Докладчик: г-жа Ольга селиверстова (Россия)

Док. GA28/CC27/REP/06r

ДВАДЦАТЬ ВОСЬМОЕ ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ ГЕНЕРАЛЬНОЙ АССАМБЛЕИ

КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ, ОБРАЗОВАНИЮ И СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ

ДОКЛАД

ПРОЦЕСС ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ УГРОЗЫ КУЛЬТУРНОМУ МНОГООБРАЗИЮ»



Докладчик: г-жа Ольга СЕЛИВЕРСТОВА (Россия)

I. ВСТУПЛЕНИЕ

  1. Черноморский регион, с древнейших времен перекресток и мост между Европой и Азией, Востоком и Западом, имеет свои особенности. Здесь переплелись различные культуры, традиции и религии, которые с течением времени оказывали влияние и обогащали друг друга. Это обеспечивает Черноморскому региону заметное место на глобальной культурной сцене.

  2. Процесс глобализации формирует условия для обновленного диалога между общинами, создает предпосылки для взаимодействия и диалога, таким образом содействуя распространению знаний о других культурах и повышая осознание народом ценностей своей собственной культуры. Возможность познать мировое культурное наследие и содействовать его сохранению способствует лучшему пониманию между народами во всем мире и подчеркивает ценность и взаимопроникновение культурного многообразия.

  3. В тоже время Конвенция ЮНЕСКО «Об охране нематериального культурного наследия» (2003 г.), содержит следующее положение: «Понимая, что процессы глобализации и социального преобразования наряду с условиями, которые они создают для обновленного диалога между общинами, способствуют также, как и нетерпимость, возникновению серьезной угрозы резкого ухудшения, исчезновения и разрушения нематериального культурного наследия».

  4. ЮНЕСКО, среди прочих, было предложено «разработать и осуществить соответствующие программы в области культуры, образования и социального обеспечения для пропаганды концепции диалога цивилизаций, включая проведение конференций и семинаров, а также распространение информации и научного материала по этому вопросу». На Генеральной Конференции ЮНЕСКО, состоявшейся в Париже с 3 по 21 октября 2005 г., на её 33-й сессии была принята Конвенция «О защите и пропаганде многообразия культурных форм».

  5. На этой основе и в свете предыдущих докладов «Диалог культур как средство укрепления доверия между народами», «Культурные, образовательные и социальные аспекты расширения ЕС: последствия для Черноморского региона», а также принимая во внимание вызовы глобализации, Комитет ПАЧЭС по культуре, образованию и социальным вопросам решил рассмотреть вопрос «Процесс глобализации и потенциальные угрозы для культурного многообразия» в качестве основного в повестке дня на своем 27-м заседании.

  1. В докладе использовалась информация, полученная от национальных делегаций Азербайджана, Румынии и Украины. Кроме того, справочный материал был получен Международным секретариатом ПАЧЭС из официальных источников соответствующих международных организаций в системе Интернет.

II. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ УГРОЗЫ ДЛЯ КУЛЬТУРНОГО МНОГООБРАЗИЯ

  1. Ускоряющиеся темпы процессов глобализации, которым способствует распространение современных транспортных и телекоммуникационных технологий, в корне изменили рамки многокультурного общества. Наряду с глобализацией рынков и информационных сетей модели потребления и массовая культура становятся все более единообразными во всем мире. Однако в результате деятельности тех же механизмов мигрантам стало легче сохранять элементы своей собственной культуры в процессе адаптации к условиям жизни в их новом жизненном пространстве.

  2. Глобализация не является ни панацеей, которая излечит человечество от всех проблем и конфликтов, ни окончательной катастрофой, которая разрушит культуру во всем мире. Однако глобализация оказывает огромное влияние на культурное наследие.

  3. Глобализация может обеспечить людей лучшим качеством жизни. Однако, с точки зрения народов развивающихся стран, в том числе многих стран ЧЭС, глобализация не всегда воспринимается как нечто позитивное. Учитывая их экономическую структуру, различный образ жизни и низкий уровень политической культуры, люди не всегда адаптируются к людям другой культуры из стран другого уровня развития, как, например, к жителям европеизированных и индустриальных стран.

  4. Углубление процесса глобализации на данном этапе не уменьшает разрыва между богатыми странами и странами с крайне низким уровнем ВВП на душу населения. В ряде таких стран государственные структуры или ослаблены или просто разрушены. В этих странах, охваченных зачастую этническими конфликтами, социальный хаос подрывает сами основы национального развития, ставит под вопрос закрепление культурного наследия.

  1. В результате глобализации аспекты местного образа жизни становятся аспектами глобального образа жизни в то время, как определенный традиционный стиль жизни стремительно меняется или сходит на нет.

  2. Культура или традиционный образ жизни передаётся от поколения к поколению, в основном, устно, с помощью моделей поведения или материальных традиций. В наше время многие аспекты материальной культуры стремительно изменяются и, таким образом, ослабевают их функции.

  3. Страны ЧЭС обеспокоены проблемами процесса передачи традиционного образа жизни будущим поколениям. Культурное многообразие и культурное богатство в регионе основывается на различных этнических общинах, а также различном культурном окружении. Однако, эта передача от одного поколения к другому может быть прервана процессами глобализации.

  4. Наряду с этим, глобализация обеспечивает возможностями доступа к знаниям и информации о широком круге культурного наследия в глобальном масштабе, возможностями визуального доступа с тем, чтобы оценить формы культурного выражения, привлечь интерес и поддержку к их сохранению, представить формы культурного выражения в электронном или ином формате и распространить их по всему миру (через различные средства массовой информации и телекоммуникации), выявлять и передавать различные самобытные формы, устанавливать авторство и охранять права интеллектуальной собственности, развивать творчество и всеобъемлющие новые формы диалога.

  5. Однако, она таит в себе и угрозы из-за большого упора на материальные ценности, присущие процессам глобализации, и доминирования некоторых языков и культурной практики, что предполагает усиление тенденции к утрате языков и исчезновению определенных культурных традиций. Все эти тенденции благоприятствуют возникновению единообразия выражений и подходов, посягающих на культурное многообразие.

  6. Последствия, обычно ассоциируемые с глобализацией, происходят не только на глобальном уровне, но также часто являются результатами внутренних процессов в странах и регионах, тенденций урбанизации и региональной интеграции. Поэтому культурное наследие неотделимо от внутренних культурных тенденций и требует целостного подхода и перспективы. Оно охватывает материальное и нематериальное наследие, знания и умения, необходимые для производства предметов культуры. Тем не менее, процесс глобализации с его стремительным ускорением иногда оказывает влияние, а в некоторых случаях и прерывает эту неделимость. Соответственно можно сказать, что тенденции глобализации влияют на культурное наследие в целом и без исключения.

  7. Каждая культура в той или иной мере испытала на себе воздействие других культур и закрепила свою самобытность в истории. Очень важна открытость одной культуры для других. Тем не менее, стремительный поток людей, продукции и информации, а также стремительное культурное взаимопроникновение, вызванное процессами глобализации, угрожает недоминирующим культурам, особенно их нематериальному культурному наследию, которое передавалось из поколения в поколение.

  8. В дополнение к Конвенции 1972 о защите мирового культурного и природного наследия, Конвенция 2003 ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия является неотъемлемым инструментом, предусматривающим целостный подход к культурному наследию и обеспечивающим общую основу для того, чтобы подчеркнуть особую роль носителей нематериального культурного наследия, создавая, таким образом, условия для защиты и охраны её различных компонентов.

  9. Важной и деликатной задачей становится установление подлинности произведений во избежание подделок, обеспечивая при этом динамичную интеграцию и эволюцию культурных процессов и продуктов. Для этого необходимо ещё раз обдумать как установить, определить и составить перечень имеющихся форм культурного выражения, избегая при этом создания новых пакетов продукции в туристических или рекламных целях и его передачи на рассмотрение общества. Это будет способствовать значительно лучшему пониманию людей, культурных сообществ и культуры. Должно быть предусмотрено регулярное обновление и оценка результатов процесса отбора. Нематериальное культурное наследие является важным элементом в определении и формировании идентичности народов и сообществ, это – ключевой элемент участия в процессах глобализации без риска быть «подавленным».

  10. Стремясь к развитию сотрудничества между государствами-членами ЧЭС в области образования, культуры и социальных вопросов, соответствующий Комитет ПАЧЭС рассматривал, в частности, следующие вопросы: «Защита культурного наследия стран-членов ПАЧЭС», «Основные направления программы по защите культурного наследия в Черноморском регионе», «Роль культуры в развитии региона ЧЭС», а Ассамблея приняла соответствующие рекомендации 6/1994, 18/1996 и 70/2003. Комитет ПАЧЭС уделяет особое внимание сохранению культурного наследия в государствах-членах ЧЭС, что нашло свое отражение в докладе «Сохранение и преумножение культурного наследия государств-членов ЧЭС» с соответствующей рекомендацией 80/2004.

  11. Глобализация уменьшает возможности передачи культурного наследия в силу распада общин, являющихся коллективными гарантами нематериального культурного наследия. Этот процесс вызван беспрецедентной мобильностью населения и урбанизацией.

  1. Необходимо признать, что иногда реакция на процессы глобализации может привести к крайним последствиям. В результате нематериальное культурное наследие не используется из-за конфликтов, вызываемых крайним национализмом или этноцентризмом, противостоящих глобализации.

  2. Стремительные процессы экономической глобализации, вероятно, могут привести к недостатку технических и финансовых возможностей в большинстве развивающихся государств ЧЭС, что станет на пути мер по защите этого наследия и стимулирования наследников. Это, конечно, является следствием расширяющейся технико-экономической пропасти между теми, кто обладает соответствующим потенциалом, и теми, у кого его нет.

  3. Глобализация может также привести к перемещению местных общин. Ухудшение экологии и уменьшение ресурсов, необходимых для осуществления нематериального культурного наследия, препятствует распространению традиционных знаний коренного населения, имеющих отношение к природе. Ухудшение окружающей среды в результате экономической глобализации может привести к упадку традиционных ремесел.

  4. Различные формы, с помощью которых сохраняется и передается нематериальное культурное наследие, требуют особого внимания. Исчезновение языков в результате воздействия глобализационных процессов будет обязательно иметь как прямые, так и косвенные негативные последствия для самобытности и нематериального культурного наследия.

  1. Использование языка является важным способом его защиты от исчезновения. Однако использование языка заключается не в том, чтобы говорить о нем, а в том что необходимо говорить на нем. Для того, чтобы противостоять утрате лингвистического многообразия, необходимо пропагандировать использование местных языков путем их документации и поощрения их использования в поэзии, драме, фильмах, в качестве средства общения и объекта изучения.

  2. Помимо экономических и лингвистических, глобализация проявляется и в религиозных формах – с неопределёнными и зачастую неизученными последствиями для сохранения многообразия культурного наследия.

III. Место религии, средств массовой информации и образования в процессе глобализации и сохранении культурного многообразия

a) Религия

  1. Роль религии заслуживает особого внимания, поскольку многие религии, фактически, действуют глобально, осуждая одновременно и утрату самобытности в культурной сфере.

  2. Свобода вероисповедания также важна, как и свобода слова. Необходимо признать, что свобода вероисповедания является основным правом человека и общин, она подразумевает уважение к целостности всех религиозных убеждений во всех формах проявления. Свобода самовыражения должна осуществляться в рамках закона, сосуществовать с личной ответственностью и основываться на уважении прав и чувств других людей.

  3. События, приведшие к «кризису карикатур», произошедшему в Дании, говорят о том, что такие действия оказывают опасное воздействие на религиозные общины. В принятой в последствии резолюции Европейского Парламента о праве самовыражения и уважении религиозных чувств ясно говорится о том, что подобные протесты не содействуют развитию диалога культур и не могут укреплять межконфессиональные связи между государствами. В ней говорится о том, что свобода самовыражения должна сосуществовать с ответственностью и уважением прав человека, религиозных чувств и верований, «связаны ли они с исламом, христианством, иудаизмом или любой другой религией». Поэтому следует признать, что развитие межкультурного и межрелигиозного диалога так же, как и достижение взаимопонимания и уважения, является актуальной задачей, стоящей перед глобализованным миром.

  1. Укрепления взаимопонимания и взаимоуважения можно достичь с помощью решительного, но в то же время мирного диалога мнений в рамках свободы самовыражения. Следует укреплять диалог культур и религий. Этот диалог должен основываться на терпимости, а не предубеждениях, на свободе самовыражения и вероисповедания, а также связанных с ними ценностях.

b) Средства массовой информации и образование

  1. Вышеупомянутый «кризис карикатур» продемонстрировал как велика и ответственна в глобализированном обществе роль средств массовой информации, призванных информировать людей, влияя, таким образом, на процесс формирования общественного мнения, отношения и политического выбора.

  2. Средства массовой информации имеют жизненно важное значение для создания и развития демократической культуры в любой стране. Развитие сотрудничества в области средств массовой информации и, прежде всего, между национальными телекомпаниями государств-членов ЧЭС, может содействовать установлению мира и международного взаимопонимания, взаимному уважению и терпимости между народами, населяющими регион. Обмен культурными программами по телевидению способствует лучшему пониманию соседей, осознанию общих культурных корней и схожести. Такое сотрудничество создает необходимые предпосылки для дальнейшего политического и экономического сотрудничества и предотвращения конфликтов.

  3. Телерадиовещание является наиболее мощным и влиятельным средством массовой коммуникации и наиболее важным источником информации для большинства населения Черноморского региона. Национальные телеинституты, финансируемые из государственного бюджета, несут особую ответственность за информирование населения о широком круге событий, включая последние новости в политической, экономической, социальной и культурной жизни государств-членов ЧЭС.

  4. Учитывая то важное воздействие, которое межкультурный диалог может оказать на государства-члены ЧЭС с помощью каталитической роли средств массовой информации, Ассамблея напоминает о принятых докладе и рекомендации 47/2000 «О роли средств массовой информации в развитии сотрудничества в Черноморском регионе». Кроме этого, она приветствует заседания общественных телерадиовещательных компаний из государств-членов ЧЭС, состоявшиеся в Бухаресте в 2001 г., в Греции в 2002 г., в Софии в 2003 г. и в Одессе в 2004 г. по инициативе ПАЧЭС.

  1. К сожалению, влияние глобализированного содержания средств массовой информации, стандартизированное обучение и наплыв бесконтрольного массового туризма может привести к утрате интереса и уважения к местной и традиционной культуре в результате стандартизации ценностей среди молодого поколения.

  2. Ассамблея напоминает о докладе и рекомендации 24/1997 «О сотрудничестве молодежи в Черноморском регионе», приветствующие более тесные контакты среди молодежи, такие как совместная деятельность объединений молодых предпринимателей, молодых политических лидеров, национальных студенческих союзов и т.д., а также практику обмена студентами, художественных выставок и фестивалей и другая деятельность в рамках Черноморской Конвенции о сотрудничестве в области культуры, образования, науки и информации. Была также особо выражена поддержка усилиям национальных молодежных объединений в свете создания Черноморской Ассамблеи Молодежи под эгидой ПАЧЭС. Ассамблея внесла свой вклад в Черноморское культурное сотрудничество, поддержав инициативу российской делегации в ПАЧЭС об организации Фестиваля молодежи и юношества государств-членов ЧЭС. При содействии ПАЧЭС в 2001-2002 гг. в Сочи, по приглашению российской делегации в ПАЧЭС, были проведены первый и второй Фестивали молодежи и юношества «Золотая ладья». По такому же принципу 24-31 августа 2002 г. в Анкаре был проведен Фестиваль Черноморских Столиц.

  3. ПАЧЭС рассмотрела также следующие вопросы: “Сотрудничество между странами-членами ПАЧЭС в области улучшения образования”, “Сотрудничество научных сообществ стран-членов ЧЭС и его правовая основа”, “Взаимное признание дипломов о высшем образовании странами-членами ПАЧЭС”, “Роль средств массовой информации в развитии сотрудничества в Черноморском регионе”, “Черноморская Сеть Университетов: вклад в научное сотрудничество ЧЭС”, “Сотрудничество в сфере познавательного туризма в Черноморском регионе” и принял соответствующие рекомендации 10/1995, 27/1998, 31/1998 , 47/200, 56/2001 и 83/2005.

IV. ВЫЗОВЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ, СТОЯЩИЕ ПЕРЕД РЕГИОНОМ ЧЭС

  1. Организация ЧЭС смогла определить основные задачи, получить международное признание как динамичная региональная инициатива с хорошо развитыми межправительственным, межпарламентским, деловым, банковским и научным измерениями. Начав сотрудничество в сферах, представляющих общий интерес, ЧЭС доказало, что является полезным форумом для широкого мультикультурного диалога по различным вопросам регионального сотрудничества.

  1. Динамика появления новой европейской архитектуры в условиях процесса глобализации открыла потенциал для эффективного партнерства с ЧЭС. ЧЭС может играть важную роль в обеспечении необходимых связей между расширенным ЕС и Восточной Европой, Каспийским регионом и Восточным Средиземноморьем.

  2. Осуществление экономической повестки ЧЭС с помощью коллективных действий и усилий будет содействовать более динамичному устойчивому развитию каждого государства-члена и региона в целом, усилению демократии, защите прав человека, укреплению верховенства закона и гражданского общества, а также широким целям европейской интеграции и стабильности.

  3. В новом тысячелетии основной целью ЧЭС станет вынесение знаний на передовые позиции своей деятельности путем использования преимуществ самых последних достижений в сфере науки и технологии. Рабочая группа ЧЭС по сотрудничеству в области науки и технологии разрабатывает специальные программы в целях продолжающегося исследования и для определения перспективных областей, связанных с реальными потребностями государств-членов. Значителен вклад Международного Центра Черноморских Исследований (МЦЧИ) и других органов и филиалов ЧЭС.

  4. Необходимо развивать и поддерживать серьезное и эффективное партнерство между ЧЭС и ЕС на основе общих интересов и ценностей, уважения прав человека и основных свобод. Сотрудничество между ПАЧЭС и Европейским Парламентом способствует развитию такого партнерства.

  5. Как и многие страны мира, государства-члены ЧЭС разработали меры, чтобы отвечать вызовам нового мирового порядка. Они расширили торгово- транспортные отношения между государствами-членами и достигли большого экономического развития и демократизации. Они также попытались создать альянсы и найти экономических партнеров, а также более активно участвовать в субрегиональном и региональном сотрудничестве с более развитыми и опытными государствами.

  6. Принцип обеспечения и развития свободы самовыражения также применим и в отношении нематериального культурного наследия: жить и позволять людям говорить на их родном языке. Это поможет углубить понимание того пути, следуя которому все страны ЧЭС смогут наилучшим образом использовать свои культурные традиции для того, чтобы определить своё будущее. Пропаганда многоязычия является важным механизмом сохранения и восприятия нематериального культурного наследия.

  7. Выработка и проведение соответствующей культурной политики помогает сохранить нематериальное культурное наследие, используя при этом потенциал, заложенный в диалоге. Культурная политика уполномочивает местные общины вести переговоры между агентствами, занимающимися вопросами культуры, и жителями общины. Культурная политика также включает наращивание потенциала и поощряет культурное творчество как индивидуальный и общинный процесс. Особыми вызовами являются: а) сохранение материальных условий для процветания и передачи нематериального культурного наследия; b) закрепление ответственности за нематериальное культурное наследие за местными агентствами и группами, и с) защита коллективных прав и пропаганда стимулов активного участия.

  8. Необходимо отметить особую роль музеев, особенно, этнографических, во всех странах ЧЭС, поскольку они способствуют пониманию и положительному восприятию различного образа жизни и другого, незнакомого культурного наследия. Более того, этнографические музеи вносят вклад в сохранение нематериального культурного наследия с помощью коллекций, сохранения и изучения различных традиционных образов жизни во всем мире, таким образом охватывая культурное многообразие.

  9. Информационные и телекоммуникационные технологии (ИТТ) являются эффективным средством для документирования нематериального культурного наследия, а также сохранения и развития всего спектра связанных с ним культурных форм.

  10. Все вышеуказанные проблемы можно решить с помощью институциональных реформ, чтобы получить более практичные и материальные рамки для контактов и проведения политики между странами ЧЭС.

  11. Азербайджан: Закон 31 от 31 мая 1996 г. «О приверженности международной конвенции об искоренения всех форм расовой дискриминации» нашел своё подтверждение в законе Азербайджанской Республики от 6 февраля 1998 г. «О культуре» и в соответствующих указах президента Азербайджанской Республики от 16 апреля 1998 г.. В статье 8 закона о культуре(«право на национальную самобытность») говорится: каждый человек имеет право сохранять свою национальную культурную принадлежность, свободно выбирать моральные, эстетические и другие ценности, государство гарантирует право человека на национальную принадлежность». Более того, ряд статей закона о культуре косвенно гарантирует людям право на культурную самобытность. Особенно, статья 48 («Культурное сотрудничество в сфере культуры»), статья 49 («Международный обмен в сфере культуры»), статья 50 («Сотрудничество в сфере охраны культурной собственности») предоставляют национальным меньшинствам возможности устанавливать международные культурные связи со своей исторической родиной.

  12. Министерство по культуре и туризму осуществляет проект «Культурное многообразие Азербайджана» в рамках Программы ЮНЕСКО «Культурное многообразие». В рамках этого проекта в Баку состоялась конференция с аналогичным названием при поддержке представительства ОБСЕ в Азербайджане. Была принята декларация «О культурном многообразии Азербайджана», где развитие сотрудничества между государством, правительством и частным сектором, осуществление необходимых мер по охране культурного многообразия и постоянный контроль были названы в качестве основных принципов. В то же время, в соответствии с итогами конференции было решено создать Координационный Совет по культурному многообразию, основная задача которого будет заключаться в координировании сотрудничества между культурными общинами национальных меньшинств в Азербайджане. В рамках проекта «Культурное многообразие Азербайджана» было также предусмотрено провести фестиваль искусств и фотовыставку национальных меньшинств Азербайджана. Кроме того, культурные общины национальных меньшинств Азербайджана вовлечены в осуществление проектов по познавательному туризму.

  13. Румыния: Расположение Румынии на перекрестке латинской, славянской и центрально-европейской культур отражено в разнообразии и богатстве её культурного наследия как на национальном, так и общеевропейском уровне. Это создает интерактивное пространство для культурных меньшинств и культурной самобытности, несет с собой большой экономический потенциал. Социальный ландшафт Румынии характеризуется разнообразием дополняющих культурных традиций: венгерской, немецкой, еврейской, турецкой, татарской, русской, цыганской, сербской, болгарской, хорватской, чьи яркие индивидуальности выражаются в творческом вкладе в современное мировое искусство.

  1. Румыния приняла и соблюдает основные положения международных конвенций и рекомендаций: «Европейская Конвенция о культуре» (1954 г.), «Европейскую Хартию региональных языков и языков меньшинств» (1992 г.) и «Рамочную Конвенцию о защите национальных меньшинств» (1994 г.) Румыния является первым государством Европы, завершившее процесс ратификации Конвенции о культурной политике и культурном многообразии. В июле 2006 г. Румыния представила инструменты ратификации Генеральному Директору ЮНЕСКО.

54. Турция: Инициатива «Альянса цивилизаций», с которой впервые выступил премьер-министр Испании Хосе Луис Родригес Запатеро в 2004 г. на Генеральной Ассамблее ООН, и которая впоследствии была поддержана премьер-министром Турции Реджепом Таипом Эрдоганом, официально вступила в силу после заявления ООН от 14 июля 2005 г.. Основная цель этой инициативы, которая стала актуальна особенно сейчас в качестве ответной меры на усиление напряженности между Западом и исламским миром, заключается в содействии достижению согласия, сотрудничества и гармонии путем придания приоритетности общим для различных культур ценностям. Получив широкое освещение, инициатива стала сегодня одним из наиболее приоритетных проектов в контексте диалога культур, религий и цивилизаций. В этой роли инициатива «Альянса цивилизаций» стала наиболее заметной инициативой с точки зрения преодоления недостатка в диалоге и взаимопонимании между исламским миром и Западом во время недавнего карикатурного кризиса. Турция, при существовании Европейского Союза, в котором мультикультуризм является неотъемлемой частью, в сущности, принимает то, что культура Европейского Союза будет вносить вклад в ее культурные ценности, и свои ценности будут играть основную и первоочередную роль в рамках культуры ЕС. В мире глобализации культурное наследие является нематериальным источником культурного обогащения, который превращает прошлое в будущее. В этом контексте, Турция стала одной из первых стран, принявших Конвенцию «Об охране нематериального культурного наследия» и, завершив в самый краткий срок все необходимые внутренние правовые процедуры, была избрана членом Межправительственного Комитета, состоящего из 18 членов, для последующей реализации Конвенции.

  1. Украина: В видении Министерства культуры и туризма Украины, основным вызовом, который стоит перед современным миром, в процессе глобализации культуры является сохранение собственной культурной самобытности. На сегодня уровень национального самосознания и украинской самоидентификации, в частности, среди молодежи, не весьма высокий, что вызвано разными факторами. Учитывая это, одним из основных заданий культурной политики Украины должно стать предотвращение «поглощения» собственной национальной культуры мировым массовым продуктом, для которого созданы все условия успешного продвижения на мировом рынке. Использование опыта ведущих европейских стран в направлении противостояния глобализационным процессам чрезвычайно важно и для Украины.

  2. Киевская инициатива основана на опыте проекта «Поддержка переходного периода в области искусства и культуры в большой Европе» (STAGE), осуществленного в период с 2000 г. по 2005 г.. Проект STAGE способствовал развитию новых динамичных культурных проектов в Армении, Азербайджане, Грузии, Украине и в Молдове, укрепляя культурные обмены между южно-кавказскими странами и другими европейскими странами, и способствуя взаимопониманию и демократической стабильности в регионе. Киевская инициатива была представлена на 5-м коллоквиуме на уровне министров проекта STAGE, который состоялся в Киеве в сентябре 2005 г.

  3. Этот проект свидетельствует об интегрированном подходе к устойчивому культурному, экономическому и социальному развитию путем проведения политики в области культуры и культурного наследия и осуществления мероприятий в этой области с целью пропаганды диалога, участия и уважения культурного многообразия.

  4. Первое консультативное заседание состоялось в Страсбурге 30-31 января 2006 г. с участием представителей стран-участниц. Дальнейшие рабочие заседания этой группы состоялись в Страсбурге в апреле и мае 2006 г. в рамках пленарных заседаний Руководящего Комитета по культуре (CDCULT) и культурному наследию (CDPAT). Это заседание предоставило возможность для обмена информацией о последних событиях в соответствующих странах, кроме того, были уточнены конкретные задачи и мероприятия в рамках Киевской инициативы и обсуждены вопросы, связанные с её осуществлением.

V. ВЫВОДЫ

  1. Глобализация представляет собой ряд процессов, направленных на преобразование в пространственную организацию социальных взаимоотношений и трансакций, генерирующих трансконтинентальные или межрегиональные потоки и сети деятельности, взаимодействия и энергии. Многие бывшие и по-прежнему остающиеся неприсоединившимися страны выверяли и выверяют свои позиции то с одной, то с другой стороны, а их лидеры делают выбор с точки зрения собственного восприятия интересов безопасности, своего расчета соотношения сил и идеологических предпочтений. Однако, в новом мире глобализации культурная самобытность является центральным фактором, определяющим друзей и врагов страны.

  2. Сегодня современный мир функционирует как единый организм: существует немало всемирных институтов, упрощается миграция, происходит процесс «стирания» границ независимых государств, экономика которых становится все зависимее от деятельности транснациональных корпораций. Все эти признаки, которые определяют процессы глобализации, проявляются и в области культуры путем создания единой мировой массовой культуры.

  3. Происходит стандартизация и унификация культурных процессов при активном продвижении её продуктов на мировом рынке. Как следствие, возникают проблемы с сохранением культурного многообразия и культурной самобытности в условиях экспансии глобальной культуры, ведь под давлением массовой культуры уничтожаются этнокультурные особенности общества.

  4. Распространение рыночной экономики на страны ЧЭС привело к безудержной коммерциализации и превращению нематериального культурного наследия в товар, делая, например, из религиозных ритуалов шоу под названием «фольклоризация».

  5. Были созданы соответствующие условия для артистических форм выражения и стимулирования развития художественных талантов многих молодых многообещающих носителей традиций. Следует рассмотреть вопрос о включении современных артистических форм в деятельность, связанную с нематериальным культурным наследием.

  6. Основной вызов, который стоит перед современным миром в процессе глобализации культуры, заключается в сохранении собственной культурной самобытности. Культурная глобализация является высокодиалектическим процессом, в котором глобализация и локализация, гомогенизация и фрагментация, централизация и децентрализация являются не исключающими крайностями, а неделимыми частями целого.

  7. Важно сделать так, чтобы глобализация способствовала взаимопониманию в таких вопросах, как этническая, национальная, религиозная и лингвистическая самобытность, а странам ЧЭС необходимо стремиться к сохранению культурного разнообразия в регионе.

Текст рассмотрен на Двадцать седьмом заседании Комитета по культуре, образованию и социальным вопросам в Москве 27 сентября 2006 г. и утвержден на Двадцать восьмой Генеральной Ассамблее в Баку 23 ноября 2006 г.

  1. Радио 26 маяк, новости, 27. 01. 2006, Лобанов Олег, 11: 00 26

    Документ
    01. 00 , 1:00 5 Радио 5 МАЯК, НОВОСТИ, 7.01. 00 , Лобанов Олег, 11:00 5 МАЯК, НОВОСТИ, 7.01. 00 , Максимова Евгения, 1 :00 МАЯК, НОВОСТИ, 7.
  2. Первый канал, новости, 12. 12. 2005, Крискевич Вячеслав, 15: 00 12

    Документ
    ДЕПУТАТЫ ОТ ЛДПР, ПОБЕДИВШИЕ НА ВЫБОРАХ В ДУМУ ГОРОДА ВОЛЖСКОГО, ПЕРЕШЛИ В "ЕДИНУЮ РОССИЮ" ЖИРИНОВСКИЙ ВОЗМУЩЕН "ПОЛИТИЧЕСКИМ БАНДИТИЗМОМ" 148
  3. Госдума РФ мониторинг сми 16 18 сентября 2006 г (1)

    Документ
    ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ПРОГОЛОСОВАЛА ЗА УСИЛЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА ТРУДОУСТРОЙСТВА МИГРАНТОВ - ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА 14
  4. Госдума РФ мониторинг сми 16 18 сентября 2006 г (2)

    Документ
    РУКОВОДИТЕЛИ ПАРЛАМЕНТОВ СТРАН "ГРУППЫ ВОСЬМИ" РЕШИЛИ СОЗДАТЬ КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ СОВЕТА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СИТУАЦИИ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ - ГРЫЗЛОВ 64
  5. Радио 13 Маяк, 09. 02. 2005, Новости, 12: 00: 00, Гарин Петр 13

    Документ
    НТВ, 09.02.2005, Сегодня в 22, 22:00:00, Пивоваров Алексей, Асет Вацуева; Сегодня, 19:00:00, Осокин Михаил; Сегодня, 16:00:00, 13:00:00, Суханов Алексей 12
  6. Первый канал, Новости, 21. 06. 2005, 9: 00: 00 12

    Документ
    О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ФИНАНСИРОВАНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ОБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОКРАЩЕНИЕ РАЗЛИЧИЙ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2002 - 2010 ГОДЫ И ДО 2015 ГОДА)" В 2005 ГОДУ.
  7. Ежедневный информационный обзор по энергоэффективности, энергосбережению и возобновляемым источникам энергии (3)

    Документ
    Юрий Липатов: Госдума рассмотрела возможность переноса сроков обязательной установки приборов учета газа Фракция "Единая Россия" в Государственной Думе 14
  8. Первый канал, Новости, 30. 03. 2005, 12: 00: 00 15

    Документ
  9. Удк 81'1=81'366. 56+81'367. 625 Лаврентьев В. А. Взаимодействие категорий лица и залога

    Документ
    Глагол выражает значение процессуальности в категориях вида, залога, лица, наклонения, времени, числа, при этом все названные категории находятся в многосторонних и многообразных связях между собой, однако далеко не все эти связи детально

Другие похожие документы..