Л. А. Самсонова Конституция Российской Федерации: дальнейшее развитие российского федерализма: материалы науч практ конф., посвященной 15-летию Конституции Российской Федерации (г. Якутск, 23 дек. 2008г.) /редколл

Администрация Президента и Правительства Республики Саха (Якутия)

Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)

Конституционный суд Республики Саха (Якутия)

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА

Материалы научно-практической конференции, посвященной 15-летию Конституции Российской Федерации

Якутск 2008

Редакционная коллегия:

д.ю.н. Д. Н. Миронов,

к.ю.н. Ю. Н. Бацев,

С. М. Гурьева,

Л. А.Самсонова

Конституция Российской Федерации: дальнейшее развитие российского федерализма: материалы науч.-практ. конф., посвященной 15-летию Конституции Российской Федерации (г. Якутск, 23 дек. 2008г.) /редколл.: Д.Н. Миронов и др./. – Якутск, 2008. – 150 с.

В сборник вошли материалы научно-практической конференции «Конституция Российской Федерации: дальнейшее развитие российского федерализма» (г. Якутск, 23 декабря 2008г.), посвященной 15-летию Конституции Российской Федерации. Авторы статей рассматривают актуальные проблемы развития конституционных основ федерализма в Российской Федерации, затрагивают политологический, социологический, экономический и юридический аспекты механизма конституционно-правового регулирования.

Книга рассчитана на специалистов и читателей, интересующихся вопросами государственности.

ПРИВЕТСТВИЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В.Д. ЗОРЬКИНА

Уважаемые участники конференции! Прежде всего, позвольте поздравить вас с 15-летием Конституции Российской Федерации. Это важное событие в жизни нашей страны. Хочу выразить сожаление, что в силу сложившихся обстоятельств не могу присутствовать вместе с вами на сегодняшнем обсуждении важной и крайне интересной темы. Уверен, что Конституция страны реализуется не только и не столько в столице, сколько на местах. Именно в повседневной практике во всех уголках нашей Родины шаг за шагом воплощаются в жизнь предписания Конституции о России как демократическом, правовом, социальном, федеративном государстве. И именно вы, собравшиеся здесь представители региональной и местной власти, общественности республики, своим каждодневным трудом в сложнейших климатических условиях делаете всё от вас зависящее, чтобы наша Конституция жила и служила реальной правовой основой нашего развития.

Такая роль регионов непосредственно вытекает из свойств самой Конституции 1993 года, которая закрепила прочность государственных конструкций и одновременно сохранила пространство для свободы внутри этих конструкций. Она, признавая государственную целостность как одну из важнейших ценностей, закрепляет и определенную степень самостоятельности регионов, муниципальных образований в решении вопросов социально-экономической жизни соответствующих территорий. И здесь, как и в других сферах конституционного регулирования, ключевым является поиск разумного баланса интересов Федерации и входящих в нее субъектов.

Конституционный баланс, том числе в федеративных отношениях, не может быть создан сразу, единовременно. Это предмет кропотливой работы. Становление российского федерализма было далеко не простым. Но сейчас можно уверенно сказать: российский федерализм состоялся. И в этом процессе весомую роль сыграла Республика Саха (Якутия).

Наша общая задача – упрочить и прирастить правовую ткань федерализма в современных условиях, с учетом новых потребностей развития страны. В этом развитии наша Конституция служит основанием идейно-политической российской общности, юридическим фундаментом, который обеспечил политическую, экономическую, социальную целостность России, бесспорной и единственной в своем роде правовой гарантии стабильности политического и общественного строя.

На необходимость решения ряда важнейших задач по совершенствованию государственно-правовых отношений особое внимание обращено в Послании Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию.

Проблемы федерализма находятся в системной связи с другими проблемами российского конституционализма. В условиях глобального экономического кризиса особо важное значение имеет то, что наша Конституция провозглашает Россию социальным государством, закрепляет систему социальных прав именно в качестве основных и неотчуждаемых прав, гарантируемых на основе юридического равенства и справедливости. Поэтому перед российской властью на всех ее уровнях стоит сложная задача – защитить эти права в условиях необходимости принятия неординарных решений, связанных с выходом из кризиса и стабилизацией финансов и экономики.

Давайте вместе помнить, что наша Конституция – огромная ценность для России. Желаю Вам успешной и плодотворной работы.

Председатель Конституционного Суда

Российской Федерации В.Д. Зорькин

ПРИВЕТСТВИЕ СОВЕТНИКА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В.Ф. ЯКОВЛЕВА

Уважаемые коллеги! Проводимая конференция является важным общественно значимым мероприятием.

Участие в ней объединяет ведущих экспертов в области конституционного права, представителей судейского сообщества, руководителей органов государственной власти и общественных организаций.

В центре внимания конференции находятся актуальные проблемы развития конституционных основ федерализма в России.

Проведение мероприятий такого уровня позволяет проанализировать современное состояние российского федерализма.

Надеюсь, что обсуждение важных проблем и действенных механизмов Конституции Российской Федерации будут способствовать их эффективному решению.

Рассчитываю, что рекомендации по наиболее полному использованию потенциала Основного закона страны, выработанные в ходе широкой и конструктивной дискуссии,будут востребованы на практике.

Желаю участникам и гостям конференции успешной работы, научных и практических достижений и всего самого доброго. К сожалению, не смогу присутствовать, но всегда с вами.

Советник

Президента Российской Федерации В.Ф. Яковлев

Вступительное слово руководителя Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия), доктора экономических наук А.С. Николаева

Уважаемые участники научно-практической конференции!

Позвольте поздравить вас с 15-летием принятия Конституции Российской Федерации!

Тема сегодняшней научно-практической конференции – «Конституция Российской Федерации: дальнейшее развитие российского федерализма».

15 лет назад начался новейший этап конституционной истории современной России. Принятая в непростых исторических условиях Конституция Российской Федерации – важнейшее достижение постсоветского развития России.

Конституция Российской Федерации, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, незыблемость демократической основы государства, явилась основной гарантией стабильности государства, определила целостность всей ее политической, социальной и экономической системы.

Главная идея Конституции Российской Федерации заключается в том, что государство должно служить обществу, служить людям. Признание социальных прав и гарантий их реализации имело принципиальное значение для общественного развития и благополучия. В Конституции Российской Федерации закреплены основополагающие права и свободы человека и гражданина, принцип разделения властей, определен социальный статус государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Сегодня особенно следует подчеркнуть решающее значение Конституции Российской Федерации в укреплении государственной целостности.

Российская Федерация – государство с уникальной государственной структурой, состоящее из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации.

Федерализм призван обеспечивать и сохранять исторически сложившееся государственное единство, территориальную целостность государства, интегрировать его территориальные сообщества, учитывать и сочетать многообразные интересы государства и особенности его частей, способствовать их самоорганизации и саморегулированию, противодействовать различным формам обособления.

Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

Конституция – основная юридическая, духовно-правовая легитимизация целостности Российской Федерации.

Конституция (Основной закон) Республики Саха (Якутия) принята 4 апреля 1992 года – до принятия Конституции Российской Федерации. С тех пор она находится в постоянном развитии под воздействием различных факторов и обстоятельств. Внесенные в Конституцию республики изменения и дополнения отразили все политические процессы, соответствуют духу времени, политическим и экономическим реалиям и нацелены на дальнейшее укрепление и развитие Республики Саха (Якутия).

Дальнейшее совершенствование Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) в свете реализации положений Конституции Российской Федерации и федерального законодательства означает укрепление единства Российской Федерации, создание гарантий для стабильности Основного закона республики, обеспечение развития учредительного документа Республики Саха (Якутия).

Конституция Российской Федерации – каркас всей российской системы права, содержащий в себе фундаментальную доктрину права – главный всеобъединяющий источник, обязательное нормативно-властное начало государства.

Конституция Российской Федерации, ключевые положения которой содержат весь необходимый потенциал для обеспечения достойной жизни граждан, развития субъектов Российской Федерации, является основой развития законодательства в Российской Федерации.

Вопросы развития федерализма являются одними из важнейших в современной России. По сути дела, от того, как они будут реализованы, зависит дальнейшая судьба России: сохранение единства территории, демократизация политической жизни.

Проведение научно-практической конференции имеет большое практическое значение для осмысления дальнейших путей развития федерализма в Российской Федерации, укрепления единого правового пространства в Российской Федерации.

Надеемся, что сегодняшняя научно-практическая конференцияпозволит раскрыть правовой потенциал Конституции Российской Федерации, наметить дальнейшие направления правового развития государства.

Д.Н. Миронов

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ, МЕСТО И РОЛЬ

ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА

Конституция Российской Федерации 1993 года была принята своевременно1. В настоящее время она выступает приемлемым политико-правовым документом, консолидирующим общество. Как любая Конституция она, конечно, не является идеальной, но исправно и относительно эффективно функционирует, проявляя при этом способность к расширению сферы своего действия и совершенствуя методы воздействия на общественные отношения.

Корректировка Конституции, осуществленная в декабре 2008 года по инициативе Президента Российской Федерации, свидетельствует, с одной стороны, о практическом значении необходимости проведения различий между сущностными положениями Основного закона и его положениями, имеющими прикладное, техническое значение, с другой - о наличии в обществе единства и солидарности его ведущих политических сил с руководством страны.

Более сложными продолжают быть вопросы, связанные с социально-политической характеристикой Конституции Российской Федерации, и то, как реализуется идея Основного закона о социальном государстве2, хотя уже никто не сомневается в том, что Конституция закрепляет и выражает интересы многонационального народа России.

1. Актуальность изучения

Федеративное устройство является особым конституционным образованием. Выступает одним из базовых начал Конституции, конституционного строя, организации населения и власти. Вопросы федеративного устройства имеют как теоретическую, так и практическую значимость.

Современный российский федерализм вписался в систему экономических и социальных отношений. Вместе с тем теория, практика развития федерализма в Российской Федерации сталкиваются с рядом вопросов и проблем.

Во-первых, глава Конституции о федеративном устройстве, как известно, составлялась очень трудно. Необходимые компромиссы по поводу ее отдельных положений, например, о статусе республик, достигались весьма своеобразными, в том числе так называемыми маскировочными способами. В целом же «глава о федеративном устройстве считается менее удачной по сравнению с другими»3. Конечно, это влияет на современное восприятие установлений главы.

Во-вторых, субъектыФедерации хотя и развиваются по восходящей, но количество депрессивных регионов все еще велико. Число субъектов-доноров увеличивается, но не так быстро. Огромную роль в развитии народного хозяйства играют естественные монополии, крупный капитал, ориентированный на эксплуатацию природных ресурсов, государственные корпорации и федеральные министерства. Однако обнаруживается, что в их стратегиях не всегда имеются ясно выраженные территориальные акценты. Из этого кое-кто хотел бы поставить вопрос об эффективности федеративного устройства.

В-третьих, за эти 15 лет на базе Конституции Российской Федерации, ее третьей главы и четырех статей - 1, 5, 9 и 11 «основ конституционного строя» в связи с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, прецедентов Высшего Арбитражного суда и Верховного Суда Российской Федерации по вопросам федеративных отношений, можно сказать, возникло «живое федеративное устройство». Оно имеет интерпретационную основу. Сложилось «живое федеративное устройство». Надо сказать, что как положения Конституции о российском федерализме, так и моменты «живого федеративного устройства», созданные судебными органами как представителями науки конституционного права, так и представителями конституционно-правовой практики, продолжают восприниматься не совсем однозначно.

В-четвертых, федеративное устройство, как все части Конституции, развивается и посредством принятия федеральных законов. В частности, принят и действует Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Принят Федеральный закон от 17 декабря 2001года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации». В них весьма своеобразно развиваются нормы статей 71, 72, 76, 77 Конституции Российской Федерации. С этими законами актуализированы многие вопросы федеративного устройства, например, вопрос о положении бывшего автономного округа, названного теперь административно-территориальной единицей «с единой территорией и особым статусом».

  1. Л. А. Самсонова Конституция Российской Федерации: дальнейшее развитие российского федерализма: материалы науч практ конф., посвященной 15-летию Конституции Российской Федерации (г. Якутск, 23 дек. 2008г.) /редколл (2)

    Книга
    В сборник вошли материалы научно-практической конференции «Конституция Российской Федерации: дальнейшее развитие российского федерализма» (г. Якутск, 23 декабря 2008г.

Другие похожие документы..