Инструктивно-методическое письмо «О преподавании физики в общеобразовательных учреждениях области в 2009 / 2010 учебном году» I

Факультет естествознания и математики

Инструктивно-методическое письмо

«О преподавании физики в общеобразовательных учреждениях области в 2009 / 2010 учебном году»

I. Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Изучение физики является необходимым не только для овладения основами одной из естественных наук, являющейся компонентой современной культуры. Без знания этого предмета в его историческом развитии человек не поймет историю формирования других составляющих современной культуры. Изучение физики необходимо человеку для формирования миропонимания, для развития научного стиля мышления. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные и квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и в повседневной жизни.

Изучение физики по программам среднего (полного) общего образования, как на базовом, так и на профильном уровнях, осуществляется на основе физических теорий: механика, молекулярно-кинетическая теория, термодинамика, электродинамика, квантовая теория.

II. Основными документами, регламентирующими деятельность учителя физики в 2009 / 2010 учебном году, являются:

- федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования;

- федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы основного и среднего (полного) общего образования по физике;

- примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по физике.

Эти документы опубликованы в сборниках:

● Сборник нормативных документов. Физика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.

● Физика. Естествознание. Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2007.

● Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2007.

● Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2008.

III. Преподавание учебного предмета «Физика» в образовательных учреждениях Ленинградской области в 2009-2010 учебном году должно осуществляться в соответствии с ОБУП. В основу ОБУП положен федеральный базисный учебный план, который на основе федерального компонента стандарта общего образования. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: разработан в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренного решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии от 23 декабря 2003 года и утверждённого приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года.

Продолжительность учебного года составляет 35 учебных недель. В соответствии с областным базисным учебным планом на обучение физике в 7-9 классах основной школы предусматривается не менее 2 часов в неделю (210 часов за 3 года).

В 10 – 11 классах старшей школы преподавание физики ведётся на двух уровнях: базовом ипрофильном. На базовом уровне для изучения физики выделяется 2 часа в неделю (140 часов за 2 года); на профильномуровне – 5 часов в неделю (350 часов за 2 года обучения).

На базовом уровне физика изучается в классах химико-биологического, биолого-географического, информационно - технологического, агротехнологического профилей, а также в непрофильных классах, т.е. в классах универсального (общеобразовательного) профиля.

В классах социально-экономического, социально-гуманитарного, филологического, художественно-эстетического, психолого-педагогического профилей учебными планами предусматривается изучение интегрированного курса «Естествознание», рассчитанного на 3 часа в неделю (210 часов в 10-11-х классах). Стандарт по естествознанию разработан и утвержден, созданы учебники, соответствующие требованиям стандарта. Так как в настоящее время в школах очень мало учителей, которые были бы подготовлены на должном уровне к ведению интегрированному курсу «Естествознание», на факультете естествознания и математики ЛОИРО организована подготовка учителей к ведению этого предмета

В тех случаях, когда школа не обеспечена необходимыми учебниками по предмету «Естествознание» или нет учителей, готовых к преподаванию всего курса, в классах перечисленных выше профилей преподавание физики ведется на базовом уровне, необходимо выделить 2 часа в неделю согласно программе базового уровня за счет часов вариативной части учебного плана.

Обучение физики на профильном уровне осуществляется в классах физико-математического, физико-химического, индустриально – технологического профилей.

При большом числе обучающихся, желающих изучать физику углубленно, образовательное учреждение имеет право, за счет часов вариативной части учебного плана, добавлять к 5 недельным часам на профильном уровне еще 1-2 часа в неделю на изучение физики. Ориентиром для учителей физики могут служить авторские программы и учебники для школ (классов) с углубленным изучением физики, программы элективных курсов по физике и астрономии.

В лицейских классах по статусу обязательно введение углубленного изучения предметов естественно - математического цикла.

В связи с исключением предмета «Астрономия», в содержание стандарта по физике, а также в примерные программы на базовом и профильном уровнях, введены элементы астрономических знаний. Материал по астрофизике обязательно включить на базовом и профильном уровне в 11 классе. Его можно взять из учебников — «Астрономия» автор Е.П.Левитан или «Астрономия» - Е.К.Страут, или из пособия «Физика 11 класс «Эволюция Вселенной»» - В.А.Касьянов , М.: Дрофа, 2006.

При любом профиле обучения для учащихся, проявляющих повышенный интерес к физике и ее практическим приложениям, образовательное учреждение может увеличить число часов на изучение физики путем предоставления возможности выбора элективных курсов по физике.

Они выполняют три основные функции:

  • развитие содержание одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получать дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена;

  • углубление, «надстройка», дополнение профильного предмета;

  • удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах деятельности.

Учитель физики имеет широкую возможность в отборе содержания физического образования в зависимости от условий функционирования образовательного учреждения и потенциальных возможностей и способностей обучаемых, а также особенностей своей методической системы. Учебно-методическое обеспечение преподавания физики в 2009/2010 учебном году формируется на основе Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2009/2010 учебный год.

При выборе учебников необходимо руководствоваться следующими рекомендациями.

  • гриф МОиН РФ присваивается только комплекту учебников «7-9» или «10-11», а все остальные составляющие УМК (программы, пособия, рабочие тетради и т.д.) не грифуются и выпускаются соответствующими издательствами для поддержки обучения по данным учебникам.

  • предметная линия должна быть рассчитана на 3 года в основной школе (7-9 класс) и на два года в средней школе (10-11 класс) и переход с одного учебника на другой в этот период недопустим.

  • при переходе образовательного учреждения на профильное обучение выбранный учебник должен соответствовать федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и базисного учебного плана 2004года.

  • выбранный учебник должен входить в завершенную предметную линию.

  • следует обратить внимание на год присвоения грифа данному учебнику.

I.Основное общее образование.

Изучение физики в основной школе реализуется на основе использования следующих учебников.

Линия А.В. Пёрышкина : Этим учебникам соответствует авторская программа Е.М. Гутник, А.В. Пёрышкина, опубликованная на стр. 104 – 115 в сборнике: «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2008.»

  • Пёрышкин А.В. Физика. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2004-2008 гг.

  • Пёрышкин А.В. Физика. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2004-2008 гг.

  • Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2004-2008 гг.

Составляя тематическое и поурочное планирование, учителю рекомендуется использовать пособия (см. Приложение):

  • Гутник Е.М. Рыбакова Е.В. Физика. 7 класс. Тематическое поурочное планирование к учебнику А.В. Перышкина. – М.: Дрофа, 2004.

  • Гутник Е.М. и др. Физика. 8 класс. Тематическое поурочное планирование к учебнику А.В. Перышкина – М.: Дрофа, 2004.

  • Гутник Е.М. и др. Физика. 9 класс. Тематическое поурочное планирование. - М.: Дрофа, 2004.

  • Физика. 7 – 9 классы: поурочные планы по учебнику А.В. Пёрышкина, Е.М. Гутник / авт.-сост. С.В. Боброва. – Волгоград: Учитель, 2007.

  • Сборник: Рабочие программы по физике. Календарно-тематическое планирование. Требования к уровню подготовки учащихся по физике. 7 – 11 классы. / Авт.-сост. В.А. Попова. – М.: Издательство «Глобус», 2008 (Стр. 5 – 37, 7 – 9 классы).

Линия Н.М. Шахмаева: Этим учебникам соответствует программа В.А. Коровина, опубликованная на стр. 53 – 61 в вышеназванном сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2008.»

  • Шахмаев Н.М. и др. Физика. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. Ю.И. Дика. – М.: Мнемозина, 2006.

  • Шахмаев Н.М. Физика. 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.М. Шахмаев, А.В. Бунчук – М.: Мнемозина, 2007.

  • Шахмаев Н.М. Физика. 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.М. Шахмаев, А.В. Бунчук. – М.: Мнемозина, 2008.

  • Тематическое и поурочное планирования к учебникам Шахмаева Н.М. имеются в пособии: « Программа курса физики и поурочное планирование. 7 – 9 классы / сост. С.А. Тихомирова. – М.: Мнемозина, 2007»

Учебники авторов Н.М. Шахмаева, А.В. Бунчука, Ю.И. Дика впервые используются в качестве альтернативной линии учебников основного образования. Особенностью этих учебников является: оригинальная структура курса; описание большого числа опытов; наличие обширного дополнительного материала, помогающего учащимся глубже разобраться в сущности физических явлений; присутствие рубрики «Это интересно», включающей сведения по истории физики и природным явлениям; множество цветных иллюстраций.

До завершения методической линии в общеобразовательных учреждениях в классах изучающих физику на базовом уровне, допускается использование учебников:

- Громов С.В., Родина Н.А. Физика: учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2004.

- Громов С.В., Родина Н.А. Физика: учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2004.

- Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. Физика. 8 класс. – М.: Дрофа, 2003.

- Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. Физика. 9 класс. – М.: Дрофа, 2004.

- Физика: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. А.А. Пинского, В.Г. Разумовского. – М.: Просвещение, 2004.

- Физика: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. А.А. Пинского, В.Г. Разумовского. – М.: Просвещение, 2004.

Программы к этим учебникам содержатся в сборниках:

  • - Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. 7-11 классы. – М.: Дрофа, 2002.

  • - Сборник нормативных документов. Физика. – М.: Дрофа, 2006.

  • - Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 7 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2007.

Планируя учебную деятельность на уроках физики в 7 – 9 кл., учитель может руководствоваться следующей методической литературой:

  • Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2008.

  • Физика. 7 – 11 классы: развёрнутое тематическое планирование / авт.-сост. Г.Г. Телюкова. – Волгоград: Учитель, 2007.

  • - Полянский С.Е. Поурочные разработки. Физика. 7 – 9 классы. – М.: ВАКО, 2004.

В учебном процессе рекомендуется использовать следующие пособия

  • Лукашик В.И., Иванов Е.В. - Сборник задач по физике 7 - 8 кл. М.:Просвещение.

  • .Марон А.Е., Марон Е.А. Дидактический материал для 7-9 кл. – М.:Дрофа, 2004 год.

  • Марон А.Е., Позойский С.В., Марон Е.А. Качественные задачи по физике 7-9 кл. М.: Просвещение 2005 год.

II. Среднее (полное) общее образование.

Для изучения физики в 10 – 11 классах на базовом (2 часа в неделю) и профильном (5 часов в неделю) уровнях в 2009 – 2010 учебном году рекомендуется использовать следующие учебники:

п/п

Авторы, название учебника, год издания

уровень обучения

Класс

Издательство

7.

Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. . Физика. 10 класс. 2003-2007

базовый

2 ч

10

Просвещение

профильный

5 ч

8.

Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М.

Физика. 11 класс. 2003-2007

базовый

2 ч

11

Просвещение

профильный

5 ч

9.

Тихомирова С.А., Яворский Б.М. Физика. 10 класс. 2007

базовый

2 ч

10

Мнемозина

10.

Тихомирова С.А., Яворский Б.М. Физика. 11 класс. 2008

базовый

2 ч

11

Мнемозина

11.

Кабардин О.Ф., Орлов В.А., Эвенчик Э.Е. и др. под ред. Пинского А.А., Кабардина О.Ф. Физика 2004-2007

профильный

5 ч

10

Просвещение

12.

Глазунов А.Т., Кабардин О.Ф., Малинин А.Н. и др. под ред. Пинского А.А.,
Кабардина О.Ф. Физика. 2004-2007

профильный

5 ч

11

Просвещение

Линия Мякишева Г.Я. обеспечена программой (авторы программы В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова) и учебно-тематическим планированием: ● Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 10-11 классы / Саенко П.Г. и др. – М.: Просвещение, 2007.

  1. Инструктивно-методическое письмо «О преподавании физики в общеобразовательных учреждениях области в 2009 / 2010 учебном году» I (2)

    Инструктивно-методическое письмо
    Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электро- магнитные и квантовые явления.
  2. Инструктивно-методическое письмо «О преподавании физики в общеобразовательных учреждениях области в 2009 / 2010 учебном году» I (3)

    Инструктивно-методическое письмо
    Изучение физики по программам среднего (полно­го) общего образования, как на базовом, так и на профильном уровнях, осуществляется на основе физических теорий: механика, молекулярно-кинетическая теория, термодинамика, электродинами­ка, квантовая теория.
  3. Инструктивно-методическое письмо «О преподавании физики в общеобразовательных учреждениях области в 2010 / 2011 учебном году»

    Инструктивно-методическое письмо
    Физика изучает количественные закономерности природных явлений и относится к точным наукам. Вместе с тем гуманитарный потенциал физики в формировании научной картины мира и влиянии на качество жизни человечества очень высок.
  4. Инструктивно-методическое письмо «О преподавании биологии в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области в 2009-2010 учебном году» Основные документы, определяющие содержание обучения предмету «Биология»

    Инструктивно-методическое письмо
    Учебная дисциплина «Биология» - одна из основных базовых дисциплин в структуре содержания основного общего и среднего (полного) образования, неотъемлемая составная часть естественно-научного образования на всех ступенях школы.
  5. II. Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя физики.

    Документ
    Физика ― наука, изучающая наиболее общие закономерности явлений природы, свойства и строение материи, законы ее движения. Основные понятия физики и ее законы используются во всех естественных науках.
  6. Инструктивно-методическое письмо «О преподавании русского языка в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области в 2011-12 учебном году»

    Инструктивно-методическое письмо
    Содержание и организация преподавания русского языка в 2011-2012 учебном году базируются на федеральном компоненте государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования (2004 г.
  7. Инструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2009-2010 учебном году»

    Инструктивно-методическое письмо
    «О преподавании предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2009-2010 учебном году»
  8. Инструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2011-2012 учебном году» вступление

    Инструктивно-методическое письмо
    «О преподавании предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2011-2012 учебном году»
  9. Инструктивно-методическое письмо «О преподавании биологии в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области» в 2009-2010 учебном году

    Инструктивно-методическое письмо
    В 2009-2010 учебном году обучение биологии в общеобразовательных учреждениях области осуществлялось в условиях завершения реализации программы модернизации Российского образования.

Другие похожие документы..