Самостоятельная работа студентов задания к практическим занятиям

Сравнительный анализ технологии занятий по развитию речи

Автор занятия

Цели и задачи

Структура занятия

Методы и приемы обучения

Формы взаимодействия

Е.И. Тихеева

В.В. Гербова

В.И. Логинова

О.С. Ушакова

  • Сформулируйте современные требования к организации занятий по развитию речи, соотнеся выводы сравнительного анали­за с положениями дошкольной дидактики об особенностях обучения детей в детском саду.

  • Познакомьтесь с конспектами занятий по развитию ре­чи, сделайте вывод об их соответствии современным требованиям. Составьте рекомендации по использованию одного из представлен­ных конспектов в педагогическом процессе детского сада.

Вариант 1. Рассматривание картины В. М. Васнецова «Аленушка»

(Из книги: Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий / Под ред. О. С. Ушаковой. — М.: Творческий центр «Сфе­ра», 2001, С. 88-89.)

Программное содержание. Учить детей рассматривать сюжетную картину; формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение картины и передавать её в высказываниях; воспитывать умение понимать смысл образ­ных выражений, подбирать эпитеты, сравнения к заданным словам.

Предварительная работа. Воспитатель обсуждает с детьми слова: темные, бедность, омут, печалью.

— Что может быть темным? (ночь, небо, лицо, омут, лес. глаза и др.)

— Как об этом можно сказать по-другому?

— Как вы понимаете слово «бедность»? Как об этом можно сказать по-другому?

— Как вы понимаете слово «печаль»? Каким бывает грустный человек? (грустным, огорченным, опечаленным),

— Как об этом можно сказать по-другому? (горюет, печалится, грустит). Ход занятия.

Детям предлагается внимательно рассмотреть репродукцию картины. В это время звучит «Элегия» Ж. Масне.

— О ком эта картина? Что вы можете рассказать о девочке? Какая она? Ка­кие у неё лицо, поза, одежда? Где она сидит? Почему? Что с ней случилось?

— ^Сак художник показал, что девочка горюет?

— Что окружает девочку на картине?

— Какое время года изображено?

— Как вы думаете, кто сочувствует девочке?

— Какими красками написана картина?

— Какие цвета преобладают у художника?

— Почему?

— Какое настроение было у художника, когда он писал эту картину?

— А что вы чувствуете, когда смотрите на картину?

— Чем она вам нравится?

— Если бы вы были художником, как бы вы назвали картину?

Дхлее следует рассказ воспитателя о картине:

«Сюжет картины В. М. Васнецова навеян темой сиротства и страданий де­тей, русской народной сказкой о сестрице Аленушке и братце Иванушке. Образ Аленушки пленяет глубокой искренностью и обаянием. Перед нами девочка, убежавшая из дома в лесную чащу к глубокому омуту, чтобы выплакать обиды, нанесенными злыми людьми, печалиться о своей тяжелой жизни.

Вечер. Гаснет заря. Сумерки опускаются на молодые сосенки, на потем­невшую воду. На камне сидит Аленушка. В ее поникшей фигуре, смуглом пе­чальном лице выражено горе и страдание. Темные, широко раскрытые глаза за­стилают слезы, взгляд . неподвижен, шелковистые каштановые волосы, спутанными прядями рассыпались по плечам, крепко сжаты пальцы рук, обхва­тившие колени. Одета Аленушка бедно. На ней старенький, порванный сарафан, выцветшая голубая кофта, ноги босые, а на дворе уже осень.

Природа созвучна настроению девочки. Печально притихнув, застыли во­круг молодые берёзки, осины. Ранняя осень. Первая пора увядания природы. Пожелтевшие листья падают на зеркальную поверхность воды. Над головой Аленушки, тихо щебечут ласточки, как бы стараясь успокоить, рассеять её грусть. Островерхие молодые сосенки, острые стебли осоки, как бы охраняют девочку, защищают её от злых людей. Общий тон картины неяркий, в нем пре­обладают темно-зеленый и красно-коричневый цвета.

Картина очень поэтична».

После занятия репродукция остается в группе, дети подходят к ней, чтобы отметить детали, которые сразу не заметили. Они все глубже проникаются настроением картины.

Через неделю, на следующем занятии, воспитатель предлагает детям выска­зать свое мнение о картине. На этом занятии, дети продолжают учиться состав­лять описательный рассказ по картине, высказать о ней оценочное суждение. Одновременно решаются задачи по более активному применению сложноподчи­ненных предложений, а так же использованию в речи сравнений, эпитетов. Де­тям предлагается вспомнить автора, название, объяснить. почему художник так назвал картину. Затем воспитатель предлагает детям рассказать о своем отноше­нии к Аленушке, к картине.

Дети могут рассказывать вдвоем: например, один ребенок описывает Але­нушку и природу вокруг неё, а другой дает оценку рассказу и высказывает свое отношение, или представляет, как он появляется у омута и помогает Аленушке. Воспитатель и дети решают, насколько интересно составлен рассказ и хорошо ли помогают дети Аленушке.

Вариант 2.

Обучение детей пересказу рассказа Ю. Дмитриева «Сосновый лес»

(Из дипломной работы М. Земляной, науч. рук. В. И. Логинова)

Программное содержание:

1. Учить детей пересказывать текст, сохраняя его стиль, последователь­ность изложения.

2. Учить детей строить грамматически правильные высказывания.

3. Расширять словарь детей за счёт новых слов и словосочетаний: хмурый, приветливый, березняк, дубрава, хвоя, опавшие.

4. Учить внимательно рассматривать картину, слушать и оцениватьпере­сказы детей.

Ход занятия.

Внесение картины И. Шишкина «Сосновый бор». Рассматривание и беседа по картине.

— О чем рассказывает картина?

— Какими словами можно сказать про сосновый лес?

— Какие краски использовал художник, изображая стволы деревьев? Хвою? Землю в лесу?

Чтение рассказа Ю. Дмитриева: «Некоторые люди не любят сосновый лес. Он кажется им хмурым, неприветливым. Конечно, в сосновом лесу не так много красок как в березняке или дубраве: стволы деревьев темные, хвоя — тоже, а на земле — ни кустика, ни травинки.

Вся земля в сосновом лесу покрыта опавшими иголками. Их так много на­копилось за долгие годы, что трава уже не может расти, не может пробиться сквозь этот толстый слой.

Но я люблю сосновый лес. Здесь и пахнет как то особенно хорошо и ды­шится легче».

Беседа по содержанию рассказа:

— Почему некоторым людям не нравится сосновый лес?

— Как в рассказе говорится о земле в лесу?

— Почему в сосновом лесу мало зелени, травы?

— Как вы думаете, почему автор любит сосновый лес? Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ. Обучающая оценка детских пересказов.

  • Разработайте конспект комплексного речевого или позна­вательно-речевого занятия с детьми одной из возрастных групп в со­ответствии с современными требованиями к организации занятий по развитию речи. Подготовьтесь к его реализации в условиях деловой игры.

  • Список рекомендуемой литературы

  • ГербоеаВ. В. Учусь говорить. —М.: Просвещение, 2001.

  • Логинова В. И. Формирование словаря // Развитие речи детей дошколь­ного возраста / Под ред. Ф. А. Сохина. — М.: Просвещение, 1984.

  • Тихеееа Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). М.: Просвещение, 1981.

  • Ушакова О, С. Занятия по развитию речи детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 2000.

Занятие 15

Организация совместной деятельности воспитателя и детей в процессе ознакомления с художественной литературой

  • Планзанятия:

1. Проблема литературного развития дошкольников в современ­ной психолого-педагогической литературе.

2. Особенности восприятия литературного произведения детьми разных периодов дошкольного детства.

3. Становление читательских интересов у детей старшего дошко­льного возраста.

4. Педагогические условия воспитания интереса ребенка к худо­жественной литературе.

  • Проанализируйте фрагмент текста пособия «Методические основы языкового образования и литературного развития млад­ших школьников»:

«Единого взгляда на критерии литературного развития школьников еще не выработано. В методике сложились два основных подхода к ре­шению этой проблемы. Сторонники первого (Л, Г. Жабицкая, Н. Д. Мол­давская и др.) считают, что основным критерием литературного разви­тия является непосредственное читательское восприятие. Сторонники второго подхода (В. Г. Маранцман, Г. И. Кудина и др.) наряду с чита­тельским восприятием выделяют еще ряд критериев, а именно:

• объем литературоведческих знаний;

• направленность интересов, начитанность школьников;

• умения, связанные с анализом художественного произведения;

• умения, связанные с литературным творчеством детей;

• мотивы чтения, установки, последействие произведения».

Вопросы для анализа:

1. Какая из двух позиций представляется вам более убедитель­ной? Обоснуйте свое утверждение.

2. Какие из представленных выше критериев могут характеризо­вать понятие «литературное развитие» применительно к детям до­школьного возраста.

3. Сформулируйте понятие «литературное развитие дошкольников».

  • Изучите литературу по теме и дайте письменные тезисные ответы на следующие вопросы:

• Почему литература рассматривается как одно из ведущих средств развития речи детей?

• Что включает в себя понятие «литературное развитие и воспи­тание» ребенка?

• Почему развитие восприятия художественного текста лежит в основе литературного образования и речевого развития детей?

• Каковы условия воспитания у дошкольников устойчивого ин­тереса и любви к художественной литературе?

  • Проанализируйте своеобразие интереса к чтению и чита­тельских интересов детей старшего дошкольного возраста, ис­пользуя экспериментальную методику Л. М. Гурович.

  • Подсказка.

Интерес к чтению (к книгам) — избирателе ее отношение ребенка к восприятию литературных произведений среди других видов деятельности (игра, рисование, спорт и т. д.).

Читательский интерес — избирательное отношение к эмо­ционально привлекательным литературным произведениям.

Экспериментальная методика диагностики читательских интересов Л. М. Гурович

Задачи диагностики:

1 . Выявить натичие интереса к чтению у детей среди других видов дея­тельности.

2. Изучить особенности читательских интересов у детей (устойчивость. широта, осознанность).

  1. Самостоятельная работа студентов задания к практическим занятиям (1)

    Самостоятельная работа
    В этом разделе представлены задания, которые помогут вам подготовиться к практическим занятиям. Материал к каждому практиче­скому занятию сопровождают следующие обозначения:
  2. Самостоятельная работа студентов задания к практическим занятиям (3)

    Самостоятельная работа
    • Проиллюстрируйте примерами из книги Е. И. Тихеевой реали­зацию основных теоретических положений в разных разделах работы по развитию речи («Развитие речи детей раннего возраста», «Развитие словаря детей», «Живое слово»).
  3. Методика руководства изобразительной деятельностью дошкольников задания для самостоятельной работы Выполнить подготовку к практическим занятиям №№8,9, 13

    Документ
    Исследовательское задание. Разработать опросник для детей для определения уровня знаний об архитектуре Севастополя. Провести опрос, обработать результаты,
  4. Учебное пособие включает краткое изложение основных вопросов курса, глоссарий по дисциплине, темы самостоятельных работ студентов, материалы для практического применения.

    Учебное пособие
    Учебное пособие включает краткое изложение основных вопросов курса, глоссарий по дисциплине, темы самостоятельных работ студентов, материалы для практического применения.
  5. Самостоятельная работа студентов методиче ские рекомендации по изучению дисциплины «Химическое сопротивление и защита от коррозии» для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 240706, 260601 всех форм обучения

    Самостоятельная работа
    Методические рекомендации по изучению дисциплины «Химическое сопротивление и защита от коррозии» для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 240706,
  6. Самостоятельная работа студентов в высшем учебном заведении Учебное пособие

    Самостоятельная работа
    М. А. Дорофеева, Т.М. Самусенко Самостоятельная работа студентов в высшем учебном заведении: Учебное пособие.–Владивосток: Изд-во Дальневост. Ун-та, 2006.
  7. Самостоятельная работа студентов методиче ские рекомендации по изучению дисциплины

    Самостоятельная работа
    Разработано в соответствии с Государственным образовательным стандартом ВПО для направлений подготовки 240702 на основе рабочей программы дисциплины «Физико-химическая стабильность высоконаполненных композиций»
  8. Самостоятельная работа студентов методические рекомендации по изучению дисциплины «Химия» для студентов, обучающихся по направлению подготовки 260106 всех форм обучения

    Самостоятельная работа
    Разработано в соответствии с Государственным образовательным стандартом ВПО для направления подготовки 260106 на основе рабочей программы дисциплины «Химия»
  9. Самостоятельная работа студентов методические рекомендации по дисциплине «Аналитическая химия и физико-химические методы анализа» для студентов специальностей 240701, 240702, 240901, 260204 всех форм обучения Бийск

    Самостоятельная работа
    Методические рекомендации по дисциплине «Аналитическая химия и физико-химические методы анализа» для студентов специальностей 240701, 240702, 240901, 260204 всех форм обучения

Другие похожие документы..