«Применение информационных технологий при исследовании современной немецкой литературы»

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Выпускная работа по

"Основам информационных технологий"

Магистрант

кафедры зарубежной литературы

Рымарчук Надежда Александровна

Руководители:

профессор

Леонова Ева Александровна

старший преподаватель

Громко Николай Иванович

Минск 2010

Оглавление

Список обозначений ко всей выпускной работе 3

Реферат на тему: «Применение информационных технологий при исследовании современной немецкой литературы» 4

Введение 4

Глава 1. Обзор литературы 6

Глава 2. Методика исследования 10

Глава 3. Перспективы использования ИТ при исследовании современной немецкой литературы 11

Глава 4. Методика создания мультимедийной презентации исследования по современной немецкой литературе 15

Глава 5. Основные результаты исследования 20

Глава 6. Обсуждение результатов исследования 22

Заключение 23

Список литературы к реферату 25

Предметный указатель к реферату 26

Интернет-ресурсы в предметной области исследования 27

Действующий личный сайт в WWW 28

Граф научных интересов 29

Тестовые вопросы по основам информационных технологий 30

Презентация магистерской диссертации 32

32

Список литературы к выпускной работе 33

Приложение 34

Список обозначений ко всей выпускной работе

АОТ – автоматическая обработка текста

АПТ – автоматическое понимание текста

БД – база данных

ИТ – информационные технологии

КЛ – компьютерная лингвистика

МП – машинный перевод

ПЛ – прикладная лингвистика

СНЛ – современная немецкая литература

PPP – Power Point Presentation

Реферат на тему: «Применение информационных технологий при исследовании современной немецкой литературы»

Введение

Смена исторических эпох определяется сменой коммуникационных технологий.

Герберт Маршалл Маклюэн

В конце ХХ в. человечество вступило в стадию развития, получившую название постиндустриальное или информационное общество, а тезис известного исследователя массовых коммуникаций Г. М. Маклюэна, приведенный в качестве эпиграфа, получил новое подтверждение.

Распространенным является суждение о том, что «мы живем в век информации и коммуникаций», а это не совсем верно, поскольку и информация, и коммуникации были всегда, но постиндустриальное общество уникально тем, что его характеризует исключительно быстрое развитие информационных и коммуникативных технологий, а их возможности становятся беспрецедентными для развития человека, для эффективного решения многих профессиональных, экономических, социальных и бытовых проблем.

Современные информационные и коммуникативные технологии, созданные отнюдь не для нужд гуманитарных наук, ведут к подлинной революции в этих сферах. На сегодняшний день можно отметить, что наука в целом встраивается в сетевой мир, где уже прочно заняли свое место средства массой информации, реклама, банковская система, торговля и т. п.

В современной гуманитарной отрасли науки существует много проблем, а в связи с информатизацией возникла еще одна: переподготовка кадров. Мировой опыт свидетельствует о том, что решение проблем образования начинается с профессиональной подготовки научных кадров. В связи с этим чрезвычайно актуальным становится такое обучение будущих преподавателей вузов, которое основано не только на фундаментальных знаниях в избранной области (математика, химия, биология, литература и т. д.), в педагогике и психологии, но и на общей культуре, включающей информационную. То есть необходима основательная подготовка в сфере современных информационных и коммуникационных технологий. Ученые нового поколения должны уметь квалифицированно выбирать и применять именно те технологии, которые в полной мере соответствуют содержанию и задачам изучения конкретной дисциплины, способствуют достижению заданных целей.

Исходя из вышесказанного, была поставлена цель данной работы, которая состоит в том, чтобы предложить свою концепцию работы с ИТ при изучении СНЛ.

В то же время автором были сформулированы такие задачи, как:

проработать литературу по изучаемой теме;

познакомиться с основными литературоведческими и лингвистическими программами и ресурсами для исследования современной немецкой литературы, представленными в сети Интернет, охарактеризовать их;

познакомиться с методикой работы по использованию Power Point для демонстрации результатов своей научной работы на конференции.

Объектомисследования является процесс изучения современной немецкой литературы (СНЛ).

Предметом является использования ИТ при исследовании СНЛ.

Глава 1. Обзор литературы

Среди существующих литературных источников, посвященных применению ИТ в лингвистике и литературоведении, стоит отметить следующие: "Применение информационных технологий в исследовании учебных текстов" М. М. Невдах, "Основы искусственного интеллекта для лингвистов" А.В. Зубова и И.И Зубовой, "Автоматическое понимание текстов: системы, модели, ресурсы" Н.Н. Леонтьева, "Компьютерная обработка лингвистических данных" А.В. Всеволодовой.

В статье "Применение информационных технологий в исследовании учебных текстов" М. М. Невдах рассматривает применение квантитативных методов в изучении текста как статистической совокупности, а также описывает созданные отечественные и зарубежные программы, предназначенные для анализа и обработки текстов. Выделен ряд наиболее актуальных вопросов, требующих более детального изучения: это исследования в области читабельности с использованием ИТ и разработка соответствующего инструментария для классификации текстов по ряду областей знаний в зависимости от подготовленности читателя.

В учебном пособии "Основы искусственного интеллекта для лингвистов" А.В. Зубов и И.И. Зубова заостряют внимание на том, что "необходима глубокая интеграция ИТ с лингвистическими и психологическими знаниями в рамках искусственного интеллекта" [4, с. 10], что "современное состояние исследований по искусственному интеллекту характеризуется нарастанием интереса к этой проблеме со стороны специалистов широкого профиля, в том числе и филологов" [4, с. 10].

Система искусственного интеллекта понимается как "компьютерная система, способная получать результаты, которые традиционно рождаются в процессе интеллектуальной творческой деятельности человека" [4, с. 10].

По мнению авторов, введение в вузах специализаций, направленных на изучение возможностей компьютеров в обработке речи и текстов ("Прикладная лингвистика", "Компьютерная лингвистика", "Автоматическая обработка естественного языка", "Компьютерное обучение языкам", "Лингвистика и новые ИТ") является необходимым условием дальнейшего развития информационного общества.

В книге рассматриваются следующие проблемы:

интеллект и искусственный интеллект, основные задачи искусственного интеллекта, системы общения с компьютером на естественном языке;

экспертные системы, основные этапы их создания;

системы обработки связанных текстов, теоретические аспекты порождения текстов, системы порождения прозаических текстов (пословиц, поговорок, загадок, технических описаний, рекламных текстов, рассказов, романов), системы порождения русских стихотворных текстов;

система машинного перевода текста как система искусственного интеллекта.

Таким образом, А.В. Зубов и И.И. Зубова предприняли попытку показать роль языка в создании систем искусственного интеллекта, моделирующих отдельные функции человека и помогающих ему в решении многих необходимых задач. В то же время результаты работы описанных в пособии естественно-языковых систем показывают, что они еще достаточно далеки от реальных текстов, создаваемых человеком.

Отличительной особенностью данного пособия является его практическая направленность, благодаря которой читатель-филолог при наличии желания сам сможет создавать модели порождения текстов, подобные описанным в книге.

Учебное пособие Н.Н. Леонтьева "Автоматическое понимание текстов: системы, модели, ресурсы" обобщает опыт создания российских и зарубежных систем, реализующих АПТ. Эти сложные интеллектуальные системы выделяются из множества систем, в которых просто используется автоматическая обработка текста (АОТ), поскольку автора интересует именно качественный аспект понимания. Рассмотрены те компоненты процесса АПТ, которые могут быть заданы в вербальном виде. В основе пособия – идея "мягкого" понимания текста. Представлена экспериментальная лингвистическая система ПОЛИТЕКСТ, осуществляющая гибкое соединение лингвистических и предметных знаний.

К системам, реализующим АПТ, автор относит системы машинного перевода, системы автоматического индексирования, системы информационного анализа массивов официальных документов и текстов СМИ, фактографические системы, системы общения на естественном языке с БД и другие сложные интеллектуальные системы.

Наибольший интерес в книге представляют следующие аспекты:

Взгляд "сверху" на системы АПТ (основные задачи и классы систем АПТ, модель "мягкого понимания" текста).

Машинный перевод как среда создания систем АПТ (классификация систем МП, лингвистическое обеспечение систем МП).

Компонент первичного анализа текста, компоненты морфологического и синтаксического анализа, локальный семантический анализ текста, глобальный семантический анализ и сжатие текста.

Системы генерации текста.

Корпусная лингвистика и другие лингвистические ресурсы для АПТ.

В пособии А.В. Всеволодовой "Компьютерная обработка лингвистических данных", наряду с базовыми понятиями, методами и приемами использования средств вычислительной техники, рассмотрены передовые информационные и коммуникативные технологии глобальных компьютерных сетей; изложены основные направления фундаментальных исследований и коммерческих разработок, находящихся на пересечении филологии, методов представления, обработки знаний и самых современных ИТ; рассмотрены типичные и специальные приложения КЛ.

Таким образом, упомянутые выше и многие другие существующие пособия и книги, посвященные взаимодействию ИТ и филологии, свидетельствуют об актуальности данной проблемы, а также о повышенном внимании к ней как со стороны специалистов в сфере ИТ, так и со стороны филологов.

Глава 2. Методика исследования

При написании данной работы нами были использованы различные методы исследования: как общелогические, так и общенаучные. К ним относятся такие методы, как анализ и синтез. Анализ как метод исследования, позволяет выявить структуру исследуемого объекта. Синтез связан с анализом, он объединяет в одно целое факты, выделенные в процессе анализа.

Данная работа основана на принципах объективности и комплексного подхода. Принцип объективности базируется на таких компонентах как единство и взаимосвязь используемых методов. Принцип комплексного подхода – основывается на всестороннем изучении и анализе объекта исследования.

Кроме того, в процессе создания реферата использовались такие методы как индукция и дедукция, аналогия, сравнение и обобщение. Метод индукции предполагает переход от единичных фактов к общим положениям. Метод дедукции основан на переходе от общего знания о предмете исследования к единичному или частному знанию о данном предмете.

Относительно метода аналогии, необходимо отметить, что он основан на установлении сходства между нетождественными объектами. Обобщение как метод исследования, можно охарактеризовать как метод, который ставит перед собой задачу объединения важных фактов и опущение несущественной информации.

  1. Информационные технологии : теория и практика.

    Сборник научно-методических статей
    Информационные технологии : теория и практика : сб. научно-методических статей / отв. ред. С. Г. Григорьева, З. М. Беляева. − Чебоксары : Чуваш. гос. пед.
  2. «Применение информационных технологий в организации процесса перевода» (1)

    Документ
    Компьютерный (автоматический, машинный) перевод, имеет свою историю и ведёт летоисчисление, начиная с проекта цифровой аналитической машины Г. Беббиджа с середины 19в.
  3. «Применение информационных технологий в организации процесса перевода» (2)

    Документ
    В процессе работы над этими проектами выяснилось, что традиционная лингвистика не располагает ни фактическим материалом, ни идеями и представлениями, нужными для построения систем машинного перевода, которые использовали бы смысл переводимого текста.
  4. Исследование направлений эффективного применения информационных технологий для совершенствования бизнес-процессов производственно-торговой фирмы пояснительная записка

    Исследование
    Тема проекта: «Исследование направлений эффективного применения информационных технологий для совершенствования бизнес-процессов производственно-торговой фирмы»
  5. Информационные технологии в налогообложении

    Документ
    Рецензент: к.ф.-м.н., доцент кафедры информационных систем и математических методов в экономике ГОУ ВПО «Пермский государственный университет» Н.В. Фролова
  6. Применение информационных технологий в обучении иностранному языку

    Реферат
    В XXI веке информационные технологии стали важнейшим фактором, определяющим развитие общества и его место в современной информационной цивилизации. Успешность в первую очередь зависит от интеллектуального потенциала нации, от эффективности
  7. «Информационные технологии в образовании» Центр новых педагогических технологий Московский областной общественный фонд новых технологий в образовании «Байтик»

    Документ
    Материалы XXI Международной конференции «Применение новых технологий в образовании», 28 – 29 июня 2010г. г.Троицк, Московской области - ГОУ ДПО "Центр новых педагогических технологий" Московской области, МОО Фонд новых технологий
  8. «Возможности применения современных информационных технологий при переводе»

    Реферат
    Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя
  9. Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга №45 (696), 22 ноября 2010 г (2)

    Информационный бюллетень
    09.30 Церемония открытия курсов повышения квалификации для преподавателей русского языка и литературы, а также мастер-классов для специалистов в области традиционного русского прикладного искусства из числа российских соотечественников,

Другие похожие документы..