Учебно-методическое пособие для учителя начальных классов Махачкала 2011

Министерство образования и науки Республики Дагестан

Дагестанский институт повышения квалификации педагогических кадров

Кафедра педагогики и методики начального обучения

Здоровьесберегающая деятельность учителя с первоклассниками в соответствии со стандартами образования

второго поколения

Учебно-методическое пособие для учителя начальных классов

Махачкала – 2011

Составитель:

Маммаева П.Х., доцент кафедры педагогики и методики начального обучения ДИПКПК, кандидат биологических наук, отличник просвещения СССР.

Рецензенты:

Идрисова З.И., зав. кафедрой дошкольной педагогикии психологии ДИПКПК, кандидат педагогических наук;

Гаприндашвили О.Б., старший преподаватель кафедры дошкольнойпедагогики и психологии ДИПКПК;

Галимова А.А., воспитатель ЦРР – детский сад № 70 г. Махачкалы, заслуженный учитель РеспубликиДагестан.

В работе приводятся особенности обучения первоклассников согласно требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования второго поколения. Учителю, принимающему первый класс с внедрением новых стандартов образования в образовательный процесс, предлагаются данные педагогов и психологов, посвятивших свою деятельность особенностям обучения детей 6,5 – 7 лет. Соблюдение требований ученых-методистов соответственно результатам научных исследований возрастных и психофизиологических особенностей первоклассников поможет учителю организовать учебно-воспитательный процесс, способствующий личностному развитию детей и сохранению их здоровья.

Оглавление

стр.

Введение 4

  1. Требования к организации рабочего места 6

  2. Требования к учебным доскам 6

  3. Требования к организации учебного процесса 7

  4. Требования к готовности дошкольников к школьному обучению 10

  5. Психологическая диагностика готовности ребенка к школе 16

  6. Педагогическая диагностика детей к школе и методические

рекомендации по преодолению выявленных трудностей 18

  1. Меры, позволяющие включению ребенка в школьную жизнь

с наименьшим для него ущербом 20

  1. Особенности функционального развития первоклассников 24

  2. Заключение 30

  3. Использованная литература 31

Здоровьесберегающая деятельность учителя с первоклассниками в соответствии со стандартами образования второго поколения.

Введение.

Среди требований к результатам освоения Основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, формирование у него здорового образа жизни называются главными. Требований к условиям реализации образовательных стандартов в начальной школе, способствующих сохранению и укреплению здоровья младшего школьника, в документах стандартов образования второго поколения приводится много. Они подробно изложены в «Гигиенических требованиях к условиям реализации стандартов образования в школе» (7).

Предлагаемая читателю работа посвящена изложению тех требований Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, которые предъявляются учителю первоклассников независимо от того, где он будет осуществлять свою профессиональную деятельность в пределах Российской Федерации.

Седьмой год жизни детей относится к переходным («кризисным») возрастным периодам. Такие периоды характеризуются особенно быстрыми изменениями как в физическом, так и психическом развитии. У первоклассников происходит глубокое осмысление своего нового социального положения и закладываются переживания, на многие годы определяющие их отношения к учению, взаимодействию с учителями и одноклассниками, к самому пребыванию в школе.

Основные проблемы, с которыми обычно сталкиваются дети при поступлении в школу, таковы:

а) характер взаимодействия учителя с детьми, как правило, резко отличается от привычного домашнего и даже «детсадовского»: число запретов и предписаний резко возрастает, отношение взрослых к нарушению правил поведения становится значительно менее терпимым;

б) появляется особое учебное содержание, от усвоения которого зависит социальный статус, а, следовательно, и самооценка ребенка; это предполагает значительно большую ответственность ребенка перед лицом взрослых (учителей и родителей);

в) фронтальные формы организации учебного процесса требуют от детей большого напряжения и концентрации внимания. У ребенка часто отсутствует интерес к таким занятиям, многие действия он совершает по требованию учителя, а не по собственному желанию. Это приводит к повышению утомляемости и эмоциональному дискомфорту детей;

г) новый, непривычный распорядок дня и изменившиеся отношения со сверстниками и старшими детьми усугубляют эту ситуацию.

Предлагаемая работа поможет учителю начальных классов организовать учебно-воспитательный процесс в соответствии с возрастными закономерностями развития первоклассников. В работе собраны сведения о требованиях к организации учебного места ребенка первого года обучения, учебного процесса с ним, с учетом его готовности и неготовности к школьному обучению. Учителю даны рекомендации, позволяющие включить первоклассника в школьную жизнь с наименьшими для него негативными последствиями.

1. Требования к организации ученического рабочего места.

Организация рабочего места должна обеспечивать рабочую позу учащегося:

- голова держится прямо или слегка наклонена вперед;

- корпус имеет легкий или средний наклон вперед (без опоры грудью на край парты);

- руки согнуты в локтевых суставах под прямым углом и свободно лежат на поверхности, не являясь дополнительными точками опоры;

- ноги согнуты под прямым или несколько большим (100-110 градусов) углом с опорой на пол или подножку парты;

- расстояние от глаз учащихся до рабочей плоскости парты соответствует длине предплечья и кисти с выпрямленными пальцами.

В классной комнате оборудованной партами, в конце каждого из 3-х рядов устанавливают по 2 конторки. Они могут быть установлены дополнительно и вдоль стены, противоположной световой стене. Высота переднего края конторки для учащихся ростовой группы 1150 – 1300 мм (рост учащегося) составляет 750 мм, 1301-1450 мм соответственно – 850 мм, 1451-1600 мм – 950 мм.

Продолжительность непрерывной работы за конторкой не должна превышать 7–10 мин. в соответствии с ежедневным графиком чередования учащихся за конторками (7, с.22).

2. Требования к учебным доскам.

Учебные доски должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию (прилипание) с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, износостойкими, иметь темно-зеленый цвет и антибликовое покрытие (покрытие, которое не блестит).

Высота нижнего края учебной доски над полом составляет 80-90см. Учебные доски оборудуются софитами (осветителями), которые размещаются выше верхнего края доски на 0,3 м и 0,6 м – в сторону класса перед доской (7, с.22).

3. Требования к организации учебного процесса.

Для первых классов максимальная продолжительность учебной недели составляет 5 дней. Максимально допустимая недельная нагрузка - 20 часов. Обучение в первую смену является обязательным.

В начале учебного года для первоклассников необходимо постепенное увеличение учебной нагрузки: в сентябре-октябре проводят ежедневно по три урока продолжительностью 35 минут каждый, с ноября – четыре 35-минутных урока. Таким образом, объем недельной образовательной нагрузки не должен превышать 20 часов.

Продолжительность урока в 35 минут должна быть сохранена на протяжении всего учебного года.

При составлении расписания уроков необходимо учитывать, что занятия по математике, русскому языку, родному языку необходимо проводить на первых-вторых уроках (7, с. 23). Эти предметы следует чередовать с уроками изобразительного искусства, труда, физкультуры, ритмики и т.п.

Продолжительность перемен между уроками составляет не менее – 10 минут, большой перемены (после второго урока) – 15-20 минут. На большой перемене организуют завтрак. После третьего урока проводят динамическую паузу, представляющую собой подвижные игры и спортивные развлечения на свежем воздухе, длительностью не мене 40 минут. В случае плохой погоды динамическую паузу следует проводить в спортивном зале, в другом свободном помещении. В те дни, когда учебным расписанием предусмотрен урок физкультуры, проведение последующего динамического занятия следует строить следующим образом: 20-25 минут – самостоятельная двигательная деятельность детей в виде подвижных игр и занятий, затем в течение 10-15 минут организуют игры средней подвижности (7, с.23).

Продолжительность непрерывной работы с бумагой, картоном, тканью в первом классе составляет не более 4-5 минут.

Наполняемость классов не должна превышать 20 человек.

Возможны следующие принципы комплектации классов: по возрасту, по степени функциональной готовности к систематическому обучению в школе, по половой принадлежности.

В малокомплектных образовательных учреждениях формирование классов-комплектов определяется конкретными условиями и зависит от числа учащихся и учителей. Наполняемость классов-комплектов должна соответствовать таблице 1.

Таблица 1.

Наполняемость классов-комплектов

Комплекты классов

Число учащихся

1+3

10-15

1+2

8-10

1+4

8-10

2+3

10-12

2+4

10-15

3+4

10-15

1+2+3

8-10

1 +2+3+4

8-10

Для формирования классов-комплектов предпочтительно объединять учащихся 1-го и 3-го классов, а также 2-го и 4-го классов. Для первоклассников предпочтителен режим «неполного совмещения»: организация первых 2-3-х уроков для первоклассников вне совмещения с уроками для 3-го класса при последующем соединении учащихся 1-го и 3-го классов для однопредметных уроков музыкально-эстетического и физического воспитания, которые проводят с использованием соответствующих возрасту детей методик преподавания каждого предмета.

При совмещении в классе-комплекте учащихся 3-х возрастных групп (учащихся 1, 2 и 3 классов) наиболее благоприятные условия обучения следует создавать для первоклассников: обучение организовать в первую смену (или более раннее начало обучения), первые 2 - 3 урока проводят у первоклассников вне совмещения, а в условиях полного совмещения организуют уроки физкультуры, труда, музыки, изобразительного искусства. Второй перерыв (20 минут) используют для питания детей, третий (20 минут) – для игр на воздухе.

При другом варианте трехсовмещенного режима обучения учащихся в первом классе после 3-го урока организуют 2,5- часовой перерыв для проведения обеда, игр, сна и других мероприятий.

Продолжительность учебного года для первоклассников составляет 33 недели, продолжительность каникул в течение учебного года – 37 дней, летом – не менее 7 недель.

Обучение в первых классах проводят без домашних заданий. Контрольные работы организуются не ранее 25 апреля учебного года. Порядок проведения предлагаемых заданий требует соблюдения ряда условий:

- не следует создавать обстановку экзамена или строгой и ответственной проверки;

- необходима спокойная и доброжелательная атмосфера в классе.

В режиме работы групп продленного дня и школ полного дня должна быть предусмотрена прогулка на свежем воздухе продолжительностью не менее 2 часов с организацией подвижных игр. Для учащихся 1-х классов необходима организация дневного сна продолжительностью 1,5 часа. Дополнительные занятия как по внеклассной работе, так и по разделу «Внеучебная деятельность», в первом классе проводят в форме экскурсий, прогулок. В организации внеучебной деятельности физкультурно-оздоровительная работа должна носить обязательный характер. Она включает подвижные и спортивные игры, несложные спортивные упражнения, занятия на специально оборудованных площадках со спортивным инвентарем, прогулки на свежем воздухе.

Уроки физкультуры, продолжительностью 35 минут, проводят не менее 3-х раз в неделю. Их следует проводить в понедельник, среду и пятницу, чередуя с занятиями, требующими статического и интеллектуального напряжения.

Все учащиеся, посещающее школу, должны посещать занятия по физической культуре. В зависимости от состояния здоровья учащихся распределяют на 3 медицинские группы.

К урокам физкультуры учащиеся допускаются при наличии у них спортивной одежды и обуви. Тот, кто проводит уроки физкультуры, должен соблюдать все особые требования, предъявляемые к организации этихуроков (7, с.26-27.)

Физкультурные минутки на уроках не должны превышать 2-3 минут. Во время перемен целесообразна организация централизованных радиофицированных физкультпауз.

Подвижные игры на переменах должны быть не сложными, заранее разученными и умеренно эмоциональными, с учетом возраста, физического развития и степени физической подготовленности учащихся.

Общая продолжительность непрерывной учебной работы в астрономических часах в течение дня (уроки в школе и занятия после школы) – для первоклассников – 2,5 часа, а продолжительность двигательной активности в период школьных занятий – 2 часа, за весь день – 4,5 часа. Ночной сон – не менее 10 часов в сутки. Длительность пребывания за компьютером – не более 15 минут. Превышение этих нормативов учебной нагрузки приводит к нарушению режима дня, отрицательно отражается на состоянии здоровья ребенка.

  1. Программа: «Открытому сердцу дорога открыта» Учебно-методическое пособие для классного руководителя на 2011 2015 учебный год

    Программа
    Новизна программы и отличительные особенности в том, что обучение по программе предназначено для детей с отклонением в интеллектуальном развитии легкой степени.
  2. Учебно-методическое пособие. Озёрск: уо администрации г. Озёрска, моу сош №38, 2004. 281 с

    Учебно-методическое пособие
    Васильева С.И., Базелюк В.В., Воронова Т.А., Пауль Н.А., Зотова Л.Р., Панина Н.М., Мошечкова С.Д., Потеряева О.Л., Гаврилова Т.С., Титеева И.Л. Школа социального развития личности учащегося: Комплексная программа развития МОУ СОШ №
  3. Программа тематического раздела «Кубань многонациональный край» в рамках регионального предмета «Кубановедение» для учащихся образовательных учреждений Краснодарского края с 1 по 11 класс

    Программа
    Программа тематического раздела «Кубань – многонациональный край» в рамках регионального предмета «Кубановедение» для учащихся образовательных учреждений Краснодарского края с 1 по 11 класс.
  4. Программа тематического раздела «Кубань многонациональный край» в рамках регионального предмета «Кубановедение» для учащихся образовательных учреждений Краснодарского края с 1 по 11 класс. Пояснительная записка

    Программа
    Во исполнение решений заседания Совета безопасности при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края от 18 января 2011 года №52 «О гармонизации межнациональных и государственно-конфессиональных отношений в Краснодарском крае
  5. Учебные издания

    Книга
    Краевский, В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учеб. для студентов сред. пед. учеб. заведений / В.В. Краевский. – М.: Академия, 2010.
  6. «innovations in education: ways and means of their realization» Пятигорск

    Документ
    Сборник содержит материалы международной научно-практической конференции «Инновации в образовании: пути и средства реализации». В него вошли статьи российских и иностранных ученых, поступившие на сайт конференции в 2011 году.
  7. План опытно-экспериментальных исследований российской академии образования на 2011 год содержани е

    Документ
    План опытно-экспериментальных исследований РАО на 2011 год соответствует тематическому плану фундаментальных исследований на 2011 год и предусматривает апробацию результатов научных разработок, которые направлены на развитие системы
  8. Отчет о научно-исследовательской работе за 2011 год ростов-на-Дону

    Содержательный отчет
    Психологические аспекты управления и обеспечения эффективности профессиональной деятельности сотрудников и структурных подразделений в учреждениях, организациях и на предприятиях.
  9. Бюллетень новых поступлений за июль 2011г

    Бюллетень
    Леснова, Наталья Игоревна. Правовой дуализм в России XVIII - начала XX века : автореф. дис. к.ю.н. : 12.00.01 / Н. И. Леснова ; ГОУ ВПО "Нижегор.

Другие похожие документы..