Инструктивно-методическое письмо «О преподавании физики в общеобразовательных учреждениях области в 2009 / 2010 учебном году» I

конструировать экспериментальную установку исходя из формулировки гипотезы опыта;

  • строить графики и рассчитывать по ним значения физических величин;

  • анализировать результаты экспериментальных исследований, выраженных в виде таблицы или графика,

  • делать выводы по результатам эксперимента.

    IV. Рекомендации по изучению предмета на углублённом уровне.

    Классы с углубленным изучением отдельных предметов реализуют программы основного общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предмету и программы среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предмету.

    Учебно-методические комплекты, по которым ведётся углублённое изучение физики, представлены ниже в таблице.

    Класс

    Кол-во

    часов в учебном плане, не менее

    Программа

    Учебники

    7

    2

    Программа по физике.

    7-9 классы

    (автор программы Разумовский В.Г.)

    Под ред. Пинского А.А., Разумовского В.Г.

    Физика. 7,8,9, классы.

    Издательство «Просвещение».

    8

    3

    9

    3

    7

    3

    Программа по физике

    7-9 классы (автор программы Грачев А.В.)

    Грачев А.В., Погожев В.А. и др.

    Физика. 7,8,9, классы.

    Издательство «Вентана- Граф».

    8

    3

    9

    3

    10-11

    6

    Физика для школ (классов) с углублённым изучением предмета.

    10-11 классы.

    (автор программы

    Мякишев Г.Я.)

    Мякишев Г.Я. и др.

    Физика. 10-11 классы.

    Механика. Молекулярная

    физика. Термодинамика.

    Электродинамика. Колебания и волны.

    Оптика. Квантовая физика.

    Издательство «Дрофа».

    10-11

    6

    Физика для школ (классов) с углублённым изучением предмета.

    10-11 классы. (авторы программы Пинский А.А. и др.)

    Под ред. А.А. Пинского, О.Ф. Кабардина.

    Физика. 10,11 классы.

    Издательство «Просвещение».

    Программы к указанным учебникам старшей школы содержатся в сборнике: «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2008.»

    Методическая линия Мякишева Г.Я. Мякишева, А.З. Синякова,

    Учебники:

    - Физика: Электродинамика. 10 – 11 классы. Учебник для углублённого изучения физики / Г.Я. Мякишев, А.З. Синяков, Б.А. Слободсков, – М.: Дрофа, 2004. (не позднее)

    - Физика: Колебания и волны. 11 класс. Учебник для углублённого изучения физики / Г.Я. Мякишев, А.З. Синяков. – М.: Дрофа, 2004.

    - Физика: Оптика. Квантовая физика. 11 кл.. Учебник для углублённого изучения физики / Г.Я. Мякишев, А.З. Синяков. – М.: Дрофа, 2004.

    - Авдеева А.В. Методические рекомендации по использованию учебников по физике под ред. Мякишева Г.Я. при изучения физики в 10-11 классах на профильном уровне. – М.: Дрофа, 2006.

    Методическая линия Пинский А.А. и др.

    Углубленное изучение физики в 10 - 11 классах: Кн. для учителя / О.Ф. Кабардин, С.И. Кабардина, В.А. Орлов и др.; Под ред. О.Ф. Кабардина, В.А. Орлова. – М.: Просвещение, 2004.

    Следует отметить, программа для углубленного изучения физики в основной школе была последний раз опубликована в 1999 году. Поэтому мы, учтя, что стандарты определяют только нижнюю границу содержания образования по физике, а авторская программа должна обязательно включать в себя обязательный минимум содержания образования, но формально не ограничена сверху, проанализировали учебники Федерального перечня и рекомендуем к преподаванию в классах с углубленным изучением физики две методические линии - Пинского А.А., Разумовского В.Г. и Грачева А.В., Погожева В.А. и др. несмотря на то, что эти учебники не имеют грифа «для классов с углублённым изучением предмета». В этом случае учителю необходимо разработать на основе авторской программы рабочую программу, провести ее экспертизу в Учебно-методическом центре факультета ЛОИРО и утвердить у зам. директора школы по УВР. (См.Приложение )

    Тематическое планирование к рабочей программе разрабатывается учителем самостоятельно. Необходимо учесть, что число контрольных и лабораторных работ должно быть не меньше, чем рекомендовано. (см. предыдущий раздел).

    Методическая линия -Грачева А.В., Погожева В.А. и др. представлена для изучения предмета на углубленном уровне в основной школе в качестве альтернативной линии впервые. В учебнике используется классическая последовательность изложения курса физики — начиная с механики (кинематики), что соответствует логической структуре физики, как науки, и отвечает наиболее распространенным методикам ее преподавания. Данный учебник отличает изложение механики с использованием математического аппарата строго соответствующего уровню математической подготовки семиклассников, поэтому появляется возможность проводить углубленное изучение физики с 7 класса.

    Особое внимание уделяется формированию умений учащихся применять полученные знания, в том числе для решения задач. Подробно рассмотрены алгоритмы решения типовых задач.

    УМК образован программой, рабочими тетрадями и методическим пособием для учителей.

    V. Рекомендации по выбору элективных курсов.

    Концепция преподавания физики в старших классах на базовом и профильном уровнях определяет методические требования к реализации того или иного элективного курса. Элективный курс физики повышенного уровня должен иметь тематическое и временное согласование с основным курсом. Выбор такого элективного курса позволяет изучать выбранный предмет на углубленном уровне. В настоящее время имеется достаточное количество разработанных элективных курсов по физике, которые учитель может использовать в учебном процессе:

    - Программы элективных курсов. Физика. 9 – 11 классы. Профильное обучение / сост. В.А. Коровин. – М.: Дрофа, 2006.

    (Сборник содержит тринадцать авторских программ элективных курсов).

    - Физика. 8 – 9 классы: сборник программ элективных курсов / сост. В.А. Попова. – Волгоград: Учитель, 2007.

    - Физика. 10 – 11 классы: сборник элективных курсов / сост. В.А. Попова. – Волгоград: Учитель, 2007.

    - Физика. 11 класс: элективные курсы / сост. О.А. Маловик. – Волгоград: Учитель, 2007.

    - Кабардина С.И. Измерения физических величин. Элективный курс: Учебное пособие / С.И. Кабардина, Н.И. Шеффер. Под ред. О.Ф. Кабардина. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2005.

    - Кабардина С.И. Измерения физических величин. Элективный курс: Методическое пособие / С.И. Кабардина, Н.И. Шеффер. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2005.

    - Сорокин А.В. Физика: наблюдение, эксперимент, моделирование. Элективный курс: Учебное пособие / А.В. Сорокин и др. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2006.

    - Сорокин А.В. Физика: наблюдение, эксперимент, моделирование. Элективный курс: Методическое пособие / А.В. Сорокин и др. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2006.

    - Зорин Н.И. Элективный курс «Методы решения физических задач»: 10 – 11 классы. – М.: ВАКО, 2007.

    Если по какой-либо причине элективные предложенные элективные курсы учителя не устраивают, он вправе разработать свой элективный курс, провести ее экспертизу в Учебно-методическом центре факультета ЛОИРО и утвердить у зам. директора школы по УВР. (См.Приложение )

    VI. Рекомендации по подготовке к ЕГЭ и ГИА.

    В предстоящем учебном году становится важной проблема совершенствования качества подготовки учащихся к единому государственному экзамену и государственной итоговой аттестации выпускников основной общеобразовательной школы. В процессе преподавания учителю физики рекомендуется осуществлять систематическую подготовку школьников для выполнения различного уровня тестовых заданий теоретического и практического характера, образцы которых приведены в различных сборниках учебно-тренировочных материалов для подготовки учащихся к ЕГЭ.

    Рекомендуется на заседании методического объединения учителей физики обсудить результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников IХ и IХ классов в новой форме и оценить уровень подготовки выпускников основой школы конкретного муниципалитета. Учесть недостатки, выявленные в ходе анализа результатов итоговой аттестации, при организации учебной работы в 2009-2010 учебном году, а также при подготовке выпускников 2010 года к экзамену по физике.

    При планировании обобщающего повторения и подготовке к экзамену отбирать содержание, и тестовые задания, опирающееся на кодификатор ЕГЭ, обращая внимание на те вопросы курса физики основной школы, которые стали частью тематических разделов курса средней школы, но, как правило, не повторяются в учебно-методических материалах для старших классов.

    Государственный стандарт по физике предполагает приоритет деятельностного подхода к процессу обучения, развитие у школьников умений:

    • проводить наблюдения природных явлений,

    • описывать и обобщать результаты наблюдений,

    • использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений;

    • представлять результаты наблюдений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

    • применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач.

    При подготовке учащихся к итоговой аттестации в форме тестирования обратить внимание на отработку следующих умений и навыков, необходимых при этом виде контроля знаний:

    • получение и запись ответа в указанных единицах измерения;

    • округление ответа с указанной в задании точностью;

    • правильное использование понятия «абсолютная величина»;

    • использование справочных данных с указанной точностью;

    • использование единиц Международной системы в расчетных формулах;

    • умение пользоваться кратными дольными приставками;

    • умение проводить измерения с большими и малыми числами, записанными в стандартном виде;

    • знание тригонометрических функций и умение применять их при решении физической задачи.

    Рекомендуется во время учебного процесса познакомить учащихся с сайтом Федерального Института Педагогических измерений (), где, представлены задания прошлых лет, а также ученики могут потренироваться в выполнении экзаменационных работ в режиме реального времени.

    Рекомендуется использовать в учебном процессе:

    Пособия, разработанные в 2007 г.

    1. Единый государственный экзамен 2007. Физика. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ авторы-составители: В.А.Орлов, М.Ю. Демидова, Г.Г. Никифоров, Н.К. Ханнанов – М.: Интеллект-Центр, 2007.

    2. ЕГЭ-2007: Физика / ФИПИ авторы-составители: А.В. Берков, В.А.Грибов – М.: Астрель, 2007.

    3. Единый государственный экзамен. Физика. Контрольные измерительные материалы 2007/ ФИПИ авторы-составители: М.Ю. Демидова, И.И. Нурминский, А.И. Нурминский – М.: Вентана-Граф, 2007.

    4. Сдаем единый государственный экзамен: Физика / ФИПИ авторы составители: В.И. Николаев, Г.Г. Никифоров, М.Ю. Демидова – М.: Дрофа, 2007.

    5. ЕГЭ-2008. Федеральный банк экзаменационных материалов (открытый сегмент). Физика/ ФИПИ авторы составители: М.Ю. Демидова, И.И. Нурминский – М.: Эксмо, 2007.

    Пособия, разработанные в 2008-09 гг

    1. ЕГЭ-2009. Физика: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов / ФИПИ авторы составители: М.Ю. Демидова, И.И. Нурминский – М.: Эксмо, 2008.

    2. Единый государственный экзамен 2009.Физика. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы составители: М.Ю. Демидова, Г. Г. Никифоров, В. А. Орлов, Н. К. Ханнанов– М.: Интеллект-Центр, 2009.

    3. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2009. Физика/ ФИПИ авторы составители: А. В. Берков, В.А. Грибов- М.: Астрель, 2009.

    4. Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. Физика/ ФИПИ автор составитель: М.Ю. Демидова – М.: Эксмо, 2008.

    5. ГИА-2009. Экзамен в новой форме. Физика. 9 класс/ ФИПИ авторы составители: Е.Е. Камзеева, М.Ю. Демидова - М.: Астрель, 2009.

    6. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Физика. 2009/ ФИПИ авторы составители: Демидова М.Ю., Важеевская  Н.Б., Пурышева Н.С., Камзеева Е.Е. – М.: Интеллект-Центр, 2009.

    Пособия, разработанные в 2009 г

    1. Единый государственный экзамен 2010. Физика. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ авторы-составители: В.А.Орлов, М.Ю. Демидова, Г.Г. Никифоров, Н.К. Ханнанов – М.: Интеллект-Центр, 2009.

    2. ЕГЭ-2010: Физика / ФИПИ авторы-составители: А.В. Берков, В.А.Грибов – М.: Астрель, 2009.

    3. Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. Физика/ ФИПИ автор составитель: М.Ю. Демидова – М.: Эксмо, 2009.

    4. ГИА-2010. Экзамен в новой форме. Физика. 9 класс/ ФИПИ авторы составители: Е.Е. Камзеева, М.Ю. Демидова - М.: Астрель, 2009.

    5. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Физика. 2010/ ФИПИ авторы составители: Демидова М.Ю., Важеевская  Н.Б., Пурышева Н.С., Камзеева Е.Е. – М.: Интеллект-Центр, 2009.

    6. ЕГЭ. Физика. Тематическая рабочая тетрадь/ФИПИ авторы: Николаев В.И., Шипилин А.М. - М.: Экзамен, 2009.-

    VII..Раннее изучение физики

    В соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания в основной школе обучение физике начинается в 7 классе – это традиционный для отечественной школы рубеж, определяющий сроки начала изучения курса физики первой ступени. Исследования показали, что учащиеся уже в возрасте 9-10 лет готовы к тому, чтобы на качественном уровне понять многие из тех явлений природы, изучать которые им предстоит в старших классах школы, когда интерес к ним уже будет замещен интересом к другим проблемам или утрачен вовсе.

    Пропедевтический курс начинает изучение физики не на абстрактном, а на конкретном уровне, основанном на непосредственном наблюдении. Это позволяет реализовать деятельностное обучение, предполагающее проведение значительного числа практических работ исследовательского или проектно-конструкторского характера. Часто исследования выступают перед учащимися в качестве условия или решения занимательной задачи.

    Современное информационное поле сообщает ученику отрывочные, бессистемные сведения из самых разных областей естественных наук и техники, которые перемежаются рассказами о мистическом проникновении в сущность вещей. В сознании современного школьника физическая реальность зачастую подменяется виртуальной. Именно поэтому важно как можно раньше дать возможность ребенку получить представления об окружающем его мире, активно его исследовать. Более того, ранее изучение физики является хорошей подготовкой к дальнейшему переходу к углубленному изучению предмета.

    Рекомендуем к раннему преподаванию физики две методические линии – УМК Г.Н. Степановой «Физика 5-6» и УМК А.Е.Гуревича, Д.А.Исаева, Л.С.Понтак «Физика и химия. 5–6 классы»

    Данные учебники не включены в Федеральный перечень из-за того, что предмет «Физика» отсутствует в базисном учебном плане до 7-го класса. Поэтому учителю необходимо разработать на основе авторской программы рабочую программу, провести ее экспертизу в Учебно-методическом центре факультета ЛОИРО и утвердить у зам. директора школы по УВР. Изучение пропедевтического курса осуществляется за счет часов вариативной части учебного плана.

    VIII. Методические рекомендации по выполнению программного материала и заполнению журналов по физике.

    Классный журнал является государственным документом, и ведение его обязательно для каждого учителя. Учитель обязан на каждом уроке оценивать знания обучающихся, также отмечать их посещаемость. На правой стороне развернутой страницы журнала записывается аккуратно, четко, разборчиво тема, изученная на уроке и задание на дом. Записи совпадают с учебным планом урока и тематическим планированием

    По письменным работам оценки выставляется в графе того дня, когда проводилась письменная работа и отражается тема (Образец записи К.р. №1 «Кинематика»).

    Количество лабораторных работ определено учебной программой, их выполнение обязательно. В случае отсутствия приборов учитель заранее письменно ставит администрацию школы в известность. Ответственность за невыполнение практической части программы несет учитель-предметник, и администрация школы, не обеспечившая наличие приборов в кабинете.

    В журнале в день проведения лабораторной работы делается запись названия лабораторной работы и инструктажа по технике безопасности. (Образец: Л.р. №7 «Удельное сопротивление проводника». Проведен инструктаж по ТБ, инструкция №5), аналогичная запись делается в журнале по технике безопасности.

    Тематика лабораторных работ определяется учебной программой учебного пособия, по которому работает учитель.

    В случае выставления ошибочной отметки, неверная отметка зачеркивается, рядом выставляется верная, внизу на правой стороне развернутой страницы делается запись об ошибке, подпись директора школы заверяется печатью.Образец записи: «В строке «Иванов Сергей» в графе 12 декабря исправлено 3 (удовл.) на 4 (хорошо). Учитель: Подпись. Расшифровка.

    Директор: Подпись. Расшифровка.»

    В конце каждой четверти, триместра или полугодия учитель подсчитывает число часов, лабораторных и контрольных работ.

    Делается запись: «Дано за четверть: часов - , к\р - , л\р- .

    По программе: часов – (часы в неделю умножаются на число учебных недель отчетного периода), к\р -, л\р-)

    В конце учебного года после записи о последней четверти, триместре или полугодии, делается запись: «Дано за год: часов - , к\р - , л\р- .

    По программе: часов – (часы в неделю умножаются на число учебных недель отчетного периода), к\р -, л\р-).

    Если несовпадение числа пройденных часов с числом часов по программе не превышает числа уроков в неделю, то учитель делает запись: «Программа выполнена», заверяет ее своей подписью с расшифровкой.

    Ответственность за невыполнение учебной программы несет учитель-предметник, и администрация школы, не обеспечившая замену часов в случае длительной болезни учителя.

    IХ. Оборудование кабинета физики

    Современная организация учебной деятельности требует того, чтобы теоретические обобщения учащиеся делали на основе результатов собственной деятельности. Для учебного предмета «физика» ‑ это учебный эксперимент. Из содержания стандарта следует, что при любом уровне изучения физики проводятся демонстрационный и лабораторный эксперименты. При реализации профильного и углубленного изучения физики проводится лабораторный практикум.

    Количество учебного оборудования рассчитывается на один кабинет следующим образом: демонстрационное оборудование – 1 экземпляр; оборудование для самостоятельной (лабораторной) работы – по 1 комплекту на двух учеников; оборудование для лабораторного практикума – 3-4 экземпляра.

    При определении готовности кабинета физики к образовательному процессу в первую очередь необходимо обратить внимание на обеспечение лабораторным оборудованием, причем предпочтение должно быть отдано комплектно-тематическому способу формирования. Содержание практико-ориентированного минимума содержания и требования к выпускникам для второй и третей ступеней обучения отражено в федеральном компоненте государственного стандарта по физике.

    Оптимальный список оборудования для профильных классов приведен в статье «Оборудование кабинетов и технология обучения», опубликованной в газете «Первое сентября: Физика №2, 2007».

    Методист факультета естествознания

    и математики И.А.Яковлева

    1. Инструктивно-методическое письмо «О преподавании физики в общеобразовательных учреждениях области в 2009 / 2010 учебном году» I (2)

      Инструктивно-методическое письмо
      Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электро- магнитные и квантовые явления.
    2. Инструктивно-методическое письмо «О преподавании физики в общеобразовательных учреждениях области в 2009 / 2010 учебном году» I (3)

      Инструктивно-методическое письмо
      Изучение физики по программам среднего (полно­го) общего образования, как на базовом, так и на профильном уровнях, осуществляется на основе физических теорий: механика, молекулярно-кинетическая теория, термодинамика, электродинами­ка, квантовая теория.
    3. Инструктивно-методическое письмо «О преподавании физики в общеобразовательных учреждениях области в 2010 / 2011 учебном году»

      Инструктивно-методическое письмо
      Физика изучает количественные закономерности природных явлений и относится к точным наукам. Вместе с тем гуманитарный потенциал физики в формировании научной картины мира и влиянии на качество жизни человечества очень высок.
    4. Инструктивно-методическое письмо «О преподавании биологии в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области в 2009-2010 учебном году» Основные документы, определяющие содержание обучения предмету «Биология»

      Инструктивно-методическое письмо
      Учебная дисциплина «Биология» - одна из основных базовых дисциплин в структуре содержания основного общего и среднего (полного) образования, неотъемлемая составная часть естественно-научного образования на всех ступенях школы.
    5. II. Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя физики.

      Документ
      Физика ― наука, изучающая наиболее общие закономерности явлений природы, свойства и строение материи, законы ее движения. Основные понятия физики и ее законы используются во всех естественных науках.
    6. Инструктивно-методическое письмо «О преподавании русского языка в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области в 2011-12 учебном году»

      Инструктивно-методическое письмо
      Содержание и организация преподавания русского языка в 2011-2012 учебном году базируются на федеральном компоненте государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования (2004 г.
    7. Инструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2009-2010 учебном году»

      Инструктивно-методическое письмо
      «О преподавании предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2009-2010 учебном году»
    8. Инструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2011-2012 учебном году» вступление

      Инструктивно-методическое письмо
      «О преподавании предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2011-2012 учебном году»
    9. Инструктивно-методическое письмо «О преподавании биологии в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области» в 2009-2010 учебном году

      Инструктивно-методическое письмо
      В 2009-2010 учебном году обучение биологии в общеобразовательных учреждениях области осуществлялось в условиях завершения реализации программы модернизации Российского образования.

    Другие похожие документы..