В. А. Козбаненко Рекомендован Учебно-методическим объединением вузов России по образованию в области менеджмента

Методы статистики, социологии и психологии позволяют получать достаточно широкую информацию, чтобы обеспечивать объективные условия и качество жизни людей, характеристики их реального и прогнозируемого поведения, что, естественно, крайне необходимо для субъектов власти всех уровней управления. Структура социальных индикаторов представлена многими показателями. Например, социо-культурные установки и взгляды включают такие показатели, как:

 основные мировоззренческие ценности людей;

— отношение к формирующейся социальной системе;

 отношение к частной собственности (в том числе на землю);

 отношение к плановой и рыночной экономике;

 представление о социальной справедливости;

 взгляды на социально-экономическую дифференциацию, на богатство

и бедность;

 представление о социальных функциях, критериях и необходимых

размерах помощи «слабым» группам (престарелым, инвалидам,

безработным, одиноким матерям, многодетным семьям и др.);

 религиозность: распространение, глубина, динамика;

 особенности нравственного сознания;

 национальное самосознание и национальная нетерпимость;

 удовлетворенность разными аспектами жизни, уверенность в

завтрашнем дне;

 наиболее беспокоящие проблемы (общества, города, семьи);

 оценка своего материального благосостояния, доходов и потребления;

 оценка достигнутого за время реформ, их результатов для себя и для

общества;

— готовность к дальнейшему перенесению трудностей, связанных с

продолжением реформ;

 степень усталости, социального напряжения, готовность к

политическому протесту;

 готовность (стремление) к эмиграции из страны.

Показатели восприятия и оценки условий жизнедеятельности людьми в связи с их политическими взглядами, оценками экономической ситуации, прогнозами социальных перемен, ценностными и иными установками, поведением весьма многогранны. Такой широкий набор параметров качества жизни людей, их отношения к условиям своей жизнедеятельности дает основания и для характеристики качества управления.

Анализ процесса и качества управления необходимо осуществлять применительно к конкретной социальной системе. Руководители и аппарат управления  лишь часть этой системы. Качество управления материализуется, в итоге, совокупной деятельностью субъектов и объектов управления и в совокупном продукте. Чем полнее данная система реализует свою социальную миссию, т.е. удовлетворяет потребности среды и своих сотрудников, тем больше оснований расценивать культуру управления как высокую и эффективную. Уместно напомнить мудрые слова Гете: «Цифры не управляют миром, но они показывают, как управляется мир». Динамизм развития отдельных стран и застойность других  это следствие и свидетельство качества управления. Совокупность базовых факторов, предопределяющих как качество управления, так и негативное влияние на него, представлены в табл. 1.

Матрица управленческого труда Таблица 1

Субъект управленческого труда

Цели управления

Предмет управленческого труда

Средства управленческого

труда

Представитель разновидности умственного труда

Обладатель властных

правомочий

Генератор идей и целевых установок

Социо-культурный потенциал субъекта

управления

Мировоззрение

Профессионализм

Психологический потенциал

Организаторские способности

Обладание лидерскими

качествами

Степень соответствия

психограммы требованиям профессиональной деятельности

Самосознание субъекта управления

(Я - концепция)

Коррекция ролевого

поведения

Симптомы

противопоказаний к

руководящей деятельности:

«размытые личные

ценности» субъекта

управления и др.

Следование закону необходимого разнообразия и

быстродействия

Стратегические, тактические, оперативные

Человек как мера всех вещей

Промежуточные и конечные

Личные, коллективные,

групповые, общественные

Системные, сегментные (по

сферам жизнедеятельности)

Организующий потенциал целей

Предвидение условий и

необходимого на

пути к цели

Целевая ориентированность сотрудников системы

Целевые программы, управление по

целям, по

результатам

Субъективизм в

управлении, в

целеполагании: «смутные личные цели» руководителя

Следование закону возвышения потребностей и

целей

Информация

Сознание, психика сотрудников

Поведение

Отношения, взаимодействие в системе

управления и с

внешней средой

Условия жизнедеятель-ности сотрудников системы управления

Предметы и

Продукты (результаты, ценности), создаваемые трудом управленцев

Качество управленческого труда и качество жизни людей

Следование закону соответствия

Власть

Нормативные акты

Человек в

организации (цель и

средство)

Организация

Аппарат управления

Целевое (информационное, правовое, социальное и т.д.)

сопряжение уровней управления

Ненасильственные средства влияния

Слово, речь

Средства массовой

информации

Информационно-аналитическая и

организационная техника

Традиции, нравственные нормы

Специальные

Следование закону соответствия

Продолжение табл. 1.

Методы управ-

ленческого

труда

Рабочие операции в процессе управления

Результаты управленческого труда (продукты труда)

Критерии оценки качества управленческого труда

Административ-

ные

Правовые

Организацион-ные

Экономические

Социально-

психологичес-кие

Педагогические

Прямого и

косвенного

воздействия

Следование

закону соответствия

Прием информации

Анализ, распределение и

воспроизводство информации

Выработка управленческой информации

Планирование

Процедуры принятия

Решений

Выбор альтернатив

Организация исполнения решений

Осознание цены

ошибок управленческих решений

Диагностика признаков кризиса

управленческого и исполнительского труда

Мотивация

Мониторинг состояния системы

управления и

внешней среды

Контроль за выполнением решений

Обратная связь,

прием и анализ

информации

Коррекция решений

и действий

Следование закону необходимого разнообразия и

быстродействия

Результаты совокупного труда всех сотрудников организации

Результаты собственно управленческого труда:

 концепция, принципы управления

 качество

управленческих решений

 целевая

(информационная, правовая, социально-

психологическая и т.д.)

сопряженнось уровней

управления

 информированность

персонала

 сознательность,

инициативность сотрудников организации

 организованность

коллектива, способность к самоуправлению

 удовлетворенность

сотрудников условиями,

возможностями удовлетворения основных потребностей

 удовлетворение

запросов партнеров и

потребителей

 эффективность системы

 повышение

упорядоченности (организованности системы)

Воспроизводство социокультурного генотипа

Устойчивость, выживаемость системы управления

(адаптивность)

Степень соответствия полученных результатов целям

управления

Знание и реализация законов управления

Факторы развития системы (экстенсивные 

интенсивные)

Динамичность системы Продуктивность системы

Эффективность системы

Гармоничность отношений в системе и системы с внешней

средой

Качество жизни

людей конкретной

системы управления

Возможности для

развития и

самореализации личности

Удовлетворенность

людей условиями

жизнедеятельности в

конкретной системе

управления

Примечание. Диалектика управления проявляется в том, что кризис управленческого труда потенциально заключен в составляющих этих блоков, и наоборот, повышение эффективности  в этих же блоках, в совершенствовании их содержания.

Качество управления предполагает два уровня его анализа и оценки — объективный и субъективный. Субъективно-чувственный образ качества управления, складывающийся в массовом обыденном сознании тружеников, потребителей и налогоплательщиков, людей пожилых и среднего возраста, живущих в крупных городах и малых поселениях, получает ту или иную оценку в народном фольклоре, на собраниях и митингах, в самодельных плакатах и рисунках. В таких формах оценки качества управления трудно найти объективные критерии, так как здесь преобладают эмоции, настроение. Но нельзя их игнорировать, поскольку в этом проявляются симптомы неблагополучия в системе управления. Требуется более объективный инструментарий анализа и оценки, для чего нужна более совершенная методология. Для этого разрабатываются социальные индикаторы, позволяющие количественно замерять социо-культурные установки, взгляды и оценки людей на жизненные реалии в сравнении с принятыми в мире нормами и стандартами.

  1. Учебник. В 2 т. Т. 2 / Под ред. В. А. Козбаненко. Изд. 2-е, с изм и доп. М:«Статут», 2002. 592 с

    Список учебников
    Авторы учебника - ученые и преподаватели ведущих вузов страны (МГУ им. M/B. Ломоносова, Государственного университета управления, Российской академии государственной службы при Президенте РФ), ответственные работники высших органов
  2. Основы теории и организации

    Список учебников
    Авторы учебника — ученые и преподаватели ведущих вузов страны (МГУ им. М.В. Ломоносова, Государственного университета управления, Российской академии государственной службы при Президенте РФ), ответственные работники высших органов
  3. Учебно-методический комплекс для студентов Колледжа специальность 030503. 52 Правоведение (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Административное право» для специальности 030503.52 – 0201 «Правоведение» среднего профессионального образования.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Зарубежный опыт государственной службы» уфа-2008

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Зарубежный опыт государственной службы» предназначен для слушателей, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление».
  5. Учебно-методический комплекс для слушателей магистерской программы «История, теория и философия права»

    Учебно-методический комплекс
    УМК-ИТФ: Учебно-методический комплекс для слушателей магистерской программы «История, теория и философия права» на 2011-2012 учебный год. Автор-составитель: доктор юридических наук, доктор исторических наук, профессор Анастасия Сергеевна Туманова: М.
  6. Учебно-методический комплекс (Рабочая учебная программа) для студентов очной формы обучения специальности «Государственное и муниципальное управление»

    Учебно-методический комплекс
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине Политический менеджмент (название)

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина входит в федеральный / региональный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических / математических и естественнонаучных / общепрофессиональных / специальных дисциплин / дисциплин специализации и является обязательной
  8. Административное право. Учебно-методический комплекс.

    Документ
    Волович В.Ф. – заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор, зав. кафедрой теории и истории государства и права, административного права Юридического института ТГУ
  9. Учебный план 2006/2007 уч г. Специальность 060115 Экономика предприятий и предпринимательская деятельность 1-й курс (семестры 1-й, 2-й)

    Документ
    июнь 105 70 175 Отечественная история июнь 0 0 40 Физическая культура июнь 0 105 105 Философия март 50 5 75 Экономическая теория (Микроэкономика 1) июнь 80 40 1 0 Экономическая теория (Основы экономической теории) декабрь 0 30 90 -й курс (семестры 1-й,

Другие похожие документы..