Основная образовательная программа высшего профессионального образования общие положения

Цикл Б5 (практика, 11 кредитов ECTS)

Б5.1

Учебная практика

5

Зачет

Б5.2

Производственная практика

6

Зачет

Цикл Б6 (итоговая государственная аттестация, 12 кредитов ECTS)

Б6.1

Междисциплинарный экзамен по направлению

Экзамен

Б6.2

Выпускная квалификационная работа бакалавра

12

Защита

9. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ООП В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС

9.1 Общие условия реализации ООП

Подготовку бакалавров осуществляет кафедра Промышленной и медицинской электроники Института неразрушающего контроля. Кафедрой ПМЭ заведует доктор технических наук, профессор Евтушенко Геннадий Сергеевич. В реализации образовательной программы задействованы ведущие сотрудники кафедры, в частности, профессор Казанцев Ю.М., доценты Вадутов О.С., Воробьева Г.С., Солдатов А.И., Ярославцев Е.В., Огородников Д.Н., Глотов А.Ф. и др.

В соответствии с требованиями ФГОС для формирования необходимых профессиональных и универсальных компетенций выпускников требуется использование современных технологий обучения, эффективная организация практической подготовки и научно-исследовательской работы студента.

Реализация компетентностной модели выпускника предполагает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с самостоятельной внеаудиторной работой, предоставляющей студенту дополнительные возможности для развития социально-личностных компетенций. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивной форме составляет не менее 20%, а лекционных - не более 40% от общего объема аудиторных занятий. Учебный процесс также предусматривает встречи с представителями российских и зарубежных компаний.

Составляющие результатов освоения образовательной программы направлены на активизацию творческой деятельности студентов в образовательном процессе. С этой целью реализуется проблемно-ориентированная проектно-организационная исследовательская работа студентов как междисциплинарная форма организации обучения, ориентированная на активную познавательную деятельность. Данная форма организации обучения реализуется путем разработки функциональных узлов приборов электронной техники (проектов), состоящая из следующих этапов:

  • проектирование прибора в целом или отдельных функциональных узлов;

  • создание действующего макета прибора (физическое моделирование);

  • исследование и определение технических характеристик макета прибора.

Наработанный материал составляет основу выпускной квалификационной работы.

Эффективность образовательного процесса определяется применяемыми современными методами активизации, из которых наиболее активно при реализации программы используются следующие:

  • проблемное обучение – стимулирование студентов самостоятельно «добывать» знания, необходимые для решения конкретной проблемы;

  • работа в команде – совместная деятельность студентов в группе под руководством лидера, направленная на решение общей задачи синергетическим сложением результатов индивидуальной работы членов команды с делением ответственности и полномочий);

  • опережающая самостоятельная работа – изучение студентами нового материала до его изложения преподавателем на лекциях и других аудиторных занятиях;

  • case-study – анализ реальных проблемных ситуаций, имевших место на практике, и поиск вариантов лучших решений;

  • междисциплинарное обучение – использование знаний из разных областей, группируемых и концентрируемых в контексте решения конкретной задачи;

  • методы IT – применение компьютеров для доступа к Internet-ресурсам, использование обучающих программ и др. с целью расширения информационного поля, повышения скорости обработки и передачи информации, удобства преобразования и структурирования информации для трансформации ее в знания.

Кроме того, для развития коммуникативной составляющий общекультурных компетенций в процессе обучения предусмотрены конференц-недели (на 9 и 18 неделях семестра).

9.2 Условия, обеспечивающие развитие общекультурных компетенций студентов

Сегодня в ТПУ создана собственная социокультурная среда, имеются условия, необходимые для всестороннего развития личности. Вуз способствует развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления (Студсовет студгородка, старостат, др.), участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов (коллективы Международного культурного центра, культурно-массовый сектор в общежитиях), научных студенческих обществ.

Томский политехнический университет обладает одной из лучших в Сибири инфраструктурой для занятий спортом и укрепления здоровья. Санаторий-профилакторий, база отдыха «Политехник», стадион, лыжная база, площадка для мини-футбола с искусственным покрытием, единственный в Томске скалодром, лыжероллерная трасса, биатлонное стрельбище, спортивные площадки, залы и сооружения – далеко не полный перечень объектов спортивного назначения.

В Международном культурном центре ТПУ ведут активную творческую деятельность Русский народный оркестр, фольклорно-этнографический ансамбль «Пересек», школа классического пения народной артистки России Л.Ф. Травкиной, студия эстрадного вокала «Отражение», студия джазового вокала «Рэгтайм», литературное объединение «Молодые голоса», «Клуб веселых и находчивых», известный в России танцевальный клуб «Диамант-ТПУ» и многие другие.

Решая задачу более широкого привлечения студентов к процессу управления вузом, в 2009 году университет дал старт новому проекту – студенческой ЛИГЕ ТПУ. ЛИГА – это Лидерство, Инициативность, Гражданственность, Активность. Новый проект призван объединить все студенческие организации университета для поддержки и развития инициатив и инноваций студенчества и участия в управлении вузом по соглашению с администрацией ТПУ. Под эгидой студенческой ЛИГИ реализуются проекты: движение волонтеров «Стиль жизни», пропагандирующее здоровый образ жизни, студенческий тренинговый центр «Развитие», нацеленный на подготовку актива студенческих организаций ТПУ.

Успешно работающий в ТПУ отдел организации НИР студентов и молодых ученых (ОО НИР СиМУ) призван помогать в реализации научных интересов студентов, осуществляя при этом целый ряд функций:

  • выявление наиболее талантливых студентов, создание особых условий для развития их творческих способностей;

  • привлечение студентов к выполнению НИР, финансируемых из различных источников (госбюджет, договоры, гранты, программы и т.д.);

  • организация научных мероприятий на базе ТПУ (олимпиад, конкурсов, конференций, выставок);

  • содействие научному и творческому сотрудничеству по вопросам НИР студентов и молодых ученых с зарубежными вузами;

  • представление студентов на различные научные стипендии, премии.

В области общекультурных компетенций индивидуальная траектория обучения формируется путем предоставления студенту возможности выбирать элективные дисциплины социально-гуманитарной и естественно-научной направленности по профилю Института неразрушающего контроля (культурология, психология, социология, профессиональный иностранный язык, русский язык и культура речи).

Кроме того, предусмотрено широкое использование активных и интерактивных форм организации внеаудиторной работы (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. К тому же учебный процесс предусматривает встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

9.3 Права и обязанности обучающихся при реализации ООП

В соответствии со статьей 16 Закона РФ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" студент имеет право:

- выбирать факультативные специальности и элективные курсы, предлагаемые соответствующими кафедрами;

- участвовать в формировании содержания своего обучения при условии соблюдения требований государственных образовательных стандартов. Указанное право может быть ограничено условиями договора, заключенного между студентом ВУЗа и физическим или юридическим лицом, оказывающим ему содействие в получении образования и последующем трудоустройстве;

- осваивать помимо учебных дисциплин по избранному направлению подготовки или специальности любые другие учебные дисциплины, преподаваемые в данном высшем учебном заведении, в порядке, предусмотренном его уставом, а также преподаваемые в других вузах (по согласованию между их руководителями);

- бесплатно пользоваться в государственных вузах библиотеками, информационными фондами, услугами учебных, научных и других подразделений вузов в порядке, установленном его уставом;

- принимать участие во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, симпозиумах; представлять свои работы для публикации, в том числе в изданиях высшего учебного заведения.

Студентам очной формы обучения предоставляется отсрочка от призыва на военную службу на время обучения.

Лицам, завершившим обучение по образовательным программам высшего профессионального образования и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о соответствующем образовании: диплом бакалавра, диплом о неполном высшем профессиональном образовании (для лиц, не завершивших обучение по основной образовательной программе, но успешно прошедших промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения).

Высшее учебное заведение, имеющее государственную аккредитацию, выдает своим выпускникам документы государственного образца о соответствующем образовании с официальной символикой РФ. (В период, когда проводится государственная аккредитация вузов в установленном порядке, все государственные вузы считаются имеющими такую аккредитацию).

Студенты вузов, в свою очередь, обязаны овладевать знаниями, выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренных учебным планом и образовательными программами высшего образования, соблюдать Устав вуза, Правила внутреннего распорядка. За нарушение студентом обязанностей, предусмотренных Уставом вуза и его Правилами внутреннего распорядка, к нему могут быть применены дисциплинарные взыскания вплоть до отчисления.

9.4 Организация практик и научно-исследовательской работы

Основной образовательной программой предусмотрены два вида практик: учебная и производственная. Требования к практикам, их целям и задачам, программам и формам отчетности по каждому виду практики приведены в Приложении 9.

9.5 Кадровое обеспечение учебного процесса

Реализация основных образовательных программ подготовки бакалавров обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью.

Преподаватели профессионального цикла, как правило, имеют ученую степень кандидата, доктора наук и/или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере.

Доля преподавателей, имеющих ученую степень и/или звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной ООП, составляет более 75%.

Требования к преподавателям, участвующим в реализации ООП, приведены в Приложении 10.

К образовательному процессу также привлекаются преподаватели (не менее 5%) из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений, в частности:

Сорокин Павел Владимирович

к.т.н., инженер лаб.251 ОАО «НПЦ «Полюс»

Казанцев Юрий Михайлович

д.т.н., профессор, глав. конструктор ОАО «НПЦ «Полюс»

Губарев Федор Александрович

к.т.н., н.с. ИОА СО РАН

9.6 Учебно-методическое и информационное обеспечение

учебного процесса

Реализация основных образовательных программ подготовки бакалавров обеспечивается доступом каждого студента к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин основной образовательной программы. Образовательная программа вуза включает: лабораторные практикумы и практические занятия в лабораториях и классах (в том числе дисплейных), связанные

c исследованием, разработкой и проектированием современных электронных систем и комплексов, автоматизированных систем контроля и управления, их аппаратного, программно-алгоритмического, информационного, метрологического и другим видам обеспечения.

Библиотечный фонд содержит в достаточном количестве учебную и научно-техническую литературу, указанную в рабочих программах дисциплин учебного плана высшего учебного заведения. Должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда не менее 3 наименований отечественных и не менее 2 наименований зарубежных журналов из следующего перечня:

– «Микроэлектроника»;

– «Радиотехника и электроника»;

– «Схемотехника»;

– «Электричество»;

– «Математическое моделирование»;

– «Приборы и техника эксперимента»;

– «Advances in Electrical and Computer Engineering»;

– «Electrical Engineering»;

– «IEEE Spectrum».

Обеспечен доступ к сети Интернет в компьютерных классах кафедры и в Научно-технической библиотеке ТПУ.

9.7 Материально-техническое обеспечение учебного процесса

9.7.1 Материально-техническое обеспечение учебного процесса

Высшее учебное заведение, реализующее основные образовательные программы подготовки бакалавра, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

В составе кафедры, ведущей подготовку бакалавров, необходимо предусмотреть, как минимум:

– лаборатория по изучению электроники и микропроцессорной техники, включающая схемотехнические макеты, а также возможность изучения информационных технологий расчета, проектирования и конструирования образцов электронной техники;

– лаборатория элементов и узлов электронной техники с возможностью обучения поиску неисправностей, приемов сервисного обслуживания, контроля работоспособности;

– лаборатория систем отображения информации, содержащую необходимое оборудование, программное обеспечение, макеты;

– лаборатория силовой электроники с возможностью изучения основ преобразовательной техники и систем управления преобразователями.

Состав оборудования каждой лаборатории формируется кафедрой, которая готовит бакалавров данного направления.

Требования к финансированию и материально-техническому обеспечению реализации ООП приведены в Приложении 11.

9.7.2 Финансовое обеспечение учебного процесса.

Финансирование ООП ведется из средств федерального бюджета, субсидии НИУ, адресной программы функционирования ИНК ТПУ, комплексной программы развития ТПУ на 2010-2015 гг., добровольных пожертвований.

10. ИТОГОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ

Общие положения

Итоговая государственная аттестация проводится путем защиты выпускной квалификационной работы (ВКР), сдачи итогового междисциплинарного экзамена (МДЭ) по направлению.

К итоговой аттестации допускаются студенты, завершившие полный курс обучения по основной профессиональной образовательной программе и успешно прошедшие все предусмотренные учебным планом испытания. Основанием для допуска к итоговой аттестации является соответствующее распоряжение директора ИНК.

Целью итоговой аттестации является определение уровня подготовки и соответствия подготовки выпускника требованиям образовательного стандарта по соответствующей специальности, решение вопроса о присвоении квалификации «бакалавр» и выдаче диплома.

Итоговая аттестация осуществляется Государственной аттестационной комиссией (ГАК) по соответствующей специальности. ГАК состоит из экзаменационной комиссии (ЭК) по защите ВКР, представленной 46 ведущими специалистами научных центров, ВУЗов или предприятий, экзаменационной комиссии, по проведению МДЭ, представленной 45 ведущими преподавателями кафедры ПМЭ. Во главе всех комиссий стоит председатель ГАК.

Для завершения подготовки ВКР, ее защиты, сдачи МДЭ в учебном процессе отводится 8 недель.

Оценка итоговой аттестации осуществляется по 100 бальной системе раздельно по защите ВКР и сдаче МДЭ и записывается в приложение к диплому.

Студентам, не защитившим ВКР или не сдавшим МДЭ, предоставляется право повторной защиты или сдачи МДЭ только через год.

В случае неявки студента на защиту ВКР или для сдачи МДЭ по уважительной причине по ходатайству студента ГАК решает вопрос о новых сроках заседания в период действия своих полномочий (до конца года).

Положение о МДЭ

Целью МДЭ является выявление и объективная экспертная оценка уровня теоретической подготовки (уровня освоения) выпускника по общепрофессиональным и специальным циклам ООП. Программа МДЭ разрабатывается профилирующей кафедрой, утверждается проректором-директором и доводится до сведения выпускников не позднее 1 месяца до проведения экзамена. Методический семинар кафедры ПМЭ утвердил на междисциплинарный (а точнее - мультидисциплинарный) экзамен шесть дисциплин, определяющих уровень профессиональной подготовки по соответствующему направлению:

210100 Электроника и наноэлектроника

– схемотехника;

– цифровые устройства;

– микроэлектроника;

– основы микропроцессорной техники;

– основы преобразовательной техники;

– методы анализа и расчета электронных схем.

Содержание экзаменационных билетов представляет собой перечень частных вопросов, относящихся к теоретическим разделам каждой из учебных дисциплин, включенных в программу МДЭ.

Таким образом, в каждый билет МДЭ входит по одному вопросу из шести указанных дисциплин.

Экзамен проводится письменно в присутствии председателя ГАК и 23 ведущих преподавателей кафедры. Срок проведения МДЭ – июнь месяц 8-го семестра. Накануне экзамена проводится консультация по каждой дисциплине, включенной в МДЭ.

Результаты МДЭ объявляются через 2 дня после сдачи.

С целью выяснения спорных ситуаций в этот же день работает конфликтная комиссия. Студент не согласный с оценкой, полученной при сдаче МДЭ, пишет заявление на имя председателя ГАК или заведующего кафедрой с просьбой ознакомиться с его работой и решить спорные вопросы. Данная комиссия имеет возможность скорректировать полученную ранее оценку.

Положение о ВКР

Защита ВКР имеет целью оценку способности выпускника к профессиональной деятельности.

ВКР бакалавра в виде системного анализа известного технического изделия, технологического процесса или программного продукта, раскрывающего знания и практические навыки выпускника по общетехнической и специальной подготовке, а также связанные с анализом объекта знания по другим циклам ООП. Отдельные фрагменты ВКР могут быть результатом выполнения курсовых проектов по общетехническим или специальным дисциплинам.

Тема ВКР, ее руководитель от кафедры и консультанты определяются не позднее, чем за 6 месяцев до ее защиты.

Примеры тем ВКР:

  • Устройство для измерения расхода пара;

  • Источник питания беспроводного датчика влажности;

  • Микроконтроллерный регулятор температуры.

ВКР выполняется на основе индивидуального задания, содержащего необходимую исходную информацию в объёме, достаточном для самостоятельного комплексного (системного) анализа конкретного объекта, используя информацию литературных источников, а также информацию, полученную и усвоенную в рамках дисциплин ООП.

ВКР оформляется в виде пояснительной записки (ПЗ) объемом 3060 страниц машинописного текста, выполненных в соответствии с требованиями ЕСКД и не менее 2 листов формата А1 чертежей графического материала.

ВКР должна отражать определенную совокупность аналитических действий выпускника, их логическую взаимосвязь и полученные результаты. Соответственно этому ее структурными элементами должны быть следующие разделы:

1. Системное описание объекта.

2. Выбор прототипа (литературный обзор, патентный обзор).

3. Критический анализ объекта.

4. Обобщение результатов анализа (заключение).

Содержание и конкретизация разделов и их объем определяются руководителем ВКР.

Оформление ВКР

Пояснительная записка (ПЗ) составляется в следующей последовательности: титульный (заглавный лист); аннотация ПЗ, задание, содержание, введение, основная часть, заключение, список литературы и приложение. Графическая часть ВКР состоит из рисунков и таблиц, выполняемых на листах А4 и включаемых в текстовую часть ПЗ и не менее 2-х чертежей формата А1, оформленных в соответствии с требованиями чертежных конструкторских документов ЕСКД с основными надписями. Все разделы ПЗ должны начинаться с нового листа. На нем должна быть рамка со штампом. Штамп выполняется в соответствии с требованиями текстовых конструкторских документов ЕСКД. Допускается использование презентации типа PowerPoint вместо (или совместно) с выполнением графической части ВКР.

Для защиты ВКР необходимо представить за день до защиты ПЗ, чертежи и отзыв руководителя работы.

К защите допускаются студенты, успешно сдавшие МДЭ. Защита проходит аудиторно. На доклад отводится 710 минут с дальнейшими ответами на вопросы членов ГАК.

(на основании Положения об итоговой аттестации выпускников кафедры ПМЭ ИНК ТПУ на получение степени «бакалавр», 2010 г.)

11. РАЗРАБОТЧИКИ ООП

Руководитель ООП: Гребенников Виталий Владимирович

Разработчики: Ярославцев Евгений Витальевич

Огородников Дмитрий Николаевич

Васенькин Александр Ильич

Мертинс Ксения Викторовна

Рецензенты: ___________________________

___________________________

Программа утверждена на заседании ученого совета ТПУ

«____»__________2011 г., протокол №______.

1 Указаны коды компетенций по ФГОС ВПО (направление 210100 – Электроника и наноэлектроника), утвержденному Приказом N 743 Министерства образования и науки РФ от 21.12.2009 г.

  1. Основная образовательная программа высшего профессионального образования. Общие положения (2)

    Основная образовательная программа
    Стратегия инновационного развития России обусловливает необходимость подготовки соответствующих кадровых ресурсов, способных к проектированию и реализации инновационной деятельности в масштабах страны, регионов, территорий, отраслей
  2. Основная образовательная программа высшего профессионального образования. Общие положения (1)

    Основная образовательная программа
    Уровень профессиональной подготовки выпускников по данной программе определяется требованиями ведущих предприятий-потребителей, которые основаны на ключевых позициях современных отраслей химической промышленности: высокой технологичности,
  3. Основная образовательная программа высшего профессионального образования общие положения (1)

    Основная образовательная программа
    Направление подготовки 200100 - «Приборостроение», утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования» от 12.
  4. Основная образовательная программа высшего профессионального образования общие положения (2)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа (ООП) Высшего профессионального образования Томского политехнического университета направления 131 «Нефтегазовое дело» включает в себя подготовку по пяти основным профилям:
  5. Основная образовательная программа высшего профессионального образования общие положения (3)

    Основная образовательная программа
    Предлагаемая программа сочетает в себе основные государственные требования к уровню подготовленности лиц, завершающих обучение в вузе и получающих фундаментальное экономическое образование.
  6. Основная образовательная программа высшего профессионального образования общие положения (4)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа подготовки специалистов «Перевод и переводоведение» представляет собой полный (пятилетний) цикл подготовки профессионального лингвиста-переводчика, владеющего двумя иностранными языками и способного
  7. Основная образовательная программа высшего профессионального образования общие положения (6)

    Основная образовательная программа
    ООП магистратуры по профилю «Оздоровительная физическая культура» предусматривает изучение механизмов и факторов оздоровительного воздействия физических упражнений на организм человека, а также технологию разработки и применения тренировочных
  8. Основная образовательная программа высшего профессионального образования общие положения (7)

    Основная образовательная программа
    В своей статье «Россия, вперед!» от 10 сентября 2009 года президент Российской Федерации Дмитрий Медведев определил пять стратегических векторов инновационно-технологического прорыва России, одним из которых является глобальная модернизация
  9. Основная образовательная программа высшего профессионального образования общие положения (8)

    Основная образовательная программа
    Представленная ОПП разработана на основе ФГОС ВПО (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 ноября 2010 г. № 7), рекомендаций примерной образовательной программы, Стандартов ТПУ и является основным

Другие похожие документы..