Доклад совета федерации

Проект

ДОКЛАД СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
Федерального Собрания

Российской Федерации
2009 года

О СОСТОЯНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОНИТОРИНГ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ
ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

Москва • 2010

Содержание

Введение 6

РАЗДЕЛ I. ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ФЕДЕРАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: КОНСТИТУЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РОССИИ 9

Глава 1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию – концептуальная основа модернизации страны 9

Глава 2. Качество жизни как основной показатель качества государственно-правового управления 16

Глава 3. Гуманизация законодательства в контексте конституционных прав, свобод, обязанностей и ответственности 33

РАЗДЕЛ II. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: КАЧЕСТВО ЗАКОНОВ И ИХ РЕГУЛИРУЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ 40

Глава 1. Стратегия развития государства, институтов гражданского общества и обеспечение прав граждан 40

§ 1. Совершенствование политической системы в 2009 году: особенности и направления развития 40

§ 2. Состояние и перспективы развития избирательного законодательства 48

§ 3. Особенности законодательства о формировании Совета Федерации и статусе его членов 53

§ 4. Влияние институтов гражданского общества на качество законов 57

§ 5. Качество правового регулирования разграничения полномочий между уровнями публичной власти 72

§ 6. Проблемы исполнения судебных решений в системе исполнительного производства 85

§ 7. Качество законодательного обеспечения вопросов государственной службы 95

Глава 2. СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА 102

§ 1. Проблемы качества законодательного регулирования образования 102

§ 2. Совершенствование законодательства в сфере науки и научно-технической деятельности 110

§ 3. Развитие законодательства о физической культуре и спорте 118

Глава 3. Стратегия экономического развития Российской Федерации и обеспечение прав человека в экономической сфере 123

§ 1. Формирование федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов в условиях финансово-экономического кризиса 124

§ 2. Особенности системы контроля за формированием и исполнением доходов федерального бюджета 127

§ 3. Формирование системы внешнего финансового контроля 131

§ 4. Совершенствование правового регулирования финансового рынка 134

§ 5. Состояние качества законодательного регулирования экономической политики 141

§ 6. Правовое регулирование ограничений в привлечении внешних заимствований 153

§ 7. Состояние законодательства в сфере природопользования и природоохранной деятельности 155

§ 8. Совершенствование качества законодательного обеспечения развития малого и среднего предпринимательства 165

§ 9. Качество правового регулирования энергосбережения 173

§ 1. Проблемы законодательства о национальной безопасности 182

§ 2. Формирование нового качества военной безопасности Российской Федерации 185

§ 3. Проблемы качества законодательства в сфере регулирования ценообразования в оборонной промышленности 188

§ 4. Законодательное обеспечение общественной безопасности 191

§ 5. Состояние законодательства в сфере обеспечения борьбы с терроризмом и экстремизмом 197

ГЛАВА 5. СТРАТЕГИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ, УКРЕПЛЕНИЕ ГАРАНТИЙ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 200

§ 1. Мониторинг практики сближения правовых систем государств – участников СНГ 200

§ 2. Особенности нормативно-правового регулирования взаимодействия государств – участников СНГ в условиях финансового кризиса 203

§ 3. Качество правового регулирования приграничного сотрудничества на федеральном и региональном уровнях 206

§ 4. Тенденции законодательного регулирования миграционных процессов 209

§ 5. Законодательство Российской Федерации по вопросу оказания содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом: качество и тенденции правоприменения 217

РАЗДЕЛ III. ГАРМОНИЗАЦИЯ ПРАВОВОГО ПРОСТРАНСТВА СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОСНОВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАЧЕСТВА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ 219

Введение. Основные принципы и тенденции разграничения предметов ведения и полномочий 219

Глава 1. Качество законодательства в сфере реформирования системы местного самоуправления 224

Глава 2. Приоритеты совершенствования качества законодательства об охране здоровья граждан 243

Глава 3. Основные направления совершенствования качества законодательства в сфере образования 263

Глава 4. Пути совершенствования трудового законодательства в условиях социально-экономического кризиса 286

Глава 5. Повышение правового качества социального обеспечения наименее защищенных слоев населения 306

Глава 6. Законодательство в сфере земельных отношений: проблемы и пути совершенствования 326

Глава 7. Качество регионального законодательства: проблемы и перспективы взаимодействия с федеральным законодательным процессом 334

РАЗДЕЛ IV. ПРИОРИТЕТЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОМПЛЕКСНЫХ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ 342

ЧАСТЬ I. ИНТЕГРАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 342

Глава 1. Законодательное обеспечение административной реформы: проблемы темпов и готовности к переменам 342

Глава 2. Совершенствование законодательного регулирования отношений в сфере интеллектуальной собственности 350

Глава 3. Законодательные основы совершенствования системы информационно-технологического обеспечения государственного управления 364

Глава 4. Организационно-правовое обеспечение противодействия коррупции Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 374

ЧАСТЬ II. КОМПЛЕКСНЫЕ ОТРАСЛЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ 383

РАЗДЕЛ V. МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 411

Часть 1. Реализация решений Конституционного Суда Российской Федерации как индикатор и инструмент повышения качества государственного управления 411

Часть 2. Гуманизация правосудия: мониторинг результатов деятельности Верховного Суда Российской Федерации 433

Часть 3. Особенности деятельности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в обеспечении экономических прав и свобод граждан 442

Часть 4. Роль органов прокуратуры Российской Федерации в совершенствовании правовой системы: проблемы и перспективы 452

Часть 6. Методология и методика подготовки обзора нормотворчества субъектов Российской Федерации в соответствующей сфере правоотношений 486

РАЗДЕЛ VI. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА – СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПРИОРИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НОВОГО КАЧЕСТВА ЖИЗНИ 493

Глава 1. Мониторинг законодательства и правоприменительной практики как инновационный институт правовой системы Российской Федерации 493

Глава 2. Подходы к формированию программы законопроектных работ (концептуальный и региональный аспекты) 503

Глава 3. Комплексная программа мониторинга законодательства и "Свод законов Российской Федерации" как основа стратегии правового развития страны (постановка вопроса) 518

Статистические данные о ходе и результатах законодательного процесса за 2009 год 524

Основные законотворческие предложения органов государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации 525

Введение

Подготовка доклада Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2009 года "О состоянии законодательства в Российской Федерации" осуществлялась комитетами и комиссиями Совета Федерации, сотрудниками Аппарата Совета Федерации в соответствии со статьей 952 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, распоряжением Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 10 августа 2009 года № 332рп-СФ "О подготовке проекта доклада Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2009 года "О состоянии законодательства в Российской Федерации".

2009 год имеет особое значение для задач совершенствования законодательства и развития в целом правовой системы Российской Федерации. В этой связи ежегодный доклад Совета Федерации с одной стороны подводит определенный итог мониторинга развития законодательства за последние семь лет, с другой стороны определяет перспективы и содержательные основы совершенствования работы парламентских институтов и в целом системы государственного управления, в конечном счете, с точки зрения качества власти, ее эффективного регулирующего воздействия на качество жизни.

Конституционно-методологическое значение для подготовки доклада имели выступления Президента Российской Федерации Д.А. Медведева в 2009 году. Основная идея, определяющая позицию Главы государства, заключается в том, что в современных условиях существенно повышается роль государства, государственного управления в решении проблем настоящего и будущего страны. При этом стало очевидно, что комплексная программа модернизации, жизненную необходимость которой Президент Российской Федерации системно обосновал в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2009 года, предполагает, прежде всего, развитие принципов российского конституционализма, выражающих в своей совокупности ценности демократического, федеративного, правового, социального государства. Эти фундаментальные признаки Российского государства выступают конституционной основой модернизации страны и предполагают постоянное осмысление того, как в процессе законотворчества, практики правоприменения и в процессе правосудия развиваются эти конституционные ценности.

Сохраняя преемственность между докладами, в докладе Совета Федерации 2009 года делается акцент на качественном совершенствовании законотворческого процесса как необходимой основы модернизации страны, дальнейшей реализации гуманитарно-правовой стратегии развития Российской Федерации.

Принципиальной особенностью шестого доклада является дальнейшее продвижение в оценке качества законов через их вклад в повышение качества жизни населения, в осуществление прав, обязанностей и ответственности гражданина и государства. Именно это свидетельствует о качестве власти и эффективности управления.

В докладе 2009 года анализируются концептуальное значение и стратегическая роль посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в системе конституционно-правового развития страны.

Доклад концентрирует внимание на доказательстве специфического статуса закона как высшей формы государственного решения и как базового критерия воздействия власти на качество жизни населения.

Особое значение для нашей работы имеет сотрудничество комитетов и комиссий Совета Федерации с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, участие которых в подготовке доклада было чрезвычайно содержательным.

В Центр мониторинга законодательства и правоприменительной практики (Центр мониторинга права) при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на этапе подготовки проекта доклада Совета Федерации 2009 года поступило более 200 отзывов и предложений от органов государственной власти Российской Федерации, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов прокуратуры, органов судебной власти Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, общественных организаций и научно-экспертных учреждений.

В большинстве поступивших материалов поддержана базовая идея доклада – отразить правовое развитие Российской Федерации на основе системного единства правотворчества, правоприменения, мониторинга права, оценить эффективность правовых механизмов регулирования общественных отношений и правотворческой деятельности публичной власти по повышению качества жизни населения.

Традиционным этапом согласования позиций ученых, экспертов и законодателей в поиске новых идей при подготовке доклада Совета Федерации 2009 года стали: проведение V Всероссийского межрегионального семинара в Московской городской Думе и VII Всероссийской научно-практической конференции в г. Москве по вопросам мониторинга законодательства и правоприменительной практики, совещаний с уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации, обсуждение докладов в законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также использование таких новых форм работы, как презентации доклада Совета Федерации в субъектах Российской Федерации, проведенные в 2009 году в Московской городской Думе, Алтайском краевом Законодательном Собрании, Московской областной Думе, Российском государственном социальном университете.

Наряду с докладами Совета Федерации эффективной ежегодной формой осуществления правового мониторинга становятся доклады органов государственной власти субъектов Российской Федерации о состоянии законодательства.

Такие доклады подготовлены в 29 субъектах Российской Федерации. Они становятся своеобразным индикатором социальной и экономической результативности правотворческой деятельности органов публичной власти, источником успешной практики правового мониторинга и содержат конкретные предложения, направленные на совершенствование законодательства Российской Федерации.

Ключевое место в докладе посвящено анализу практики применения законодательных актов, оказывающих существенное влияние на реализацию экономических и социальных прав граждан Российской Федерации, в том числе по вопросам местного самоуправления, здравоохранения, образования, социального обеспечения, трудовых отношений и др. Авторами таких материалов, поступивших при подготовке доклада Совета Федерации, стали наряду с органами государственной власти Российской Федерации законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Долговременной и существенной проблемой, выявленной в ходе подготовки доклада 2009 года, стала необходимость глубокого анализа всей правовой системы Российского государства и подготовки Свода законов Российской Федерации. Это будет способствовать гармонизации законодательства и в целом нормативно-правовой базы на основе сотрудничества в сфере разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и переходу всей правовой системы России на качественно иной более совершенный уровень, который требуется для модернизации страны.

  1. Доклад совета федерации (2)

    Доклад
    Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2006 года "О состоянии законодательства в Российской Федерации". – М.: Совет Федерации, 2007.
  2. Доклад совета федерации (5)

    Доклад
    Настоящая книга открывается предисловием Председателя Совета Федерации, представившего 21 февраля 2007 года Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2006 года "О состоянии законодательства в Российской
  3. Доклад совета федерации (3)

    Доклад
    Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2007 года "О состоянии законодательства в Российской Федерации". – М.: Совет Федерации, 2008.
  4. Доклад совета федерации (4)

    Доклад
    1.2. Совершенствование организации и деятельности органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления, их должностных лиц 22
  5. Доклада Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

    Доклад
    заседания рабочей группы редакционного совета по подготовке проекта Доклада Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2008 года "О состоянии законодательства в Российской Федерации"
  6. Совет федерации федерального собрания российской федерации аналитическое управление аппарата совета федерации аналитический вестник

    Документ
    В этом выпуске Аналитического вестника публикуются материалы, подготовленные специалистами Аналитического управления Аппарата Совета Федерации по актуальным проблемам экономического развития Российской Федерации на современном этапе.
  7. Совет федерации (1)

    Документ
    Т.А. Федотовская, начальник отдела социальной политики Аналитического управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации,
  8. Участие в деятельности комитета совета федерации по конституционному законодательству (1)

    Закон
    Главным направлением работы за прошедший год в Совете Федерации было участие в совершенствовании законодательной базы в целях реализации приоритетов внутренней и внешней политики Российской Федерации, определенных в ежегодных посланиях
  9. Участие в деятельности комитета совета федерации по конституционному законодательству (2)

    Закон
    Главным направлением работы за прошедший год в Совете Федерации было участие в совершенствовании законодательной базы в целях реализации приоритетов внутренней и внешней политики Российской Федерации, определенных в ежегодных посланиях

Другие похожие документы..