Педагогические условия повышения квалификации учителей с использованием дистанционных образовательных технологий 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования

На правах рукописи

ВАЛЮШИНА НАТАЛЬЯ МИХАЙЛОВНА

Педагогические условия повышения квалификации учителей с использованием дистанционных образовательных технологий

13.00.08 – Теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Чита, 2012

Работа выполнена на кафедре управления инновационными процессами и образовательными технологиями ОГАОУ ДПО

«Иркутский институт повышения квалификации работников образования»

Научный руководитель:

Научный

консультант

доктор педагогических наук, профессор
Санжиева Янжима Балдановна

Официальные

оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор, советник ректора по информационным технологиям ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет»

Самсонов Виктор Серафимович

кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкой и французской филологии и лингводидактики ФГОБУ ВПО ««Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н. Г. Чернышевского»

Кирова Марина Юрьевна

Ведущая организация:

ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный

университет»

Защита состоится 6 апреля 2012 года в 10.00 часов на заседании объединенного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций ДМ 212.069.01 при ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н. Г. Чернышевского» по адресу: 672007, г. Чита, ул. Бабушкина, 129, зал заседаний Ученого совета.

С диссертацией можно ознакомиться в Интеллектуальном ресурсном центре ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н. Г. Чернышевского» по адресу: 672007, г. Чита, ул. Бабушкина, 129.

Автореферат разослан 6 марта 2012г.

Автореферат размещен на официальном сайте ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского»

Автореферат размещен на официальном сайте Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ

http//www: referat_vak@

Ученый секретарь диссертационного совета,

доктор педагогических наук,

профессор Д. Ц. Дугарова

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Качественные изменения содержания, структуры, внедрение в образовательный процесс новых педагогических технологий характеризует современный этап развития образования. В «Концепции социально-экономического развития России до 2020 года» отражены основные направления, в числе которых переход к информационному обществу.

Различные социальные институты способствуют подготовке педагога к использованию компьютерных и Интернет-технологий в своей деятельности. Одним из таких институтов является система дополнительного профессионального образования педагогов.

Исследования использования дистанционных образовательных технологий в повышении квалификации педагогов показывают, что внедрение их в учебный процесс требует коренного изменения всего комплекса отношений, условий, содержания образования, что позволяет рассматривать дистанционные образовательные технологии в качестве системообразующего элемента в организации повышения квалификации.

В то же время в существующих исследованиях тема взаимодействия субъектов дистанционного обучения именно в системе повышения квалификации работников образовании раскрыта не достаточно. Не в полной мере учитываются особенности взрослого обучающегося, его собственная роль в обеспечении результативности повышения квалификации.

Между тем, обучение с использованием дистанционных образовательных технологий по своей сути, предполагает рассмотрение и оценивание не только результатов выполненных заданий, но и процессов взаимодействия тьютора, обеспечивающего необходимые условия для дистанционного обучения, преподавателя, передающего знания и способствующего овладению определенными способами деятельности и слушателя, а также весь комплекс отношений и условий, воздействующих на субъектов обучения.

Многие ученые отмечают, что при организации повышения квалификации учителей с применением дистанционных образовательных технологий необходимо создавать условия, когда педагог оказывается перед необходимостью осознания и выделения собственных способов деятельности, осмысления своего опыта и понимания необходимости его непрерывного развития. Для этого следует внедрять в процесс обучения взрослых именно андрагогическую модель повышения квалификации, позволяющую передать ведущую роль взрослому обучающемуся, удовлетворить его стремление к самореализации, самостоятельности, самоуправлению, принимая за основу его субъективный жизненный и профессиональный опыт.

В связи с этим проблема изучения потенциала дистанционного обучения и возможностей его использования для развития профессиональной компетенции педагога на основе совершенствования его собственной деятельности становится все более актуальной.

Эффективным решением данной проблемы является освоение слушателями курса повышения квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий, в основе которого лежит метод исследования собственной деятельности педагога. Аналогичные программы могут разрабатываться институтами дополнительного профессионального образования, ВУЗами самостоятельно, а процесс реализации может выступать в качестве экспериментальной площадки для развития системы непрерывного образования.

Анализ результатов дистанционного повышения квалификации педагогов в России и за рубежом свидетельствует о необходимости научного поиска эффективных дополнительных профессиональных образовательных программ, технологий, ресурсов и средств, обеспечивающих развитие у педагогов профессиональных компетенций.

Степень изученности проблемы.

Рассматриваемые нами проблемы исследовались учеными в разных отраслях науки. В теории и практике повышения квалификации разработаны различные подходы к решению проблем подготовки учителя с применением дистанционных образовательных технологий (А.А.Андреев, Е.С. Полат, С.А. Щенников, А.Г. Теслинов, О.С.Осипова, Ю.Л. Деражне, А.Г. Чернявская, В.Кочуров, В.С. Меськов, А.В. Хуторской и др.)

Анализ и обобщение работ В.А. Сластенина, М.В. Кларина, В.Я. Ляудис, В.С. Лазарева, Л.С. Подымовой, К. Ангеловски, и др. показывают, что основу готовности педагога к информационной деятельности составляют профессионально-личностные качества, направленные на совершенствование собственной профессиональной компетентности.

Проблема внедрения и использования информационных и дистанционных образовательных технологий в процессе обучения затронута в работах известных ученых и педагогов – исследователей: В.П. Тихомирова, Е.С. Полат, С.А. Щенникова, В.П. Зинченко, Е.И. Машбиц, А.В. Петровского, И.Г. Семакина, а также зарубежных авторов: Дж. Берсина, Дж. Тейлора, Р. Морроу, К. Торна и др.

Результаты внедрения различных моделей образовательной среды для дистанционного обучения представлены в работах С.В. Агапонова, А.А. Калмыкова, И.Г. Кревского С.Л. Лобачева, Л.А. Хачатурова, А.В Хуторского, С. Уолкер и др. Из этих работ следует, что процесс использования новых технологий в образовании может быть реализован посредством формирования единой информационной образовательной среды.

Анализ литературы показал, что проблема повышения квалификации педагогов с использованием дистанционных образовательных технологий недостаточно изучена, остаются вопросы, связанные с методическими и практическими разработками организации учебного процесса по дополнительным профессиональным образовательным программам и технологии их встраивания в образовательные процессы института

Анализ исследований существующей теории и практики свидетельствует о существовании ряда противоречий между:

- традиционно сложившимися формами повышения квалификации педагогов и необходимостью обеспечения особой формы организации образовательного процесса, ориентированной на освоение нового содержания образования с использованием дистанционных образовательных технологий;

- необходимостью расширенного внедрения дистанционного обучения в систему повышения квалификации работников образования и недостаточной разработанностью организационно-педагогических условий, моделей, методики контроля;

  1. - требованиями к технологичности современного образовательного процесса и неподготовленностью педагогов к работе в современных условиях с применением технологий дистанционного обучения.

Отмеченные противоречия указывают направление научного поиска и позволяют сформулировать научную проблему исследования, которая состоит в определении оптимальных педагогических условий, поиске эффективной разноуровневой андрагогической модели организации повышения квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий.

Значимость и актуальность проблемы, ее недостаточная разработанность, выявленные противоречия позволили нам сформулировать тему диссертационного исследования: Педагогические условия повышения квалификации учителей с использованием дистанционных образовательных технологий.

Цель исследования: выявить, раскрыть специфику, экспериментально проверить педагогические условия повышения квалификации учителей с использованием дистанционных образовательных технологий.

Объект исследования: процесс повышения квалификации работников образования.

Предмет исследования: педагогические условия использования дистанционных образовательных технологий в системе повышения квалификации учителей.

Проблема, цель, объект и предмет позволили сформулировать гипотезу исследования.

- процесс повышения квалификации педагогов с использованием дистанционных образовательных технологий будет результативным, если в системе дополнительного профессионального образования реализуются следующие педагогические условия:

- система дистанционного повышения квалификации работников образования будет выстроена с учетом дидактических принципов андрагогики как теории обучения взрослых, основных принципов дистанционного обучения и особенностей системы дополнительного профессионального образования;

- будет обеспечено тьюторское сопровождение процесса дистанционного обучения с учетом психолого-андрагогических особенностей обучающихся;

- будет разработана и внедрена в практику разноуровневая андрагогическая модель повышения квалификации работников образования с использованием дистанционных образовательных технологий;

- создано программно-методическое и дидактическое обеспечение процесса дистанционного обучения в виртуальной коммуникативной профессионально ориентированной образовательной среде.

В соответствии с целью, гипотезой решались следующие задачи:

  1. проанализировать теоретические основы повышения квалификации работников образования средствами дистанционных образовательных технологий, психолого-педагогические и андрагогические аспекты обучения взрослых; определить степень их влияния на специфику организации повышения квалификации педагогов;

  2. выявить, теоретически обосновать и практически проверить педагогические условия эффективности дистанционного обучения в системе повышения квалификации работников образования;

  3. разработать, экспериментально проверить эффективность разноуровневой андрагогической модели повышения квалификации педагогов с применением дистанционных образовательных технологий

  4. обосновать и внедрить метод исследования собственной учебно-профессиональной деятельности для повышения качества дистанционного обучения работников образования;

  5. рассмотреть значение тьюторского сопровождения обучающихся в системе повышения квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий;

  6. создать программно-методическое обеспечение процесса повышения квалификации работников образования средствами дистанционных образовательных технологий и способы его реализации в институте.

Методологической основой исследования являются:

- системный подход (Н.В. Кузьмина, В.П. Беспалько, А.Н. Аверьянов, В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, В.Н. Садовский и др.);

- средовый подход в педагогике (Г.А. Ковалёв, Ю.С. Мануйлов, С.Т. Шацкий, В.А. Ясвин, Н.БКрылова, А.Н Тубельский, И.Д. Фрумин и др.);

- личностно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.В.Петровский, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, А.К.Маркова, И.И. Ильясов, И.С. Якиманская, П. Я. Гальперин, И.А. Зимняя, Н.Ф. Талызина и др.);

- синергетический подход (Г. Хакен, С. П. Курдюмов, Ю. А. Урманцев, А. Р. Лубков);

- акмеологический подход (Б. Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.А. Рыбников, В.Н. Максимова, А.К.Маркова, Г.В.Рева и др.);

- положения общей психологии о сущности деятельности и ее структуре (Б.Г. Ананьин, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, А.Н.Леонтьев, И.Я.Лернер, С.Л. Рубинштейн и др.);

- идеи и подходы к подготовке преподавателей в инновационных образовательных системах, в том числе дистанционных (О.А.Абдуллина, Ю.П. Азаров, Т.М. Ковалева, Т.А. Каплунович, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин и др.);

- идеи и теоретические положения гуманистической педагогики и развивающего обучения (В.В.Давыдов, А.Маслоу, К.Роджерс, Э.Фромм, Д.Б.Эльконин и др.);

- положения андрагогики об особенностях обучения взрослых (С.Г. Вершловский, С.И. Змеев, Д. Колб, Ю.Н. Кулюткин, Л.Н. Лесохина, М. Ноулс, В.Г. Онушкин, В.И. Подобед, Г.С. Сухобская, Е.П. Тонконогая, А.И.Кукуев, Т. В. Василькова и др.).

Теоретической основой исследования послужили:

- внедрение и использование информационных и дистанционных технологий образовательном процессе (А.А. Андреев, В.П. Тихомиров, Е.С Полат,А.А. Калмыков, В.И. Солдаткин, А.В. Хуторской, В.П. Зинченко, М.В. Кларин, Л.Г. Семушина и др.), а также зарубежных авторов (Т. Гаррисон, Д.Ниппер, Дж. Берсин, Дж. Тейлор, Р. Морроу, К. Торн);

  1. Проектирование и реализация предметных компетенций будущих педагогов средствами задачной технологии 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 18 мая 2012 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.266.01 при ФГБОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет» по адресу: 634061, г.
  2. Научные основы формирования творческой активности будущих учителей средствами современных педагогических технологий 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 27 октября 2010 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 14.05.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук в Казахском национальном педагогическом университете имени Абая (050010, г.
  3. Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 20 октября 2008 г. в часов на заседании диссертационного совета Д 212.154.11 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 127051, Москва, Малый Сухаревский переулок д.
  4. Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (1)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 6 июня 2008 г. в 12 час. на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 205.003.03 при Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России по адресу: 196105, Санкт-Петербург,
  5. Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (2)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 6 июня 2008 г. в 12 час. на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 205.003.03 при Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России по адресу: 196105, Санкт-Петербург,
  6. Профессиональное самосовершенствование учителя в системе повышения квалификации 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (педагогические науки)

    Автореферат диссертации
    Защита диссертации состоится 22 мая 2012 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.177.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук при Омском государственном педагогическим университете
  7. Педагогическая технология формирования медиакомпетентности студентов педвузов средствами анимационной композиции 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (1)

    Документ
    Защита диссертации состоится 23 марта 2012 г. в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д.212.101.06 в ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» по адресу: 350040, г.
  8. Педагогическая технология формирования медиакомпетентности студентов педвузов средствами анимационной композиции 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (2)

    Автореферат диссертации
    Защита диссертации состоится 23 марта 2012 г. в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д.212.101.06 в Кубанском государственном университете по адресу: 350040, г.
  9. Становление профессиональной лингводидактики как теоретико-методологическая проблема в профессиональном образовании 13. 00. 08 ­- теория и методика профессионального образования (1)

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена в Федеральном государственном образовательном учреждении дополнительного профессионального педагогического образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»

Другие похожие документы..