Учебно-методический комплекс дисциплины «история экономических учений» для студентов, обучающихся по специальностям

УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И БИЗНЕСА

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»

(для студентов, обучающихся по специальностям

080105.65 «Финансы и кредит» , 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» , 080502.65 «Экономика и управление на предприятии» , 030602.65 «Связи с общественностью»)

Составитель: Денисова Н.Н.

Дубна – 2010

1.Пояснительная записка

История экономических учений играет фундаментальную роль в становлении профессионального экономиста. Она с максимально объективных позиций знакомит студентов (слушателей) с процессом исторического и логического развития зарубежной и отечественной мысли и наряду с экономической теорией образует теоретико-методологическую основу для изучения функциональных и отраслевых экономических наук.

В истории экономических учений сконцентрирован познавательный опыт прошлых поколений по исследованию социально-экономических проблем, который оказывает существенное влияние на формирование современной теории. История экономических учений позволяет понять, как в ходе эволюции различных течений и направлений развивались и углублялись познания о собственности, рыночном механизме хозяйствования, конкуренции, доходах, законах распределения, ценообразования, денежного обращения, механизмах налогообложения, кредитования, роли государства, формах и методах государственного регулирования, моделях бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, направлениях преодоления экономических кризисов, инфляции, безработицы, сокращении бюджетного дефицита, государственного долга и других социально-экономических явлениях.

Эволюция человеческого общества свидетельствует о том, что на каждом этапе его развития государства осуществляют поиск своего места и роли в цивилизации, отрабатывают общие и особенные направления политических и социально-экономических преобразований. В связи с этим познание исторического опыта является объективной необходимостью и естественной потребностью, одним из способов ориентации во времени и пространстве.

Предметом курса «Истории экономических учений» является исторический процесс возникновения, становления и развития экономических идей, направлений и концепций, представленных теоретическими школами и отдельными экономистами и определение их роли в развитии человеческой цивилизации.

Программа курса «Истрия экономических учений» разработана в соответствии с государственным стандартом высшего профессионального образования по экономическим специальностям.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Изучение дисциплины «Истрия экономических учений» требует наличия у слушателей знаний в области экономической теории, истории экономики, философии.

Курс истории экономических учений позволяет:

  1. изучить становление теоретических разработок по формированию рыночной экономики и механизмов ее практической реализации в индустриально развитых странах;

  2. сосредоточить особое внимание на содержательной части конкретных проблем, исследуемых в западной и отечественной экономической теории и возможных вариантах их разрешения;

  3. ознакомиться с прагматическим аспектом экономической науки и проследить, как по мере развития и становления теории модифицируется экономическая политика;

  4. ознакомиться с классово-формационными, субъективистскими, маржинальными, социально-историческими, институциональными и функциональными методами анализа экономической ситуации;

  5. сравнить отличительные признаки методологических подходов и теоретических позиций ведущих представителей различных школ, течений и направлений экономической мысли.

Требования к уровню освоения содержания курса

По завершении курса студенты должны:

иметь представление: об историческом процессе возникновения и развития основных систем экономических взглядов учёных различных исторических периодов.

знать:

  • место истории экономических учений в системе экономических наук;

  • основные этапы развития экономической мысли ( начиная с древнейших времен и до современности) и теоретические особенности основных научных школ Х1Х-ХХ вв.

  • основных представителей ведущих научных школ и направления их научного поиска, а также значение их исследования для современной экономической науки.

уметь:

  1. использовать методологию, знать содержание ее инструментов, эволюцию способов и приемов познания, многообразие методологических основ, предлагаемых различными школами и направлениями при анализе социально-экономических явлений;

  2. анализировать достижения меркантилизма, классической и неоклассической школ, институциональной теории, кейнсианства и неолиберализма, а также отдельных авторов и их вклад в развитие экономической науки и человеческой цивилизации в исторической ретроспективе;

  3. самостоятельно и объективно оценивать развитие мировой и отечественной экономической мысли, вырабатывать альтернативные варианты хозяйственной политики;

  4. составлять различные варианты классификации экономических теорий и периодизации их развития.

История экономических учений наряду с экономической теорией образует теоретико-методологическую основу для изучения функциональных и отраслевых экономических наук.

В истории экономических учений сконцентрирован познавательный опыт прошлых поколений по исследованию социально-экономических проблем, который оказывает существенное влияние на формирование современной теории.

2.Организационно-методический раздел

Цели изучения дисциплины:

- углубление и расширение знания по экономической теории, понимание

внутренней логики, взаимосвязи экономических категорий, законов, концепций.

- повышение и общей культуры, расширение кругозора в области общих, специальных и отраслевых экономических наук, понимание причин эволюции научных положений, идей, уяснение их связи с происходящими изменениями в экономической практике;

- знакомство с выдающимися экономистами мира и изучение сформулированных ими концепций.

Задачи изучения дисциплины:

- изучение не только общепризнанных в данный период выводов, но и дискуссий, споров, того, что сталкивает экономистов и движет науку вперед;

- систематизация обширной экономической литературы в соответствии с

основными направлениями экономической мысли;

- чтение основополагающих книг по экономической теории, написанных в

разные периоды истории.

Принципы отбора содержания и организации учебного процесса

Концепция изучения курса строится на следующих положениях:

– анализ понятий, категорий и структурных элементов истории экономических учений;

– рассмотрение закономерностей и тенденций развития истории экономических учений в современных условиях;

– ориентация на изучение особенностей развития как мировой, так и национальной истории экономических учений;

Программа изучения дисциплины предусматривает:

1. Лекционные занятия и самостоятельное изучение курса по настоящей программе проходят с использованием рекомендуемой литературы и источников.

Лекционный материал посвящается рассмотрению основных концептуальных вопросов: основным понятиям, подходам, а также вопросам, трактовка которых в научном мире неоднозначна, также рассматриваются конкретные методики и алгоритмы.

Самостоятельная работа предполагает: изучение теории и практики и рекомендованных литературных источников; изучение но рекомендации преподавателя наиболее интересных, проблемных работ и тем, по возможности, конспектирование их.

2. Проведение семинарских занятий. Такая форма занятий предполагает активную, целенаправленную работу студентов.

Цель семинарского занятия - усвоение важнейших вопросов курса и выступление каждого студента на каждом семинаре. На семинаре студенты должны уметь объяснить понимание ими вопросов темы. Для этого при подготовке к семинару студент должен внимательно изучить рекомендованную литературу и методические рекомендации, подготовиться и ответить на любой вопрос темы семинара, продолжить выступление предыдущего выступающего.

Студент должен иметь на семинаре основные нормативные акты и может пользоваться конспектом изученной литературы. Каждый студент должен по указанию преподавателя отрецензировать сообщение, сделанное предыдущим выступающим.

Текущая аттестация качества усвоения знаний

Текущая аттестация работы студентов осуществляется в процессе проведения семинарских занятий на протяжении семестра путем оценки устных ответов, а также решения тестов и задач.

Если студент не выполнил ни одного задания, а также не проявил активности на семинарах, то его работа в течение семестра оценивается как неудовлетворительная. Однако даже при этом студент допускается к экзамену как итоговой форме контроля знаний.

Если студент пропускает занятия по уважительной причине (по болезни, график свободного посещения), то он выполняет задания самостоятельно, во внеаудиторное время, знакомя преподавателя с полученными результатами. При этом тесты могут быть заменены разбором проблемных ситуаций по названным темам.

Предполагается также промежуточная аттестация в форме контрольного тестирования и выполнения двух контрольно-срезовых работ.

Итоговая аттестация по курсу

По итогам изучения изучаемой дисциплины сдается экзамен.

Экзамен проводится устно по билетам. При выставлении итоговой оценки оцениваются ответы на вопросы экзаменационного билета, дополнительные вопросы и учитывается оценка за работу в течение семестра, включая все элементы рубежного контроля.

Для студентов заочной формы обучения предусматривается контрольная работа. Положительный результат выполнения студентом контрольной работы является основанием для сдачи экзамена.

3.Тематический план

по курсу «История экономических учений»

для специальностей «Финансы и кредит», «Экономика и управление», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Коммерция (торговое дело)», «Связи с общественностью»

№ темы

Наименование темы

1

Предмет, метод, функции и структура истории экономических учений.

2

Экономическая мысль Древнего мира.

3

Экономическая мысль Средневековья.

4

Меркантилизм – экономическая мысль периода зарождения рыночных отношений.

5

Зарождение классической политической экономии. Экономические учения А. Смита и Д. Рикардо

6

Развитие западно-европейской экономической мысли в первой половине ХIХ века. Систематизация классической политической экономии

7

Марксистская школа.

8

Альтернативные направления экономической мысли ХIХ века. Социализм-утопизм.

9

Альтернативные направления экономической мысли ХIХ века. Историческая школа.

10

Становление и развитие неоклассического направления (вторая половина ХIХ – начало ХХ вв.). Методология маржинализма

11

Зарождение и становление институционального направления в экономической науке.

12

Теории монополии и конкуренции в ХХ веке. Развитие неоклассического направления в ХХ веке.

13

Теории государственного регулирования экономики. Кейнсианская школа, неокейнсианская теория и посткейнсианство.

14

Неолиберальное направление в развитии экономической науки ХХ века.

15

Научные открытия Нобелевских лауреатов по экономике.

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины «история мировых религий» для студентов, обучающихся по специальности

    Учебно-методический комплекс
    В настоящем курсе рассматриваются вопросы происхождения и эволюции мировых религий, основные особенности их вероучений и культа, а также их трансформаций в периоды Новой и Новейшей истории.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины «История экономических учений» Для направления направлению 080500 «Менеджмент»

    Учебно-методический комплекс
    Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебным планом направлению 080500 «Менеджмент»
  3. Методический комплекс по дисциплине «история бухгалтерского учета» для студентов, обучающихся по специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

    Документ
    Бухгалтерский учет развивался с древнейших времен. Древний учет нельзя считать примитивным. Изучение древних документов позволяет проследить эволюцию учета.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История мирового искусства» Для студентов, обучающихся по специальности 350400 «Связи с общественностью»

    Учебно-методический комплекс
    Восприятие художественного произведения Основные принципы художественного творчества. Проблемы интерпретации. 1 3 неделя Искусство как общественное явление.
  5. Учебно-методический комплекс Трудовое право Российской Федерации (для студентов, получающих высшее юридическое образование и обучающихся по сокращенной форме обучения)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Трудовое право Российской Федерации» для студентов, обучающихся по сокращенной форме обучения – Н. Новгород; 2005 г. – 102 стр.
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины европейское культурное наследие для студентов 1 и 2 курса направлений 021000. 62 «География» и022000. 62 «Экология и природопользование»

    Учебно-методический комплекс
    Архитектура времени Андрея Боголюбского, ее репрезентативный характер. Строительство стен Владимира, Золотые ворота, Успенский собор во Владимире, Боголюбский замок, церковь Покрова на Нерли.
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины гендерология и феминология для студентов психологического факультета для специальности 350500 "Социальная работа"

    Учебно-методический комплекс
    Программа курса «Гендерология и Феминология» соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Социальная работа», утвержденного в 2 г.
  8. Рабочая учебная программа по дисциплине Деньги, кредит, банки Для студентов, обучающихся по специальности 521600

    Рабочая учебная программа
    Деньги, кредит, банки. Рабочая программа. Для студентов, обучающихся по специальности 521600 «Финансы и кредит» специализация «Бакалавр экономики» – М.
  9. Учебно методический комплекс дисциплины «Психология и педагогика» для специальности Физика

    Документ
    Психология и педагогика является интегративной дисциплиной в системе общей и профессиональной подготовки будущих специалистов, основная цель которой - формирование систематизированного представления об общих основах психологии и педагогики,

Другие похожие документы..