Л. А. Самсонова Конституция Российской Федерации: дальнейшее развитие российского федерализма: материалы науч практ конф., посвященной 15-летию Конституции Российской Федерации (г. Якутск, 23 дек. 2008г.) /редколл

Сегодня защита прав граждан – уже не милость, а обязанность власти, и в этой связи обращения перестали выглядеть «челобитными», они должны превратиться в форму, механизм взаимодействия равноправных партнеров.

В соответствии со ст. 45 Конституции Российской Федерации мы служим дополнительным механизмом государственной защиты прав человека. Много нерешенных проблем на сегодня. Главная из них – огромное количество «бедных», социально-экономический и психологический разрыв между «бедными» и «богатыми». Согласно статистике, уровень жизни россиян постепенно возрастает. Правда, однако, и в том, что он по-прежнему остается оскорбительно низким в сравнении со всеми развитыми и большинством развивающихся стран. В результате разрыва между «бедными» и «богатыми» наступает кризис доверия между народом и властью.

Публичное освещение таких проблем в ежегодных докладах – задача уполномоченных по правам человека. Когда впервые обратила внимание органов власти, в т.ч. парламентариев, на проблему бедности, в этом зале заседаний, один из депутатов поинтересовался, беру ли я ответственность за свои слова. Чем более открыто и честно будут государство и общество анализировать существующее положение вещей, тем увереннее будет наше движение в направлении, заданном Конституцией Российской Федерации.

Наш многонациональный якутский народ издревле живет по гуманным человеческим законам, когда на севере без поддержки друг друга невозможно выжить. История Якутии доказала, что народ всегда жил, защищая свое право на свободную и независимую жизнь. Никогда на Земле Саха не делили людей по цвету кожи, разрезу глаз, имущественному положению. Самое главное, с древнейших времен олонхо на нашей земле сохраняется приоритет справедливого милосердного Человека, богатыря духа.

Первый пятилетний срок работы института Уполномоченного по правам человека показал, что он обладает таким важным достоинством, как доступность, выполнение роли связующего звена между гражданами и органами власти, но главное – доверие граждан, постоянно обращающихся к Уполномоченному за помощью в решении своих подчас очень сложных жизненных проблем. Результативной работе Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) способствует и его независимость от других органов, и конструктивное взаимодействие с властью, и отсутствие формальных трудностей в контактах с жителями республики. Хочется отметить работу общественных представителей Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) в районах (улусах), которые бескорыстно защищают человека и помогают на местах, но, к сожалению, их статус не определён законом.

Институт Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) подтвердил свою необходимость и эффективность, стал органичной частью системы правовой защиты. Благодаря этому, многие граждане смогли защитить свои права.

В своей практике мы руководствуемся ст. 18 Конституции Российской Федерации, согласно которой права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. И главным средством защиты прав и свобод человека становится сам Основной закон - Конституция государства.

1. На основании ст. 46 Конституции занимаемсявопросами,связанными с неисполнением решений судов. По итогам первого ежегодного доклада Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) за 2003 год пошла докладная на самого правозащитника. Теперь эта проблема решается на самом высоком уровне.

До Европейского суда отстаивали права человека на исполнение решений наших судов, вынесенных в их пользу.

На сегодня не исполнено определение Конституционного суда Российской Федерации от 08.06.2004 г. №254-О по жалобе Уполномоченного по правам человека в РФ в защиту трудовых прав Ершовой М. Г. в случаях банкротства.

Не исполняется решение Верховного суда Российской Федерации от 13.07.2006 г. №ГКПИО6-637 о признании недействующим абзаца 4. п.13 Положения об особенностях порядка исчисления зарплаты при суммированном учете рабочего времени, что мы решили проверить совместно с Федерацией профсоюзов Республики Саха (Якутия).

2. Впервые в ст. 7 Конституции было провозглашено о том, что Российская Федерация - социальное государство. Здесь мы пользовались и будем пользоваться решениями Конституционного суда Российской Федерации.

Так, мы защитили право неработающих пенсионеров на проезд к месту отдыха независимо от наличия путевки, не удается применить аналогию права при отдыхе пенсионеров, например, в КНР, в пределах границы Российской Федерации, хотя это экономически выгодно казне России. Государство повернулось лицом к пенсионерам по повышению минимального размера пенсии до величины прожиточного минимума.

Мы, конечно, не подходим к защите приобретенных прав механически, учитываем все льготы, которые предусмотрены всем действующим законодательством, но считаю, что продолжается нарушение приобретенных прав пенсионеров всего Севера России, исходя из ст.19 Конституции Российской Федерации, несмотря на совместные действия всех ветвей власти. Планируемое сейчас повышение размеров пенсий пенсионерам, заработавшим их в советский период, свидетельствует в какой-то мере о реакции государства на несправедливое положение в этой сфере.

В нашей практике имеется защита прав на пенсию за выслугу лет воспитателям деткомбинатов, некоторым категориям работников лесозаготовительной отрасли, речного транспорта, МВД и др.

Обращались за помощью и в Конституционный суд Республики Саха (Якутия) по защите прав граждан Российской Федерации на землю и защите трудовых прав землеустроителей (прим.: рекомендация также не исполнена).

3. Наконец, мы достигли того результата, что муниципальное образование без вмешательства судебных и иных органов после Доклада Уполномоченного по правам человека на правозащитном семинаре-совещании 05.12.2008 г. приняло меры к отмене неконституционного акта, содержащего требование 5-летнего срока проживания в столице для постановки на жилищный учет, нарушающего ст. 27 Конституции Российской Федерации.

4. О правовом нигилизме и необходимости правового просвещения населения именно на государственном (РФ, субъектов РФ) уровне вынуждена акцентировать внимание и на этом высоком мероприятии, т.к. без системных, научных знаний в этой области в школах, в учебных заведениях, в трудовых коллективах, в молодежной среде, среди неработающих, у слабозащищенной категории населения, без системного правового мониторинга не решить эту проблему. Правозащитная деятельность сопряжена с оценкой ситуации, руководствуясь принципами законности и справедливости.

Институт Уполномоченного по правам человека – молодое правовое и общественное явление, которое уже прочно заняло свое место и требует большой законодательной и научно-теоретической поддержки.

А. А. Добрянцев

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ – ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ СХЕМЫ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ,

ТРАНСПОРТА И ЭНЕРГЕТИКИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ДО 2020 ГОДА

В целях устойчивого развития республики в последние годы разработана система прогнозных, плановых и программных документов. Основным документом, регламентирующим развитие республики, является Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, одобренная и принятая Правительством Российской Федерации.

Одной из основных составляющих развития нашей республики является экологическая, что накладывает большую ответственность на природно-ресурсный и природосберегающий блоки государственного управления, в том числе на органы государственной власти, на федеральные органы власти и на органы местного самоуправления, природопользователей и общественность.

Благодаря целенаправленной государственной политике, в соответствии с новыми условиями и новыми задачами, направленными на решение экологических проблем республики, создана и эффективно действует единая система государственного управления в области охраны окружающей среды в лице Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия). Во многих других субъектах Российской Федерации такой системы нет, работа ведется разрозненными ведомствами.

Природоохранная работа в республике возведена в высший государственный ранг и подчинена решению задач создания системы экологической безопасности. Для выполнения стратегических и тактических задач в новых условиях в рамках Конституции Республики Саха (Якутия) активизировалась работа по совершенствованию природоохранного законодательства республики. Правительством Республики Саха (Якутия) за последние два года были разработаны 10 законов, принято 12 указов Президента Республики Саха (Якутия), 62 постановления и 169 распоряжений Правительства. Республика является одной из первых субъектов Российской Федерации, принявшей Закон "Об экологическом образовании и просвещении", Закон "О государственном экологическом мониторинге в Республике Саха (Якутия)", Закон "О государственном экологическом контроле в Республике Саха (Якутия)". Проведена структурная перестройка министерства за счет оптимизации в пределах общей численности работников. Действуют 4 департамента: биологических ресурсов, лесных отношений, охотничьего хозяйства и водных отношений. Необходимо отметить, что это масштабная перестройка была произведена за счет внутреннего резерва министерства и небольших объемов федеральных субвенций, без каких-либо существенных затрат из республиканского бюджета.

В связи с ростом нагрузки на природоохранные органы республики необходимо увеличить финансовое подкрепление природоохранной деятельности. Реализация крупнейших промышленных проектов требует квалифицированного научного сопровождения. На уровне государственного заказа ведутся работы по научному сопровождению экологической безопасности проектируемых и строящихся объектов, параметров и качества окружающей природной среды в зоне влияния нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан", урановых месторождений Эльконского ГОРСТА, каскада ГЭС Южной Якутии, железной дороги и других объектов.

В целях организации взаимодействия и координации деятельности в сфере отношений, связанных с обеспечением соблюдения законодательства по охране окружающей среды и природопользованию, Министерством охраны природы Республики Саха (Якутия) подписаны соглашения со всеми федеральными природоохранными органами.

Министерство ведет большую работу непосредственно с природопользователями. Впервые акционерная компания "АЛРОСА" в 2006 году разработала комплексную программу по улучшению экологической обстановки в зоне деятельности компании на 2006 – 2010 годы, на общую сумму два миллиарда рублей. Промышленные предприятия ОАО "АЛРОСА-Нюрба", ОАО "Алмазы Анабара", и ОАО "Нижнеленское" приняли на вооружение принцип экологического императива при промышленном освоении Арктической зоны. Большая роль в строительстве социальных объектов принадлежит акционерному обществу "Сургутнефтегаз". Министерством подписаны соглашения в области охраны окружающей среды с 33-мя муниципальными образованиями, в которых предусмотрено мероприятия межпоселенческого характера по охране окружающей среды, создаются улусные фонды охраны природы, принимаются муниципальные программы по охране окружающей среды. Подписаны соглашения в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности с крупными природопользователями, такими как алмазная компания "АЛРОСА", ОАО "Сургутнефтегаз", ОАО "Газпром", готовится также проект соглашения между Правительством нашей республики и ОАО "Транснефть".

Политсовет Якутского регионального отделения партии "Единая Россия" был также инициатором подписания соглашения между партией и нашим министерством.

Усилен экологический мониторинг. С целью выявления зон, представляющих реальную и потенциальную экологическую опасность, а также для информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти и общественности создано государственное учреждение "Республиканский информационно-аналитический центр экологического мониторинга".

В республике имеется утвержденный план проведения комплексного экологического мониторинга территории строительства мегапроектов в Юго-Западной Якутии. В целях информационного обеспечения выпускается ежеквартальный бюллетень "Экологический мониторинг".

Закон Республики Саха (Якутия) "О государственном экологическом контроле в Республике Саха (Якутия)" в полной мере конкретизирует полномочия и методы проведения государственного экологического контроля. Принятие Указа Президента о переводе 177 государственных инспекторов, осуществляющих государственный экологический контроль, на должности государственной гражданской службы также повышает статус государственных инспекторов. И это сказалось уже на работе министерства. За год число проверок увеличилось более чем в полтора раза, увеличились штрафные санкции. Комплексные проверки предприятий проводятся с участием заинтересованных контролирующих органов республики, также федеральных органов контроля и надзора. Учитывая обеспокоенность жителей республики возможными экологическими последствиями реализуемых мегапроектов, большое внимание уделено проведению общественных слушаний. Совместными усилиями общественных, муниципальных, государственных органов и заинтересованных компаний проводятся различные мероприятия, семинары, конференции, ведутся общественные экологические экспертизы, экологический мониторинг.

В перспективе в связи с масштабным развитием промышленности нужно выработать стратегию и тактику охраны природы. Успешное решение поставленных Схемой комплексного развития задач при минимизации ущерба окружающей среде – это главное приоритетное направление работы нашего министерства.

Прежде всего, надо четко представлять, что наша служба стоит на страже Конституции Республики Саха (Якутия), природоохранных законов. Любое нарушение законодательства должно быть пресечено. Но вместе с тем мы должны создать условия, при которых каждый природопользователь был бы кровно заинтересован не только в извлечении прибыли, но и в щадящем, бережном режиме отношения к окружающей среде. В этом плане мы говорим о необходимости государственного и частного партнерства не только в области освоения природных ресурсов, но и в деле охраны природного ландшафта.

При министерстве создана межведомственная комиссия по экологическому сопровождению мегапроектов, в которую вошли ведущие ученые и специалисты в области охраны окружающей среды. Комиссия принимала участие в рассмотрении и обсуждении проекта ВСТО, строительства каскада гидроэлектростанций, разработки Эльконского месторождения урановых руд, строительства железной дороги и других объектов.

В работе министерства на ближайшую перспективу в области государственного управления выделены следующие приоритетные направления.

  1. Л. А. Самсонова Конституция Российской Федерации: дальнейшее развитие российского федерализма: материалы науч практ конф., посвященной 15-летию Конституции Российской Федерации (г. Якутск, 23 дек. 2008г.) /редколл (2)

    Книга
    В сборник вошли материалы научно-практической конференции «Конституция Российской Федерации: дальнейшее развитие российского федерализма» (г. Якутск, 23 декабря 2008г.

Другие похожие документы..