Л. А. Самсонова Конституция Российской Федерации: дальнейшее развитие российского федерализма: материалы науч практ конф., посвященной 15-летию Конституции Российской Федерации (г. Якутск, 23 дек. 2008г.) /редколл

10. Дальнейшее развитие российского федерализма

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию в соответствии с традициями составления документа, исходящего от главы государства, определенное место отведено федеративному устройству, федерализму и федеративным отношениям и поставлена задача обеспечить дальнейшее развитие российского федерализма с целью упрочения Федерации.

Конечно, упрочение Федерации лежит, прежде всего, в сфере экономики, политики, стабильности, устойчивого развития, самочувствия граждан, но можно её рассматривать и как следствие реализации положений Конституции. В то же время упрочение Федерации связано с решениями органов государственной власти по различным вопросам. Так, реализация предложений главы государства в отношении удлинения сроков полномочий Государственной Думы и Президента Российской Федерации, введения отчета Правительства Российской Федерации перед представительным органом, закрепления нового варианта порядка формирования Совета Федерации, совершенствования технологии и техники законодательной инициативы субъекта Федерации, а также в части усиления позиции субъектов Федерации в области поддержки национальных традиций и культуры поможет федеративному устройству более решительно влиять на другие разделы Конституции.

Дальнейшее развитие российского федерализма, направленное на упрочение Федерации, зависит от умножения механизма его функционирования и охраны всего федеративного устройства, представленного в конституционном поле Российской Федерации. Федеративное устройство, закрепленное в Конституции Российской Федерации и конституциях (уставах) как элемент современного российского конституционализма, нуждается в капитализации своих положений.Достигнутое должно быть зафиксировано и сохранено.

Выделим основные направления дальнейшего развития российского федерализма.

Первое. За прошедшие 15 лет нормативная характеристика федеративного устройства сильно изменилась, но не в результате внесения поправок в текст Конституции, а как следствие приспособления положений Основного закона к изменяющимся условиям. Это связано и с развитием федерального регулирования. При этом иные вопросы, имеющие по Конституции статус совместного ведения (ст. 72), превращены в федеральные. Иные права субъектов, имеющие для них важное экономическое значение, перестали быть реальными. Это уже фиктивные права. Значит, задача видится в достижении более справедливого распределения полномочий между Федерацией и субъектами, которое учитывало бы действительно оправданный баланс их интересов.

Второе. За эти годы в основном преодолены негативные моменты, в том числе угроза утверждения конфедеративных элементов, имевшихся в развитии некоторых сторон федеративных отношений. С успешным выходом из этой ситуации сверхцентрализация теряет смысл, а положения федеративного устройства, которые, с одной стороны, оказывались как бы в изоляции, а с другой – упорно замалчивались, обретают статус востребованных. Наблюдающийся перекос в сторону администрирования в обеспечении нормального федеративного устройства предстоит преодолеть. В свете этого возникает проблема обеспечения развития разновидностей федерализма – экономического, бюджетного, электорального, правотворческого (законодательного), исполнительного, (административно-управленческого), судебно-юрисдикционного и др. Предстоит выявлять позитивы, связанные не только с принципами равенства субъектов и симметричности, но асимметричности и дуализма, выравнивания фактического положения субъектов Федерации и рационализации центристского государства, укрепления черт координации и кооперативного федерализма (См.: Федеральная целевая программа «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации на 2002 - 2010 годы и до 2015 года» от 11 октября 2001 года).

Третье. Еще одним направлением может быть дальнейшее совершенствование некоторых сторон организации и деятельности органов государственной власти Российской Федерации. В этой области уже намечены определенные моменты. Так, наделение политических партий исключительным правом предлагать главе государства своего кандидата на пост губернатора может оказать позитивное влияние на повышение качества данного корпуса должностных лиц. Это, возможно, сделает более тесными взаимоотношения избирателей и федеративного устройства. В соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию предстоит оптимизировать размещение по стране территориальных структур федеральных органов исполнительной власти. Оптимизация по идее должна коснуться численности этих структур. Потребуется найти схему «их эффективного взаимодействия с региональными органами власти». Поставлена задача решить практические вопросы, вытекающие из норм статьи 77 Конституции Российской Федерации о том, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему. Вопрос интересен и тем, что в России он увязан с необходимостью применения критериев оценки деятельности как органов исполнительной власти, так и органов исполнительной власти субъектов Федерации45.

Четвертое. Укрепление федеративных начал государства подразумевает повышение эффективности в использовании возможностей государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах статей 11, 72, 73, 76, 77, 78 и 96 Конституции России. В последние годы многие субъекты свои усилия направляли на исполнение федеральных законов, изданных в пределах статьи 72 Конституции Российской Федерации. Между тем, потенциал статьи 73, связанный с исключительными полномочиями субъектов, оказался не вполне востребованным. Укрепление федеративных начал государства может быть связано с совершенствованием структуры и деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Например, это может быть связано с оптимизацией численности региональных парламентов, т.к. в иных субъектах их число доведено до минимума, а количество работающих на пропорциональной основе интенсивно сокращается. Существует необходимость повышения профессионализма региональных парламентов. На это подталкивают различные обстоятельства: некоторое увеличение перечня полномочий, передаваемых субъектам в порядке статьи 72 Конституции Российской Федерации; расширение деятельности субъектов в области социальных отношений; возрастание потребности в увеличении постоянных контактов местных законодателей с Государственной Думой и пр. Может получиться так, что расширение парламентского контроля в отношении исполнительной власти вызовет оживление российского парламентаризма на уровне субъектов Федерации. Возникает вопрос о статусе высшего должностного лица субъекта Федерации. В связи с новым законодательством его положение все более и более принимает дуалистический характер. С одной стороны - орган государственной власти субъекта, с другой - представитель президентской власти Российской Федерации. Имея такое положение, высшее должностное лицо субъекта в свете Послания Президента Российской Федерации могло быть наделено полномочиями, связанными с решением вопросов о размещении на территории субъекта структур федеральных органов государственной власти Федерации.

За пятнадцать лет действия Конституции Российской Федерации федеративное устройство отделилось от подходов своих авторов и обрело собственную логику.

Федеративное устройство, закрепленное в Конституции Российской Федерации, было достигнуто в результате компромиссов между действовавшими в то время общественно-политическими силами. В этом смысле федеративное устройство основано на реальном учете баланса участников федеративных отношений.

Объективность федерализма предрекает федеративному устройству бережное к нему отношение. Установлено, что федерализация политико-экономической и государственно-правовой жизни для России является исторической неизбежностью. Она связана с особенностями территории России, со стремлением народов, проживающих на ее территории сосуществовать в объединенном государственном образовании. В условиях современности федерализм прочно увязан с возможностями цивилизационного развития, т.е. федеративное государство имеет шансы увеличивать свои возможности за счет использования демократических методов и правовых отношений.

Федеративное устройство обеспечивает федеративное государство (Федерацию, центр), республики (государства), административно-территориальные и национальные территориальные образования пространством организации и деятельности, гражданами-избирателями, нормативно-техническими и бюджетно-ресурсными возможностями.

Федеративное устройство конструирует правоотношения в системе «субъект - Федерация - Федерация - субъект». В ней субъекты Федерации имеют право претендовать на действие налаженных федеративных отношений, а государство в лице федеральных органов государственной власти обязано создавать условия и гарантии для реализации федеративных отношений. В то же время субъекты Федерации обязаны соблюдать нормативы, пределы и принципы федерализма и федеративных отношений, а государство имеет право требовать от них исполнения правил, в которых реализуются федеративные отношения.

Ю.А Песковская

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В АСПЕКТЕ ОХРАНЫ ПРАВ СЕМЬИ

Прошло 15 лет со дня принятия Конституции Российской Федерации. Уникальность главного политического документа, прежде всего, в том, что впервые центральное место в правовой концепции России отводится человеку, его правам и свободам. Опыт применения Конституции на протяжении 15 лет показал, что она реально стала основной базовой ценностью жизни россиян.

Защита государством материнства и детства, семьи как конституционный принцип была впервые закреплена в 1977г. Подтверждение государственной политики в данной области в действующей Конституции Российской Федерации соответствует международно-правовым актам ООН по правам человека и свидетельствует о том значении, которое придается в современном социальном обществе семье, женщине-матери, детям.

Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства закреплена в статьях 7 и 38 Конституции, где закреплены следующие положения:

«в Российской Федерации … обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства...»;

«Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях».

Кроме того, Конституция гарантирует, что каждый ребенок с момента рождения имеет право на воспитание и заботу. Это право обеспечивается в первую очередь предоставлением родителям родительских прав, которые одновременно являются обязанностями по воспитанию, что закреплено в статье 38 Конституции. При этом статьей 19 особо подчеркивается равенство прав и обязанностей обоих родителей, основанное на общем конституционном принципе равенства прав и свобод мужчины и женщины.

В деятельности государства по реализации конституционных прав в сфере материнства и детства можно выделить 3 составляющие:

1. Законодательные акты, где прописываются гарантии и нормы реализации гарантий.

2. Механизмы и институты, направленные на реализацию этих гарантий и норм.

3. Практика, в которой совершенствуются институты и нормы, корректируются в соответствии с изменением экономических, социальных и иных обстоятельств, поскольку защита материнства и детства – феномены динамичные, развивающиеся.

Конституционный принцип защиты материнства и детства, семьи конкретно воплощается в законодательстве Российской Федерации и субъектов Федерации: об охране здоровья, о труде и охране труда, по социальному обеспечению, о браке и семье, а также в ряде норм других отраслей права. Семейный кодекс Российской Федерации по праву занимает доминирующее положение среди правовых норм по обеспечению охраны интересов матери и ребенка. Кроме того, Россия стала широко участвовать в международных договорах гуманитарного характера, в частности отмечу Конвенцию ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989г.

Семейным законодательством обеспечивается равенство прав и обязанностей родителей. Его нормы устанавливают, что отец и мать имеют равные права и равные обязанности в отношении своих детей. Расторжение брака родителей или их раздельное проживание не влияют на объем родительских прав. Отдельно проживающий родитель не только вправе, но и обязан принимать участие в воспитании ребенка, другой не вправе ему в этом препятствовать. Совершеннолетние трудоспособные дети, в свою очередь, должны заботиться о своих нетрудоспособных родителях. Эта конституционная норма отразила уже закрепленные в семейном законодательстве обязанности взрослых детей по отношению к своим родителям. Закон обязывает детей заботиться о своих родителях и оказывать им помощь, а если они нетрудоспособны и нуждаются – содержать их.

Последние годы внесли много нового для обеспечения конституционных социальных прав и свобод человека и гражданина. План вывода России из системного кризиса, реализованный Президентом России В.В.Путиным, включал наведение конституционного порядка в стране, создание предпосылок для экономического подъёма, восстановление элементарных социальных гарантий граждан и укрепление государственных институтов, в том числе основного социального института – семьи.

По мнению вновь избранного Президента Российской Федерации Д.А.Медведева, жизненно необходимо «продолжение социально-экономического курса, который развивался в нашей стране в последнее время. Цель этого курса – улучшение качества жизни всех российских граждан. Теперь основная задача – конвертировать эти экономические успехи в социальные программы, показать, что развитие экономики улучшает жизнь каждого российского гражданина».

Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» в качестве важнейшего направления социальной составляющей бюджета на 2008 год и на плановый период до 2010 года включил мероприятия, направленные на укрепление семьи и улучшение демографической ситуации в стране. На эти цели выделяется 42,29 млрд. рублей на 2008 год, 47,6 млрд. рублей – на 2009 год и более 90 млрд. рублей в 2010 году (с учётом предоставления материнского капитала).

С 1 января 2007 года введены специальные меры, направленные на улучшение демографической ситуации в России. Существенно повышены размеры ежемесячных пособий по уходу за ребёнком в возрасте до 1,5 лет для работающих женщин. Впервые данные пособия в размере 1500 рублей на первого ребёнка и 3000 рублей на второго и последующих детей стали получать неработающие женщины. С 1 января 2007 года введена частичная компенсация родительской платы за содержание ребенка в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, в размере 20% родительской платы за первого ребёнка, 50% - за второго ребёнка, 70% - за третьего и последующих детей. По данным Министерства образования и науки России в 2007 году выплачена компенсация родителям почти 4 млн. детей.

  1. Л. А. Самсонова Конституция Российской Федерации: дальнейшее развитие российского федерализма: материалы науч практ конф., посвященной 15-летию Конституции Российской Федерации (г. Якутск, 23 дек. 2008г.) /редколл (2)

    Книга
    В сборник вошли материалы научно-практической конференции «Конституция Российской Федерации: дальнейшее развитие российского федерализма» (г. Якутск, 23 декабря 2008г.

Другие похожие документы..