Самостоятельная работа студентов задания к практическим занятиям

Технология формирования грамматического строя речи дошкольников

  • План занятия:

1. Содержание понятий «грамматически правильная речь», «фор­мирование грамматически правильной речи», «словотворчество».

2. Формирование грамматически правильной речи детей в учеб­ной деятельности:

• на занятиях по развитию связной речи;

• на занятиях по формированию словаря.

3. Роль общения и дидактических игр в преодолении трудностей освоения детьми грамматических норм русского языка

  • Изучите литературу по теме и составьте письменные тезис­ные ответы на следующие вопросы:

• Как относиться к словотворчеству детей?

• Каковы педагогические условия освоения детьми грамматического строя речи?

  • Предложите по одной образовательной ситуации, на­правленно 1 на решение задач развития грамматически правиль­ной речи у детей дошкольного возраста:

• на занятиях по развитию словаря;

• на занятиях по развитию связной речи;

• в дидактической игре;

• в лексическом упражнении;

• в общении воспитателя и ребёнка.

  • Подсказка.

Алгоритм выполнения задания: тема занятия (название дидактической игры); цель занятия (игры); место образовательной ситуации в ходе занятия; решаемая задача по грамматически пра­вильно и речи; описание образовательной ситуации.

  • Список рекомендуемой литературы

  • Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения род­ному языку дошкольников. — М.: Академия, 1997. Гл. 5. Методика формирова­ния грамматического строя речи. § 5, 6, 7.

  • Арушанова А. Г. Дошкольный возраст: формирование грамматического строя речи // Дошкольное воспитание. 1993. № 9.

  • АрушановаА. Г. Дошкольный возраст: формирование грамматического строя речи//Дошкольное воспитание. 1993. №9.

  • Гвоздев А. Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста — М.: Академия, 1999. С. 260-274.

  • Детство. Программа развития и воспитания детей в дет жом саду, — СПб.: Акцидент, 2000.

  • Конина М.М. Некоторые вопросы обучения детей 3-5 лет грамматиче­ски правильной речи // Хрестоматия по теории и методике развит т речи детей дошкольного возраста. — М.: Академия, 1999. С. 283-290.

  • Тамбоецева А. Г- Взаимосвязь речетворчества и умственного развития // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста, — М.: Академия, 1999. С. 290-300.

  • Формирование грамматического строя речи //Развитие речи детей до­школьного возраста / Под ред. Ф. А. Сохина.— М.: Просвещение, 1)84.

  • Цейтлин С. И. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. — М.: Владос, 2000.

  • Чуковский К. И. От двух до пяти. — М., 1995.

Занятие 12

Технология воспитания у детей звуковой культуры речи

  • План занятия:

1. Интегративный характер понятия «звуковая культура речи».

2. Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культу­ры речи дошкольников в разных возрастных группах.

3. Методика воспитания звукопроизношения у детей.

4. Методика воспитания общих речевых навыков и интонационной выразительности речи у дошкольников.

  • Составьте примерный план работы по воспитанию зву­копроизношения у детей. Отберите игры и упражнения по постанов­ке у ребенка среднего или старшего дошкольного возраста (на ваш выбор)конкретного звука. Результаты задания отразите в таблице 8.

  • Предложите 3 игровых образовательных ситуации, на­правленные на решение задач воспитания общих речевых навы­ков у детей дошкольного возраста. Задачами образовательных си­туаций должны быть: развитие речевого дыхания, развит к одного из навыков владения голосом (его силой, темпом, тембром) и развитие интонационной выразительности. Возраст детей выберите самостоя­тельно.

Таблица 8

Примерный план работы с детьми по постановке звука

Этапы работы

Работа над звуком

«Ш»

Работа над выбранным вами звуком

Диагностика:

- речевого слуха

- звукопроизношения

Развитие артикуляционного аппарата

Изолированное произношение звука

- «вызывание звука»

- «звукоподражание»

Закрепление звукопроизношения в слоге

Закрепление звукопроизношения в слове

Закрепление звукопроизношения в предложении

Закрепление звукопроизношения в тексте

Дифференциация звуков, близких по артикуляции

  • Список рекомендуемой литературы

  • Алексеева М. М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения род­ному языку дошкольников. — М., 1997. Гл. 6.

  • Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка // Хре­стоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста — М.: Академии, 1999. С. 302-311.

  • Геничг М. Г., Герман Н. А, Обучение дошкольников правильной речи. — Чебоксары, 1580.

  • Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. — СПб. : Академия, 2000.

  • Максаков А. И., Тумакова Г. Учите, играя. — М., 1983.

  • Максаков А. И., Фомичева М. Ф. Звуковая культура речи детей // Разви­тие речи детей и дошкольного возраста / Под ред. Ф. А. Сохина. — М., 1984.

Занятие 13

Теории и технологии подготовки детей к обучению грамоте и чтению

  • План занятия:

1. Понятие «подготовка к обучению грамоте и чтению».

2. Место подготовки к обучению грамоте и чтению в системе ра­боты по развитию речи в детском саду.

3. Альтернативные и вариативные современные методики обуче­ния грамоте и чтению дошкольников.

  • Изучите литературу по теме, дайте письменные ответы на вопросы, выполните задания:

• Определите сущность понятий «подготовка к обучению грамо­те», «обучение грамоте», «обучение чтению».

• С какого возраста следует начинать обучение грамоте? Обоснуйте свой ответ.

• С какого возраста следует начинать обучение чтению? Обос­нуйте свой ответ.

  • На основе прослушанных докладов, проанализируйте со­временные методики обучения грамоте и чтению детей дошколь­ного возраста и заполните таблицу 9.

Таблица9

Анализ современных методик обучения грамоте и чтению

для детей дошкольного возраста

Название методики

и ее автор

Метод обучения чтению, лежащий

в основе методики

Цели и

задачи работы

с детьми

Принципы

организации

работы

с детьми

Этапы методики

Ведущие формы, методы и приемы работы

Доман Г.

Обучение дошкольников чтению

Обучение чтению и письму по методу Н.А. Зайцева

Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В. и д.р. Обучение дошкольников грамоте

Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения

  • Список рекомендуемой литературы

  • Агаркова Н. Г., Бугрименко Е. Л., Жедек П. С- и др. Чтение и письмо по
    системе Д. Б. Эльконина. — М.: Просвещение, 1993.

  • Алексеева И. А. Планирование занятий и новые формы работы по чте­нию с детьми от трех до семи лет. — М., 1997.

  • Алексеева М. М,, Яшина В. И. Методика развития речи и обучения род­ному языку дошкольников. — М., 1997.

  • Бугрименко Е. А., Цукерман Г. А. Чтение без принуждения. — М.: Твор­ческая педагогика, 1993.

  • Доман Г. Дошкольное обучение ребенка. — М., 1 995 .

  • Журова Л.Е. Варенцова Н.С., Дурова Н. В. и др. Обучение дошкольни­ков грамоте: Методическое пособие. — М.; Школа-Пресс, 1998.

  • Львов М. Р., Рамзаева Т Г., Светяовская Н. Н. Методика обучения рус­скому языку в начальных классах, — М.: Просвещение, 1987.

Занятие 14

Технологии обучения детей на занятиях по развитию речи

  • План занятия:

1 . Занятие как форма организованного обучения.

2. Традиционные подходы к организации занятий по развитию речи в истории методики.

3. Вклад В.И.Логиновой в разработку технологии занятий по развитию речи детей в детском саду.

4. Современные подходы к организации занятий по развитию речи.

5. Классификация занятий по развитию речи в детском саду.

6. Технология составления конспекта занятия.

  • Проведите сравнительный анализ технологий занятий по развитию речи, предложенных Е. И. Тихеевой, В. В. Гербовой, В. И. Ло­гиновой, О. С. Ушаковой. Результаты задания отразите в таблице 10.

Таблица 10

  1. Самостоятельная работа студентов задания к практическим занятиям (1)

    Самостоятельная работа
    В этом разделе представлены задания, которые помогут вам подготовиться к практическим занятиям. Материал к каждому практиче­скому занятию сопровождают следующие обозначения:
  2. Самостоятельная работа студентов задания к практическим занятиям (3)

    Самостоятельная работа
    • Проиллюстрируйте примерами из книги Е. И. Тихеевой реали­зацию основных теоретических положений в разных разделах работы по развитию речи («Развитие речи детей раннего возраста», «Развитие словаря детей», «Живое слово»).
  3. Методика руководства изобразительной деятельностью дошкольников задания для самостоятельной работы Выполнить подготовку к практическим занятиям №№8,9, 13

    Документ
    Исследовательское задание. Разработать опросник для детей для определения уровня знаний об архитектуре Севастополя. Провести опрос, обработать результаты,
  4. Учебное пособие включает краткое изложение основных вопросов курса, глоссарий по дисциплине, темы самостоятельных работ студентов, материалы для практического применения.

    Учебное пособие
    Учебное пособие включает краткое изложение основных вопросов курса, глоссарий по дисциплине, темы самостоятельных работ студентов, материалы для практического применения.
  5. Самостоятельная работа студентов методиче ские рекомендации по изучению дисциплины «Химическое сопротивление и защита от коррозии» для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 240706, 260601 всех форм обучения

    Самостоятельная работа
    Методические рекомендации по изучению дисциплины «Химическое сопротивление и защита от коррозии» для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 240706,
  6. Самостоятельная работа студентов в высшем учебном заведении Учебное пособие

    Самостоятельная работа
    М. А. Дорофеева, Т.М. Самусенко Самостоятельная работа студентов в высшем учебном заведении: Учебное пособие.–Владивосток: Изд-во Дальневост. Ун-та, 2006.
  7. Самостоятельная работа студентов методиче ские рекомендации по изучению дисциплины

    Самостоятельная работа
    Разработано в соответствии с Государственным образовательным стандартом ВПО для направлений подготовки 240702 на основе рабочей программы дисциплины «Физико-химическая стабильность высоконаполненных композиций»
  8. Самостоятельная работа студентов методические рекомендации по изучению дисциплины «Химия» для студентов, обучающихся по направлению подготовки 260106 всех форм обучения

    Самостоятельная работа
    Разработано в соответствии с Государственным образовательным стандартом ВПО для направления подготовки 260106 на основе рабочей программы дисциплины «Химия»
  9. Самостоятельная работа студентов методические рекомендации по дисциплине «Аналитическая химия и физико-химические методы анализа» для студентов специальностей 240701, 240702, 240901, 260204 всех форм обучения Бийск

    Самостоятельная работа
    Методические рекомендации по дисциплине «Аналитическая химия и физико-химические методы анализа» для студентов специальностей 240701, 240702, 240901, 260204 всех форм обучения

Другие похожие документы..