Самостоятельная работа студентов задания к практическим занятиям

Занятие 10

Педагогическая технология словарной работы в детском саду

  • План занятия:

1. Словарная работа в процессе первичного ознакомления детей с предметами.

2. Педагогическая технология словарной работы в процессе уг­лубления знаний детей о предметах.

3. Педагогическая технология словарной работы в процессе обобщения знаний о предметах.

  • Отберите по 2-3 предмета для проведения демонстраций и осмотров с детьми разных возрастных групп. Дайте психолого-педагогическое обоснование сделанному выбору.

  • Проведите сравнительный анализ конспектов занятий по второму на травлению словарной работы в соответствии с требова­ниями к мет эдике, продумайте рекомендации к совершенствованию.

  • Подсказка 1.

Результаты своих размышлений вы можете оформить в виде сравнит ельной таблицы или рецензии.

  • Подсказка 2.

Требования к методике проведения занятий по второму на-правлеь ию словарной работы:

1. Мотивированность деятельности ребенка на занятии.

2. Обязательное использование раздаточного материала для акгивнг гх обследовательских действий каждого ребенка.

3. Организация тщательного сенсорного обследования пред­метов vматериалов на занятии.

4. Яркая представленность вычленяемого качества в предмете.

5. Вычленение каждого качества и свойства в сравнении с противоположным.

6. Использование воспитателем точных словесных обозна­чений с обследовательских действий и вычленяемых качеств.

Вариант I.

Занятие по ознакомлению с деревом и металлом в средней группе

(Из книги: Гербова В. В. Занятия по развитию речи в средней группе дет­ского сада. — М.: Просвещение, 1983.)

Цель: используя прием сравнения, познакомить детей с деревом и метал­лом, качествами этих материалов: металл тверже, тяжелее, звонче дерева; объяс­нить, что предметы могут быть сделаны как из дерева, так и из металла; предло­жить детям в убрать один из предметов на столе воспитателя, объяснить, из чего он сделан.

Материал: пластины из дерева и из металла.

Ход занятия:

Педагог показывает детям металлическую пластину, спрашивает, из чего она сделана, уточняет и обобщает ответы: «Пластина из металла. Если она из металла, про нее можно сказать и так: пластина металлическая». Дети повторяют.

Педагог показывает деревянную пластину, проводит аналогичный анализ. Закрепляет в речи детей слова: из дерева, деревянный.

Далее воспитатель предлагает сравнить дерево и металл: «Возьмите метал­лическую и деревянную пластины. Потрогайте металл и дерево, подержите их в руках. Металл какой? Правильно, он гладкий. А дерево? (шероховатое, не глад­кое, шершавое). Возьмите металлическую пластину, попытайтесь ее согнуть. Сильнее, сильнее сгибайте. Сгибается пластинка? А попробуйте согнуть, сло­мать деревянный бросок. И все-таки дерево мягче, чем металл, а металл тверже».

«Давайте послушаем, как стучат металлические и деревянные предметы». Берет 2 деревянные и 2 металлические ложки, слушают звучание. Воспитатель делает обобщение: «Звонче ударяются металлические ложки.

Эти ложки сделаны из... Они.... (деревянные, металлические)».

«Мы познакомились со свойствами дерева и металла, выяснили, что металл гладкий, а дерево какое? (шершавое, шероховатое). Мы определили, что металл твердый, а дерево тоже твердое, но мягче металла. Звук от удара металлических предметов звонче. Есть еще одно отличие. Положите на одну ладонь деревянную пластину, на другую металлическую. Что тяжелее: дерево или металл? Да. ме­талл тяжелее, а дерево легче.

Далее воспитатель предлагает детям взять по одному предмету (они приго­товлены заранее), назвать предмет и материал, из которого он сделан, Затем предлагает взять деревянные предметы и рассказать, чем они отличаются от ме­таллических. Затем выбрать металлические предметы».

Вариант 2. Занятие по ознакомлению со свойствами и качествами металла в средней группе

(Учебный конспект, разработанный студентами дневного отделения)

Программное содержание:

1. Познакомить детей со свойствами и качествами металла: твердый, прочный, гладкий, непрозрачный, блестящий, тяжелый- быстро нагревается (об­ладает теплопроводностью), не горит.

2. Учить сравнивать дерево и металл, выделять различия и сходство. За­крепить обследовательские действия: надавить, сжать, погладить, взвесить, по­смотреть через предмет, опустить в воду. Познакомить с новым обследователь­ским действием: нагревание. Учить выделять свойства и качества несколькими способами. Учить выдвигать предположения и искать способы их подтвержде­ния.

3. Обогащение и активизация словаря: нагреть, отражается, блеск, твер­дый, легкий, тяжелый, непрозрачный, горит, прочный.Формировать речь-доказательство.

4. Закрепить умение работать с моделью.

5. Учить анализировать свои ответы и ответы товарищей с точки зрения полноты и последовательности.

Предварительная работа:

• занятия по ознакомлению со свойствами и качествами дерева и стекла;

• занятия по обучению работе с моделью;

• чтение главы «Как Незнайка катался на газированном автомобиле» из сказки Н. Носова «Приключения Незнайкии его друзей».

Материал к занятию:

Для детей: металлические и деревянные бруски (на каждого ребенка), мо­дель — карточки, обозначающие металлический блеск, твердость, вес, проч­ность, непрозрачность, гладкость, нагревание, горение.

Для воспитателя: два металлических бруска, деревянный брусок, таз с во­дой, спиртовка, гвозди, молоток.

Ход занятия:

Воспитатель (В): К нам пришло письмо от Незнайки, он пишет, что после аварии на газированном автомобиле он хочет сам смастерить такой автомобиль, чтобы катать коротышек. Но Незнайка не знает., из какого материала нужно сде­лать автомобиль, чтобы он был прочным, надежным и красивым. Знайка подска­зал, что таким материалом является металл, но Незнайка не знает, что это такое. Давайте напишем Незнайке письмо и расскажем ему о металле.

— Для того, чтобы помочь Незнайке, давайте сами познакомимся со свой­ствами металла. А помогут нам — наши волшебные картинки (модель). (Вы­ставляются карточки модели, обозначающие свойства и качества металла)

— Давайте вспомним, что обозначает каждая карточка.

— Выберете металлический брусок. Этот брусок сделан из металла.

— Как узнать, твердый ли металл? (надавить) Что узнали о твердости ме­талла?

— Как узнать, прочный ли металл? (Сжать, уронить) Сожмите металличе­ский брусок (уроните его на пол). Что узнали о прочности металла?

— Какой материал прочнее: дерево, стекло или металл? Как мы узнавали, что стекло непрочное? (стекло разбилось, когда его уронили) Как узнать вам, прочное ли дерево? (сжали, уронили) Что произошло с деревом? (ничего) Что произошло с металлом, когда его сжали, уронили? (ничего) Значит ли это, что дерево и металл одинаково прочные? Давайте проверим! (воспитатель вбивает гвоздь в деревянный брусок, дети констатируют результат. Затем воспитатель пытается вбить гвоздь в металлический брусок) Что же прочнее, дерево или ме­талл? Как мы это узнали? Хорошо ли для изготовления машины, что металл прочный? Почему?

— О чем говорит следующая карточка модели? («горение») Как узнать, го­рит ли металл? Давайте проверим. (Воспитатель подносит металлический брусок к пламени спиртовки.) Горит ли металл? Потрогайте металлический брусок, ко­торый я держала над пламенем. Что с ним стало? (нагрелся) Так что же обозна­чает следующая карточка модели? («нагревание») Некоторые материалы не го­рят, но быстро нагреваются, проводят и долго сохраняют тепло. Подойдите к батарее, с помощью которой отапливается наша группа. Из какого материала она сделана? Почему? Хорошо или плохо для изготовления машины, что металл на­гревается и легко проводит тепло?

— Посмотрите на следующую карточку модели, она подсказывает, что еще можно узнать о металле («вес»). Как вы думаете, что тяжелее: дерево или металл? Как это проверить? (взвесить на руке, взвесить на весах и сравнить) Да­вайте проверим. Что мы узнали о весе металла и дерева? Почему нужно машины изготавливать из тяжелого материала?

— Что еще о металле подсказывают волшебные картинки? («гладкость», «блеск», «прозрачность») Гладкий или шероховатый металл? Как узнали? Бле­стит ли металл? Как узнать? (посмотреть на свет отражается ли в нем что-нибудь) Докажите, что металл блестит? Будет ли Незнайкина машина красивой? (она гладкая и блестящая).

— Прозрачный ли металл? Как узнали? Можно ли из металл а сделать окна в Незнайкиной машине? Из какого материала надо сделать окна? Почему?

— Посмотрите на волшебные картинки и расскажите все, что мы узнали се­годня о металле. Докажите Незнайке, что машину надо сделать из металла, О ка­ких особенностях металла надо предупредить Незнайку, чтобы он был осторо­жен? (воспитатель записывает ответы и рассказы детей для письма Незнайке).

  • Проанализируйте в образовательной программе «Детство» содержание работы по ознакомлению со свойствами и качествами материалов детей разных возрастных групп. Результаты отразите в таблице 7.

Таблица 7

Содержание работы по ознакомлению дошкольников со свойствами

и качествами материалов

Возраст

детей

Задачи работы

Материал для ознакомления

Свойства и качества материала

Обследовательские действия

3-4 года

4-5 лет

6-7 лет

  • Сформулируйте содержание родовых понятий «Бытовая техника», «Игрушки», «Транспорт», «Город» для детей разных воз­растных групп.

  • Спроектируйте образовательную ситуацию для закрепле­ния у детей умения обобщать по выделенным вами признакам.

  • Список рекомендуемой литературы

  • Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи * обучения род­ному языку дошкольников. — М., 1997.

  • Детство: Программа развития и воспитания в детском саду. — СПб,: Детство-Пресс, 2000.

  • Логинова В. И. Формирование словаря // Развитие речи тетей дошколь­ного возраста / Под ред. Ф. А. Сохина. — М.: Просвещение, 1984. 2. 79-303.

  • Струнина Е. М. Лексическое развитие дошкольников // Дошкольное воспитание. 1992. № 7.

  • Тихеева Е- И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). — М.: Просвещение, 1981.

Занятие 11

  1. Самостоятельная работа студентов задания к практическим занятиям (1)

    Самостоятельная работа
    В этом разделе представлены задания, которые помогут вам подготовиться к практическим занятиям. Материал к каждому практиче­скому занятию сопровождают следующие обозначения:
  2. Самостоятельная работа студентов задания к практическим занятиям (3)

    Самостоятельная работа
    • Проиллюстрируйте примерами из книги Е. И. Тихеевой реали­зацию основных теоретических положений в разных разделах работы по развитию речи («Развитие речи детей раннего возраста», «Развитие словаря детей», «Живое слово»).
  3. Методика руководства изобразительной деятельностью дошкольников задания для самостоятельной работы Выполнить подготовку к практическим занятиям №№8,9, 13

    Документ
    Исследовательское задание. Разработать опросник для детей для определения уровня знаний об архитектуре Севастополя. Провести опрос, обработать результаты,
  4. Учебное пособие включает краткое изложение основных вопросов курса, глоссарий по дисциплине, темы самостоятельных работ студентов, материалы для практического применения.

    Учебное пособие
    Учебное пособие включает краткое изложение основных вопросов курса, глоссарий по дисциплине, темы самостоятельных работ студентов, материалы для практического применения.
  5. Самостоятельная работа студентов методиче ские рекомендации по изучению дисциплины «Химическое сопротивление и защита от коррозии» для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 240706, 260601 всех форм обучения

    Самостоятельная работа
    Методические рекомендации по изучению дисциплины «Химическое сопротивление и защита от коррозии» для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 240706,
  6. Самостоятельная работа студентов в высшем учебном заведении Учебное пособие

    Самостоятельная работа
    М. А. Дорофеева, Т.М. Самусенко Самостоятельная работа студентов в высшем учебном заведении: Учебное пособие.–Владивосток: Изд-во Дальневост. Ун-та, 2006.
  7. Самостоятельная работа студентов методиче ские рекомендации по изучению дисциплины

    Самостоятельная работа
    Разработано в соответствии с Государственным образовательным стандартом ВПО для направлений подготовки 240702 на основе рабочей программы дисциплины «Физико-химическая стабильность высоконаполненных композиций»
  8. Самостоятельная работа студентов методические рекомендации по изучению дисциплины «Химия» для студентов, обучающихся по направлению подготовки 260106 всех форм обучения

    Самостоятельная работа
    Разработано в соответствии с Государственным образовательным стандартом ВПО для направления подготовки 260106 на основе рабочей программы дисциплины «Химия»
  9. Самостоятельная работа студентов методические рекомендации по дисциплине «Аналитическая химия и физико-химические методы анализа» для студентов специальностей 240701, 240702, 240901, 260204 всех форм обучения Бийск

    Самостоятельная работа
    Методические рекомендации по дисциплине «Аналитическая химия и физико-химические методы анализа» для студентов специальностей 240701, 240702, 240901, 260204 всех форм обучения

Другие похожие документы..