Учебно-методический комплекс для специальности 080102 Мировая экономика Москва 2007

4. Содержание курса

В связи со значительной дифференциацией исходного уровня знаний студентов, некоторые из которых окончили лицей или школу с углубленным изучением иностранного языка, а другие пришли из сельских школ, где преподавание немецкого языка велось только один или два года, а также учитывая большой контингент обучающихся с нулевого этапа, преподавателю предоставляется свобода выбора учебного материала и тематического планирования занятий.

На этапе обучения основному курсу немецкого языка приоритетным является аспект «общий язык», в его задачу входит развитие следующих языковых умений и речевых навыков (по 4 видам речевой деятельности):

Аудирование:

    • распознавание звуков в отдельных словах, словосочетаниях и предложениях;

    • усвоение нормативного ритма речи, ударения в словах и паузации как средства деления речевого потока на смысловые отрезки;

    • понимание смысла основных частей диалога и монолога

Говорение:

    • воспроизведение немецких звуков в словах и словосочетаниях (по образцу);

    • определение особенностей немецкой артикуляции по сравнению с русской;

    • составление отдельных предложений (по образцу) и микродиалогов (по ролям);

    • чтение текста вслух с соблюдением правильной интонации (по образцу);

    • повторение текста за диктором с соблюдением правильного аудирования и правильной интонации;

    • воспроизведение текста максимально близко к оригиналу (подробной пересказ);

    • устная постановка вопросов и составление кратких развернутых ответов (по образцу);

    • краткое (2 – 3 мин) монологическое высказывание на изученную тему (с предварительной подготовкой).

Чтение:

    • владение ознакомительным чтением учебной и страноведческой литературы со скоростью 100 слов в минуту без словаря при количестве неизвестных слов, не превышающим 2–3% по отношению к общему количеству слов в тексте;

    • владение изучающим чтением со словарем – количество неизвестных слов не должно превышать 5–6 % по отношению к общему количеству слов в тексте;

    • понимание основного содержания текста по интернациональной лексике, знакомым опорным словам;

    • выделение главной и второстепенной информации текста;

    • определение принадлежности слова к различным частям речи по его морфологическим характеристикам и порядку слов в предложении;

    • распознавание значения слова по контексту;

    • восприятие смысловой структуры текста (определение смысла каждого абзаца и связей между ними).

Письмо:

• постановка вопросов к тексту;

    • написание кратких и развернутых ответов (по образцу);

    • составление плана текста;

    • написание подробного пересказа текста по плану;

• запись ключевых слов и выражений текста (прочитанного или прослушанного) и составление предложений с опорными словами и выражениями;

    • написание собственного микротекста на изученную тему (по образцу).

Лексика

Стилистически нейтральная наиболее употребительная лексика, относящаяся к общему языку. Устойчивые выражения, наиболее распространенные формулы-клише (обращение, приветствие, благодарность, извинение и т.д.) Знакомство с основными двуязычными словарями.

Объем лексического минимума составляет 1800 – 2000 единиц, из них 1300 слов и словосочетаний неидиоматического характера входят в активный словарный запас.

Материалом для обучения чтению и аудированию служат несложные тексты и диалоги из учебных пособий и адаптированной литературы по общеразговорной, страноведческой и общеэкономической тематике.

По окончании изучения «Основного курса немецкого языка» студенты должны:

    • владеть нормативным произношением, ритмом и говорить в нормальном темпе речи;

    • понимать на слух основное содержание аутентичных текстов с опорой на зрительный образ (видеоматериалы) и без него;

    • понимать сообщение профессионального характера длительностью до 5 мин. звучания в нормальном темпе речи, кратко передать содержание прослушанного текста на немецком языке, ответить на вопросы к тексту или передать содержание текста на русском языке;

    • уметь сделать сообщение (доклад) на общепознавательную, страноведческую и специальную тему (с предварительной подготовкой);

    • участвовать в обсуждении любой из изученных тем;

    • монологическое высказывание в объеме 15 фраз в среднем темпе речи;

    • участвовать в диалоге/беседе на общие профессиональные темы;

    • владеть всеми видами чтения оригинальной литературы (ознакомительным – со скоростью 150 слов в минуту без словаря при количестве незнакомых слов 4–5%: изучающим – 8%, со словарем);

    • уметь выделять главную и второстепенную информацию текста, абзаца, обобщать факты;

    • сделать краткий и подробный пересказ текста (прочитанного или прослушанного) с опорой на план;

    • уметь составить письменный план и конспект текста по специальности;

    • уметь составить резюме, деловое письмо;

    • уметь перевести или составить реферат по статье или тексту по специальности (без искажения основного смысла).

ЯЗЫКОВОЙ МАТЕРИАЛ

Фонетика

Фонетика не является отдельным аспектом изучения, однако, на начальном этапе значительное внимание уделяется корректировке и совершенствованию произношения, особенно в сложных словах, иностранных словах, словах с приставками, а также интонации в различных типах предложений, прежде всего вопросительных без вопросительного слова, а также в сложноподчиненных предложениях. Поставленная задача при корректировке и совершенствовании реализуется путем выполнения тренировочных фонетических упражнений из учебника, а также путем прослушивания, повторения и заучивания текстов, представленных на аудиокассетах.

При обучении студентов, изучающих немецкий язык с нулевого уровня, в плане предусматривается вводно-фонетический курс с интенсивной проработкой правил чтения, произношения и интонирования. Прежде всего работа ведется над теми сложными случаями чтения, которые вызывают трудности, например, ei и ie, eu, äu, sp, st, ch, s, умлауты ä, ö, ǜ, долготой и краткостью гласных, над интонационным рисунком различных типов предложений. Развитие навыков произношения, чтения и интонирования идет параллельно с работой над лексико-грамматическим материалом. Важную роль на данном этапе играет работа в лингафонном классе.

Лексика

Объем активного словаря составляет 1300 единиц. В основном это слова и словосочетания, используемые в разговорно-бытовой, общеэкономической сферах общения, а также в художественной литературе. При введении новой лексики следует обращать внимание на: словообразование, опираться на знания студентами английского языка, искать корреляты в русском языке, заимствования с целью облегчения запоминания словарной единицы;

• расширение словарного запаса за счет лексики терминологического, т.е. экономического характера, составляющей основу регистра профессиональной речи;

• многозначность слов, синонимию, антонимию, слово и контекст; заимствования, неологизмы, интернационализмы;

• сочетаемость слов: свободные и устойчивые словосочетания, идиоматические выражения. Клише, необходимые для оформления делового письма, устного сообщения;

• знакомство с общими словарями, а также со словарями по специальности и справочной литературой.

Тематика

В перечень тем входят темы, относящиеся к повседневной жизни студента и виртуального молодого специалиста, который обязан поддержать небольшую беседу, например об отпуске, погоде, городе, транспорте, театре и т.д. На данном этапе изучения языка проходят следующие темы:

1. знакомство, представление, семья, биографические данные

2. институт, рабочий день, занятия немецким языком

3. досуг, развлечения, театр, кино, спорт

4. город, страна

5. погода, времена года

6. поездка, транспорт, поезд, самолет

7. в магазине

8. в ресторане

Грамматика

Преподавание грамматики осуществляется комплексно вместе с лексикой при работе над определенной темой. На первоначальном этапе обучения грамматике уделяется большое внимание, прорабатываются основные явления морфологии, синтаксиса, словообразования. Целью работы над грамматикой на данном этапе является формирование:

• устойчивых навыков и умений построения простых повествовательных, вопросительных и побудительных предложений, основанных на знании спряжения глагола в настоящем и прошедшем времени; знания основных форм глагола, типов глаголов;

• навыков соединения слов в предложении, основанных на знании порядка слов, спряжения, склонения, управления предлогов, склонения прилагательных;

• навыков создания сложного высказывания, основанного на знании сложносочиненных и сложноподчиненных союзов, правил построения предложений с инфинитивными группами и оборотами.

На данном этапе осуществляется коррекция, систематизация, закрепление, активизация и контроль освоения отдельных моделей и форм следующих грамматических тем:

Морфология

Имя существительное. Имена собственные и нарицательные, абстрактные и конкретные. Образование множественного числа, основные суффиксы словообразования имен существительных. Склонение имен существительных, слабое склонение. Образование сложных существительных.

Артикль. Определенный и неопределенный артикль, отсутствие артикля. Употребление артикля.

Имя прилагательное и наречие: Склонение прилагательных, степени сравнения прилагательных и наречий.

Имя числительное. Числительные количественные и порядковые.

Местоимения, Личные местоимения, склонение местоимений. Указательные, притяжательные, вопросительные местоимения.

Предлоги. Предлоги с Dativ и Аkkusativ.

Глагол, Основные формы глагола. Спряжение глаголов в Рraesens, Рraeteritum, Perfekt, Futurum . Модальные глаголы; глаголы haben,sein ,werden. Инфинитив.

Синтаксис

Простое предложение. Порядок слов в простом утвердительном, вопросительном, побудительном предложениях. Предложение с отрицанием. Вопросительные слова. Местоименные наречия. Главные члены предложения. Именное сказуемое. Согласование подлежащего и сказуемого. Второстепенные члены предложения. Обстоятельства образа действия, их место в предложении. Место отрицания в предложении. Предложение с инфинитивной группой.

Сложное предложение. Сложносочиненное и сложноподчиненное предложения (дополнительные, причины).

Перевод некоторых многозначных грамматических элементов, например, «чтобы», «когда» и других на немецкий язык. Инфинитив с «zu» и без «zu.

  1. Учебно-методический комплекс Для специальности: 080102 «Мировая экономика» Москва 2007

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (Английский язык основной и профессиональный) составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования от 2 г.
  2. Учебно-методический комплекс Для специальности 080102 Мировая экономика Москва 2007 (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по "Истории мировой экономики" составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080102 "Мировая экономика".
  3. Учебно-методический комплекс Для специальности 080102 Мировая экономика Москва

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Международная торговля» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (основной образовательной программой) по
  4. Учебно-методический комплекс Для специальности 080102 Мировая экономика Москва 2008 (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Организация международного туризма» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080102 «Мировая экономика».
  5. Учебно-методический комплекс для специальности 080102 Мировая экономика Москва 2008 г

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Немецкий язык» (профессиональный) составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и примерной программой дисциплины «Иностранный
  6. Учебно-методический комплекс для специальности 080102 Мировая экономика Москва 2008 (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Международная торговля услугами» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (основной образовательной программой)
  7. Учебно-методический комплекс Для специальности: 080102 Мировая экономика Москва 2008г

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Современные проблемы экономики стран Азиатско-Тихоокеанского региона» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
  8. Учебно-методический комплекс Для специальности 080102 Мировая экономика Москва 2009

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Международная система страхования» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Примерной программой  по дисциплине
  9. Учебно-методический комплекс для специальности 080102 «Мировая экономика» Москва

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, «Положением об учебно-методических

Другие похожие документы..