Инструктивно-методическое письмо «О преподавании физики в общеобразовательных учреждениях области в 2009 / 2010 учебном году» I

● Шилов В.Ф. Физика: 10 – 11 кл.: поурочное планирование: кн. для учителя / В.Ф. Шилов. – М.: Просвещение, 2007.

В книге содержится поурочное планирование к учебникам Мякишева Г.Я., Буховцева Б.Б., Сотского Н.Н. для 10 класса и Мякишева Г.Я., Буховцева Б.Б. для 11 класса. В виде таблиц в пособии представлено примерное распределение учебных часов по темам курса физики за 10 и 11 классы при изучении предмета по 2 ч в неделю, 3 и 5 ч в неделю. Дано подробное поурочное планирование для изучения физики по 3 ч в неделю.

Линия Тихомировой С.А. представлена для изучения предмета на базовом уровне в качестве альтернативной линии впервые. Учебники отличаются интересным и доступным изложением курса физики на базовом уровне, содержание соответствует образовательному стандарту, имеются разделы, повторяющие содержание материала основной школы, в каждом параграфе изложение материала сопровождается цветными рисунками, чего нет в других учебниках физики, выпускаемых другими издательствами. Имеется программа на 2(3) часа в неделю и учебно-тематическое планирование для 10 и 11 классов, выпущенная издательством «Мнемозина» в 2008 году. Материалы учебников позволят ученикам, изменившим свои профессиональные предпочтения во время обучения в старшей школе, на достаточно хорошем уровне подготовиться к сдаче ЕГЭ по физике,

Линия учебников под ред. ПинскогоА.А., Кабардина О.Ф. представлена для изучения предмета на профильном уровне в качестве альтернативной линии впервые. Учебники содержат последовательное изложение материала в соответствии с образовательным стандартом, имеется программа, методическое пособие для учителя, дидактический материал по проведению физического практикума и сборник задач, позволяющий на высоком уровне готовить учащихся к участию в олимпиадах различного уровня и к подготовке к ЕГЭ.

Линия обеспечена программой и поурочным планированием: «Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 10-11 классы / Саенко П.Г. и др. – М.: Просвещение, 2007.»

В учебном процессе рекомендуется использовать следующие пособия:

  1. Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10 – 11 классы: пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2007.

  2. Касьянов В.А .Тетради для контрольных работ (базовый и профильный уровни) -, М.: Дрофа, 2007

  3. Парфентьева Н.А. Сборник задач по физике: базовый и профильный уровни: для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений / Н.А. Парфентьева. – М.: Просвещение, 2007.

III. Рекомендации по выполнению практической части программ. Контрольные работы.

При изучении физики в основной и средней (полной) школе независимо от выбора учебников обязательным остаются требования к выполнению практической части программы.

В перечень лабораторных работ, которые содержатся в программе, учитель может вносить коррективы с учётом наличия оборудования в кабинете физики.

При изучении физики на базовом уровне в 10 и 11 классах проведение физического практикума не предусмотрено.

Примерное количество часов на проведение лабораторных, контрольных работ по учебникам, рекомендуемым для использования в общеобразовательных учреждениях, приводится в следующей таблице:

№ п/п

Авторы

учебника

Класс,

уровень изучения

Число лабораторных работ за год

Число контрольных работ за год с учетом итоговой и работы по определению исходного уровня

Число часов на физический практикум в течение года

1

Пёрышкин А.В.

7

14*

6

-

2

Пёрышкин А.В.

8

14*

6

-

3

Пёрышкин А.В., Гутник Е.М.

9

9*

5

-

4

Шахмаев Н.М. и др.

7

10

4

-

5

Шахмаев Н.М. и др.

8

8

4

-

6

Шахмаев Н.М. и др.

9

9

4

-

7

Мякишев Г.Я.,

Буховцев Б.Б.,

Сотский Н.Н.

10, базов

5

5

-

10, проф

5

6

20

8

Мякишев Г.Я.,

Буховцев Б.Б.

11, базов

5

5

-

11, проф

5

6

20

9

Тихомирова С.А., Яворский Б.М.

10, базов

6

6

-

10

Тихомирова С.А., Яворский Б.М.

11, базов

7

4

-

11

Под редакцией

Пинского А.А., Кабардина О.Ф.

10, проф

14

6

20

12

Под редакцией

Пинского А.А., Кабардина О.Ф.

11, проф

6

7

20

* В связи с введением в стандарт 2004г. нескольких новых (по сравнению с предыдущим стандартом) требований к сформированности экспериментальных умений в авторскую программу Перышкина А.В. включены новые лабораторные работы:

  1. «Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности» (7 кл.)

  2. «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины» (7 кл.)

  3. «Измерение давления твердого тела на опору» (7 кл.)

  4. «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления» (7 кл.)

  5. «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды» (8 кл.)

  6. «Измерение относительной влажности воздуха» (8 кл.)

  7. «Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления» (8 кл.) (Фактически представляет собой старую работу по измерению сопротивления участка цепи с некоторыми изменениями и дополнениями)

  8. «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света» (8 кл.)

  9. «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света» (8 кл.)

  10. «Изучение зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины» (9кл.)

  11. «Измерение естественного радиационного фона дозиметром» (9 кл.)

При планировании и подготовке к проведению лабораторных работ учителю рекомендуется использовать следующую литературу:

  • Касьянов В.А.Тетради для лабораторных работ по физике. 10 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2007.

  • Степанов С.В. Физика, 10 –11 кл.: лабораторный эксперимент: книга для учащихся / С.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2005.

  • Физический практикум для классов с углубленным изучением физики: 10 – 11 кл. / Ю.И. Дик, О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов и др.; под ред. Ю.И. Дика, О.Ф. Кабардина. – М.: Просвещение, 2002.

Реализация современных требований к сформированности экспериментальных умений невозможна без использования новых подходов к проведению практических работ. Необходимо использовать методику, при которой лабораторные работы выполняют не иллюстративную функцию к изучаемому материалу, а являются полноправной частью содержания образования и требуют применения исследовательских методов в обучении. При этом возрастает роль фронтального эксперимента при изучении нового материала с использованием исследовательского подхода и максимальное количество опытов должно переноситься с демонстрационного стола учителя на парты обучающихся. При планировании учебного процесса необходимо уделить внимание не только количеству лабораторных работ, но и видам деятельности, которые они формируют.

Желательно переносить часть работ с проведения косвенных измерений на исследования по проверке зависимостей между величинами и построение графиков эмпирических зависимостей. Эти умения проверяются в экспериментальном задании Государственной итоговой аттестации за курс основной школы. При этом уделить внимание формированию следующих умений:

  1. Инструктивно-методическое письмо «О преподавании физики в общеобразовательных учреждениях области в 2009 / 2010 учебном году» I (2)

    Инструктивно-методическое письмо
    Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электро- магнитные и квантовые явления.
  2. Инструктивно-методическое письмо «О преподавании физики в общеобразовательных учреждениях области в 2009 / 2010 учебном году» I (3)

    Инструктивно-методическое письмо
    Изучение физики по программам среднего (полно­го) общего образования, как на базовом, так и на профильном уровнях, осуществляется на основе физических теорий: механика, молекулярно-кинетическая теория, термодинамика, электродинами­ка, квантовая теория.
  3. Инструктивно-методическое письмо «О преподавании физики в общеобразовательных учреждениях области в 2010 / 2011 учебном году»

    Инструктивно-методическое письмо
    Физика изучает количественные закономерности природных явлений и относится к точным наукам. Вместе с тем гуманитарный потенциал физики в формировании научной картины мира и влиянии на качество жизни человечества очень высок.
  4. Инструктивно-методическое письмо «О преподавании биологии в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области в 2009-2010 учебном году» Основные документы, определяющие содержание обучения предмету «Биология»

    Инструктивно-методическое письмо
    Учебная дисциплина «Биология» - одна из основных базовых дисциплин в структуре содержания основного общего и среднего (полного) образования, неотъемлемая составная часть естественно-научного образования на всех ступенях школы.
  5. II. Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя физики.

    Документ
    Физика ― наука, изучающая наиболее общие закономерности явлений природы, свойства и строение материи, законы ее движения. Основные понятия физики и ее законы используются во всех естественных науках.
  6. Инструктивно-методическое письмо «О преподавании русского языка в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области в 2011-12 учебном году»

    Инструктивно-методическое письмо
    Содержание и организация преподавания русского языка в 2011-2012 учебном году базируются на федеральном компоненте государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования (2004 г.
  7. Инструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2009-2010 учебном году»

    Инструктивно-методическое письмо
    «О преподавании предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2009-2010 учебном году»
  8. Инструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2011-2012 учебном году» вступление

    Инструктивно-методическое письмо
    «О преподавании предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2011-2012 учебном году»
  9. Инструктивно-методическое письмо «О преподавании биологии в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области» в 2009-2010 учебном году

    Инструктивно-методическое письмо
    В 2009-2010 учебном году обучение биологии в общеобразовательных учреждениях области осуществлялось в условиях завершения реализации программы модернизации Российского образования.

Другие похожие документы..