В. А. Козбаненко Рекомендован Учебно-методическим объединением вузов России по образованию в области менеджмента

Количественные методы исследования наряду с другими, в том числе психологическими и социологическими, позволяют в совокупности выразить признаки не только качественного управления, но и признаки кризиса управленческого труда. Последнее представляется особо социально значимым, поскольку выявление таковых позволяет скорректировать практику управления и предотвратить или свести к минимуму негативные социальные, экономические и другие последствия.

Привлечение внимания к проблеме качества управления включает еще один социально значимый вопрос  органическую связь этой проблемы с культурой. К сожалению, не многие страны богаты национальными традициями по воспроизводству в массовом сознании представлений о культуре управления, главным смыслом и мерилом которой был бы Человек с его базисными потребностями и ролями, а теория и практика управления способствовали бы созданию благоприятных условий для их удовлетворения и реализации. При этом очевидно, что формирование управленческой культуры в рамках конкретных систем, а тем более в масштабах всего общества  задача многосторонняя, архисложная и продолжительная, даже если ее решением заниматься последовательно и на всех управленческих уровнях.

Качество и культура управления возможны как следствие профессионализма, включающего и знание принципов и законов управления. В них аккумулирован социальный опыт многих поколений, к познанию и формированию принципов и законов стремятся исследователи всех научных направлений. Будучи познанными и сформулированными, они приобретают огромное прикладное значение, поскольку умение учитывать их и руководствоваться их требованиями способствует повышению эффективности индивидуальной или групповой деятельности. И наоборот. Напомним, что термин «принцип» понимается в нескольких смыслах: как основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения; как основа устройства или действия какого-то прибора или машины; как внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, его нормы поведения и деятельности. Отсюда принципы социального управления  это исходные основополагающие требования, которыми руководствуются субъекты управления на практике. В совокупности принципы управления выполняют в системе управления наиважнейшую антиэнтропийную функцию, конечно, при условии, что управленец действует в соответствии с ними.

История управленческой мысли, научного изучения практики управления отмечена этапами, принципами и концепциями, именами известных исследователей и теперь широко представлена в многочисленных изданиях. Начало систематического исследования управления связывается с именем Ф. Тейлора. Следует уточнить, что он сформулировал принципы управления интенсификацией труда рабочих с помощью научных методов, таких как:

 научный подход к выполнению каждого элемента работы;

 системный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего;

 кооперация менеджеров с рабочими;

 разделение ответственности за результаты между менеджерами и

рабочими.

Предметом другого исследователя  А. Файоля был уже не труд отдельного рабочего, а содержание управления организацией. Соответственно в 14 принципах управления, сформулированных им, отражены значимые и сегодня основополагающие ориентиры на эффективное управление.

Автор «Двенадцати принципов управления» X. Эмерсон считал их простыми и понятными поскольку, по его мнению, они отражают естественно-природные основы рациональной организации коллективной деятельности («дух улья», «управленческая структура пчелиного улья»).

Над рациональным управлением размышляли и российские деловые люди, опубликовавшие в начале XX в. «Принципы ведения дел в России». Четко и коротко сформулированные, они хорошо усваиваются и воспринимаются вполне актуальными: уважай власть, будь честен и правдив, уважай право частной собственности, люби и уважай человека, будь верен слову, живи по средствам, будь целеустремленным. В комментариях к этим принципам говорится о ценностях, значимых для эффективного управления не только сегодня, но вполне пригодных и завтра (например, о власти как необходимом условии эффективного ведения дел), о здоровой прибыли и гармоничных отношениях в делах, о свободном предпринимательстве как основе благополучия государства, о гармонии интересов, о роли доверия в деловых отношениях, о моральных ценностях, которые не может затмить никакая цель.

Наряду с общими принципами управления широко распространена практика разработки принципов, определяющих философию управления конкретными предприятиями, фирмами или корпорациями. Известная компания США  АЙ-БИ-ЭМ исповедует в управлении 400 тысячами работающих всего пять принципов. Первый принцип внутренней политики  ориентация на человека как основа менеджмента (человек главная ценность компании, а потому необходимо раскрепощение его энергии, предоставление возможности для инициативы и самостоятельной предприимчивости). Принцип внешней политики  беззаветное служение покупателю как основа маркетинга (компания существует для покупателя и благодаря ему). Третий принцип ориентирует менеджеров и сотрудников на создание и поддержание собственной фирменной микрокультуры. Четвертый провозглашает психологическую установку на постоянное обновление всего, кроме сотрудников, клиентов и принципов. Пятый выражает стремление к совершенству.

В последние годы получила широкое распространение практика разработки «сборных» принципов управления по итогам обследования лучших из лучших компаний. Отбор ведется по строгим параметрам: первый тур по рекомендации экспертов, второй  по важнейшим экономическим показателям роста производства и прибыли при возрасте предприятия не менее 20 лет, третий  отбор по признакам обновления товаров и услуг, а также быстроты реагирования на изменение спроса. После трех туров отбора остаются компании, на основе анализа управления которыми формулируются главные принципы, реализация которых делает предприятия лучшими. Например, один из них  лицом к Потребителю! Он  царь и бог! Другой  производительность  от Человека. Далее: пристрастие к действию, самостоятельность и предприимчивость, активное вмешательство руководителей в дела персонала, приверженность своему неповторимому делу, простая форма и скромный штат управления, свобода действий и жесткость контроля одновременно.

Интересна история возникновения ситуационных принципов управления. Яркий пример  опыт известного менеджера Л. Якокка, сформулировавшего принцип «равенства жертв». «В войне за спасение фирмы «Крайслер»,  пишет он в книге «Карьера менеджера»,  я начал с сокращения своего собственного жалования до символического одного доллара в год... я сделал это потому, что мне следовало разделить судьбу всех работающих в компании... я хотел, чтобы работники фирмы подумали: «мы можем пойти за человеком, который подает такой пример...» это было наивысшее проявление духа сотрудничества и демократии...»

Приведенные примеры указывают на связь принципов управления с мировоззрением, профессионализмом и нравственными качествами субъекта управления, с его концепцией управленческой деятельности, с умением видеть и понимать современные тенденции управления. Одна из них  возрастание социально-психологических факторов в повышении эффективности управления, что нашло свое выражение в обобщенных принципах управления конца XX в. и начала XXI в. В их числе: лояльность к работающим; ответственность как обязательное условие успешного менеджмента; коммуникации, пронизывающие организацию снизу вверх, сверху вниз, по горизонтали; атмосфера в организации, способствующая раскрытию способностей работающих; обязательное установление долевого участия каждого работающего в общих результатах; своевременная реакция на изменения в окружающей среде; методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность работой; непосредственное участие в работе групп на всех этапах как условие согласованной работы; умение слушать всех: покупателей, поставщиков, исполнителей, руководителей и др.; этика делового взаимодействия; честность и доверие к людям: опора на фундаментальные основы менеджмента; видение организации, т.е. четкое представление о том, какой она должна быть; качество личной работы менеджера и ее постоянное совершенствование.

Обобщая изложенное о роли принципов, их многообразии, можно сказать, что все они в совокупности выполняют нормативно-ориентирующую функцию, свидетельствуют об уровне культуры управления. Принципы управления  это грани, призмы управленческой парадигмы, важный компонент философии управления. В принципах велика доля субъективных факторов: они вырабатываются одними людьми, другие могут не знать их или знать «понаслышке», знать, но по разным причинам не проводить их в жизнь в процессе управления. Подобное же происходит и по отношению к законам управления. Разница же  в тяжести последствий за игнорирование, незнание или нарушение законов управления. В силу этого необходимо назвать хотя бы основные из них.

Законы социального управления выражают реальные отношения в системах управления различной масштабности и носят объективный характер. В общественной жизни действие законов проявляется в виде тенденций как следствие исключительно деятельности людей. Поэтому законы социального управления  это объективные, повторяющиеся, существенные причинно-следственные связи, взаимозависимости субъекта и объекта управления в конкретной системе управления в процессе ее функционирования. Объективная природа законов социального управления проявляется как связь, совпадение или противоречие интересов сторон взаимодействия. Познание законов управления создает возможность управлять социальными процессами, оптимизировать их результаты.

Многообразие объекта управления по различным признакам диктует закон необходимого разнообразия и быстродействия. Неразвитость субъекта управления, ограниченность его способностей и возможностей действенно влиять на объект управления и продуктивно взаимодействовать с ним закономерно снижает управляемость и результативность конкретной системы управления. Закон обязывает либо принимать организационные выводы, либо форсированно повышать управленческую квалификацию, либо принять мужественное решение  подать в отставку.

Закон гармонизации интересов субъекта и объекта управления отражает их объективную взаимозависимость и потому необходимость взаимосодействовать друг другу в реализации целей системы и своих интересов. Игнорирование или недопонимание этого закона непременно создает организационную и социально-психологическую разобщенность, а в итоге  отчужденность, социальную напряженность между объектом и субъектом управления.

Закон соответствия требует выбора адекватных средств и методов влияния на объект управления с учетом его особенностей, состояния и других характеристик. Проявление различных нарушений этого закона свидетельствует о низком профессионализме или полном несоответствии статусу управленца.

Закон возвышения потребностей и целей обязывает руководителей всех уровней управления понимать естественное желание и право человека жить лучше, стремиться к развитию и реализации целей, в том числе в рамках конкретной системы управления и с ее помощью, обеспечивая, тем самым, повышение социальной активности, интеллектуального и организационного потенциала.

Закон слабого звена в системе управления, в процессе управления как системе, в отношениях с потребителями, поставщиками и местными органами власти обязывает к профилактическим действиям по предотвращению разрыва сложной цепи технологических, функциональных и других связей.

Закон выживания один из особо важных в нынешних российских условиях  диктует необходимость решения двух значимых управленческих задач: обеспечение внешней адаптации и внутренней интеграции. Понятна их взаимосвязь и взаимозависимость для обеспечения не только выживания, но и для развития системы. Каждая из задач предполагает разные средства и методы их решения.

Объективно принципы и законы  важнейшие составляющие научных знаний об управлении, а умение руководствоваться ими в практической деятельности  свидетельство высокого профессионализма субъекта управления.

Управление, понимаемое в целом (с позиции социальной философии) как социо-культурный процесс, предполагает отбор и наследование конструктивного мирового опыта  исторического и современного  полезного для повышения социальной эффективности системы управления любой масштабности. В современных условиях это фактор стратегического значения и потому проблема качества управления должна стать делом государственной и общенародной заботы.

Итак, краткое «введение в управление», изложенное в данном параграфе, дает возможность констатировать, что управление  это объективная социальная реальность, универсальное явление, предметная деятельность (разновидность общественно необходимого труда), научная и учебная дисциплина, социально значимая профессия и искусство. Искусство создавать из тонкой и сложной «материи» социально-психологических отношений устойчивую и успешно функционирующую социальную систему управления различной масштабности.

Контрольные вопросы

1. Социальная природа управления: факторы обособления

управленческого труда. Производителен или непроизводителен

управленческий труд (по модели А. Смита)?

2. Что является предметом и продуктом управленческого труда?

3. Человек в системе управления: каков механизм реализации взаимных

ожиданий системы и личности?

Литература

Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент.  М., 1995.

Гончаров В. В. Важнейшие понятия и концепции в современном управлении.  М., 1998.

Дункан Д. Основополагающие идеи в менеджменте.  М., 1996.

Дятченко Л. Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами.  Белгород, 1993.

Ивенский Л. М. Культура управления: сущность, генезис, метауправление.  Чебоксары, 1992.

Лапин Н.И. Пути России: социокультурные трансформации.  М., 2000.

Мысин Н.В. Теория социального управления.  СПб., 1998.

Поляков В.Г. Человек в мире управления.  Новосибирск, 1992.

Пригожин А.И. Современная социология организаций.  М., 1995.

Социальный менеджмент: Учебник / Под ред. С.Д. Ильенковой.  Новосибирск, 1998.

Социальное управление: Словарь.  М., 1994. Философия власти / Под ред. В.В. Ильина.  М., 1999.

Человек и общество / Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. В2т.  М., 1997.

Яцкевич С.А. Диалектика управления: роль научных знаний в управлении

общественными процессами.  Минск, 1989.

  1. Учебник. В 2 т. Т. 2 / Под ред. В. А. Козбаненко. Изд. 2-е, с изм и доп. М:«Статут», 2002. 592 с

    Список учебников
    Авторы учебника - ученые и преподаватели ведущих вузов страны (МГУ им. M/B. Ломоносова, Государственного университета управления, Российской академии государственной службы при Президенте РФ), ответственные работники высших органов
  2. Основы теории и организации

    Список учебников
    Авторы учебника — ученые и преподаватели ведущих вузов страны (МГУ им. М.В. Ломоносова, Государственного университета управления, Российской академии государственной службы при Президенте РФ), ответственные работники высших органов
  3. Учебно-методический комплекс для студентов Колледжа специальность 030503. 52 Правоведение (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Административное право» для специальности 030503.52 – 0201 «Правоведение» среднего профессионального образования.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Зарубежный опыт государственной службы» уфа-2008

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Зарубежный опыт государственной службы» предназначен для слушателей, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление».
  5. Учебно-методический комплекс для слушателей магистерской программы «История, теория и философия права»

    Учебно-методический комплекс
    УМК-ИТФ: Учебно-методический комплекс для слушателей магистерской программы «История, теория и философия права» на 2011-2012 учебный год. Автор-составитель: доктор юридических наук, доктор исторических наук, профессор Анастасия Сергеевна Туманова: М.
  6. Учебно-методический комплекс (Рабочая учебная программа) для студентов очной формы обучения специальности «Государственное и муниципальное управление»

    Учебно-методический комплекс
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине Политический менеджмент (название)

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина входит в федеральный / региональный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических / математических и естественнонаучных / общепрофессиональных / специальных дисциплин / дисциплин специализации и является обязательной
  8. Административное право. Учебно-методический комплекс.

    Документ
    Волович В.Ф. – заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор, зав. кафедрой теории и истории государства и права, административного права Юридического института ТГУ
  9. Учебный план 2006/2007 уч г. Специальность 060115 Экономика предприятий и предпринимательская деятельность 1-й курс (семестры 1-й, 2-й)

    Документ
    июнь 105 70 175 Отечественная история июнь 0 0 40 Физическая культура июнь 0 105 105 Философия март 50 5 75 Экономическая теория (Микроэкономика 1) июнь 80 40 1 0 Экономическая теория (Основы экономической теории) декабрь 0 30 90 -й курс (семестры 1-й,

Другие похожие документы..