Курс на «коренизацию» кадров 53 Евреи и большевистский режим

Г.В.Костырченко

Тайная политика Сталина

ВЛАСТЬ И АНТИСЕМИТИЗМ

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК Институт российской истории

Г.B. Костырченко

Тайная политика Сталина

ВЛАСТЬ И АНТИСЕМИТИЗМ

Москва «Международные отношения» 2003

УДК 323.12 (=924) (47+57) ББК 63.3 (2)-36 К72

© Г.В. Костырченко, 2003
© Подготовка к изданию и оформле
ние изд-ва «Международные отно
ISBN 5-7133-1071-Х шения», 2003

...Антисемитизм — это не еврейская проблема. Этонаша проблема. Поскольку мы... еще не стали его жертвами — да, мы тоже — мы, должно быть, поистине слепы, если не видим, что это наше дело, как никакое другое.

Жан-Поль Сартр «Антисемит и еврей»

Оглавление

ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА 12 ВВЕДЕНИЕ 13

Глава I

РЕШЕНИЕ «ЕВРЕЙСКОГО ВОПРОСА» ПРИ ЦАРЯ» И БОЛЬШЕВИКАМ 25

Явление «чудесного грузина» 25

Молодой Сталин и антисемитизм 25 Взгляд в историю 27 Еврейские партии 31 Большевики и Бунд 33 Позиция Столыпина 35 Новый теоретик партии 36

Начало судьбоносных испытаний 43

Война 43 Революция 45

От национальной теории к практике 48

Ученик обретает самостоятельность 48 Курс на «коренизацию» кадров 53

Евреи и большевистский режим 55

На защиту еврейской бедноты 55 На службе новой власти 57 Евсекции, Бунд, сионисты 60

В погоне за призраком «еврейской социалистической нации» 87

Советизация еврейства 87 Южный проект 90 Всплеск антисемитизма в 1928-е 100 Биробиджанская альтернатива 111 Закрытие «вопроса» на фоне «большого террора» 123

Глава II

ВЫЗРЕВАНИЕ ОФИЦИАЛЬНОГО АНТИСЕМИТИЗМА В СССР 140

Государственно-патриотическая альтернатива Сталина 140

Идеологическая мутация режима 140 Генерация сталинских идеологов 152 Шовинизация национальной политики 162

Первые признаки госантисемитизма Ml

СССР-Германия: перипетии отношений 177 Проблема польский евреев 184 Фактор нацистского влияния 194 Антисемитизм как элемент власти 196 Робкая попытка перелицовки пропаганды 218

Евреи и власть в годы войны 222

«Еврейский синдром» советской пропаганды 222 Усиление еврейской общественной активности 229

«Дело Эрлиха-Яльтера» 232 Еврейский антифашистский комитет в СССР 236 Вспышка антисемитизма в советском тылу 242 Противоречия пропаганды патриотизма 249 Интриги на историческом и философском «фронтах» 252 За национальную чистоту русского искусства 258 Янтисемитский нажим на журналистику и литературу 266 Реакция на травлю 271

Глава III

КОЛОДНАЯ ВОЙНА, ВЛАСТЬ, ПРОПАГАНДА 276

Перегруппировка внутри номенклатурной элиты 276

Интриги в Кремле 276 Ахматова и Зощенко как жертвы аппаратной игры 284

Триумф и падение Жданова 290

Пропагандистская альтернатива 290 «Дело "КР"» 292 «Суды чести» 298 Обновление руководства Агитпропа 300 Лебединая песня главного идеолога 303

Удар по «космополитам» 310

К «теории» вопроса 310 Вначале были «антипатриоты» (Нусинов и др.) 314 Шепилов против Фадеева 319 Агитпроп перестраивается... 328 Начало кампании 333 В ССП 337 Апогей кампании и ее свертывание 340

Глава IV

НАЦИОНАЛЬНАЯ ТРАГЕДИЯ 351

Закрытие Еврейского антифашистского комитета и что этому предшествовало 351

Ликвидация ЕАК 351 Проблема антисемитизма после войны. Каганович на Украине 353 Чистка в Совинформбюро 361 Попытки закрытия ЕАК в 1946-1947 годах 365 «Рука Вашингтона» 369 «Еврейский вопрос» в семье правителя 372 «Сионистский заговор» Михоэлса-Аллилуевых 381 Убийство Михоэлса 388 Провокационная роль МГБ 395 Развязка еврейской проблемы в Палестине и ее кульминация в СССР 399

Эренбург и его выбор 407 Объявление войны сионизму 417

«Дело БАК» 422

Первые аресты 422 Крах мечты о Крыме и арест Лозовского 428 Расправа над Жемчужиной 445 Следствие продолжается... 450 Козни «сионистов» в МГБ и чистка «органов» 455 Новый этап следствия 464 Судьба «Черной книги» 465 Процесс 469

Карательная ассимиляция в действии 474

Тотальный натиск 474 Расправа над литераторами 475 Ликвидация еврейских театров 484 Аресты в Биробиджане 488 Гонения на иудаизм 494 Удар по сионизму в Восточной Европе _ 499

Глава V

АНТИСЕМИТСКАЯ АГОНИЯ ДИКТАТОРА 508

Запуск механизма тотальной чистки и ее параметры. 508

Ключевая роль партаппарата 508 Положение еврейской суперэлиты 515 Без права отказа от еврейства 518

Удаление ерррев из культурно-идеологической сферы 521

Масс-медиа 521 Литература и около нее 536 Музыкальное искусство 542 Кино 553

Положение дел в науке и образовании 555

Руководство чисткой 555 Философия 561 Экономика 572 Право 575 История 581

Педагогика 591 Биология 594 Физика v 601

Ситуация в промышленности 610

Военное производство 610 Судьба знаменитого танкостроителя 616 «Дело ЗИСа» 619 Последний сталинский расстрел («Дело КМК») 626 «Экономическое» «дело Метростроя» 628

«Дело врачей»: правда и вымысел 629

Как асе начиналось 629 «Рюминская система» доказательств 634 Тимашук в роли «винтика» 638 Аресты главный участников «заговора» 642 Сталинская режиссура предполагает шпионаж и террор 646 Тайное «дело» перерастает в открытую акцию 654 Эскалация репрессий 660 Пропагандистское сопровождение 663 Реакция в стране и мире . 667 Миф о депортации 671 Финал «дела» и роль Берии 685

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 695 ПРИМЕЧАНИЯ 710 ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ 750 ВАЖНЕЙШИЕ ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 775

От издательства

Предлагаемая читателю книга представляет собой значительный вклад в освещение важного периода в истории нашего государства и общества и, естественно, в ту полемику, которую по сей день вызы­вают поднятые в ней проблемы.

Нет сомнения в том, что сочинение Г.В. Костырченко — масш­табное разносторонне документированное исследование, и его до­стоинство состоит прежде всего в том, что антисемитизм в политике Сталина рассматривается как неразрывная составная часть режима тоталитарного господства, как его инструмент, а не как самодовлею­щая проблема или цель политики.

Разумеется, последнее слово в суждениях о книге, в том числе об отдельных оценках автора и персональных характеристиках ряда государственных и общественных деятелей, представителей культу­ры, принадлежит читателю. Не предвосхищая их, можно с уверенно­стью сказать, что книга вызовет неравнодушную реакцию и острую дискуссию, которых она вполне заслуживает.

Введение

Думается, прав был русский писатель Д.С. Мережковский, когда в 1915 году утверждал, что «вопрос еврейский есть русский вопрос»1. Эта мысль справедлива хотя бы потому, что проблема антисемитизма, которой посвящено данное исследование, наложила свой мрачный отпечаток на несколько столетий совместного бытия русских и евре­ев. Да и избавиться от подобного социального недуга вряд ли воз­можно без обоюдных усилий этих проживающих рядом друг с другом народов. Жизненно важная необходимость такого общего освобож­дения от вековой вражды и предрассудков на национальной почве продиктована уже тем, что истории известны случаи, когда под на­тиском генерируемой антисемитизмом ненависти уничтожалась куль­тура народов и гибли целые государства. Сила этого порока, помимо прочего, состоит и в том, что он почти так же стар, как и сама че­ловеческая цивилизация, ибо в его основе лежит ксенофобия (инстин­ктивный страх перед чужаками), которая, являясь первобытной составляющей человеческого инстинкта самосохранения, искони при­суща психологии людей. В каком-то смысле прав был Альберт Эйн­штейн, считавший антисемитизм неизбежным злом, тенью еврейства, сопровождающей его повсюду, а также своеобразной детской болез­нью, корью человечества, с трудом избавляющегося в ходе циви-лизационного процесса от первородных животных инстинктов. Наряду с этой образной, с налетом скепсиса, дефиницией антисеми­тизма, суть его можно определить проще и рациональней — как ком­плекса убеждений и действий, направленных против евреев как этноса. Или, выражаясь более академично, антисемитизм — это одна из форм национальной нетерпимости, проявляющаяся во враждебном отношении к евреям (от третирования в быту, правовой дискри­минации, пропагандистского поношения до погромов и геноцида*).

* Гитлеровская политика геноцида евреев Европы в годы Второй ми­ровой войны получила название Холокоста (от греч. holokaustosis — жертва всесожжения).

** На Западе бытовой антисемитизм называют также народным (popu­lar) или плебейским (plebeian).


Древнейшим видом антисемитизма принято считать такое кон­кретное проявление ксенофобии, как юдофобия, то есть нетерпимость к евреям, так сказать, на уровне индивидуального и коллективного бессознательного. Юдофобию еще называют бытовым антисеми­тизмом**. Существует также мнение, которого придерживался, в

частности, один из российских идеологов сионизма XIX века и врач по профессии Л.С. Пинскер, что юдофобия — это наследственное психическое заболевание, что, конечно, верно применительно к от­дельным клиническим случаям, но вряд ли правильно, когда речь идет о социальном явлении в целом.

Другим уходящим корнями в глубь истории видом антисемитизма является идеологический, проявляющийся как в религиозной форме (скажем, как исходившие в прошлом от христианской церкви траги­ческие гонения против евреев за их отказ признать Иисуса Христа Богом), так и в светской, под которой подразумевается прежде всего так называемый национальный, или расовый, антисемитизм. Этот последний появился в XIX веке, когда в Европе развернулся инициированный французской революцией 1789 года и поддер­жанный в 1806 году Наполеоном I активный процесс уравнения евреев в гражданских правах (эмансипация), ознаменовавшийся выходом их из духовной изоляции и гетто и последующей инфильт­рацией в европейскую социально-культурную элиту, часть которой (весьма значительная и авторитетная) реагировала на это негативно. В какой-то мере подобная интернационализация человечества поро­дила не потерявшую своей значимости и в следующем столетии кол­лизию между либерализмом, ставящим во главу угла права личности как таковой, и идеей национального государства, свято блюдущего во всем Лозунг «почвы и крови». Так под прикрытием романтиче­ских призывов к возрождению исконных традиций и созиданию этнически «чистой» культуры народов рождался шовинизм, объ­явивший евреев инородными и вредоносными элементами, парази­тирующими на теле нации. Не случайно поэтому в самой этимологии термина «антисемитизм», предложенного в 1880 году немецким жур­налистом и ненавистником евреев В. Марром, содержится расовый смысл, заключающийся в Неприятии евреев как представителей «чуждой расы» семитов. Наиболее радикальным и вместе с тем идейно обоснованным ответом интеллектуальной элиты европейского еврей­ства на антисемитский вызов конца XIX века стала публикация австрийским журналистом Т. Герцлем в 1896 году книги «Еврейское государство. Опыт современного решения еврейского вопроса», на­писанной под впечатлением знаменитого «дела А. Дрейфуса». В ней в качестве Панацеи от антисемитизма выдвигалась идея сионизма, прокламировавшая концентрацию еврейства в своей собственной стране как главное условие его национального выживания.

Если посмотреть на антисемитизм сквозь призму типологии, то не­сложно вычленить его социальную и политическую составляющие. К первому типу относятся такие вроде бы совершенно различные виды антисемитизма, как бытовой (юдофобия) и идеологический (философ­ско-религиозный). Последний, впрочем, в случае его тайного или яв­ного использования в сфере борьбы за власть (скажем, для

соответствующего «теоретического» обоснования политических про­граммных установок или действий), переходит из сферы абстрактного мудрствования в качественно иную ипостась (в партийно-пропаганди­стский антисемитизм) и рассматривается уже как составная часть по­литической модели. Другим видовым элементом той же модели является государственный (официальный) антисемитизм, который сле­дует рассматривать как наиболее тяжелую форму этого социального недуга. Даже при схематичном рассмотрении генезиса государ­ственного антисемитизма легко обнаруживается, что он, как правило, «вырастает» из партийно-пропагандистского антисемитизма, перехо­дящего таким образом в следующую фазу развития. Например, Гитлер сначала использовал антисемитизм для пропагандистской обработки общества, мостя тем самым себе и своей партии путь во власть, а до­стигнув этой цели, возвел его в ранг государственной политики. Ана­логичным образом примерно в это же время поступал и Сталин, утверждая свое единовластие в СССР посредством спекуляций на рус­ском патриотизме и тайного поощрения толков о «еврейском харак­тере» партийной оппозиции. Однако в действиях двух диктаторов имело место и существенное различие, обусловленное тем, что в Гер­мании официальный антисемитизм принял открытый, откровенно агрессивный характер, а в СССР — закамуфлированный, латентный. Чтобы наглядно представить себе разницу между тайной и явной формами государственного антисемитизма, можно сопоставить их с течением некоего смертельно опасного для человека недуга, соответ­ственно, в период инфицирования, когда заболевание носит скрытый характер (тогда организм имеет еще возможность как-то сопротивлять­ся прогрессирующей болезни), и в стадии, когда эта болезнь принимает ярко выраженную клиническую форму, практически не дающую чело­веку шанса на выживание. Классический пример гибели общественно­го организма вследствие открытой формы антисемитизма явила собой нацистская Германия, где это уродливое явление приняло самый раз­нузданный и варварский характер. И хотя конец Советского Союза не был таким же катастрофическим, тем не менее не будет преувеличением сказать, что проводившаяся в нем в течение десятилетий политика негласного антисемитизма нанесла существенный вред не только граж­данам еврейского происхождения, но и всему обществу и государству. Во всяком случае, она, очень долго отравляя социальную атмосферу, тем или иным образом негативно воздействовала на психику несколь­ких поколений советских людей, причем различных национальностей. Такой моральный прессинг испытал на себе и автор этих строк, кото­рому да простится нижеследующий краткий рассказ-воспоминание от первого лица.

  1. На северном кавказе в ХХ веке (1)

    Книга
    Когда-то Джон Стюарт Милль говорил, что «самой сильной из всех является идентичность политических предшественников; наличие национальной истории, а следовательно, общие воспоминания; коллективные гордость и унижения, радость и сожаление,
  2. На северном кавказе в ХХ веке (2)

    Книга
    Книга посвящена актуальным проблемам идентичности северокавказских народов в контексте бурных этнополитических изменений в регионе в течение последних ста лет.
  3. Программа: И. В. Михутина, д и. н., Инслав ран. Украинское национальное движение и проблема формирования гражданского общества, вторая половина XIX

    Программа
    И.В. Михутина, д.и.н., Инслав РАН. Украинское национальное движение и проблема формирования гражданского общества, вторая половина XIX - начало XX вв.
  4. Всоветской литературе, посвященной Великой Отечественной войне, за Бе­лоруссией прочно закрепилось название «партизанской республики». Вэтом на­звании отразило

    Документ
    В советской литературе, посвященной Великой Отечественной войне, за Бе­лоруссией прочно закрепилось название «партизанской республики». В этом на­звании отразилось все: и прекрасные условия для «малой войны», и количество партизанских
  5. Зенькович Н. А. З 567 Тайны ушедшего века. Лжесвидетельства. Фальсификации. Компромат

    Документ
    Исключительное право публикации книги Н. А. Зеньковича «Тайны ушедшего века. Лжесвидетельства. Фальсификации. Компромат» принадлежит издательству «ОЛМА-ПРЕСС Образование».
  6. Дарственный университет американская русистика: вехи историографии последних лет. Советский период антология Самара Издательство «Самарский университет» 2001

    Документ
    Американская русистика: Вехи историографии последних лет. Советский период: Антология / Сост. М.Дэвид-Фокс. Самара: Изд-во «Самарский уни­верситет». 2001.
  7. Мемуары

    Документ
    На берегах той реки Терек стоят два поселения: одно на правом берегу (с незапамятных времен) – это чеченский аул Лаха Неври (т. е., по-русски, – Нижний Наур), где я родился Бог весть когда, что-то между 1908 и 1910 годами (во время
  8. А. Авторханов

    Документ
    На берегах той реки Терек стоят два поселения: одно на правом берегу (с незапамятных времен) – это чеченский аул Лаха Неври (т. е., по-русски, – Нижний Наур), где я родился Бог весть когда, что-то между 1908 и 1910 годами (во время
  9. Тезисы, присланные на конкурсный отбор (1)

    Тезисы
    проводят 21-24 октября 2010 г. в Москве очередную 13-ю научную конференцию Международной ассоциации исследователей истории и культуры российских немцев (МАИИКРН) по теме:

Другие похожие документы..