Рабочая программа дисциплины «Социология» для поступающих в аспирантуру по специальности

СБОРНИК ПРОГРАММ

для аспирантов и соискателей

ученой степени кандидата социологических наук

по специальности

«Социология культуры, духовной жизни»

(шифр специальности 22.00.06)

Екатеринбург - 2006

Федеральное агентство по образованию

Российский государственный профессионально-педагогический

университет

Институт социологии

Кафедра социологии

Утверждаю

Проректор по научной работе

и внешним связям

________________ В.А. Федоров

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины «Социология»

для поступающих в аспирантуру

по специальности

22.00.06 – Социология культуры, духовной жизни

(социологические науки)

Екатеринбург – 2006

Рабочая программа дисциплины «Социология» для поступающих в аспирантуру по специальности 22.00.06 – Социология культуры, духовной жизни / Рос. гос. проф.-пед. ун-т; Сост. канд. социол. наук, доцент Т.В. Пермякова. Екатеринбург, 2006. 24 с.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры социологии Института социологии РГППУ 23 июня 2006 г. Протокол № 11.

Заведующая кафедрой Т.В. Пермякова

Рекомендована к печати методической комиссией Института социологии РГППУ ______________2006 г. Протокол № _______.

Председатель

методической комиссии Л.Ф.Беликова

© Российский государственный

профессионально-педагогический

университет, 2006

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины «Социология»

для поступающих в аспирантуру по специальности

22.00.06 – Социология культуры, духовной жизни

(социологические науки)

Раздел 1. История социологии

Понятие предмета истории социологии и задачи курса. История социологии в зарубежной и отечественной литературе. Проблема периодизации и границ истории социологии.

Социально-экономические предпосылки возникновения социологии. Развитие капитализма и потребность в его конкретном адекватном научном знании. Общецивилизационная природа социологии как науки об обществе.

Научно-теоретические предпосылки появления социологии. Естественнонаучные достижения общества. Основные направления развития социальной мысли: консервативная (Ж. Де-Местр) и либеральная (И.Бентам, Дж.Милль) ориентации, философские концепции Фихте, Канта, Гегеля, утопический социализм (Сен-Симон), французская социально-историческая школа (Тьерри, Гизо, Минье), концепция исторического круговорота (Дж.Вико).

Возникновение социологии как реализация потребности общества в принципиально новом научном самопознании.

Сущность позитивизма и влияние его принципов на социологию. О.Конт как основатель позитивизма. Конт и Сен-Симон. Проблема социального факта у Конта. Связь между социологией и естествознанием. Социология как социальная физика. Специфика социологического подхода Конта к общественной жизни. Понятие социальной связи. Социальная статика и социальная динамика в работах Конта. Основные методы социологии по Конту. Значение взглядов Конта в истории социологической мысли. Влияние Конта на последующее развитие социологии.

Г.Спенсер и идея эволюционизма. Влияние дарвинизма на социологию Спенсера. «Биологизация» в социологии. Учение о структуре и функциях социального организма. Спенсер об интеграции и дифференциации социальных институтов. Социальный контроль как элемент социального института. Влияние идей Спенсера на последующее развитие социологической мысли. Исторические судьбы позитивизма.

Понятие натурализма в социологии, его прогрессивная направленность и черты ограниченности. Социал-дарвинизм в социологии (Л. Гумплович). Учение о межгрупповой борьбе в обществе, использование дарвиновского закона борьбы за существование. Проблема социального конфликта.

Расово-антропологическая школа (Ж. Гобино). Социологическое обоснование расизма. Биологическое объяснение исторического процесса. Критика взглядов Ж. Гобино его современниками (А. Токвиль) за идею превосходства белой расы. Географическая школа в социологии (Хаусхофер, Челлен). Роль географической среды и ее отдельных компонентов (климата, почвы, ландшафта) в развитии конкретных типов общества.

Сущность экономического детерминизма К. Маркса. Проблема взаимодействия общества и личности. Исследование К.Марксом социальной структуры капиталистического общества: достижения и черты ограниченности. Попытка социологического изучения рабочего класса – «Анкета для рабочих». Влияние К. Маркса на последующее развитие социологической мысли. Оценка вклада К. Маркса в социологию современными западными и отечественными авторами.

Место марксизма в истории социологии.

Понятие психологического направления в социологии. Психологический редукционизм. Психологизация социологических теорий. Структура психологического направления: психологический эволюционизм, групповая психология, психология подражания, интеракционизм.

Психологический эволюционизм Л. Уорда и Ф. Гиддингса. Учение Л. Уорда о социальных силах. Ф. Гиддингс об обществе как совокупности психических явлений, обусловленных физическими процессами. Признаки социальных процессов.

Групповая психология Г. Лебона. Понятие толпы. Проблема психического заражения. Психология подражания Г. Тарда. Ч. Кули и зарождение интеракционизма.

Исторические истоки эмпирической социологии (ХVII-ХVIII вв.). Социально-демографические исследования Дж. Граунтом проблемы смертности. Статистические работы У. Петти. Изучение им политической анатомии Ирландии на основании статистического анализа благосостояния и рода занятий населения. Развитие моральной статистики и социальной гигиены в ХIХ в. Сбор количественных данных о социальных, нравственных и интеллектуальных характеристиках населения (преступность, бедность, образование и др.). Появление дифференцированной социальной информации.

А. Кетле и его роль в развитии социальной статистики. Открытие статистической закономерности - новый этап в развитии социальной статистики. “Средний человек” в структуре статистического ряда.

Ч. Бут, значение его деятельности в развитии эмпирических социологических исследований. Изучение им классовой структуры Лондона. Практические последствия эмпирических исследований Ч. Бута.

Конкретные социологические исследования в Германии. А. Левенштайн и эмпирическое изучение рабочего класса.

Эмпирические исследования, проведенные Ф. Теннисом, Э. Дюркгеймом, М. Вебером. Значение эмпирических исследований, проведенных в ХIХ – начале ХХ вв., для становления эмпирической социологии.

Профессионализация социологии, выход ее на уровень теоретического развития. «Формальная» школа социологии Ф. Тенниса. Учение Тенниса о социальных связях и социальных отношениях. Основные типы форм социальной жизни. Общественно-политическая деятельность Тенниса.

Г. Зиммель о социальном взаимодействии людей и его формах. Основные этапы духовной эволюции ученого. «Формальная» социология Г. Зиммеля. Основания социологии конфликта. Влияние Зиммеля на последующее развитие социологии.

Социологическое творчество М. Вебера. Разработка метода «понимающей» социологии. Учение об идеальных типах. Социальное действие – центральная категория веберовской социологии. Идея формальной рациональности. Взаимосвязь экономики, этики и религии и мотивация экономической деятельности. М. Вебер о классовых и групповых взаимоотношениях. Неовеберианство и ренессанс социологических идей М. Вебера в последней четверти ХХ в. Значение творчества М. Вебера в истории социологии.

«Социологизм» Дюркгейма. Дюркгейм о проблеме социального факта. Особенности метода французского социолога, сущность его структурно-функционального подхода. Категория социальной солидарности – центральная в социологической теории Дюркгейма. Проблема разделения общественного труда. Методология исследования социальных девиаций. Исследования анатомии самоубийства. Отношение Дюркгейма к проблеме социального неравенства и пути ее решения. Проблемы морали и религии в творчестве Э. Дюркгейма.

Место социологической теории Э. Дюркгейма в истории социологии. Школа Э. Дюркгейма. Влияние французского социолога на развитие социологической науки. Преемники и последователи Дюркгейма в ХХ в.

В. Парето и его концепция нелогического действия. Учение об осадках и деривациях. Трактовка исторической закономерности. Концепция элиты В. Парето. Основные социальные типы в капиталистическом обществе. Концепция социального равновесия. Влияние концепций В. Парето на развитие социологии, его место в истории социологии.

Зарождение социологии в России. Социально-экономическая и политическая ситуация 60-х гг. XIX в. Распространение социологии. Трудности институциализации российской социологии: публикации и периодические издания, состояние социологического образования, социологические кружки и общества. Ограничительные и репрессивные меры властей. Отношение к социологии представителей других социальных наук. Публицистичность, неофициальность, критическая ориентация русской социологии. Идеалы прогресса и отношение к монархическому режиму. Ликвидация институциональных основ немарксистской социологии в 1922 г.

Основные фазы эволюции российской социологии: синтетическая (60-е – 90-е гг. XIX в.), аналитическая (90-е гг. XIX в.), неопозитивистская (1900 – 1922 гг.). Законченные школы и направления: натурализм – антипозитивизм – неопозитивизм. Попытка синтеза различных направлений в последние годы существования немарксистской социологии.

Международные связи российских социологов, их вклад в мировую социологическую мысль. Интернационализация «русских тем» в социологии («общность и община», «герой и толпа», субъективный метод в социологии, культурно-историческая типология, теория подражания, идеи бихевиоризма и т.п.).

Роль и значение российской социологии конца XIX – начала ХХ вв. в процессе возрождения и развития отечественной социологии. Проблема становления российской национальной социологической школы

Возрастание интереса к социальной психологии и его отражение в социологических теориях народничества.

Социологические взгляды П.Л. Лаврова и основные проблемы его “Исторических писем”: отношение социологии и истории; предмет и метод социологии; роль личности в истории; теория прогресса; роль государства в жизни общества. Антропологический принцип и формула прогресса. Эклектизм социологической теории П.Л. Лаврова.

Н.К. Михайловский – основатель субъективной школы в социологии. Основные направления исследований: субъективный метод в социологии; «борьба за индивидуальность»; исторические этапы развития человечества. Проблемы социальной статики (учение о двух типах кооперации, толпе, семье и личности) и социальной динамики (пять «формул прогресса»). Влияние идей Н.К. Михайловского на развитие социологии в России.

Проблемы личности и культуры в социологии С.Н. Южакова, совершенствование им учения о субъективном методе в социологии.

Н.И. Кареев как систематизатор и наиболее зрелый представитель субъективной школы. Его основные социологические труды. Учение о взаимосвязи социологии и истории и разработка проблем исторологии. Концепция исторического прогресса. Вклад Н.И. Кареева в социологию.

Место субъективной школы в истории русской социологии.

Социологическое творчество М.М. Ковалевского. Эволюционизм и плюрализм как принципы его социологического учения. Разработка теории и метода генетической социологии. Роль М.М. Ковалевского в институциализации российской социологии.

Значение неокантианской критики позитивизма, усвоение уроков прагматизма и махизма для становления неопозитивизма в России. Функционализм, умеренный эволюционизм, синтез номинализма и реализма в социологии неопозитивизма. Опора на биопсихологизм, социальную рефлексологию и американский бихевиоризм. Расширение эмпирической базы социологии (работа в Центральном статистическом бюро и Лаборатории коллективной рефлексологии).

Методологическая программа неопозитивистской науки о социальном поведении: наблюдение вместо априоризма, индукция вместо ценностно-нормативной интерпретации, функционализм вместо историко-генетического подхода, сциентизм вместо метафизики. Философский эклектизм, объективизм и технократизм российского неопозитивизма.

П.А. Сорокин и его роль в социологической теории и практике в России. Основные вехи биографии, идейные влияния, роль учителей (М.М. Ковалевский, Е.В. Де-Роберти, Л.И. Петражицкий). Проблемы социологии морали в творчестве раннего Сорокина: «Преступление и кара, подвиг и награда». Проблемы социальной аналитики в «Системе социологии». Учение о социальном взаимодействии, его структуре и видах. Формирование социологии революции. Педагогическая и просветительская деятельность П.А. Сорокина. Эмиграция из Советской России, ее причины. Мировое значение деятельности Сорокина. П.А. Сорокин – социолог ХХ столетия.

Общая характеристика современного периода развития социологии. Соотношение макро- и микросоциологических парадигм. Переход от классической социологии ХIХ – начала ХХ вв. к современной социологической науке и практике.

Возникновение эмпиризма. У. Томас и Ф. Знанецкий. «Польский крестьянин в Европе и Америке». Учебник по социологии Р. Парка и Э. Берджесса. Исследования американского общества социологами в первой половине 20-х гг. Чикагская школа в социологии. Появление отраслевых социологий. Индустриальная социология. Хоторнский эксперимент. Э. Мэйо и П. Ретлисбергер. Социология города.

  1. Программа вступительного экзамена по специальности 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования (1)

    Программа
    Настоящая программа определяет необходимый начальный уровень научной подготовленности для поступающих в аспирантуру по специальности 13.00.08 – теория и методика — профессионального образования.
  2. Программа вступительного экзамена по специальности 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования (3)

    Программа
    Теория и методика профессионального образования, ориентированные на гуманитаризацию, фундаментализацию и глубокую специализацию, выдвигают качественно иные требования к соискателям ученой степени кандидата педагогических наук, уровню
  3. Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 13. 00. 02 Теория и методика обучения и воспитания (социальное воспитание в разных образовательных областях и на всех уровнях системы образования) (1)

    Программа
    ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (социальное воспитание в разных образовательных областях и на всех уровнях системы образования)
  4. Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 13. 00. 02 Теория и методика обучения и воспитания (социальное воспитание в разных образовательных областях и на всех уровнях системы образования) (2)

    Программа
    Программа вступительных экзаменов предназначена для подготовки к вступительному испытанию по специальности 13.00.02. – Теория и методика обучения и воспитания (социальное воспитание в разных образовательных областях и на всех уровнях
  5. Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности: «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве» (120001)

    Программа
    Программа вступительного экзамена по специальности: «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве» (12 1) / Сост.: Н.И. Дорохов – М.
  6. Программы вступительных экзаменов в аспирантуру Орловского государственного института искусств и культуры

    Документ
  7. Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 23. 00. 03 Политическая культура и идеологии (политические науки)

    Программа
    В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по направлению – Политология и паспортами научных специальностей, разработанных экспертными советами ВАК комиссии Министерства в связи с утверждением Приказом
  8. Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 23. 00. 01 Теория и философия политики, история и методология политической науки (политические науки)

    Программа
    В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по направлению – Политология и паспортами научных специальностей, разработанных экспертными советами ВАК комиссии Министерства в связи с утверждением Приказом
  9. Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 23. 00. 06 Конфликтология (политические науки)

    Программа
    В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по направлению – Политология и паспортами специальностей научных специальностей, разработанных экспертными советами ВАК комиссии Министерства в связи с утверждением

Другие похожие документы..