Программа дисциплины психология (включая основы социальной психологии) для студентов 3 курса заочного отделения

ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет»

Институт филологии и языковой коммуникации

Отделение журналистики

Кафедра журналистики

Программа дисциплины

ПСИХОЛОГИЯ (ВКЛЮЧАЯ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ)

для студентов 3 курса

заочного отделения кафедры журналистики

Введение (Цели и задачи курса)

Учебный план.

Учебный стандарт.

Методические указания к самостоятельному

изучению дисциплины.

Тематический план лекционных занятий.

Тематический план практических занятий

Основная литература

Дополнительная литература

Задания к контрольным работам.

Вопросы и задания к зачёту.

Вопросы и задания к экзамену.

Составитель: Профессор кафедры журналистики ИФиЯК СФУ,

Д-р, филос.наук О.Ф.Нескрябина

Красноярск 2010

Введение (Цели и задачи курса)

Цель курса “Психология с основами социальной психологии” - дать будущим журналистам знания об устойчивых характеристиках коммуникативных процессов в обществе и закономерностях функционирования социальной информации; привить навыки социально-психологического анализа общественных событий.

Задачи курса:

- развить способности понимания людей и профессионального общения;

- привить навыки социальной аналитики;

- овладеть знаниями механизмов образования социальных норм;

- углубить представления о законах социальных отношений, в частности о механизмах власти и подчинения;

- дать социально-психологическое обоснование норм профессиональной этики;

  • помочь будущим специалистам в выборе своего профессионального имиджа и др.

Место курса в системе социогуманитарного образования определяется его предметом. «Психология» изучает отношения людей в обществе в единстве когнитивного, информационного и интерактивного аспектов. Данная дисциплина опирается на фундамент философского, социологического, логического и лингвистического знания.

Учебный план:

семестр

Установка

(лекционные часы)

Практические (семинарские) занятия

контрольная работа

контроль

Кол-во часов на самостоятельное изучение дисциплины

5

6

-

138

6

ЭКЗАМЕН

Учебный стандарт:

Психология

Предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность.

Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики.

Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза.

Мозг и психика.

Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания.

Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы.

Эмоции и чувства.

Психическая регуляция поведения и деятельности.

Общение и речь.

Психология личности.

Межличностные отношения.

Основы социальной психологии.

Предмет и специфика социальной психологии. История развития социально-психологических идей. Социально-психологические аспекты социальной структуры общества. Типы общностей и социально-психологические факторы их формирования. Социальные общности, социальные группы. Нации и народности как особый вид социально-психологических общностей. Межгрупповые и внутригрупповые отношения и взаимодействия. Механизмы формирования солидарности. Конфликты и их социально-психо-логическая природа.

Место и роль психологических аспектов социального окружения в формировании поведения социальных групп.

Методология и методы социально-психологического исследования.

Методические указания к самостоятельному изучению дисциплины.

Методы работы с материалом:

  • Усложненная обработка материала улучшает память.

  • Метод заучивания:

  • 1. Предварительный просмотр. Выделите разделы. Следующие 4 шага примените к каждому разделу.

  • 2. Сформулируйте вопросы.

  • 3. Чтение и ответ на вопросы.

  • 4. Осмысление, подыскивание примеров.

  • 5. Прересказ.

  • 6. Обзор. Мысленно просмотрите материал, вспоминая главные идеи.

Темы для самостоятельного изучения:

Основные концепции «социальной психологии»: бихевиоризм, фрейдизм и неофрейдизм, гуманистическая психология, гештальт- и когнитивная социальная психология и др.

Характеристики общения: основные аспекты. Мотивация общения.

Личность и социальная роль. Имидж.

Агрессия в обществе. Роль СМИ в эскалации агрессии.

Понятие «манипулирование». Возможности манипулятивного воздействия.

Три стороны общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная.

Особенности социального познания.

Феномены массового сознания.

Социальная психология групп: классификация групп, структура малой группы, групповое решение, групповое давление. Роль СМИ в структурировании общества.

Лидер и лидерские стили.

Тематический план лекционных занятий

Лекция 1 (2 часа) Структура психики. Основные психические процессы

Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представление, воображение, внимание, память. Мышление и творчество.

Эмоции и чувства.

Психическая регуляция поведения и деятельности.

Мышление и речь.

Соотношение сознательного и бессознательного.

Лекция 2. (2 часа) Психология личности

Личность и индивидуальность. Темперамент, характер, личность. Мотивация поведения и личность. Самосознание, самоопределение, саморегуляция. Самоактуализация.

Лекция 3. (2 часа) Социальное влияние. Манипулирование сознанием и поведением человека

Способы воздействия людей друг на друга: заражение, подражание, внушение, убеждение. Суггестия и конформизм. Конформизм, условия его повышения: дефицит информации, дефицит времени, дефицит средств, отрицательные эмоции, комфорт и релаксация.

Роль СМИ в создании условий, понижающих уровень конформности в обществе.

Манипулятивные техники воздействия на аудиторию

Нации как особый вид социально-психологических общностей.

Основная литература

Андреева Г.М. Психология социального познания / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 1997.

Аронсон Э., Праскан Эпоха пропаганды. - СПб., М., 2002.

Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевиденья / Н. Н. Богомолова М.: Просвещение, 1991.

Брайант Д, Томпсон С. Основы воздействия СМИ / Д.Брайант, С.Томпсон. М.: 2004.

Майерс Д. Социальная психология: Пер. с англ. / Д. Майерс. СПб.: Питер, 1996.

Матвеева Л.В. Психология телевизионной коммуникации / Л. В. Матвеева, Т. Я. Аникеева, Ю. В. Мочалова. Учебное пособие М.: Учеб.-метод. коллектор «Психология», 2002.

Дополнительная

Милграм С. Эксперимент в социальной психологии 3-е междун.изд-е. / С. Милграм. СП.: Питер, 2000.

Лебон Г. Психология народов и масс / Г. Лебон. СПб.: Макет, 1995.

Преступная толпа. М.: Институт психологии РАН, 1998. (С.Сигеле, З.Фрейд, В.Вундт)

Психология толпы. М: Институт психологии РАН, 1998. (Г.Лебон. Г.Тард)

Современная западная психология: Словарь. М.: ИПЛ, 1990.

Социальная психология в трудах отечественных психологов: Хрестоматия. СПб, 2000.

Шибутани Т. М. Социальная психология / Т. М. Шибутани. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.

Шихирев П.Н. Современная социальная психология / П. Н. Шихирев. М.: Институт психологии РАН, 1999.

Бэрон Р. Агрессия / Р. Бэрон , Д. Ричардсон. СПб.: Питер, 1997.

практ. конфер. М.,2001.

Крэйхи Б. Социальная психология агрессии / Б.Крэйхи. СПб.: 2003.

Лоренц К. Оборотная сторона зеркала / К. Лоренц. М.: Республика, 1998.

Вакурова Н.В. Психологическая подготовка интервьюиров телевидения и радиовещания /Н. В. Вакурова. М., 1996.

Гоуайзер Ш. Путеводитель журналиста по опросам общественного мнения / Ш. Гоуайзер. М.: Изд-во "Вагриус", 1997.

Доценко Е.Л. Психология манипуляции / Е. Л. Доценко. М.,1996.

Пиз А. Язык телодвижений: Как читать мысли других по их жестам. / А. Пиз. Новгород: Ай кью, 1992.

1996.

Телевизионная журналистика: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1998.

Теленовости: Секреты журналистского мастерства: Реферат книги И. Фенга “Теленовости, радионовости”. Красноярск, 1996.

Тертычный А.А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход /А. А. Тертычный. М.: Гендальф, 1998.

Федотова Л.Н. Анализ содержания – социологический метод изучения средств массовой коммуникации /Л. Н. Федотова. М; Инст-т социологии РАН, 2001.

Экман Пол. Психология лжи / Пол Экман. СПб., 1997.

Засурский И.И. Масс-медиа второй республики / И. И. Засурский. М.: Изд-во МГУ, 1999.

Росс Л. Человек и ситуация: Уроки социальной психологии / Л. Росс, Р. Нисбетт. М.: Аспект Пресс, 1999.

Шиллер Г. Манипуляторы сознанием: Пер. с англ. / Г. Шиллер М.: Прогресс, 1980.

Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием / С. Кара-Мурза. М.: Психология, 1998.

Клюев Е.В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция): Учеб. пособие для вузов / Е. В. Клюев. М.: Изд-во "ПРИОР", 1999.

Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей: Пер. с англ. / Д. Карнеги. М.: Прогресс, 1989.

Московичи С. Машина, творящая богов / С. Московичи. М.: Центр психологии и психотерапии, 1998.

Ворошилов В.В. Журналистика: Конспект лекций / В. В. Ворошилов. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000.

Чалдини Р. Психология влияния: З-е междунар. изд. / Р. Чалдини. СПб.: Питер, 1999.

Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развити. / И. С. Мелюхин. М.: Изд-во МГУ, 1999.

Нескрябина О.Ф. Медиапсихология и медиаэтика/ О. Ф. Нескрябина. Красноярск: СибЮИ., 2008.

Вопросы и задания к зачету

  1. Структура психики.

  2. Основные психические процессы

  3. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представление, воображение,

  4. Внимание и память.

  5. Мышление и творчество.

  6. Эмоции и чувства.

  7. Психическая регуляция поведения и деятельности.

  8. Мышление и речь.

  9. Соотношение сознательного и бессознательного.

  10. Личность и индивидуальность.

  11. Темперамент, характер, личность.

  12. Мотивация поведения и личность.

  13. Самосознание личности.

  14. Самоопределение и саморегуляция – основные свойства индивидуальности

  15. Понятие «самоактуализация личности».

  16. Социальное влияние.

  17. Манипулирование сознанием и поведением человека

  18. Способы воздействия людей друг на друга: заражение, подражание, внушение, убеждение.

  19. Суггестия и конформизм.

  20. Конформизм, условия его повышения

  21. Роль СМИ в создании условий, понижающих уровень конформности в обществе.

  22. Нации как особый вид социально-психологических общностей.

  23. Социальная психология групп.

  24. Роль СМИ в структурировании общества.

  25. Основные концепции «социальной психологии»: бихевиоризм, фрейдизм и неофрейдизм, гуманистическая психология, гештальт- и когнитивная социальная психология и др.

  26. Характеристики общения: основные аспекты. Мотивация общения.

  27. Личность и социальная роль. Имидж.

  28. Агрессия в обществе. Роль СМИ в эскалации агрессии.

  29. Понятие «манипулирование». Возможности манипулятивного воздействия.

  30. Манипулятивные техники воздействия на аудиторию

  1. Методические материалы для студентов 4 курса заочного отделения юридического факультета

    Документ
    Составители: Букшина С.В. (к.ю.н., доцент); Гринчинко Н.Я. (к.ю.н., доцент); Блинова О.А. (к.ю.н., доцент); Игнатовская И.И. (к.ю.н., доцент); Адиханов Ф.
  2. Методические материалы для студентов 1 курса заочного отделения юридического факультета (2)

    Документ
    Предназначаются для студентов 1 курса заочного отделения юридического факультета, обучающихся по специальности «Юриспруденция» на базе высшего образования.
  3. Методические материалы для студентов 3 курса заочного отделения юридического факультета (1)

    Документ
    Предназначаются для студентов 3 курса заочного отделения юридического факультета, обучающихся по специальности «Юриспруденция» на базе высшего образования.
  4. Методические материалы для студентов 5 курса заочного отделения юридического факультета

    Документ
    Составители: Моисеева О.Г. (к.ю.н., доцент); Букшина С.В. (к.ю.н., доцент); Пятков Д.В. (к.ю.н., доцент); Аничкин Е.С. (к.ю.н., доцент); Должиков А.В.
  5. Методические материалы для студентов 6 курса заочного отделения юридического факультета

    Документ
    Составители: Васильев А.А. (к.ю.н., ст. преп.); Филиппова Т.А. (к.ю.н., профессор); Фролова О.С. (к.ю.н., ст. преп.); Маньковская В.И. (к.ю.н., доцент); Молотов А.
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов 3 курса заочного отделения технолого-экономического факультета Составитель: канд филол наук

    Учебно-методический комплекс
    Научный стиль и его подвиды. Жанры письменной научной речи (монография, статья, тезисы доклада, курсовая и дипломная работа как первичные научные тексты; аннотация, реферат, конспект как вторичные научные тексты), структура и языковое
  7. Учебно-методический комплекс для студентов 3 курса заочной формы обучения специальности «Педагогика и психология» сокращенной образовательной программы

    Учебно-методический комплекс
    Комплексные мультимедийные средства в образовании 44 4 Зачет 3 Управление образовательными системами 7 4 Зачет 4 Современные средства оценивания результатов обучения 8 Зачет 5 Социальная психология 00 К/р Экз.
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины «Психология (включая основы социальной психологии)» для специальности 030601 Журналистика Дзержинский, 2011 г

    Учебно-методический комплекс
    Выписка из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030601 «Журналистика»(№ государственной регистрации 69 гум/сп от 10.
  9. Программа курса «Социальная психология» Ростов-на-Дону 2006 Печатается по решению методической комиссии кафедры социальной психологии ргу, протокол №3 от 2 марта 2006г.

    Программа курса
    Курс “Социальная психология” представляет собой самостоятельный, фундаментальный курс. Он является обязательным для студентов всех психологических специальностей и специализаций.

Другие похожие документы..