Л. А. Самсонова Конституция Российской Федерации: дальнейшее развитие российского федерализма: материалы науч практ конф., посвященной 15-летию Конституции Российской Федерации (г. Якутск, 23 дек. 2008г.) /редколл

ПОСВЯЩЕННОЙ 15-ЛЕТИЮ ПРИНЯТИЯ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Участники научно-практической конференции «Конституция Российской Федерации: дальнейшее развитие российского федерализма», представляющие Федеральное Собрание Российской Федерации, Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Конституционный суд Республики Саха (Якутия), законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти Республики Саха (Якутия), высшие органы судебной власти Республики Саха (Якутия), органы местного самоуправления в Республике Саха (Якутия), широкую научную общественность, обсудив в контексте общероссийских общественно-политических процессов принципы российского конституционализма в единстве его научной и практической систем координат, обозначив актуальные задачи научного и практического подхода к работе с Основным законом Российской Федерации, отмечают следующее.

В 1993 году был принят главный политический документ – Конституция Российской Федерации. Уникальность этого политико-правового документа состоит в том, что впервые центральное место в правовой концепции России отводится человеку, его правам и свободам. За 15 лет практической реализации Конституция Российской Федерации стала основной базовой ценностью жизни россиян, определяющей гуманитарно-правовую стратегию развития страны, прочной и надежной опорой политического, экономического и социального развития России, основой укрепления Федерации.

Проанализировав опыт применения Конституции Российской Федерации на протяжении 15 лет, выявив основные тенденции и закономерности в реализации Основного закона Российской Федерации и связанные с ними проблемы и трудности, прежде всего, отсутствие эффективной системы реализации норм Конституции Российской Федерации и федеральных конституционных законов, участники научно-практической конференции рекомендуют:

Органам государственной власти Российской Федерации:

1) рассмотреть вопрос определения пробелов в федеральном законодательстве между конституционным долженствованием и реальной ситуацией в системе общественных отношений в Российской Федерации;

2) развивать федеральное коллизионное право с целью упрощения общей процедуры разрешения юридических споров и коллизий в Российской Федерации;

3) обеспечить гармонизацию правового регулирования общественных отношений по отраслям правовой системы Российской Федерации на основе конституционных положений о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

4) обеспечивать в законотворчестве сочетание общефедеральных интересов и особенностей субъектов Российской Федерации, оптимальный баланс между нормотворческими полномочиями федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

5) законодательно закрепить за Конституционным Судом Российской Федерации функцию мониторинга и превентивного анализа действующих конституций и уставов субъектов российской Федерации в части их соответствия нормам Конституции Российской Федерации;

6) рассмотреть вопрос о необходимости проведения отчетов Правительства Российской Федерации перед населением в административных центрах субъектов Российской Федерации;

7) в целях реализации принципа разграничения предметов ведения и полномочий по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина принять федеральный закон, регулирующий основы деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации;

8) возобновить институт выборности судей районных и городских судов общей юрисдикции;

9) рассмотреть возможность создания научно-исследовательского института проблем развития российского федерализма;

10) развивать сотрудничество и взаимодействие между федеральными законодательными органами государственной власти и законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, координацию и согласование в процессе законотворчества;

10) в целях привлечения внимания преподавателей и руководителей образовательных учреждений к вопросам изучения Конституции Российской Федерации в образовательном процессе образовательных учреждений организовать и провести в системе повышения квалификации конкурсы разработок и программ по изучению Конституции Российской Федерации;

12) в целях формирования правовой культуры и гражданского воспитания личности в рамках образовательного процесса уделять больше внимание изучению основных положений Конституции Российской Федерации;

13) расширить участие средств массовой информации в работе по правовому просвещению населения Российской Федерации;

14) организовывать радио- и телевизионные передачи с заседаний органов государственной власти Российской Федерации по рассмотрению и принятию проектов наиболее важных нормативных правовых актов;

15) организовывать Дни открытых дверей для населения, школьников, студентов в целях повышения правовой культуры и профилактики правового нигилизма;

16) обеспечить воспроизведение текста Государственного гимна Российской Федерации и изображение Государственного герба и Государственного флага Российской Федерации на обложках школьных тетрадей;

17) рассмотреть возможность открытия Музея Конституции Российской Федерации в городе Москве и городах субъектов Российской Федерации для знакомства с историей развития конституционного строя Российской Федерации;

18) публиковать в средствах массовой информации комментарии и разъяснения по применению трудового, семейного, пенсионного законодательства, законодательства о молодежи;

19) выдавать молодым людям по достижении 14 лет при получении впервые российского паспорта, а также гражданам иных государств при приобретении гражданства Российской Федерации вместе с паспортом гражданина Российской Федерации экземпляр Конституции Российской Федерации, с целью формирования гражданской идентичности личности.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

1) проводить постоянную работу по мониторингу и совершенствованию регионального законодательства, приведения нормативных правовых актов в соответствие с федеральным законодательством с целью создания единого правового пространства Российской Федерации;

2) выступать с законодательными инициативами по вопросам дальнейшего развития российского федерализма;

3) осуществлять постоянный контроль за исполнением законодательства субъекта Российской Федерации;

4) обеспечить проведение антикризисных финансовых мероприятий, их правового обеспечения с целью минимизации последствий мирового финансового кризиса;

5) принимать практические меры по повышению правовой культуры населения, проживающего на территории субъекта Российской Федерации, пропагандируя в том числе знание законодательства, действующего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Органам местного самоуправления:

1) обеспечивать приведение муниципальных правовых актов в соответствие с федеральным и региональным законодательством, а также эффективность применения этих актов;

2) обеспечивать соблюдение прав и свобод человека и гражданина в муниципальных образованиях, а также равенство всех жителей муниципального образования перед законом;

3) использовать активные формы участия населения в осуществлении местного самоуправления, в частности, развивать правотворческую инициативу граждан.

Общественным объединениям:

1) активно участвовать в реализации Конституции Российской Федерации;

2) шире использовать институты гражданского общества в защите прав и свобод человека и гражданина, в том числе путем участия в общественной экспертизе проектов нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления;

3) выступать с инициативой и содействовать созданию общественных палат в субъектах Российской Федерации;

4) проводить работу по повышению правовой культуры и гражданской активности участников общественных объединений;

5) Общественной палате Российской Федерации проводить постоянный мониторинг федерального законодательства на предмет соблюдения принципов федерализма, определенных Конституцией Российской Федерации, и ежегодно представлять Президенту Российской Федерации соответствующий доклад.

Сведения об авторах

1. Басыгысов Виталий Николаевич – Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).

2. Бацев Юрий Николаевич – заместитель руководителя аппарата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), начальник государственно-правового управления, кандидат юридических наук.

3. Гладких Юрий Сергеевич – адвокат, член квалификационной комиссии Адвокатской палаты Республики Саха (Якутия).

4. Добрянцев Анатолий Анатольевич – первый заместитель министра охраны природы Республики Саха (Якутия).

5. Захаров Василий Юрьевич – первый заместитель министра финансов Республики Саха (Якутия).

6. Захарова Федора Николаевна – Уполномоченный по правам человека в Республике Саха (Якутия).

7. Иванова Лена Степановна – первый заместитель председателя Комитета по делам семьи и детства при Президенте Республики Саха (Якутия).

8. Ким-Кимэн Александр Николаевич – президент Ассоциации юристов Республики Саха (Якутия), заместитель председателя постоянного комитета по государственному строительству и законодательству Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), доктор юридических наук, профессор.

9. Кириллин Николай Дмитриевич – заместитель председателя Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию.

10. Миронов Дмитрий Николаевич – Председатель Конституционного суда Республики Саха (Якутия), доктор юридических наук, профессор.

11. Мироновский Олег Борисович – заведующий кафедрой конституционного права Якутского экономико-правового института (филиала) Академии труда и социальных отношений, кандидат юридических наук, доцент.

11. Мостахова Татьяна Семёновна – заместитель начальника отдела семьи, детства и демографической политики Комитета по делам семьи и детства при Президенте Республики Саха (Якутия), кандидат экономических наук.

12. Николаев Айсен Сергеевич – руководитель Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия), доктор экономических наук.

13. Песковская Юлия Анатольевна – депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, кандидат экономических наук.

14. Романова Ольга Валерьевна – руководитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия).

15. Степанова Альбина Афанасьевна – заведующая кафедрой государственного права юридического факультета Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова, кандидат юридических наук.

16. Федулова Саргылана Николаевна – заведующая гражданского права и процесса Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова, кандидат юридических наук, доцент.

17. Филиппов Валерий Тимофеевич – судья-секретарь Конституционного суда Республики Саха (Якутия), кандидат юридических наук.

Содержание

Приветствие Председателя Конституционного Суда Российской Федерации

В.Д. Зорькина…………………………………………………………………….. 3

Приветствие советника Президента Российской Федерации В.Ф. Яковлева… 5

Вступительное слово руководителя Администрации Президента и

Правительства Республики Саха (Якутия) А.С.Николаева……………………. 6

Миронов Д.Н. Конституция Российской Федерации: происхождение, место и

роль федеративного устройства………………………………………………….. 8

Песковская Ю.А. Конституция Российской Федерации в аспекте охраны прав

семьи………………………………………………………………………………… 46

Ким-Кимэн А.Н. Конституция Российской Федерации как основа единого

конституционного пространства России…………………………………………. 54

Захарова Ф.Н. О дальнейшем развитии института Уполномоченного по правам

человека в субъекте Российской Федерации как дополнительного механизма

защиты прав и свобод человека…………………………………………………….. 59

Добрянцев А.А. Экологическая безопасность – залог успешной реализации

схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики

Республики Саха (Якутия) до 2020 года…………………………………………… 66

Кириллин Н.Д. Федерализм и недропользование (на примере Республики Саха

(Якутия) ……………………………………………………………………………… 72

Захаров В.Ю. Изменения в бюджетном законодательстве……………………….. 78

Романова О.В. Роль органов юстиции в обеспечении единства конституционно-

правового пространства……………………………………………………………… 81

Степанова А.А. Федерализм в современной России………………………………. 88

Бацев Ю.Н. Совершенствование Конституции (Основного закона) Республики

Саха (Якутия)…………………………………………………………………………. 95

Иванова Л.С., Мостахова Т.С. Обеспечение конституционных прав семьи, детей

и женщин в Республике Саха (Якутия)……………………………………………… 103

Гладких Ю.С. Аспекты реализации конституционного права граждан на

юридическую помощь………………………………………………………………. 108

Филиппов В.Т. Конституционное правосудие в системе федеративных

отношений…………………………………………………………………………... 113

Федулова С.Н. Конституционные принципы гражданского процесса…………. 118

Мироновский О.Б. Конституция Российской Федерации как организационно-

правовая основа генезиса и развития современного судебного федерализма…. 124

Заключительное слово Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн)

Республики Саха (Якутия) В.Н. Басыгысова на научно-практической

конференции "Конституция Российской Федерации: дальнейшее развитие

российского федерализма"………………………………………………………….. 135

Рекомендации научно-практической конференции "Конституция Российской

Федерации: дальнейшее развитие российского федерализма", посвящённой

15-летию принятия Конституции Российской Федерации……………………….. 138

Сведения об авторах………………………………………………………………… 143

1 Только в 1993 г. Верховный Совет 400 раз вносил поправки в Конституцию. На этом фоне стала очевидной необходимость принятия новой Конституции (С.М. Шахрай).

2 См.: Зорькин В.Д. Социальное государство в России: проблемы, реализация //Сравнительное культурное обозрение. 2008. № 1. Его же. Конституция и права человека в ХХI веке. М.: «Норма». 2008.

3 Исаева Н.В. Федерализм и идентичность: вопросы теории и законодательные решения в ходе федерализации России //Российская Академия юридических наук. Научные труды. Выпуск 8. Т. 1. М., 2008. – С. 786.

4 Конституционное совещание. Стенограммы. Материалы. Документы. 29 апреля – 10 ноября 1993 года. М., Т. 1 «Юридическая литература». 1995. – С. 466, 477. (Далее: Конституционное совещание…).

5 «Аргументы недели». № 50 (136). 11 декабря 2008 г. – С. 27.

6 Все Декларации провозглашали двойную субъектность перед СССР и РСФСР, а Декларация Республики Татарстан исключала российскую правосубъектность (См.: О.Е. Кутафин. Российская автономия. М., «Проспект». 2006. – С. 299.

7 Профессор Б.Л. Железнов писал: «Федеративный же договор принципиально ничего в природе России не меняет, поэтому не дает оснований считать его актом, знаменующим, как провозглашалось в официальных кругах, чуть ли не рождение новой Федерации. Впрочем, не дает Федеративный договор оснований для опасений, что он превратил Россию в конфедерацию» (См.: (Кутафин О.Е. Указ. соч. – С. 303).

8 Конституционное совещание. Т. 1. – С. 465.

9 Конституционное совещание… Т. 1. - С. 9.

10 Конституционное совещание… Т. 1. – С. 145.

11 Конституционное совещание… Т. 1. – С. 146

12 Конституционное совещание… Т. 1. – С. 210

13 Конституционное совещание… Т. 1. – С. 379-380

14 Конституционное совещание… Т. 5. – С. 116. Впрочем, иные говорили и о других вещах. Так, представитель Ростовской области указывал, что в случае непринятия предложений об областях и краях (повышение статуса) область может выйти на процедуру общения с Донецкой казачьей республикой либо, объединившись с Краснодаром и Ставрополем, - Ново-Черноморскую республику с населением 10 млн человек. Там же. – С. 117.

15 Конституционное совещание…. Т. 5. – С. 103.

16 Конституционное совещание… Т. 20. Приложение. – С. 4.

17 См.: Боброва Н.А. Конституционный строй и конституционализм в России. М., Юнита. 2003. – С. 209 и др.

18 Михайлов В.Н. История выборов в Российском государстве. Выборы в Якутии. Якутск, 2006. – С. 199.

19 Кочнев В.А. Основы конституционного (уставного) права субъектов Российской Федерации. Пермь. 2007. – С. 61.

20 Нормы главы федеративного устройства подразделены на пять групп (См.: Кочнев В.А. Указ. соч. – С. 64).

21 Конституционное право. Словарь. Отв. ред. В.В. Маклаков. М.: Юристь. 2001. – С. 513-514.

22 Цит. по: Скловский К.И. Собственность в гражданском праве. М., «Дело». 2000. – С. 114.

23 Стешенко Л.А. Многонациональная Россия: государственно-правовое развитие Х-ХХI вв. М., «Норма». 2002. – С. 348.

24 Там же. – С. 348.

25 Чиркин В.Е. Современный федерализм: Сравнительный анализ. М., 1995. – С. 18.

26 Иванов В.В. Автономные округа в составе края, областей – феномен «сложносоставных» субъектов Российской Федерации. М.: Изд-во МУ. 2002. – С. 102-103.

27 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. Учебник. 4-ое изд. М., «Проспект». 2006. – С. 297.

28 Жученко А.А. Отношение конституций республик в составе Российской Федерации с Конституцией России: проблемы теории и практики. М., 2001. – С. 10.

29 Осипян С. Проблемы верховенства федеральной Конституции в правовой системе России //Право и жизнь. 1996. № 8. – С. 15.

30 Можно заметить, что не все авторы так оценивают конституции (уставы) субъектов. См.: Габричидзе Б.Н., Ким-Кимэн А.Н., Чернявский А.Г. Конституционное право. М., 2003. - С. 45-50.

31 М.В. Баглай. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. М., «Норма». 2002. – С. 336; Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. Конституционное право России. Учебник. М., «Проспект». 2006. – С. 297.

32 Мазаев В.Д. Публичная собственность в России: конституционные основы. М., 2004. – С. 38.

33 Там же. – С. 40.

34 Конституционный Суд Российской Федерации. Постановления. Определения. 1997-1998. М. «Юность». 2000. – С. 160-176.

35 Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2000 г. № 10-П.

36 Обзор см.: Ларичев А.А. Республика Карелия – субъект Российской Федерации или государство //Конституционное или муниципальное право. 18. 2007. – С. 21-23.

37 В литературе выделяют множество разновидностей суверенитета и даже «энергетический суверенитет», «суверенитет земли», «не востребованный», «функциональный», «инклюзивный» и т.п. Разумеется, не все они имеют научную ценность (См.: Пастухова Н.Б. О многообразии подходов к трактовке и пониманию суверенитета //Государство и право. 2007. № 12. – С. 82.; Макуев Р.Х. Несостоятельность идеи «ограниченного» суверенитета //Государство и право. 2008. № 23).

38 Ященко А.С. Теория федерализма. Опыт синтетической теории права и государства. Юрьев: Типография К. Маткина. 1912. – С. 319-322. (См.: Ларичев А.А. Республика Карелия – субъект Российской Федерации или государство? //Конституционное и муниципальное право. № 18. 2007. – С. 22.

39 Комментарий к Конституции Российской Федерации. С Пб. Изд-во юридического института. 2008. – С. 17.

40 Цит. по: Оль П.А., Романов Р.А. Нация… - С. 65.

41 Градовский А.Д. Национальнвй вопрос в истории и литературе. СПб., 1873. (См.: Оль П.А. Демократия и право народов на самоопределение //Декларация и тоталитаризм: проблемы противостояния (политические режимы в современном мире): Материалы межвуз. научно-практического семинара, 15 ноября 1999 г. СПб., 1999; Оль П.А., Ромашов Р.А. Нация. – С. 66).

42 Оль П.А., Ромашов Р.А. Нация (генезис понятия и вопросы правосубъектности) – С. 68.

43 Коркмасова К. Национальная государственность в СССР. Ростов. 1970. – С. 26.

44 Демократизация советского общества и государственно-правовые аспекты национальных отношений в СССР //Советское государств и право. 1989. № 2. – С. 34. См.: Оль П.А., Ромашов Р.А. Нация. – С. 71.

45 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. М., 2008. – С. 43-44.

46 Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф. Опыты федерализма. М., 1994; Остром В. Смысл американского федерализма. М., 1993; Современный федерализм: сравнительный анализ / Под ред. В.Е. Чиркина. М., 1995; Умнова И.А. Конституционные основы российского федерализма. М., 1998; Федерация в зарубежных странах. М., 1993; Чиркин В.Е. Современный федерализм: сравнительный анализ. М., 1995; Федерализм власти и власть федерализма. М., 1997; Элазар Д. Сравнительный федерализм // Полис. 1995, № 5 и др.

47 См.: Добрынин Н. М. Новый федерализм. Модель будущего государственного устройства Российской Федерации. Новосибирск, 2003; Глигич-Золотарева М.В. Правовые основы российского федерализма. М., 2006; Киселева А.В., Нестеренко А.В. Теория федерализма. М., 2002; Конюхова И.А. Современный российский федерализм и мировой опыт: итоги становления и перспективы развития. М., 2004; Черепанов В.А. Теория российского федерализма. М., 2005 и др.

48 Чиркин В.Е. Современное государство. М., 2001. С. 165.

49 Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М.:РЮИД. 1997. С.30.

50 П.2 ст.3 ФЗ об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 19 октября 1999 г. (в ред. ФЗ от 4 июля 2003 г.) // Российская газета. 8 июля 2003г.

51 Тадевосян Э.В. Российский федерализм и современнце национально-государственные институты // Государство и право, 1996, № 10. С.5.

52 Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф. Опыты федерализма. С. 236.

53 Чиркин В.Е. Модели современного федерализма: сравнительный анализ // Государство и право. 1994, № 8-9. С155.

54 Саленко А.В. Федерализм в России и Германии. Сравнительный анализ. Дисс. …канд. юрид. наук. СПб. 2002. С.191.

55 Муравьев А.А. Развитие государственного устройства Российской Федерации как фактор совершенствования системы регионального управления. Дисс. …д-ра юрид. наук. М., 2003. С. 115

56 Федерализм: Энциклопедия. М., Изд-во МГУ, 2000. С.332.

57 Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф. Указ. соч. С.237.

58 В отличие от советского периода образца 1970-х гг., когда официально (впрочем, и неофициально) считалось, что появилась новая историческая общность людей – советский народ.

59 Процесс становления нации-государства подробно проанализирован в трудах Р.Г. Абдулатипова, Л.Ф. Болтенковой, В.А.Тишкова и др.

60 Тишков В.А. Указ. соч. С.30.

61 Там же. С.

62 Добрынин Н.М. Новый федерализм: концептуальная модель государственного устройства Российской Федерации. С. 149.

63 Захаров С.В. Демографический анализ эффекта мер семейной политики в России в 1980-х гг. // «Низкая рождаемость в Российской Федерации: вызовы и стратегические подходы» (Материалы международного семинара). – М.: «Права человека», 2006. С.57.

64 См.: Конституции Российской Федерации. Комментарий / Под общей ред. Б.Н.Топорнина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. М.: Юрид.лит., 1994. С.511; Комментарий к Конституции Российской Федерации /Редколлегия: Л.А.Окуньков, Б.С.Крылов, А.С.Пиголкин, А.Е.Постников, М.Я.Булошников. М.: БЕК, 1994. С. 121.

65 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, № 29, ст. 395.

66 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 20, ст. 1017; 1991, № 44, ст. 1450.

67 Конституция (Основной Закон) Российской Федерации – России. Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета РСФСР девятого созыва 12 апреля 1978 г. (с изменениями и дополнениями). Официальное издание. – М., 1993

68 Конституция (Основной Закон) Российской Федерации – России. Официальное издание. – М., 1993.

69 Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 1, ст. 1.

70 См.: Научно-практический семинар: Органы конституционного контроля субъектов Российской Федерации: проблемы организации и деятельности // Государство и право, 1995, № 9, с. 125-133.

  1. Л. А. Самсонова Конституция Российской Федерации: дальнейшее развитие российского федерализма: материалы науч практ конф., посвященной 15-летию Конституции Российской Федерации (г. Якутск, 23 дек. 2008г.) /редколл (2)

    Книга
    В сборник вошли материалы научно-практической конференции «Конституция Российской Федерации: дальнейшее развитие российского федерализма» (г. Якутск, 23 декабря 2008г.

Другие похожие документы..