Л. А. Самсонова Конституция Российской Федерации: дальнейшее развитие российского федерализма: материалы науч практ конф., посвященной 15-летию Конституции Российской Федерации (г. Якутск, 23 дек. 2008г.) /редколл

9. Республика в составе Российской Федерации

В составе Российской Федерации находится двадцать одна республика. Конечно, численность их населения намного уступает численности населения областей, краев и федеральных городов. Объем ВВП республик в общем объеме ВВП РФ, скажем прямо, не очень значительный. Вместе с тем нельзя не учитывать того, что республики в составе Российской Федерации, можно сказать, олицетворяют национальную политику России. Во многом именно республики обеспечивают многообразие культуры России.

В связи со сказанным возникает вопрос о том, в какой мере конституционно-правовой статус республик в составе Российской Федерации соответствует, адекватен тем задачам, которые стоят перед ними?

Республика (от латинского Res - дело, publicus - народ) понимается как дело народа. Термин «республика» используется для обозначения формы правления, противостоящей монархии, т.е. связь республики с государственностью предполагается. Республика выражает государство, по сути является им. Каждое юридическое понятие может использоваться для обозначения не только общезначимых, но и в некотором смысле специфических отношений. В истории российского государства термин «республика» применялся и продолжает использоваться для обозначения одного из разновидностей субъекта Федерации - «автономной республики», «республики в составе РСФСР», «республики в составе Российской Федерации», «суверенной республики», «республики (государства)».

Согласно ст. 5 Конституции Российской Федерации республика (государство) наряду с краями, областями, городами федерального значения, автономной областью, автономными округами является субъектом Российской Федерации. Статья 137 Конституции Российской Федерации легитимирует конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации.

Рассмотрим конституционно-правовой статус республики (государства) Российской Федерации раздельно от статуса других разновидностей субъектов Федерации исходя из следующих положений. Конституция, хотя и закрепляет принцип равноправия субъектов Федерации, но устанавливает их разновидности; их фактическое положение не укладывается в состав понятия «равенство»; по отношению ко всем другим субъектам республика (государство) является историческим образованием; соответственно субъектность республики (государства) связана с конституционным принципом равноправия и самоопределения народов; республика (государство) выступает формой государственного самоопределения народа, давшего ей имя, соединенного общей судьбой с народами России. Республика (государство) представляет народ, живущий на своей исторической территории; республика (государство) связана с регулятивной ролью общепризнанного принципа равноправия и самоопределения народов, в соответствии с которой как Россия, так и все другие государства должны уважать республику (государство), поскольку она в своем первоначальном виде является выбором народа, осуществившего самоопределение; республика (государство), будучи способом осуществления самоопределения народа, гарантирует его развитие в формах, согласующихся с его возможностями, менталитетом и уровнем приспособляемости этого народа к изменяющимся внешним условиям.

Конституционно-правовой статус республики (государства) определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики (ст. 66). Из этого обычно делают вывод о том, что Конституция Российской Федерации устанавливает конституционно-правовой характер взаимоотношений между Федерацией и республиками (государствами) в ее составе27. Продолжая это обобщение, можно сказать, что именно Конституция Российской Федерации поднимает взаимоотношения между Россией и республиками (государствами) до уровня федеративных, что согласуется с правом Федерации принимать Конституцию, вносить в нее изменения, устанавливать отношения, связанные с федеративным устройством и территорией страны.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации республика (государство) имеет территорию, административно-территориальное устройство, местное самоуправление, собственность, Конституцию, законодательство, государственный язык, наименование, государственную символику, предметы ведения и полномочия, государственную власть, органы государственной власти, возможность пользоваться правом законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации, участвовать в разработке федеральных нормативных правовых актов по предметам совместного ведения Федерации и республик, принимать участие в согласительной процедуре при Президенте Российской Федерации, обращаться с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации по поводу разрешения дела о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, конституций, законов и иных нормативных актов самой республики, делать запрос в Конституционный Суд Российской Федерации о даче толкования Конституции России. Федеральная Конституция относит обеспечение соответствия Конституции республики (государства) Конституции России, федеральному закону в области совместного ведения республики (государства) и Российской Федерации.

Содержание каждого из перечисленных признаков конституционно-правового статуса республики (государства) раскрывается федеральным конституционно-правовым регулированием. В отношении территории республики (государства) Конституция Российской Федерации имеет как позитивные, так и подразумеваемые установления. Согласно ст. 67 Конституции России территория республики (государства) входит в территорию Федерации. Территория республики (государства) имеет границы, которые устанавливаются в отношении к другому субъекту. Конституция исходит из необходимости признания легитимности границ между субъектами Федерации, существовавших на момент вступления в силу Конституции России на 25 декабря 1993 года. Любое изменение границы республики (государства) должно осуществляться в формате «взаимного согласия» субъектов, имеющих между собой смежные границы.

Все положения Конституции, будучи в естественной взаимосвязи между собой, находятся в смысловом общении. В этом плане закономерен вопрос о конституционном смысле взаимосвязей понятий «республика (государство)» и «территория субъекта Федерации». Поскольку «республика (государство)» и «территория субъекта Федерации» находятся в неразрывном нормативном единстве, постольку порождают определенные установки. Пространство, подразумеваемое этими понятиями, складывалось как следствие культурно-хозяйственной, ментально-нормативной деятельности определенного народа в содружестве с представителями других народов, что подтверждается, например, таким устоявшимся обозначением, как «Земля Олонхо».

Со времени федеративного договора принята формула о том, что обеспечение соответствия Конституции и законов республики (государства) федеральной Конституции и законам относится к совместным полномочиям России и республики (государства). При этом Конституция Российской Федерации, приняв этот порядок, в статье 15 более определенно закрепляет, что законы республики (государства) не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Полномочия республики в определении собственного конституционно-правового статуса имеют пределы. Они установлены Конституцией Российской Федерации. Конституция Российской Федерации в этой области устанавливает базовое регулирование. Регулирование, осуществляемое республикой, по определенным федеральной Конституцией положениям является вторичным. Однако по остальным вопросам конституционно-правового статуса республиканское регулирование является первичным. По форме республиканское регулирование статусных вопросов может быть осуществлено региональным парламентом, посредством референдума или специальным органом. Имеет особенности процесс разработки и принятия Конституции, в частности, в Республике Саха (Якутия) практикуется конституционная инициатива.

Обеспечение соответствия законодательства субъекта Конституции Российской Федерации и федеральным законам - это преимущественно процесс, а устранение противоречия – это, как правило, результат деятельности по приведению в соответствие. Источниками противоречий регионального законодательства Федерации выступают нарушения субъектами пределов верховенства Конституции России в отношении регионального законодательства и превышение компетенции органов ее государственной власти по предметам совместного ведения28. При этом такое превышение полномочий республики (государства) может быть зафиксировано и при реализации ею своих исключительных прав, «поскольку презумпция компетенции субъектов Федерации … установлена … Конституцией Российской Федерации под своим верховенством и в соответствии с ею же установленным конституционным строем»…29.

Республика (государство) принимает Конституцию самостоятельно. Вносит в нее изменения и дополнения, руководствуясь принципом верховенства федеральной Конституции и федеральных законов.

Относительно обеспечения соответствия положений Конституции республики (государства) положениям Конституции России и федеральных законов можно указать на следующие моменты.

Во-первых, Конституция республики (государства) по классификации Конституционного Суда Российской Федерации относится к числу источников конституционного права Российской Федерации30, имеет учредительную природу, обладает верховенством в отношении регионального законодательства, является базой текущего законодательства субъекта, характеризуется не только соответствием Конституции Российской Федерации и федеральным законам, но и самостоятельностью и стабильностью. Находится в особых отношениях с Конституцией Российской Федерации. Конституция республики (государства) фиксирует факт нахождения народа и населения республики в составе Российской Федерации.

Во-вторых, когда говорится об обеспечении соответствия Конституции республики (государства) Конституции России и федеральным законам, то речь не идет о необходимости обеспечения полного их соответствия. Требование полного соответствия является пройденным этапом конституционного строительства России. Уже Конституция РСФСР 1978 года не знала такого требования.

В-третьих, верно утверждение о необходимости устранения противоречий, которые обнаруживаются в Конституции республики (государства) по отношению к Конституции России и федеральным законам. Обычно добавляют, что эти противоречия угрожают единству правового пространства, режиму законности и государственному единству Российской Федерации. Как думается, подход исключает обеспечение соответствия путем простого сопоставления слов, понятий, очередности их использования.

Конституция республики (государства) в составе Российской Федерации является важным источником права. Как источник права Конституция имеет общие черты, связывающие ее с другими источниками. Вместе с тем Конституция республики как источник права имеет свои специфические черты, отличающие ее от иных источников. Конституция принимается в республиках (государствах) в составе Российской Федерации. Значит, республика как субъект Федерации в конституционном регулировании выражает видовые особенности республики, например, путем регулирования отношений связанных с государственностью, национальными отношениями. В то же время существуют особенности каждой из республик. Это уровень единичного, конкретного. В частности, названия столиц республик, описания символов их государственности у республик не совпадают.

С принятием Конституции Российской Федерации разрешены многие спорные и трудные вопросы конституционно-правового статуса республики (государства). В разрешении дискуссионных вопросов сторон республики (государства) большое значение имеет конституционно-правовая практика, сложившаяся в течение последних 15 лет. Вместе с тем некоторые вопросы конституционно-правового статуса республики (государства) продолжают быть спорными и по ним не выработаны единые подходы. Продолжают привлекать внимание ученых такие понятия, как государственность, государство, суверенные права, государственная власть, суверенитет, гражданство, исключительные полномочия и собственность.

Рассматривать содержание всех перечисленных понятий в рамках статьи нет возможности. Остановлюсь в оценке трех из них: «государство», «собственность», «суверенитет».

По-разному оценивают уровень государственности республики (государства). Одни полагают, что республика (государство) по сути является государственным образованием и ничем не отличается от других разновидностей субъектов Российской Федерации – краев, областей и т.д. Другие склонны считать, что в связи с развитием «вертикали власти» и появлением федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ автономные образования и республики (государства) идут по трансформации в сторону конституционных автономий. Но М.В. Баглай, Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин и др. полагают, что республика (государство) в составе Российской Федерации – это демократическое правовое государство, созданное в рамках Российской Федерации31.

Конституционно-правовой статус республики (государства) имеет историко-культурную и, так сказать, самоуправленческо-самоопределенческую основу, тесную связь с процессом самоидентификации народа. Республика (государство) возникла как результат выбора народа, давшего имя республике; данный выбор, можно сказать, признан и принят многонациональным народом, узаконен и легитимирован Конституцией Российской Федерации. Конституционно-правовой статус республики (государства) основан на характеристике республики как государства в составе Российской Федерации, что не противоречит природе федеративного устройства. Государственная власть республик является полноценной государственной властью и представляет из себя некую публичную негосударственную власть (В.Е. Чиркин).

Когда-то конституции были отделены от отношений собственности. Такого положения современные конституции не допускают. Как минимум в конституциях современных государств закрепляют социальное назначение собственности и роль форм собственности в общественном развитии.

Конституция Российской Федерации, подходя к регулированию отношений государственной собственности сдержанно, как видно из модели конституционного закрепления форм собственности, допускает определенный «перекос в сторону частной формы собственности» и тем самым, как многие считают, по сути искажает реальное место и роль нечастных форм собственности в социальном развитии32. Однако усматривается продуманность позиции в части закрепления конституционной модели форм собственности. К общественной собственности отнесены государственная и муниципальная формы собственности. Это гарантирует им особую защиту. Обеспечивает развитие указанных форм собственности в соответствии с интересами аппарата государства и муниципалитетов33.

Конституция Российской Федерации не имеет в своем составе позитивных установлений о распределении объектов государственной и муниципальной собственности. В Основном законе России не встречаются такие понятия, как приватизация, национализация и разгосударствление. Положение объясняется тем, что Конституция регулирование отношений собственности оставляет на решение федеральных законов (ст. 71).

Статьи 11 (часть 3), 72 (пункты «в», «г», «д» и «к» части 1), 76 (части 2 и 5) и 94 Конституции дают Федеральному Собранию право осуществлять законодательное регулирование вопросов, относящихся к совместному ведению, и определять конкретные полномочия и компетенцию органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе по владению, пользованию и распоряжению землей, недрами, водными и другими природными ресурсами. В соответствии со статьей 9 Конституции земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Но из этого не следует, что право собственности на землю и другие природные ресурсы принадлежит субъектам Российской Федерации. Сделан вывод о том, что Конституция России не предопределяет и обязательной их передачи в собственность субъектов России34.

  1. Л. А. Самсонова Конституция Российской Федерации: дальнейшее развитие российского федерализма: материалы науч практ конф., посвященной 15-летию Конституции Российской Федерации (г. Якутск, 23 дек. 2008г.) /редколл (2)

    Книга
    В сборник вошли материалы научно-практической конференции «Конституция Российской Федерации: дальнейшее развитие российского федерализма» (г. Якутск, 23 декабря 2008г.

Другие похожие документы..