«Тверской государственный университет»

На правах рукописи

БЕЛЯЕВА ИРИНА СЕРГЕЕВНА

ФИКЦИОНАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

В ЛИТЕРАТУРЕ ПОСТМОДЕРНИЗМА

(на материале произведений Владимира Набокова)

Специальность 10.01.08. – Теория литературы. Текстология.

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук

Москва – 2009

Работа выполнена на кафедре теории литературы

ГОУ ВПО «Тверской государственный университет»

Научный руководитель:

доктор филологических наук, профессор Семёнова Нина Васильевна

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, профессор Дарвин Михаил Николаевич

кандидат филологических наук, доцент Прохоров Георгий Сергеевич

Ведущая организация:

Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук

Защита состоится «28» мая 2009 года в ___ часов на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 212.198.04 при Российском государственном гуманитарном университете по адресу: ГСП-3, 125993 Москва, Миусская пл., д. 6.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского государственного гуманитарного университета

Автореферат разослан «____» апреля 2009 года

Ученый секретарь совета,

кандидат филологических наук, доцент В.Я. Малкина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Во второй половине ХХ века, в эпоху постмодернизма, значительно возросло количество «игровых» художественных текстов с инкорпорированными в них паратекстуальными элементами – в частности комментарием. Введение этих элементов в текст, с одной стороны, делает объектом эстетической рефлексии сам процесс создания художественных текстов, раскрывает «отношение автора к тем структурным и нарративным принципам, которые в них применены»1. С другой стороны, введение комментария в состав текста и, как следствие, его «фикционализация», удовлетворяет базовым художественным принципам постмодернизма. В известном смысле, проанализировать онтологию и функции фикционального комментария в постмодернизме – значит заглянуть в самую суть последнего. Наша работа, рассматривающая фикциональный комментарий, находится в русле исследований, посвященных изучению проблем существования паратекста (заголовочно-финального комплекса) и метатекста в современном художественном тексте, чем и обусловлена ее актуальность.

Предпринятое нами исследование впервые рассматривает взаимодействие комментария и текста не с точки зрения его традиционной, поясняющей функции, которая присуща комментарию по определению, но с точки зрения его функционирования в качестве художественного элемента текста, реализующего в каждом конкретном случае тот или иной тип фикциональности, что и определяет научную новизну работы.

Таким образом, объектом нашего исследования являются постмодернистские художественные тексты с фикциональным комментарием. Предметом исследования является фикциональный комментарий, его функции в рамках постмодернистского текста.

Фикциональность есть свойство комментария, рассматриваемое с точки зрения отношения адресанта комментария к толкуемому им основному тексту, характеризуемое игровым качеством этого отношения.

Целью настоящего исследования является выявление разнообразных форм существования фикционального комментария в постмодернистском тексте в их текстообразующей функции.

Проделанное исследование выявляет специфику «жанра комментария как художественного текста» (В. Десятов), демонстрирующего в постмодернизме амбивалентность, плюрализм, антимиметическую сущность.

Поставленная цель предопределяет решение следующих задач:

  • определение объема понятия филологического комментария в строгом смысле слова, описание его природы, свойств, функций и типов; выделение категории фикционального комментария;

  • рассмотрение постмодернистской трансформации сущностных для теоретической гипотезы фикционального комментария понятий метатекста и игры;

  • определение методологической основы анализа текста с фикциональным комментарием в литературе постмодернизма;

  • построение типологии постмодернистского фикционального комментария на материале шести конкретных художественных текстов.

Основным материалом исследования послужили три текста Владимира Набокова: «Лолита», «Бледное пламя» и «Ада, или Радости страсти», в каждом из которых присутствует фикциональный комментарий (в «Лолите» – и фикциональное предисловие, выполняющее «комментирующие» функции). Набоковские тексты в качестве материала выбраны не случайно. Набоков признается одним из «отцов-основателей» постмодернизма, писателем, совершившим «не только в своем творчестве, но и в русской, как, впрочем, и в американской, литературе, волшебное превращение модернизма в постмодернизм»2. В качестве такового Набоков сыграл важнейшую роль в формировании новых жанров и тенденций развития постмодернистской литературы3, в том числе и жанра комментария как художественного текста. Англоязычные романы Набокова «Лолита», «Бледное пламя» и «Ада, или Радости страсти», будучи «натуральным постмодернизмом»4, позволяют выстроить типологию фикционального комментария в неклассической парадигме художественности.

Рассмотренные в диссертации три фикциональных комментария в более поздних текстах, таких, как «Бесконечный тупик» Дмитрия Галковского, «Подлинная история «Зеленых музыкантов» Евгения Попова и «Пути к раю. Комментарий к потерянной рукописи» Петера Корнеля, не только дополняют типологию постмодернистского фикционального комментария, но и демонстрируют жанровую зависимость более поздней прозы постмодернизма от художественных опытов Набокова.

Теоретическую базу исследования составили работы М.Л. Гаспарова, С.Н. Зенкина, Н.Н. Коробейниковой, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, А.Э. Мильчина, С.А. Рейсера, Р.И. Розиной, Б.В. Томашевского и других, посвященные изучению комментария как жанра филологии; исследования М.Н. Липовецкого, Е.Н. Лучинской, М.Н. Эпштейна и других по некоторым аспектам поэтики постмодернизма; работы Ж. Женетта, Дж. Серля, Р.В. Черкасова, В. Шмида по проблеме фикциональности художественного текста. Структуралистские исследования паратекстуальности Ж. Женетта и разработанная им классификация комментариев по критерию адресантности, позволившая разграничить комментарии фикциональные и не-фикциональные, выступают в качестве методологической основы работы. Классификационная таблица Ж. Женетта позволяет выстроить типологию комментариев по критерию адресантности в литературе вообще, в том числе и типологию постмодернистского комментария, поскольку параметры, включенные в таблицу, характеризуют постмодернистский роман, где фикциональность создается фигурой абстрактного автора и /или персонажа романа. В диссертации на основе флуктуации (колебаний) фикциональности комментария выделяются три типа постмодернистского комментария: с фигурой абстрактного автора («Лолита»), взаимообратимых автора /персонажа («Бледное пламя») и абстрактного автора – персонажа («Ада»).

На защиту выносятся следующие положения:

  • Постмодернистский комментарий, включенный в художественный текст, сохраняет сущностные характеристики (пара-, мета- и гипертекстуальность) традиционного комментария, но принципиально изменяет свою функцию – становится фикциональным.

  • В условиях конкретного текста сущностные характеристики фикционального комментария подвергаются трансформации: усиление одной функции приводит к редуцированию, а в пределе – и к полному исчезновению других функций.

  • Фикциональность постмодернистского комментария определяется адресантом и его отношением к основному тексту; она нестабильна в виду неопределенности адресанта, что сообщает тексту амбивалентность независимо от амбивалентности, порождаемой гипертекстуальными свойствами комментария.

  • Постмодернистский фикциональный комментарий, обладая жанрово- и сюжетообразующим потенциалом внутри каждого конкретного текста, вместе с тем формирует жанровую специфику постмодернистского романа с комментарием в целом.

  • Роман Набокова «Бледное пламя», наиболее полно представив возможности фикционального комментария, устанавливает границы бытования постмодернистского текста-комментария.

Теоретическая значимость работы определяется ее вкладом в исследование паратекста в целом и комментария в частности в их взаимосвязи с основным текстом. Рассмотрение разных типов фикционального комментария позволяет описать его текстообразующие возможности, определяющие такую сущностную особенность постмодернистского художественного текста как семантическая амбивалентность.

Практическаязначимость исследования связана с возможностью использования его положений и результатов в разработке курсов по теории и истории литературы, текстологии, различным аспектам постмодернистской художественности. Кроме того, положения и результаты исследования могут быть интересны специалистам-набоковедам.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования обсуждались на аспирантских семинарах и заседаниях кафедры теории литературы ТвГУ (2006-2009 годы), литературных семинарах в рамках финансируемого проекта «Польско-Российская Школа. История – политика – культура» (Варшава – Вроцлав, 2007), были представлены на международной конференции «XV Набоковские Чтения» (Санкт-Петербург, 2008), международном научном семинаре по анализу и интерпретации художественного текста «Поэтика текста» (Тверь, 2008), международном конгрессе «Русская литература в мировом культурном и образовательном пространстве» (Санкт-Петербург, 2008) и отражены в пяти публикациях автора, в том числе в изданиях, входящих в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК РФ.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во ВВЕДЕНИИ обосновывается актуальность и научная новизна работы, определяются ее объект, цели и задачи, аргументируется выбор материала диссертации, дается представление о методике исследования, его теоретической и практической значимости, приводятся положения, выносимые на защиту.

ГЛАВА 1 «ФИКЦИОНАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ В ЛИТЕРАТУРЕ ПОСТМОДЕРНИЗМА» посвящена теоретическому обоснованию и доказательству существования особого типа комментария – постмодернистского фикционального комментария. Глава содержит три параграфа.

В параграфе 1.1. «Комментарий» предлагаетсяобщее теоретическое исследование феномена филологического комментария к литературному тексту: дается его определение, рассматриваются его свойства и способы функционирования в литературе.

Традиционный комментарий есть метод, жанр и инструмент литературного исследования; своей целью он имеет облегчить читателю понимание значений данного текста на всех его уровнях и с необходимостью предваряет исследования, нацеленные на объяснение смысла этого текста (интерпретацию); он обычно располагается под одной обложкой с основным текстом и является, таким образом, его пара- и метатекстом. Кроме того, будучи организован по принципу словаря, он отличается разнородностью и мультимедийностью и может быть обозначен как лингвистический гипертекст.

В параграфе 1.2. «Фикциональный комментарий» дается определение фикционального комментария. Прежде всего вводится понятие фикциональности как сущностной характеристики художественного текста, выделяются два подхода к проблеме. С одной стороны, фикциональность повествовательного текста определяется содержанием текста, а точнее, онтологическим статусом изображаемого (это вымышленный, фиктивный мир). С другой стороны, фикциональность повествовательного текста связывается с самим дискурсом, и понимается в таком случае как способность дискурса к художественной репрезентации (способность «нечто изображать и фактом изображения конституировать вымышленный мир»5.)

Фикциональность комментария в логике Ж. Женетта определяется его адресантом. Ж. Женетт рассматривает адресанта комментария не только с точки зрения его отношения к комментируемому тексту (он может быть автором этого текста, неким ему посторонним, третьим лицом или же его персонажем), но и с точки зрения его отношения к тому, что Ж. Женетт именует «правдой» (авторство комментария может быть приписано реальному автору текста; лицу вымышленному, то есть фиктивному; или же – ошибочно – реальному иному лицу). Данная классификация представлена таблицей из десяти позиций: девять есть точки пересечения вышеупомянутых вариантов отношений комментария и текста, комментария и «истины», и одна из этих девяти позиций подразделяется еще на две подпозиции. Каждую из этих позиций Ж. Женетт снабжает именем и буквенным обозначением6 и подробно описывает, приводя примеры из западной литературы.

На основе этой схемы Ж. Женетт разделяет все возможные типы комментария на не-фикциональные (всего три из десяти), характеризуемые серьезностью в том смысле, что они говорят (или подразумевают) правду об отношении между их автором и комментируемым в них текстом, и фикциональные, предлагающие, каждый по-своему, явно ложную атрибуцию текста.

В параграфе 1.3. «Постмодернизм и комментарий» рассматриваются трансформации, произошедшие с фикциональным комментарием во второй половине ХХ века. Постмодернизм как рефлексия, или тип философствования, «содержательно-аксиологически дистанциру[ющий]ся не только от классической, но и от неклассической традиций и конструиру[ющий] себя как пост-современная, то есть постнеклассическая философия» (М.А. Можейко), пересмотрел и переосмыслил существующие понятия и величины, в том числе и сущностно связанные с фикциональным комментарием понятия метатекста и игры. Метатекст из нехудожественного, научного превращается в художественный, внутри-литературный, и литература становится подчеркнуто саморефлектирующей, авторепрезентативной; а новая, постмодернистская игра, отличная от игр предыдущих эпох, есть такой процесс, «где постоянно чередуются противоположные состояния, плюс меняется на минус, где постоянна только сама перемена»7.

Постмодернизм обеспечивает игровую «перевернутость» пара- и метатекстуальности комментария и придает ему самостоятельность относительно основного текста. Во-первых, по-новому активизируются его сущностные свойства, в частности, его гипертекстуальные возможности: текст теперь можно читать несколькими способами: подряд (сначала текст, потом комментарий); можно читать текст, справляясь с отсылками к комментарию; можно, наконец, следовать перекрестным ссылкам самого комментария. Таким образом, на одном пространстве текста открывается несколько возможных художественных миров, а непосредственно текст (теперь – гипертекст) становится амбивалентным. Под амбивалентностью игрового текста, вслед за А.М. Люксембургом, в работе понимается «заложенная в нем установка на двух- или поливалентное прочтение, при котором автор таким образом манипулирует восприятием читателя, что тот нацелен на одновременное видение альтернативных возможностей прочтения (и интерпретации) как всего текста, так и отдельных его фрагментов»8.

Во-вторых, постмодернистский фикциональный комментарий (в отличие от до-постмодернистского фикционального комментария) обеспечивает амбивалентность текста в соответствии с типом своей фикциональности, которая принципиально нестабильна: комментарий может быть приписан одновременно нескольким адресантам, вследствие чего его невозможно отнести к какому-либо одному типу фикциональности, что и порождает возможность множественного прочтения и, соответственно, множественной интерпретации.

  1. «Тверской государственный университет» (9)

    Диссертация
    Защита состоится «12» мая 2010 г. в 12:00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.263.01 при ГОУ ВПО «Тверской государственный университет» по адресу: 170100, Тверь, Студенческий переулок, д.
  2. «Тверской государственный университет» (10)

    Диссертация
    филиал ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет» в г. Твери, зав. кафедрой гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин
  3. «Тверской государственный университет» (4)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится « » 2011 г. в __ час __ мин. на заседании диссертационного совета Д 212.263.03 в Тверском государственном университете (170100 г. Тверь, ул.
  4. «Тверской государственный университет» (6)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «28» апреля 2009 года в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 212.263.01 при ГОУ ВПО «Тверской государственный университ» по адресу: 170100, г.
  5. «Тверской государственный университет» (2)

    Диссертация
    Защита состоится 28 апреля 2009 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д.212.263.01 при ГОУ ВПО «Тверской государственный университет» по адресу: 17 1, г.
  6. «Тверской государственный университет» (5)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится « » 2007 г. в час. мин. на заседании диссертационного совета Д 212.263.03 в Тверском государственном университете по адресу: Россия, 170100, г.
  7. «Тверской государственный университет» (7)

    Автореферат диссертации
    Реферируемая диссертация посвящена моделированию особенностей конструирования метафоры, расширенная трактовка которой включает собственно метафору, метонимию, сравнение, оксюморон, перифразу, двойной смысл, игру слов, иронию, гиперболу и литоту.
  8. «Тверской государственный университет» (8)

    Автореферат диссертации
    Под конструированием подразумевается глубинный процесс формирования совмещенного пространства смысла, позволяющего устанавливать общность между объектами, их признаками и т.
  9. «Тверской государственный университет» (3)

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена на кафедре теории права Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тверской государственный университет»

Другие похожие документы..