Учебно-методический комплекс для специальности 080102 Мировая экономика Москва 2007

Обучение языку делового общения

На первом курсе начинается регулярная работа над деловым немецким языком, которая ведется по следующим направлениям:

    • работа над специальной лексикой языка коммерции;

    • решение с помощью языковых средств немецкого языка конкретных ситуаций делового общения;

    • написание деловых писем (например, приглашение на выставку, извещение о прибытии делегации, запрос, коммерческое предложение, просьба о заказе гостиницы и т.п.);

    • работа над оригинальным экономическим текстом в форме перевода, ответов на вопросы, выделения основной мысли абзаца, текста, краткого изложения содержания на немецком языке, письменное реферирование и аннотирование текста.

Целью обучения данному аспекту языка является:

    • развитие навыков общения по специальности на немецком языке;

    • овладение экономической терминологией;

    • углубление знаний по экономике Германии;

    • овладение началами реферирования оригинальной литературы по специальности;

    • развитие навыков перевода с немецкого языка на русский и обратно.

Требования к умениям и навыкам в области делового общения:

Аудирование: понимать речь собеседника, содержание предъявляемого с аудио- или видеокассеты диалога или сообщения коммерческого характера.

Говорение: вести беседу в объеме пройденной тематики без коммуникативно-значимых лексико-грамматических ошибок, оперировать пройденной терминологией, отвечать на вопросы по прочитанному (услышанному), дать резюме по прочитанному тексту.

Чтение: читать и понимать со словарем тексты общеэкономического плана, извлекать требуемую информацию:

Содержание обучения языка делового общения:

На начальном или корректирующем этапе тематика делового общения содержит следующие разделы:

• представление;

• встреча в аэропорту, гостиница;

• выставка;

• деловой обед, установление контактов обсуждение прайслиста;

• фирма, представление фирмы, отделы фирмы;

• отрасли производства, продукция, конкуренты;

    • рынок;

    • внешняя торговля, экспорт, импорт;

    • марка;

    • формы сбыта и т.д.;

• переговоры по телефону;

• начала коммерческой переписки.

Общеэкономический язык:

    • фирма, история фирмы;

    • выставка.

Следует подчеркнуть, что перечисленные экономические темы освещаются на первом курсе популярно и носят ознакомительный характер, на старших курсах данные темы изучаются в более полном объеме.

4.1. Инновационные технологии, используемые
в преподавании курса «Немецкий язык» основной

В преподавании курса «Немецкий язык» основной используются такие инновационные технологии, как деловая игра, дискуссия и тестирование.

1. Деловая игра представляет собой метод имитации различных производственных ситуаций (например, ведение переговоров, прием на фирму и др.), осуществляемый по заданным правилам в диалоговом режиме. В комплексе представлены 5 деловых игр по следующим темам:

Тема 1: Интервью во время собеседования,

Тема 2: Заказ туристической поездки,

Тема 3: Деловые партнеры едут на выставку в Москву,

Тема 4: Рекламация в магазине,

Тема 5:Представление фирмы, рекламная заметка в газету.

Деловая игра способствует развитию языковых интеллектуальных и познавательных способностей у студентов, формированию умений понимать и порождать иноязычные высказывания в соответствующей ситуации общения.

2. Дискуссия является эффективной формой учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свою точку зрения по проблемам, сформулированным преподавателем. В данном комплексе представлены следующие дискуссии по темам практических занятий: как лучше изучать иностранные языки, как организовать свой рабочий день, почему мы мало пишем писем, где применяется переписка, как купить одежду в магазине готового платья, страноведческий аспект, как в России и в Германии празднуют праздники, роль книги в нашей жизни, делимся впечатлениями о поездке в Германию, где лучше отдыхать и почему, как записаться к врачу и объяснить свои проблемы, великие люди современности, роль личности в масштабе страны и университета, группы. (Темы 1, 2, 7, 8, 9, 10, 13, 14, 15, 16, 17).

Тематика предлагаемых дискуссий может быть разноплановой и вытекает из тематического плана соответствующих курсов. Она может варьироваться исходя из уровня языковой подготовки студентов. Подготовка к дискуссии предполагает использование обширного тематического материала из справочной литературы (специальные словари, источники из актуальной прессы), а также написание тезисов, рефератов, докладов по предложенной тематике.

3. Тестирование – контроль знаний с помощью тестов, которые состоят из условий (вопросов) и вариантов ответов для выбора (самостоятельная работа студентов). Тесты применяются как контроль навыков овладения лексическим и грамматическим материалом и могут проходить в виде 10 минутного контроля на занятии, а также в виде самостоятельной работы в случае, если студент дополнительно прорабатывает пропущенный или не достаточно хорошо усвоенный материал. Тесты, на все пройденные грамматические и лексические темы следует брать из указанного в списке литературы учебника М.Н. Попова, Г.А. Казаковой, Г.А. Вавильевой, М.В. Кондратенко. Самоучитель немецкого языка для поступающих в вузы.

5. Темы практических занятий

Раздел 1. «Общеразговорный немецкий язык»

Тема 1 «Мы изучаем иностранные языки»

Фонетический материал: алфавит, основные признаки немецких гласных и согласных звуков и их различия по сравнению с русским языком.

Лексический материал: слова и словосочетания, необходимые для раскрытия содержания темы.

Грамматический материал: личные местоимения и спряжение глаголов в настоящее время, имя существительное и артикль в именительном падеже. Глагол «быть», именное составное сказуемое, употребление артикля, порядок слов в повествовательном предложении. Порядок слов в повелительном предложении. Порядок слов в вопросительном предложении.

Словообразование: суффиксы имен существительных.

Фонетический материал: трудные случаи чтения, чтение интернациональных слов.

Языковой материал по видам речевой деятельности

Аудирование: аудиозапись представления слушателей курсов. Задания для проверки общего и полного понимания аудио- и видеоматериалов.

Говорение:задания для обсуждения прочитанных и прослушанных материалов, умение вести беседу на тему «Мы изучаем иностранный язык», умение составлять рассказ на тему «Мы изучаем иностранные языки».

Чтение:адаптированный текст по теме.

Письмо: лексико-грамматические упражнения для закрепления материала раздела.

Тема 2 «Работа и распорядок дня»

Фонетический материал: интонационная модель повествовательных, вопросительных, побудительных предложений

Лексический материал: Слова и словосочетания, используемые при обсуждении тем, связанных с работой и распорядком дня

Грамматический материал: Имя существительное в единственном и множественном числе. Презенс глагола «иметь». Отрицание и утверждение в простом предложении.

Словообразование: глагольная приставка be-.

Фонетический материал: интонационная модель вопросительных, побудительных предложений

Языковой материал по видам речевой деятельности

Аудирование:аудиозапись о рабочем дне. Задания по проверке полного и общего содержания аудиоматериала.

Говорение:задания для обсуждения прочитанного и прослушанного материала. Умение вести беседу о работе на фирме, о видах деятельности, умение составить рассказ о работе на фирме, о рабочем дне.

Чтение: аутентичные статьи для ознакомительного и изучающего чтения и перевода по теме «На рабочем месте».

Письмо: лексико-грамматические упражнения для закрепления пройденного материала.

Тема 3 «Семья»

Фонетический материал: произношение интернациональных слов, географических названий

Лексический материал: слова и словосочетания, используемые при рассказе о семье

Грамматический материал:презенс сильных глаголов с изменением корневой гласной, императив глаголов, притяжательные местоимения, склонение личных местоимений в именительном и винительных падежах, предлоги с винительным падежом.

Фонетический материал: произношение интернациональных слов, географических названий

Языковой материал по видам речевой деятельности

Аудирование:аутентичный текст с аудиокассеты о семье. Задания для проверки понимания.

Говорение: задания для обсуждения прочитанного и прослушанного материала, ролевые карточки для разыгрывания диалога по ситуации, посещение семьи и расспросы о членах семьи, составление монологического рассказа на тему «Моя семья».

Чтение:оригинальные тексты по теме «Семья».

Письмо: лексико-грамматические упражнения для закрепления материала.

Тема 4 « Я – студент»

Фонетика:чтение s, sch, tsch, sp, st, ss, h, ch

Лексический материал: слова и словосочетания, используемые для рассказа о студенческой жизни

Грамматический материал: существительное в дательном падеже. Личные местоимения в винительном и дательном падежах. Порядок слов в предложениях с дополнением в дательном и винительном падежах. Предлоги с дательным падежом. Презенс глагола «знать» (wissen).

Словообразование: значение приставки un-, суффиксов -los, - bar

Языковой материал по видам речевой деятельности:

Аудирование:аудио и видеокассеты с рассказом о студенческой жизни. Задания для проверки общего и полного понимания аудио- и видео материалов.

Говорение:задания для обсуждения прочитанных, прослушанных материалов, ролевые карточки: партнеры по бизнесу. Умение вести беседу и составить рассказ по теме «Я – студент».

Письмо:составление письма с рассказом о студенческой жизни. Лексико-грамматические упражнения для закрепления пройденного материала.

Тема 5 «Квартира, жилье»

Фонетика: Чтение ä, ő, ű

Лексический материал: слова и словосочетания, позволяющие описать и рассказать о своем жилье, о жизни в студенческом сообществе, о поиске квартиры

Грамматический материал: предлоги с винительным и дательным падежом. Глаголы с отделяемыми и неотделяемыми приставками.

Языковой материал по видам речевой деятельности:

Аудирование:аудио и видеокассеты с описанием квартиры и поиски квартиры для студента. Задания для проверки общего и полного понимания аудио- и видеокассеты.

Говорение: задания для обсуждения прочитанного, прослушанного и просмотренного материала, работа в диалоговом и монологовом режиме.

Чтение:аутентичные газетные статьи с объявлениями о сдачи в аренду квартир

Письмо:лексико-грамматические упражнения для закрепления материалов раздела.

Написание письма о желании снять квартиру. Описание своего жилья.

Тема 6 «Свободное время. Хобби»

Фонетика: чтение дифтонгов ei, au, eu, äu.

Лексический материал:слова, устойчивые словосочетания, необходимые для описания свободного времяпровождения, рассказа о хобби.

Грамматический материал: презенс глаголов с “sich”. Место “sich” в предложении. Перфект глаголов.

Словообразование: Субстантивированный инфинитив.

Языковой материал по видам речевой деятельности:

Аудирование: прослушивание аудиокассеты по теме: Свободное время. Задания на проверку полного понимания видеоматериала.

Говорение:задания для обсуждения просмотренного и прочитанного материала. Ролевые карточки по обсуждению темы «Хобби».

Чтение:аутентичные тексты по теме «Хобби», «Свободное время» из журнала «Markt».

Письмо:лексико-грамматические задания для работы над материалом раздела.

Тема 7 « Почта»

Фонетика:краткость, долгота и полудолгота гласных, придыхание.

Лексический материал: слова и словосочетания, устойчивые выражения, клише для выполнения коммуникативных намерений, связанных с отправлением и получением посылки, письма, бандероли, скоростного письма.

Грамматический материал:презенс модальных глаголов. Сложносочиненное предложение. Количественные числительные.

Словообразование: Суффиксы существительных, образование существительных от прилагательных и глаголов.

Языковой материал по видам речевой деятельности:

Аудирование: видеофильм о походе на почту. Задания для проверки общего и полного понимания видеоматериала.

Говорение: задания для обсуждения прочитанных и прослушанных материалов. Ролевые карточки для составления диалогов по теме: Почтовые отправления. Вопросы по теме: «Почему мы пишем меньше писем», устный монолог по данной теме.

Чтение:аутентичные материалы по теме, написание резюме, требования к написанию писем.

Письмо: лексико-грамматические задания для работы над материалом раздела.

Тема 8 «За покупками»

Фонетика: фразовое логическое ударение, ударение в сложносоставных существительных, мелодика предложения.

Лексический материал:слова и словосочетания, клише, необходимые для осуществления покупки при беседе с продавцом в различных типах магазинов.

Грамматический материал: имя прилагательное. Склонение прилагательных. Вопросительные местоимения Welcher? Was fuer ein?

Словообразование: словообразование сложных слов.

Фонетика: фразовое логическое ударение, мелодика предложения

Языковой материал по видам речевой деятельности:

Аудирование:тексты, представленные с видео- и аудиокассет по теме «Поход по магазинам», обсуждение покупок, цен, фасонов. Задания на проверку полного и общего понимания представленного аудио- и видеоматериала.

Говорение: задания на обсуждение прочитанных, просмотренных и прослушанных материалов. Ролевые карточки для разыгрывания ситуаций по теме «В магазине».

Чтение: аутентичные тексты из оригинальной учебной литературы для ознакомительного, изучающего чтения. Тексты по теме «Цена».

Письмо:лексико-грамматические упражнения для работы над материалом раздела.

Тема 9 «Праздники»

Фонетика: чтение скороговорок.

Лексический материал:слова и словосочетания по теме праздники.

Грамматический материал: имя существительное в родительном падеже. Предлоги с родительным падежом. Неопределенно-личное местоимение «man». Склонение имен собственных. Претерит глаголов «быть» (sein), «иметь» (haben).

Языковой материал по видам речевой деятельности:

Аудирование: аудиотекст «Рождество». Задания для проверки общего и полного понимания содержания прослушанного текста.

Говорение:задания для обсуждения прочитанного и прослушанного материала по теме «Праздники в Германии». Ролевые карточки для разыгрывания ролевых игр. Монологическое высказывание по теме «Готовимся к празднованию Нового года».

Чтение: аутентичные газетные статьи для ознакомительного и изучающего чтения, перевода и реферативного пересказа по теме «Праздники».

Письмо: лексико-грамматические упражнения для работы над материалом раздела, написание письма о праздновании какого-либо праздника, написание пригласительных открыток.

Тема 10 «Книги. В книжном магазине. В библиотеке»

Фонетика: чтение названий стран, сокращений.

Лексический материал:слова, словосочетания, языковые клише необходимые для выполнения языковых намерений по теме.

Грамматический материал: сложноподчиненное предложение. Местоименные наречия. Придаточные предложения причины, дополнительные придаточные.

Словообразование:порядковые числительные.

  1. Учебно-методический комплекс Для специальности: 080102 «Мировая экономика» Москва 2007

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (Английский язык основной и профессиональный) составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования от 2 г.
  2. Учебно-методический комплекс Для специальности 080102 Мировая экономика Москва 2007 (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по "Истории мировой экономики" составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080102 "Мировая экономика".
  3. Учебно-методический комплекс Для специальности 080102 Мировая экономика Москва

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Международная торговля» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (основной образовательной программой) по
  4. Учебно-методический комплекс Для специальности 080102 Мировая экономика Москва 2008 (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Организация международного туризма» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080102 «Мировая экономика».
  5. Учебно-методический комплекс для специальности 080102 Мировая экономика Москва 2008 г

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Немецкий язык» (профессиональный) составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и примерной программой дисциплины «Иностранный
  6. Учебно-методический комплекс для специальности 080102 Мировая экономика Москва 2008 (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Международная торговля услугами» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (основной образовательной программой)
  7. Учебно-методический комплекс Для специальности: 080102 Мировая экономика Москва 2008г

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Современные проблемы экономики стран Азиатско-Тихоокеанского региона» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
  8. Учебно-методический комплекс Для специальности 080102 Мировая экономика Москва 2009

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Международная система страхования» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Примерной программой  по дисциплине
  9. Учебно-методический комплекс для специальности 080102 «Мировая экономика» Москва

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, «Положением об учебно-методических

Другие похожие документы..