения середины XVIв. Решения Стоглавого собора о книжном и иконописном деле. Значение и литературное своеобразие Великих Четьих Миней митрополита Макария. «Домострой» как памятник русской жизни XVI столетия.

Развитие исторического повествования в XVIв. Жанровый синтез в Никоновском летописном своде и «Степенной книге». Своеобразие стиля произведений. Время написания и проблема авторства «Истории о Казанском царстве». Изображение героев в произведении и его связь со взглядами автора. Летописное начало и традиция воинской повести в «Истории». Своеобразие стиля произведения. Вопрос о жанре памятника.

5. Героический и национально-патриотический характер литературы Древней Руси

Историческое своеобразие эпохи. Рост демократических элементов в литературе, начало процесса обмирщения культуры.

Особенности литературы о «смуте». Влияние на литературу жанров фольклора и деловой письменности.

Памятники начала «смуты»: «Повесть 1606 года», «Повесть о видении некоему мужу духовну». Идейная направленность и жанровое своеобразие произведений.

Изображение крестьянской войны в «Послании дворянина к дворянину». Своеобразие жанра и стиля памятника. Досиллабическое виршевое стихотворство в произведении.

«Новая повесть о преславном Российском царстве», идейный замысел и своеобразие построения. Особенности жанра публицистического послания в повести.

Историческая основа и фольклорные связи «Повести о преставлении и погребении князя М.В. Скопина-Шуйского». Своеобразие жанра.

История создания, идейная направленность «Истории в память предыдущим родам» Авраамия Палицына. Традиция воинской повести в произведении. Демократическое начало и бытовые элементы в повести. Специфика сюжетно-композиционной организации и стилистика.

Осмысление истории длительного исторического периода в «Летописной книге», приписываемой И.М. Катыреву-Ростовскому. Новые принципы организации повествования и изображения персонажей. Портрет и пейзаж в произведении.

6. Поэтика древнерусской литературы

Новые явления в жанре воинской повести XVIIв. «Повесть об азовском осадном сидении донских казаков», ее историческая основа и авторство. Изображение персонажей, роль деловой письменности и фольклора в формировании стиля произведения.

Эволюция житийного жанра. Житийные и бытовые элементы, изменение облика главного героя, своеобразие композиции и стилистики «Повести о Юлиании Лазаревской».

Церковная реформа патриарха Никона и возникновение раскола русской церкви. Своеобразие литературы старообрядцев. Творчество протопопа Аввакума. Своеобразие композиции, принципов изображения главного героя, стиля «Жития Аввакума, им самим написанного». Жанр «Жития». Взгляды Аввакума на художественное творчество в трактате «Об исконном писании» и новый взгляд в сочинении «О премудрой мастроте живописующих».

Возникновение сатирической литературы. Тематика и основные формы сатирических повестей («Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Карпе Сутулове», «Повесть о Шемякинском суде», «Калязинская челобитная», «Повесть о бражнике»). Использование фольклора и форм деловой письменности в повестях.

Проблематика бытовых повестей XVIIв. Жизненный выбор молодого человека и его судьба в «Повести о Горе-Злоточастии». Фольклорное начало в поэтике повести. Образ главного героя и символическое значение образа Горя-Злоточастия. Своеобразие стилистики и стиха произведения.

Соединение различных жанровых традиций, новые элементы в сюжете, традиционное и новое в системе персонажей, своеобразие жанра «Повести о Савве Грудцыне».

Новое решение проблемы судьбы молодого человека в «Повести о Фроле Скобееве». Новеллистический характер сюжета повести. Своеобразие выражения авторской позиции. Стилистика и жанр произведения.

Начало процесса сближения русской литературы с западноевропейской. Значение переводной литературы («Великое зерцало», басни Эзопа, «Фацеции», «Повесть о Бове-королевиче», «Повесть о Еруслане Лазаревиче»).

Возникновение русского придворного театра. Репертуар и своеобразие пьес. Историческое и вымышленное, героическое и комическое, своеобразие стиля в пьесе «Юдифь».

Восточнославянская традиция школьного театра и пьесы Симеона Полоцкого. Публицистический смысл и своеобразие формы «Комедии притчи о блудном сыне» Полоцкого.

Возникновение силлабического стихосложения. Поэтическое творчество Симеона Полоцкого. «Рифмологион» и «Вертоград многоцветный» как сборники, закладывающие основу панегирической и дидактической линии русской поэзии. Своеобразие стиля поэзии Полоцкого. Вопрос о русском барокко XVIIв. Поэзия последователей Симеона Полоцкого – Сильвестра Медведева и Кариона Истомина.

Основные итоги развития ДРЛ XI-XVII веков. Значение ДРЛ для последующего развития литературного процесса.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине история русской литературы XI (1)

    Учебно-методический комплекс
    Среди дисциплин, предусмотренных по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература», история русской литературы входит в цикл предметной подготовки.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине история русской литературы XI (2)

    Учебно-методический комплекс
    Русская литература XI – XVIII веков рассматривается как целостный историко-литературный процесс, в котором традиционно выделяется несколько этапов, обусловленных логикой и особенностями литературного развития.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы XIX века Iполовина» для студентов 2 курсов бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (1)

    Учебно-методический комплекс
    Актуальность дисциплины: Русская литература ХIХ века представляет собой важнейший период в русском литературном процессе, можно утверждать, кульминацию в развитии русской литературы в целом.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы XIX века Iполовина» для студентов 2 курсов бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (2)

    Учебно-методический комплекс
    В основу настоящей программы положены типовые программы для педагогических вузов: Программы пединститутов. Русская литература XIX века. Для специальности № 2101 «Русский язык и литература» с доп.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской культуры XVI xvii вв.» Для направления/специальности 050400 «социально-экономическое образование»

    Учебно-методический комплекс
    Архитектура 4 4 0 5. Музыка и театр 3 0 1 . Русское православие 5 3 3 0 ИТОГО: 7 17 17 0 10 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Обязательная литература Алпатов М.
  6. Кафедра русской и зарубежной литературы учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методическое обеспечение дисциплины: перечень основной и дополнительной литературы, методические рекомендации (материалы) преподавателю (средства, методы обучения, способы учебной деятельности и т.
  7. Кафедра русской и зарубежной литературы учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Цели изучения дисциплины, соотнесенные с общими целями образовательной программы, имеющие междисциплинарный характер и связанные с задачами Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов .
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История зарубежной литературы: XVII xviii вв.» Специальность (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «История зарубежной литературы: XVII-XVIII вв.» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, основной образовательной программы
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История зарубежной литературы: XVII xviii вв.» Специальность (2)

    Учебно-методический комплекс

Другие похожие документы..