Программа теория и методика обучения русскому языку

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

_____________________________________________________________________________

«Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина»

(ЕГУ им. И.А. Бунина)

_____________________________________________________________________________

УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор —

проректор по учебной работе ЕГУ им. И.А. Бунина

_______________А..А. Зайцев

«_____»«___________»20____г.

Индекс дисциплины: ОПД.Ф.04

Дисциплина для учебного плана специальности: «Русский язык и литература»

Кафедра: современного русского языка и методики его преподавания

Протокол №____от «___» ______________2009___ г.

П Р О Г Р А М М А

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Разработчик УМКД: доктор педагогических наук профессор Бирюкова Татьяна Геннадьевна

Елец, 2009

Цель - планируемые результаты изучения дисциплины:

Цель преподавания дисциплины: обеспечить теоретико-практическую подготовку студентов-филологов к обучению русскому языку в школе и воспитанию учащихся средствами этого предмета. Будущие учителя-словесники должны получить базовые знания по всем разделам курса методики преподавания русского языка в школе и овладеть основными видами профессиональных умений учителя русского языка.

Студент должен:

  • знать:

общие вопросы методики преподавания русского языка в школе; методику изучения разделов науки о языке; методику развития речи учащихся; организацию углубленного изучения русского языка;

  • уметь:

применять методическую теорию в практике обучения; формировать собственный опыт преподавания русского языка; критически оценивать имеющийся методический опыт;

  • получить навыки:

работы с научно-методической и учебной литературой; составления педагогической документации.

Место дисциплины в образовательной программе

1. Предшествующие дисциплины

  1. Теория обучения. Педагогические технологии (ОПД.Ф.02) (3 сем.).

  2. Теория и методика воспитания. Социальная педагогика. Психолого-педагогический практикум (ОПД.Ф.02) (4 сем.).

  3. Современные средства оценивания результатов обучения (ОПД.Ф.08) (4 сем.).

  4. Введение в методику обучения русскому языку (ОПД.Р.02) (5 сем.).

  5. Современный русский литературный язык (ДПП.Ф.06) (2-7 сем.).

2. Является основой для дисциплин.

Не является.

Структура и ключевые понятия дисциплины

Модуль 1. Общие вопросы теории и методики обучения русскому языку.

Основные понятия: методика как теория и практика обучения русскому языку; русский язык как учебный предмет в разных типах учебных заведений; содержание и структура школьного курса русского языка на современном этапе; принципы, методы и приемы обучения русскому языку; средства обучения (учебник, учебные комплексы, зрительная и слуховая наглядность); современный урок как основная форма обучения, типы уроков; упражнения, их виды и система; требования к знаниям и умениям по русскому языку; контроль знаний, умений и навыков как компонент учебного процесса.

Модуль 2. Методика изучения отдельных разделов курса.

Основные понятия: методика изучения фонетики, лексики и фразеологии, состава слова и словообразования, морфологии, синтаксиса, методика освоения орфографии и пунктуации.

Модуль 3. Методика развития речи учащихся.

Основные понятия: развитие речи учащихся; взаимосвязанное обучение различным видам речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо); стилистика и культура речи как компоненты всех разделов школьного курса русского языка; обогащение словарного запаса учащихся; текст на уроках русского языка; культуроведческий аспект обучения русскому языку как средству духовного и эстетического воспитания.

Модуль 4. Углубленное изучение русского языка.

Основные понятия: факультативы, внеклассная работа.

Организация учебных занятий по дисциплине

По дисциплине предусмотрены лекции, семинары, лабораторные работы, домашние задания, курсовые работы, выпускные квалификационные работы, рефераты.

Содержание дисциплины

Модуль 1. Общие вопросы теории и методики обучения русскому языку.

Тема 1. Методика преподавания русского языка как наука.

Предмет, содержание, структура и задачи методики. Связь методики с лингвистикой, педагогикой, психологией и другими науками. Методы исследования в методике преподавания русского языка. Актуальные проблемы современной методической науки.

Тема 2. Русский язык как учебный предмет в школе.

Место русского языка в ряду других учебных дисциплин. Образовательное значение русского языка. Познавательно-практические задачи обучения русскому языку в школе. Языковая, лингвистическая, коммуникативная компетенция учащихся.

Возможности предмета в интеллектуальном и речевом развитии учащихся. Воспитательное значение дисциплины: формирование мировоззрения, национального самосознания, этическое и эстетическое воспитание. Цели обучения русскому языку в разных типах учебных заведений.

Тема 3. Содержание и структура школьного курса русского языка.

Компоненты содержания обучения: знания, умения и навыки, способы деятельности с языковым и речевым материалом. Виды знаний по русскому языку. Форма представления теоретического материала. Виды умений и навыков по русскому языку.

Программа по русскому языку как средство конкретизации содержания обучения. Особенности построения действующих программ по русскому языку. Межпредметные связи русского языка.

Тема 4. Принципы, методы и приемы обучения русскому языку.

Общедидактические принципы в преподавании русского языка. Собственно методические принципы, вытекающие из закономерностей усвоения родного языка.

Классификация методов обучения в методике русского языка. Условия выбора метода обучения. Проблемное и программированное обучение. Новые обучающие технологии.

Тема 5. Средства обучения русскому языку.

Учебник как основное средство обучения. Его функции и структура. Характеристика действующих учебников. Средства наглядности, в том числе технические. Их классификация, методика использования.

Тема 6. Урок русского языка.

Основные требования к уроку русского языка на современном этапе. Основные типы уроков. Нетрадиционные формы уроков: игра, диспут, семинар и др. Этапы урока русского языка, их функции и содержание.

Модуль 2. Методика изучения отдельных разделов курса.

Тема 7. Методика изучения фонетики.

Значение, задачи, принципы обучения фонетике в школе. Содержание и структура курса фонетики. Фонетические упражнения. Фонетический разбор, методика его проведения. Формирование орфоэпических умений.

Тема 8. Методика изучения лексики.

Значение, задачи, принципы изучения лексики в школе. Содержание школьного курса лексики. Типичные лексические ошибки в речи. Виды лексических упражнений. Лексический разбор. Методика работы со словарями.

Тема 9. Методика изучения словообразования.

Значение, задачи, принципы и содержание школьного курса словообразования. Внутрипредметные связи в изучении словообразования, морфологии, орфографии, культуры речи и стилистики. Трудности изучения морфемики и словообразования. Система упражнений. Морфемный, словообразовательный разбор, этимологический анализ.

Тема 10. Методика изучения морфологии как раздела грамматики. Значение, задачи, принципы, содержание, структура курса. Основные понятия морфологии, закономерности их усвоения. Методика формирования понятия «части речи». Специфика в изучении знаменательных и служебных частей речи. Характер умений и навыков. Морфологические упражнения. Морфологический разбор, методика его проведения. Трудности в анализе частей речи.

Тема 11. Методика изучения синтаксиса как раздела грамматики. Значение, задачи, принципы, содержание. Пропедевтическое и систематическое изучение синтаксиса. Особенности формирования синтаксических понятий. Характер умений и навыков. Виды синтаксических упражнений. Синтаксический разбор, методика его проведения.

Тема 12. Методика орфографии.

Значение, задачи, принципы, содержание работы по изучению орфографии в школе. Природа орфографического навыка, психологические основы формирования орфографических умений и навыков.

Понятие об орфограмме. Типы орфограмм. Опознавательные признаки орфограмм. Формирование орфографической зоркости. Последовательность изучения орфографического правила. Виды упражнений по орфографии. Орфографический разбор. Классификация орфографических ошибок. Организация работы над ошибками.

Тема 13. Методика пунктуации.

Значение, задачи, принципы, содержание работы по изучению пунктуации в школе. Особенности формирования пунктуационных навыков. Понятие о пунктограмме. Пунктуационные правила, их классификация. Пунктуационные упражнения. Пунктуационный разбор. Классификация пунктуационных ошибок. Организация работы над ошибками.

Модуль 3. Методика развития речи учащихся.

Тема 14. Развитие связной речи школьников.

Значение и задачи работы по развитию речи в школе. Разделы работы по развитию речи. Взаимосвязь в обучении различным видам речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо). Особенности устной и письменной речи. Лингвистические основы развития связной речи. Цельность и связность текста. Формирование коммуникативных умений.

Изложения, их виды. Подготовительная работа к изложениям. Методика работы над изложениями разных видов и стилей. Сочинения, их виды. Подготовительная работа к сочинениям. Редактирование текста. Проверка сочинений и изложений, их оценка. Уроки анализа изложений и сочинений.

Тема 15. Культура речи в школьном курсе русского языка.

Значение, задачи, содержание работы по развитию речевой культуры школьников. Речь правильная и речь хорошая. Нормы современного русского литературного языка. Виды упражнений по усвоению норм. Пути обогащения словарного запаса учащихся. Способы семантизации слов. Пути обогащения грамматического строя речи учащихся. Качества хорошей речи. Понятие коммуникативной целесообразности. Классификация речевых ошибок и недочетов.

Тема 16. Методика стилистики.

Задачи, значение, содержание работы по стилистике в школе. Направления работы по стилистике. Последовательность изучения функциональных стилей. Виды упражнений по стилистике, их типология. Стилистические ошибки, методика их исправления и предупреждения.

Модуль 4 . Углубленное изучение русского языка.

Тема 17. Направления и формы углубленного изучения русского языка.

Углубленное изучение русского языка в школах и классах гуманитарной направленности. Профессиональная ориентация, развитие интереса к предмету. Основные черты: обобщенность, системность, интегративность знаний, усиление речеведческой теории. Элементы исторического описания языка. Исследовательские методы в изучении теории.

Факультативы как средство дифференцированного обучения. Формы и методы проведения факультативных занятий. Элективные курсы по русскому языку. Внеклассная работа по русскому языку: кружки, олимпиады, вечера, конкурсы. Цели, содержание, методы проведения внеклассных мероприятий.

  1. Программа дисциплины опд. Ф. 04. Теория и методика обучения русскому языку и литературе (часть 2-ая теория и методика обучения литературе) Содержание разделов дисциплины (1)

    Программа дисциплины
    Методика как наука. Обсуждается содержание дисциплины, ее педагогическая направленность, интегративный характер (связь с психологией, педагогикой, философией).
  2. Программа дисциплины опд. Ф. 04. Теория и методика обучения русскому языку и литературе (часть 2-ая теория и методика обучения литературе) Содержание разделов дисциплины (2)

    Программа дисциплины
  3. Программа дисциплины теория и методика обучения русскому языку и литературе для специальности 050301. 65 русский язык и литература «Разработано»

    Программа дисциплины
    Современный мир предъявляет кардинально новые требования к содержанию образования. Как в России, так и в большинстве стран провозглашена концепция опережающего образования, появилась новая парадигма образования, согласно которой образовательная
  4. Учебно-методический комплекс опд. Р. 01. Теория и методика обучения русскому языку в старших классах Специальность

    Учебно-методический комплекс
    является одним из основных составляющих основной образовательной программы направления 050300 Филологическое образование и составлен для студентов 4 курса заочного отделения факультета лингвистики и словесности ПИ ЮФУ.
  5. Образовательные программы теория и методика преподавания русского языка и литературы 2009/10 учебный год (1)

    Документ
    Дополнительные профессиональные образовательные программы: Теория и методика преподавания русского языка и литературы. 2009/10 уч. год. – Выпуск 2. – Воронеж :ВОИПКиПРО, 2009.
  6. Образовательные программы теория и методика преподавания русского языка и литературы 2009/10 учебный год (2)

    Документ
    Дополнительные профессиональные образовательные программы: Теория и методика преподавания русского языка и литературы. 2009/10 уч. год. – Воронеж : ВОИПКиПРО, 2009.
  7. Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами русского языка как учебного предмета 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования 13. 00. 02 теория и методика обучения русскому языку

    Автореферат диссертации
    Стремление государства деидеологизировать школу не только ослабило ее позиции как общественного института, но и обернулось деидеализацией содержания образования.
  8. Учебно-методический комплекс опд. Ф. 04 Теория и методика обучения русскому языку Специальность 050301 Русский язык и литература умк принят в фонд учебно-методического управления пи юфу

    Учебно-методический комплекс
    является одним из основных составляющих основной образовательной программы направления 050300 Филологическое образование и составлен для студентов 3 и 4 курсов заочного отделения факультета лингвистики и словесности ПИ ЮФУ.
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины «теория и методика обучения русскому языку и литературе. Раздел: преподавание русского языка» специальность

    Учебно-методический комплекс
    Профессиональная подготовка будущих преподавателей-словесников в педагогических институтах требует не только основательной теоретической, но и методической подготовки.

Другие похожие документы..