Учебная программа по дисциплине «История психологии» 4 курс 7 семестр (наименование учебной дисциплины) для специальности

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СЛАВЯНСКИЙ – НА – КУБАНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «История психологии» 4 курс 7 семестр

(наименование учебной дисциплины)

для специальности 050706 «Педагогика и психология»

Программа составлена: Утверждено на заседании

канд. психол. н., доцент каф. психологии СГПИ

кафедры психологии СГПИ протокол № __от___________

Борцовой М.В. Зав. кафедрой______________

(подпись)(подпись)

Славянск-на-Кубани

2010

1. Пояснительная записка.

    1. Назначение дисциплины, ее место в системе подготовки специалиста.

Данный курс «История психологии» (26ч. лекционных занятий, 18ч. – практических) рассчитан для студентов 4-го курса специальности 050706 «Педагогика и психология» дневной формы обучения.

Специфика научного труда предполагает необхо­димость иметь информацию о прошлом. Собственное исследование должно быть органически связано с историей изучаемого вопроса, ибо нет такой проблемы в современной науке, которая могла бы решаться без учета предшествующей истории. «История вопроса не­посредственно переходит в постановку проблемы ис­следования. Последняя должна органически вытекать из первой. Глубина, фундаментальность этой части исследования является в настоящее время в психоло­гической науке одним из необходимейших условий, определяющих научную ценность данной работы»,— писал Б.М. Теплов1.

Ближайшая история, охватываю­щая наше столетие, органически входит в современ­ность: учение о целостности в гештальтпсихологии, о бессознательном в глубинной психологии, понимание мышления в Вюрцбургской школе и др. составляют основу современных исследований. Материал более от­даленной и даже совсем далекой истории «не отрица­ется полностью, понимание его ограниченности не пре­пятствует частичному включению его в более широкую систему знаний»2.

Владение историей, конечно, не ограничивается воспроизведением воззрений прошлого. В полной мере историческое прошлое может служить настоящему толь­ко в том случае, если оно используется в целях решения актуальных проблем.

Знание истории психологии необходимо для пони­мания различных теорий и направлений современной психологии, путей и тенденций ее развития. Только включение в исторический контекст позволяет понять их сущность, выявить их исходные позиции, оценить подлинную новизну и осознать их исторический смысл. Исторический подход необходим для понимания совре­менной ситуации в психологической науке, для формирования новых точек зрения с учетом и на основе традиций и достижений прошлого3.

Изучение истории психологии имеет большое об­разовательно-нравственное значение. «История более полезна, она полна мудрости»,— писал итальянский философ-гуманист XV в. Лоренцо Балла. Она знакомит нас с жизнью людей науки, раскрывает полную дра­матизма борьбу во имя истины, вызывает разнообраз­ные чувства: от почтительного восхищения до разоча­рования и недоумения.

Основная цель дисциплины – познакомить слушателей с систематизированным в хронологическом порядке изложением истории отечественной и зарубежной психологии как процесса изменения предмета, методов и основных проблем психологического познания, а также персональным вкладом отдельных учёных в развитие науки.

Задачи курса: направлены на формирование психологического и научно теоретического мышления у студентов, расширение их научного кругозора; умение работы с научной литературой, формирования навыков реферирования первоисточников, публичного выступления.

1.2. Требования к знаниям и умениям обучаемого.

По итогам изучения курса «История психологии» слушатели должны:

  1. Иметь представление об истории психологии как особой отрасли знания. Знать её предмет, объект, задачи.

  2. Знать периодизацию истории психологии, движущие силы и причины развития психологических идей, принципы историко-психологического анализа, методы и источники истории психологии.

  3. Владеть хронологией этапов развития психологии: от античности до периода выделения психологии в самостоятельную науку.

  4. Знать персоналии каждого направления, периода, их основные идеи.

Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо для изучения данной дисциплины:

Наименование дисциплины

Наименование разделов, тем

Общая психология

Философия

История философии и философских учений

История отечества

Разделы касающиеся развития культуры и науки

1.3. Обоснование структуры учебной дисциплины.

Курс «История психологии» из теоретической части и практико-ориентированного компонента его усвоения.

По объемным темам курса, кроме лекционных форм обучения включены практические (семинарские) занятия. Построение курса соответствует логике научно-обоснованного содержания: от усвоения и понимания теоретико-функциональных познаний до умения применять их в конкретной практической реальности.

Практико-ориентированный компонент представлен серией семинарских занятий, назначение которых – формирование основных теоретико-познавательных умений для качественного осуществления профессиональной деятельности.

Содержание разделов учебно-методического комплекса полностью соответствует государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования Российской Федерации и может служит опорой при подготовке к экзаменам по истории психологии.

Список основной и дополнительной литературы поможет студентам углубить знания в процессе самообразования, а также тестовые задания проверить усвоение материала.

На третьем курсе в первом семестре обучения представлены для изучения следующие разделы курса «История психологии»:

  1. Развитие психологических знаний в рамках учения о душе

  2. Развитие психологии в рамках философских учений о сознании

  3. Развитие психологии как науки о сознании в период до формирования экспериментальной психологии

  4. Развитие естествознания и формирование естественно-научных предпосылок выделения психологии в самостоятельную науку

2. Тематический план учебной дисциплины «История психологии» 4 к. 7 с.

Темы

Всего часов

Всего аудиторных

Лекции

Семинарские занятия

Лаб. работы

СРС

Введение.

Предмет, объект истории психологии.

Движущие силы и причины исторического развития психологических идей

8

4

2

2

4

Раздел 1. Развитие психологических знаний в рамках учения о душе

16

8

4

4

8

Античная психология

8

4

2

2

4

Проблемы психологии в Средние века и эпоху Возрождения

8

4

2

2

2

Психология Ф. Бэкона и завершение этапа развития психологии в рамках учения о душе

Раздел 2. Развитие психологии в рамках философских учений о сознании

32

16

10

6

16

Выделение сознания как критерия психики

6

3

2

1

3

Оформление эмпирической психологии в философских учениях XVII в.

6

3

2

1

3

Становление ассоциативной психологии

8

4

2

2

4

Становление эмпирического направления во французской психологии XVIII в.

Психологическая мысль в России в XVIII в.

8

4

2

2

4

Психологические идеи в немецкой классической философии конца XVIII в – первой половины XIX в.

4

2

2

-

2

Раздел 3. Развитие психологии как науки о сознании в период до формирования экспериментальной психологии

20

10

6

4

10

Становление немецкой эмпирической психологии в первой половине XIX в.

6

3

2

1

3

Развитие ассоциативной психологии в XIX в.

6

3

2

1

3

Развитие психологии в России в XIX в.

8

4

2

2

4

Раздел 4. Развитие естествознания и формирование естественно-научных предпосылок выделения психологии в самостоятельную науку.

12

6

4

2

6

Развитие физиологии нервной системы и органов чувств в XIX в.

6

3

2

1

3

Возникновение психофизики и психометрики

Развитие эволюционных идей в биологии и их значение для психологов

6

3

2

1

3

Итого:

88

44

26

18

0

44

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины для специальностей 050201. 65

    Учебно-методический комплекс
    П Психология [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н.Е. Варшавская, И.Н. Протасова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск : БПГУ им.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины история психологии Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «История психологии» (ОПД.
  3. Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по направлению 521000 «психология»

    Учебное пособие
    Хрестоматия по курсу «Метод наблюдения и бесе-X 917 ды & психологии* / Отв, ред. А.М.Айламазьян: Учеб­ное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по направлению 521 — «Психология».
  4. Методические рекомендации по разработке учебных планов бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки 080200 «менеджмент» (1)

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по разработке учебных планов и календарных графиков учебного процесса бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» [Текст] / Государственный университет управления, Центр качества; [сост.
  5. Методические рекомендации по разработке учебных планов бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки 080200 «менеджмент» (2)

    Методические рекомендации
    Рассмотрены особенности и подходы к разработке учебных планов бакалавриата и магистратуры по направлению «Менеджмент», представлены примеры учебных планов, бюджетов времени (в неделях и зачетных единицах), календарных графиков учебного процесса.
  6. Рабочая учебная программа по дисциплине Учебная практика по направлению подготовки 060103 «педиатрия». Курс I, семестр 1,2

    Рабочая учебная программа
    Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения по специальности 060103 «педиатрия».
  7. Учебная программа по дисциплине минский филиал минский филиал

    Программа
    ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)»
  8. Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки «Управление персоналом». Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки «Управление персоналом» (4)

    Основная образовательная программа
    «Управление персоналом» представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную высшим учебным заведением с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему
  9. «Автоматизация технологических процессов и производств (в машиностроении)» (1)

    Документ
    О НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московской области МЕЖДУНАРОДНОГО УНИВЕРСИТЕТА ПРИРОДЫ,

Другие похожие документы..