Программа для работы с фондом видеоматериалов школьной медиатеки

Раздел 2

ИНФРАСТРУКТУРА И АППАРАТНО-ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

Ю.А.Аляев, А.В.Менькин

Пермский региональный институт педагогических информационных технологий

ПРОГРАММА ДЛЯ РАБОТЫ С ФОНДОМ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАТЕКИ

Информационная среда включает множество объектов и связей между ними, средства и технологии сбора, накопления, передачи, обработки, продуцирования и распространения информации, собственно знания, а также организационные и юридические структуры, поддерживающие информационные процессы. Современные научные исследования убеждают в том, что совершенствование информационной среды инициирует формирование прогрессивных тенденций развития производительных сил, процессы интеллектуализации деятельности членов общества во всех его сферах, включая и сферу образования, изменение структуры общественных взаимоотношений и взаимосвязей.

Новые задачи в системе образования диктуют необходимость изменения всех сторон образовательного процесса. Углубление разрыва между возрастающими требованиями к уровню его организации и устаревшими технологиями накопления, обработки и предоставления учебной информации в значительной мере влияют на состояние и развитие школьного образования.

При этом постоянно увеличивающиеся запасы знаний, опыта, весь интеллектуальный потенциал, который сосредоточен в книгах, журналах, идеях, на современном техническом уровне активно участвует в повседневной, научной, образовательной и других видах деятельности педагогов и учащихся. Ценность информации и удельный вес информационных услуг в жизни резко возрастает. Это дает основание говорить о том, что главную роль в процессе информатизации образования играет собственно информация, представленная в различных формах на различных информационных носителях (бумаге, компакт дисках, видеокассетах и т.п.).

В связи с необходимостью обеспечения оперативной работы с возрастающим количеством видеоматериалов в школьной медиатеке, необходимы соответствующие программные средства, позволяющие организовать простой, скоростной, наглядный доступ к этим информационным образовательным ресурсам.

В настоящее время в Пермском региональном институте педагогических информационных технологий разработана программа VideoArt, которая является высокоорганизованной информационной средой. Она предназначена для создания тематической коллекции видеоматериалов с возможностью просмотра изображений видеокассет и самих видеоматериалов (рис. 1).


Рис. 1. Интерфейс программы VideoArt

Для просмотра материалов необходимо выбрать в дереве каталогов (типизированном каталоге) название интересующего видеоматериала и нажать на пункт меню «Просмотр». После этого открывается встроенный проигрыватель, представленный в виде компонента Windows Media Player.

Особенностью данной программы является простота ее использования, т.к. интерфейс программы очень похож на интерфейс Explorer в операционной системе MS Windows, а управление просмотром видеоклипа полностью совпадает с управлением в видеопроигрывателе Windows Media.

Источниками для видеоматериалов выступают оцифрованные видеокассеты в форматах avi или mpeg. В большинстве случаев видеоматериал достаточно представить тремя видеофрагментами: начала, середины и окончания видеоматериала, что позволяет получить о нем представление, а также сэкономить время на его оцифровку и место на жестком диске.

Такая высокоорганизованная информационная среда может помочь библиотекарям, учащимся и педагогам при поиске и отборе мультимедийной образовательной информации, хранящейся в фонде видеоматериалов школьной медиатеки.

П.А.Анисимов

Пермский государственный университет

ЛОКАЛЬНАЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ СЕТЬ

Целью работы является разработка концепции и архитектуры компьютерной сети, ориентированной на использование в учебном процессе.

Основу концепции составляют ряд известных концептов, традиционных для российского образования, таких, как например, фундаментальность, избыточность, профессионализм – и др. К этому ряду, в частности, относится следующий тезис:

Система подготовки кадров должна быть мобильной, т.е. способной к быстрой перестройке, обеспечивающей адекватную реакцию на вызовы, возникающие в различных сферах деятельности: экономике, промышленности, технике, науке, и т.д.

Прагматический аспект концепции часто можно выразить в архитектуре системы. В данной работе он представлен схемой на рис.


Рис. Учебно-исследовательская компьютерная сеть

  1. Полунатурная имитационная система (ПИС) макроэкономических процессов ПИС МЭП.

  2. ПИМ производственных и технологических процессов ПИС ПТП.

  3. ПИС бухгалтерского учета и аудита ПИМ БУА.

  4. ПИС финансов и кредита (банковское дело) ПИС ФК.

  5. Центральная электронная корпоративная библиотека (ЦЭКБ).

  6. Корпоративный технопарк процессов обучения (КТПО).

  7. Автоматизированная система обучения.

  • информационных технологий и систем АСО ИТС

  • бухгалтерского учета и аудита АСО БУА

  • финансов и кредита АСО ФК

  • макроэкономических процессов АСО МЭП

  • производственных и технологических процессов АСО МЭП

  1. Корпоративная автоматизированная система управления процессами обучения КАСУ ПО.

  2. Автоматизированная система организационно – хозяйственной деятельности АСО XД.

  3. Корпоративная автоматизированная система организационно – хозяйственной деятельности КАСОХД.

  4. Автоматизированная система управления научными исследованиями АСУ НИ

  5. Корпоративная автоматизированная система управления научными исследованиями КАСУ НИ

  6. Автоматизированные классы.

  7. Сервер управления учебно-исследовательской сетью.

Сеть представляет собой интегрированную среду, состоящую из корпоративных и ординарных автоматизированных систем процессуального и административно – оперативного уровней, поддерживающих процессы обучения, научно – исследовательские работы студентов и преподавателей, хозяйственную деятельность. Абонентами сети являются студенты очной, заочной и дистанционной форм обучения, студенческие группы, преподаватели, научные работники, кафедры, деканат.

К корпоративным АС относятся полунатурные имитационные системы (1-4), электронная библиотека (5), технопарк (6), коммуникационная физическая среда и др., к ординарным – автоматизированные системы обучения (7), управления НИР (11 ) финансово – хозяйственной деятельностью и другие элементы. Имитационные системы называются полунатурными потому, что включают в свой состав наряду с артефактами реальные пакеты программ, использующиеся в практической деятельности организаций. С помощью этих программ студенты обучаются информационным технологиям, которые могут им встретится в практической деятельности. Как правило, имитационные системы и другие корпоративные элементы курируются соответствующими ординарными АС.

Учебный процесс реализуется следующим образом: теоретический материал (лекции) излагается в ординарных аудиториях с применением мобильных технических средств (аппаратных и программных), предоставляемых технопарком, дидактических технологий и учебно–образовательных материалов – электронной библиотекой. Лабораторные работы и практические занятия проводятся, как правило, в компьютерных классах с привлечением кафедральных средств обучения или корпоративных элементов (например, имитационных моделей). Контрольные работы, в том числе экзамены и зачеты, выполняются в компьютерных классах, с помощью кафедральных программно – технических средств. Выполнение самостоятельных, а также курсовых работ индивидуализировано и базируется на персонифицированных средствах или средствах коллективного пользования под патронажем преподавателей. Курсовые работы в обязательном порядке содержат элементы научных исследований. При изучении некоторых тем имитационные системы могут комплексироваться и проводиться под руководством нескольких кафедр. Результаты обучения в каждом сеансе фиксируются в АС процессуального уровня и обрабатываются ими по моделям обучения и обучаемости. Для этого используются проекции образовательного стандарта, полученные как результат его декомпозиций на учебные дисциплины (цикл учебных дисциплин или специализаций), определяющие средний и минимальные уровни.

На административно - оперативном уровне реализуются функции организации учебного процесса (расписания, правила, регламенты, и. т. п.). Учебный процесс представлен, главным образом, статистическими моделями, исходные данные для которых либо “скачиваются” из АС процессуального уровня, либо являются результатами мониторинга.

Являясь неэкономической сферой деятельности образование, оказывает определяющее влияние на экономику. Поэтому его совершенствование и развитие представляет, возможно, наиболее приоритетную цель общества и государства.

Н.Г.Астафьева

Управление образования и науки Тамбовской области,

Г.А.Шешерина, Н.К.Солопова, И.В.Клемешова

Тамбовский областной институт повышения квалификации работников образования

ИНФОРМАЦИОННО-РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР

КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В СЕЛЬСКИХ МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ШКОЛАХ

Одним из приоритетных направлений повышения социально-экономической эффективности образовательной системы региона стала сегодня оптимизация сети сельских школ. Потребность в изменении структуры и содержания сельского образования становится все более очевидной и актуальной. Она обусловлена причинами внутреннего и внешнего (прежде всего неблагоприятной социально-демографической ситуацией) характера. Главной стратегической целью оптимизации сети мы считаем обеспечение доступности качественного образования сельских школьников. Реструктуризация сети сельских школ в региональном контексте – изменение не столько количественное и организационное, сколько качественное, характеризующееся быстрой информатизацией и постоянным ростом ее динамики.

В условиях отдаленности большей части сельских школ от научных и методических центров, а в силу этих обстоятельств большой информационной изолированности, актуальным становится широкое внедрение информационных технологий и дистанционного образования.

Областная подпрограмма «Сельская школа» подчеркивает объективную необходимость развития информационных ресурсов в оказании образовательных услуг на селе и рассматривает информатизацию как форсированный переход к единому информационно-образовательному пространству школы, района, области.

Основной моделью, апробированной и активно внедряемой во всех муниципалитетах области, является модель Ресурсного центра. Образовательные проекты, реализующие на базе Ресурсных центров гибкую, многоуровневую и многопрофильную матрицу сетевого взаимодействия образовательных учреждений, в том числе и малокомплектных и малочисленных сельских школ, осуществляются и на межмуниципальном уровне и внутри одного района. Межведомственные связи обеспечивают практическую весомость и социальное партнерство, включающие следующие типы взаимодействий:

  1. Организация дистанционного обучения по профильным и элективным курсам.

  2. Внедрение ИКТ в практику образовательного процесса сельской школы.

  3. Отработка информационно-технологического профиля.

  4. Проектно-исследовательская деятельность сельских учащихся.

  5. Повышение квалификации сельcкого педагогического персонала.

  6. Тьюторское сопровождение деятельности педагогов сельских школ.

Примером создания единого информационно-образовательного межмуниципального пространства является работа зональной ресурсной школы – лицея г. Уварово Тамбовской области. Взаимодействие по информатизации сельских школ осуществляется следующими шаговыми действиями:

  • создание системы информирования учащихся и родителей о возможных профилях обучения в школах г. Уварово и соседних районах;

  • создание нормативной базы сотрудничества Лицея со школами, учреждениями дополнительного образования, ССУЗами и ВУЗами;

  • апробация очно-заочных и дистанционных форм получения профильного образования сельскими школьниками;

  • апробация единого для всех школ способа учета учебных достижений учащихся по типу портфолио и исчисления образовательного рейтинга учащихся;

  • организация и проведение выездных спецкурсов и элективных курсов для сельских школьников Южной зоны области;

  • организация на базе Лицея 1-2-недельных стажировок учащихся сельских школ;

  • организация и проведение зональных предметных олимпиад;

  • периодическое проведение выездных мастер-классов учителями Лицея в Инжавинском, Ржаксинском, Уваровском, Мучкапском, Жердевском, Токаревском и Мордовском районах;

  • систематизация информационно-методических ресурсов профильного обучения и отработка механизмов использования этих ресурсов учителями южной части области;

  • организация на базе летнего лагеря «Кристалл» специализированных смен для совмещения отдыха с изучением профильных спецкурсов углубляющего характера и подготовки сельских школьников к зональным предметным олимпиадам.

Примером обеспечения внутрирайонной интеграции является деятельность Новолядинской средней общеобразовательной школы Тамбовского района одной из 16 образовательных учреждений, работающих в рамках данной модели. С 2004 года на базе школы открыт Ресурсный центр как реальный путь удовлетворения индивидуальных образовательных запросов сельских школьников близлежащих школ, организации педагогического консультирования, тьюторского сопровождения деятельности учителей сельских школ, проведение семинаров и районных конференций по применению ИКТ. Работа такого Ресурсного центра осуществляется по 4 направлениям:

1. Модульная организация учебно-воспитательного процесса (разрабатываются модульные образовательные программы по всем предметам, дидактические пособия для организации самостоятельной работы учащихся, сборник «Модульная организация учебно-воспитательного процесса»; создан банк данных по использованию модульной технологии).

2. Использование информационных технологий инициировало новые методы образования: метод самообучения, телекоммуникационные методы, проекты. В центрах оборудованы классы для проведения уроков с применением информационных технологий, функционируют кабинеты открытого доступа, организована работа медиатеки.

3. Проектно-исследовательская деятельность. Коллективы школ работают над проблемой «Внедрение метода проектов в образовательный процесс». Более 90 учителей являются тьюторами по программе Интел «Обучение для будущего». 70% учителей школ прошли обучение по этой программе в стенах образовательного учреждения и активно применяют проектную деятельность на уроках и во внеурочное время.

4. Предпрофильная и профильная подготовка.

Данные Ресурсные центры позволяют ликвидировать социокультурную изолированность сельских школ, создать информационный центр образовательных учреждений района.

Практические результаты дает внутриведомственное взаимодействие на базе одной из школ областного центра по организации дистанционного обучения сельских школьников. Школа осуществляет проект «Дистанционное обучение учащихся сельских школ по информационно-технологическому профилю в ресурсном центре или концентре», который реализуется в двух направлениях. В первом случае школа выступает как ресурсный центр подготовки сельских школьников по информационно-технологическому профилю обучения. Обучение учащихся III ступени по элективным курсам «Основы кибернетики и изобретательства», «Проекты, исследовательская деятельность» происходит дистанционно. В течение учебного года предусматривается выполнение контрольных работ по итогам I и II полугодий. Во втором случае школа выступает как концентр для отдельного конкретного сельского общеобразовательного учреждения (на основании договора). Совместная деятельность школы и общеобразовательных учреждений выстраиваются по следующим направлениям:

  • индивидуализация процесса обучения (изучение предметов школьного компонента базисного учебного плана, ориентированного на индивидуальный темп прохождения программ курсов каждым обучающимся, учащиеся имеют возможность участвовать в проектной и научно-исследовательской деятельности в рамках областной научно-практической конференции «Грани творчества»);

  • организация системы учебно-методического сопровождения учебного процесса;

  • обеспечение подготовки преподавателей через педагогические чтения.

Ближайшая перспектива в развитии единого информационного образовательного пространства региона:

  • создание образовательной телекоммуникационной сети, объединяющей более 100 образовательных учреждений области и все муниципальные органы управления образованием;

  • реализация проекта «Учебное телевидение», в том числе, с использованием информационных ресурсов кабельного телевидения;

  • создание лаборатории дистанционного обучения при Тамбовском областном институте повышения квалификации работников образовании.

  1. Программа информатизации моу сабинской средней общеобразовательной школы №2 Сабинского муниципального района п г. т. Б. Сабы на 2010-201 5 учебный год

    Программа
    В соответствии с требованиями Концепции модернизации российского образования, Программой развития общего образования Сабинского муниципального района главной задачей нашей школы является обеспечение доступного качественного образования каждому учащемуся.
  2. Программа инновационного развития школы «Экошкола школа будущего»

    Программа
    Программа развития Муниципального образовательного учреждения Б. Терсенской средней общеобразовательной школы Уренского муниципального района Нижегородской области на 2010 - 2015 годы «Экошкола – школа будущего» (далее – Программа)
  3. Программа развития муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №124 Красноармейского района г. Волгограда на период с 2007 по 2012 год (1)

    Программа
    администрация и творческая группа педагогов МОУ СОШ № 124 Красноармейского района г. Волгограда, Ж.В. Салалыкина, декан кафедры управления образованием ВГИПК РО, научный руководитель ЭПП, к.
  4. Программа развития муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №124 Красноармейского района г. Волгограда на период с 2007 по 2012 год (2)

    Программа
    педагогический коллектив МОУ СОШ № 124 Красноармейского района г. Волгограда, управление образованием администрации Красноармейского района г. Волгограда,
  5. Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №3

    Программа
    Целевая комплексная программа развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 3 «Создание модели школы личностного роста, ориентированной на подготовку учащихся к полноценному и эффективному
  6. Программа развития муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №47

    Программа
    создание оптимальных условий для развития насыщенной ИКТ-среды школы и её эффективного использования через организацию работы информационно-аналитического центра.
  7. Программы развития моу сош «Большехаланская сош» на 2008 2011 годы Наименование Программы

    Закон
    Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2005 г.
  8. Монография написана при поддержке гранта Российского гуманитарного научного фонда (ргнф), грант №01-06-00027а

    Монография
    В обширном приложении содержатся: основные даты развития медиаобразования в России; краткий словарь медиаобразовательных терминов; текст программы спецкурса «История и теория медиаобразования в России»; самые полные на сегодняшний
  9. Учебное пособие для студентов педагогических вузов по специальности 031300 «Социальная педагогика» по курсам «Дополнительное образование на материале медиакультуры», специализации 03. 13. 30 «Медиаобразование» Таганрог

    Учебное пособие
    В учебном пособии рассматриваются вопросы теории и истории российского медиаобразования. Автором исследуются этапы исторического развития медиаобразования в России; эволюция основных теоретических концепций и направлений, выявляются

Другие похожие документы..